История великой мистификации. Черубина де Габриак (Елизавета Ивановна Дмитриева) - русская поэтесса, драматург, переводчик презентация

Содержание

31.03.1887 – 5.12.1928 Черубина де Габриак (Елизавета Ивановна Дмитриева) – русская поэтесса, драматург, переводчик.

Слайд 1История
великой
мистификации


Слайд 2 31.03.1887 – 5.12.1928
Черубина де Габриак
(Елизавета Ивановна Дмитриева) –

русская поэтесса, драматург, переводчик.


Слайд 3Алексей Толстой
называл ее
"одной из самых фантастических и печальных фигур

русской литературы"

Толстой А.

Далее


Слайд 4Она родилась в небогатой дворянской семье.
В 1904 с золотой медалью

закончила Василеостровскую гимназию.
В 1908 Елизавета Дмитриева закончила Императорский женский педагогический институт, где изучала средневековую историю и французскую литературу.

Далее


Слайд 5Некоторое время училась в Сорбонне, изучала испанское средневековье.

Далее


Слайд 6В Сорбонне Дмитриева (Черубина де Габриак) познакомилась с Николаем Гумилёвым, который

много раз просил Елизавету Дмитриеву выйти за него замуж, она отказывала - была невестой инженера Васильева.

Гумилёв Н.

Далее


Слайд 7В первый раз я увидела Н. С.*
В июне 1907

г. в Париже
в мастерской художника Себастиана Гуревича, который писал мой портрет.
Он был еще совсем мальчик, бледное, манерное лицо, шепелявый говор, в руках он держал небольшую змейку из голубого бисера.
Она меня больше всего поразила.
*Н. С. – Н.С..Гумилев.


Моё сердце - словно чаша Горького вина, Оттого, что встреча наша Не полна.
Я на всех путях сбирала Для тебя цветы, Но цветы мои так мало Видишь ты.
И венок, венок мой бедный Ты уж сам порви! Посмотри, какой он бледный Без любви. Надломилось, полно кровью Сердце, как стекло. Всё оно одной любовью Истекло.
1907, Париж

Далее


Слайд 8Елизвета Ивановна преподавала в Петровской женской гимназии, влилась в артистическую жизнь

столицы

Далее


Слайд 9Дмитриева влилась
в артистическую жизнь столицы, посещала знаменитые литературные собрания на

«Башне»
Вячеслава Иванова
где познакомилась с Максимилианом Волошиным

Иванов В.

Волошин М.

Далее


Слайд 10Волошин стал ее наставником.
Дача Волошина
Лето 1909
Елизавета провела на даче

у Волошина,
где родилась совместная идея литературной мистификации – Черубина де Габриак
и литературная маска таинственной красавицы-католички

Далее


Слайд 11Дмитриева на даче Волошина
Далее


Слайд 12Замкнули дверь в мою обитель
навек утерянным ключом, и черный Ангел,

мой хранитель,
стоит с пылающим мечом.
Но блеск венца и пурпур трона
не увидать моей тоске,
и на девической руке - ненужный перстень Соломона.
Не осветит мой темный мрак
великой гордости рубины...
Я приняла наш древний знак святое имя Черубины.
1909

Далее


Слайд 13В один из дней августа 1909 г. петербургский искусствовед и издатель

С. К. Маковский, получил письмо подписанное одной буквой « Ч ». Неизвестная поэтесса предлагала «Аполлону» стихи…

Далее


Слайд 14С. Маковскому

Твои цветы... цветы от друга,
Моей Испании цветы.
Я

их замкну чертою круга
Моей безрадостной мечты.
Заворожу печальным взглядом
Двенадцать огненных гвоздик,
Чтоб предо мною с ними рядом
Из мрака образ твой возник.
И я скажу... но нет, не надо,-
Ведь я не знаю тихих слов.
И в этот миг я только рада
Молчанью ласковых цветов.

1909, Петербург

Маковский С.

Далее


Слайд 15В изысканных строках стихов сквозила тоска одиночества, желание пойти навстречу зову

сердца, найти душу, которой можно было бы довериться

Далее


Слайд 16В глубоких бороздах ладони
р
Читаю жизни письмена:

В них путь к Мистической

Короне
р
И плоти мертвой глубина.

В кольце зловещего Сатурна

С моей судьбой сплелась любовь...

Какой уронит жребий урна?

Какой стрелой зажжется кровь?

Падет ли алою росою,

Земным огнем спалив уста?

Иль ляжет белой полосою

Под знаком Розы и Креста?


1909, Коктебель

Далее


Слайд 17Вся редакция «Аполлона», а там были такие известные поэты, как Иннокентий

Анненский, Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв,- безоговорочно решила печатать стихи неизвестной

Гумилёв Н

Иванов В.

Анненский И

Далее


Слайд 18Далее
Она ступает без усилья,
Она неслышна, как гроза,
У ней серебряные

крылья
И темно-серые глаза.
Ее любовь неотвратима,
В ее касаньях - свежесть сна,
И, проходя с другими мимо,
Меня отметила она.
Не преступлю и не забуду!
Я буду неотступно ждать,
Чтоб смерти радостному чуду
Цветы сладчайшие отдать.

1909, Петербург

Слайд 19Горький и дикий запах земли:
Темной гвоздикой поля поросли!
В травы одежду скинув

с плеча,
В поле вечернем горю, как свеча.

Вдаль убегая, влажны следы,
Нежно нагая, цвету у воды.
Белым кораллом в зарослях лоз,
Алая в алом, от алых волос.

1909

Далее


Слайд 20Лишь раз один, как папоротник, я
цвету огнем весенней, пьяной ночью...


Приди за мной к лесному средоточью,
в заклятый круг, приди, сорви меня.

Люби меня. Я всем тебе близка.
О, уступи моей любовной порче.
Я, как миндаль, смертельна и горька,
нежней чем смерть, обманчивей и горче.

1909

Далее


Слайд 21Черубина де Габриак
Цветаева М.
Осень 1909 года

стала в русской литературе,
по словам
Марины Цветаевой,
эпохой
Черубины де Габриак.

Далее


Слайд 22Успех Черубины де Габриак
был кратким и головокружительным.

А потом ее

разоблачили.
Тайна стала известна в редакции
«Аполлона»

Далее


Слайд 23Весь лед души обстал вокруг,
Как отраженная ограда,
И там совпал

Полярный круг
С кругами Ада.

Там брата ненавидит брат...
В немом молчаньи стынут души,
А тех, кто обращен назад,
Змеей воспоминанье душит.

И громоздятся глыбы льда...
Но кротко над вратами Ада
Неугасимою лампадой
Горит Полярная звезда.

После разоблачения оскорбительный выпад Гумилева
в адрес Дмитриевой привел к дуэли
между ним и Волошиным...

Далее


Слайд 24В результате, в конце 1910 в «Аполлоне» появилась ещё
одна подборка

стихов Черубины,
с заключительным стихотворением «Встреча», подписанным подлинным именем поэтессы

Далее


Слайд 25Кто ты, Дева?» — Зверь и птица. «Как зовут тебя?» — Узнай. Ходит

ночью Ледяница, С нею — белый горностай. «Ты куда идешь?» — В туманы. «Ты откуда?» — Я с земли. И метелей караваны Вьюги к югу понесли. «Ты зачем пришла?» — Хотела. «Что несешь с собой?» — Любовь. Гибко, радостно и смело Поднялись метели вновь. «Где страна твоя?» — На юге. «Кто велел прийти?» — Сама. И свистят, как змеи, вьюги, В ноги стелется зима. «Что ж ты хочешь?» — Снов и снега. «Ты надолго ль?» — Навсегда. Над снегами блещет Вега, Льдисто-белая звезда.

Встреча

Далее


Слайд 26КОНЕЦ

Милый рыцарь Дамы Черной,
Вы несли цветы учтиво,
Власти призрака покорный,

Вы склонялись молчаливо.

Храбрый рыцарь. Вы дерзнули
Приподнять вуаль мой шпагой...
Гордый мой венец согнули
Перед дерзкою отвагой.

Бедный рыцарь. Нет отгадки,
Ухожу незримой в дали...
Удержали вы в перчатке
Только край моей вуали.

Далее


Слайд 27Я венки тебе часто плету
Из пахучей и ласковой мяты,
Из травинок, что

ветром примяты,
И из каперсов в белом цвету.
Но сама я закрыла дороги,
На которых бы встретилась ты...
И в руках моих, полных тревоги,
Умирают и блекнут цветы.
Кто-то отнял любимые лики
И безумьем сдавил мне виски.
Но никто не отнимет тоски
О могиле моей Вероники.

1909-1910

Далее


Слайд 28Темно-лиловые фиалки
Мне каждый день приносишь ты;
О, как они наивно

жалки,
Твоей влюбленности цветы.

Любви изысканной науки
Твой ум ослепший не поймет,
И у меня улыбкой скуки
Слегка кривится тонкий рот.

Моих духов старинным ядом
Так сладко опьянился ты,
Но я одним усталым взглядом
Гублю ненужные цветы.

Далее


Слайд 29Разоблачение обернулось для Черубины де Габриак тяжелейшим творческим кризисом.
В прощальном

письме Волошину она пишет

«Я стою на большом распутье.
Я ушла от тебя.
Я не буду больше писать стихи.
Я не знаю, что я буду делать.
Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом.
Пусть мои стихи будут символом моей любви к тебе»

Далее


Слайд 30В 1921 поэтессу вместе с мужем арестовывают и высылают из Петрограда,

в вину ей прежде всего ставили приверженность антропософии.
Она оказывается в Екатеринодаре, где руководит объединением молодых поэтов и знакомится с
С. Маршаком.
Совместно с ним она работает над детскими пьесами

Маршак С.Я.

Далее


Слайд 31В июне 1922 г. Черубина возвращается в Петроград,
работает в литературной

части Петроградского театра юного зрителя,
занимается переводами с испанского и старофранцузского, пишет повесть для детей о Миклухо-Маклае
«Человек с Луны».
Оставив работу в ТЮЗе, она заканчивает библиотечные курсы и служит в Библиотеке Академии наук.

Далее


Слайд 32В 1926 начинаются репрессии
по отношению к русским антропософам,
и год

спустя в доме Дмитриевой
производится обыск,
забирают все её книги и архив,
а саму поэтессу высылают в Ташкент
на три года.

Далее


Слайд 33 В ссылке она продолжает писать стихи, постоянными

темами которых становятся одиночество, любовь, обречённость, тоска по родному Петербургу.
В 1927 по предложению близкого друга последних лет, китаиста и переводчика
Ю. Щуцкого, Дмитриева создала последнюю безобидную мистификацию - цикл семистиший «Домик под грушевым деревом», написанный от имени вымышленного ссыльного китайского поэта Ли Сян Цзы.

Далее


Слайд 35Алексей Николаевич Толстой — русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор,

писавший во всех родах и жанрах.
За свою моральную «гибкость» он вызывал презрительное отношение таких людей, как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков, а от O. Э. Мандельштама получил пощечину.
По отзыву его современника
Д.Святополк-Мирского «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов».


Слайд 36Женский педагогический институт
Высшее учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан 23 июня

1903 г. на базе педагогических курсов при Санкт-Петербургских женских гимназиях. Первым директором института был историк С.Ф. Платонов. Целью института являлась подготовка преподавательниц для всех классов женских учебных заведений. В институте преподавались: Закон Божий, науки философские, педагогические, словесно-исторические, физико-математические, естественно-исторические и иностранные языки. В 1922 году был объединён с 3-им Петроградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.

Слайд 38Гумилёв Николай Степанович
Путешественник и поэт «серебряного века», создатель направления акмеизм (склонность

к анализу человеческих чувств и различных переживаний). Муж поэтессы Анны Андреевны Ахматовой и отец историка Льва Николаевича Гумилёва. В Первую мировую войну Гумилев добровольцем ушел на фронт, награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени за храбрость. В 1921 году расстрелян по подозрению в участии в антисоветском заговоре. В поэзии Николая Гумилева всегда присутствовали любовь к приключениям и мужественный романтизм. Если сначала его стихи были насыщены пышными яркими образами, то потом их содержание приняло более четкие и строгие формы.


Слайд 40Имя Черубина Максимилиан Волошин нашел в одном из романов американского писателя

приключенческих романов Брэт Гарта, "примерили" его к Лиле (так он называл Елизавету Дмитриеву), обоим понравилось. Однажды Волошин нашел на берегу моря корягу из виноградного корня, хорошо обработанную морем. Коряга была однорукой и одноногой, но с добродушной мордочкой. Поэт поставил чертенка на книжную полку, а потом вместе с Лилей придумал ему имя - Габриах. Его они отыскали в какой-то книге по демонологии. Согласно ей Габриах – бес, который защищает от злых духов. «Гаврюшка» стоял в доме Волошина, потом был подарен Лиле и переехал вместе с ней в Петербург.

Черубина де Габриак


Слайд 41Сергей Константинович Маковский - русский поэт, художественный критик и организатор художественных

выставок, издатель художественного журнала «Аполлон» в Санкт-Петербурге, к работе в котором привлёк известных русских поэтов начала XX века: Иннокентия Анненского, Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, Вячеслава Иванова. Издавал журналы «Старые годы» (1907—1917) и «Русская икона» (1913). Написал книги «Русская графика» (1916) и «Силуэты русских художников» (1921), последняя написана уже в эмиграции. Также опубликовал восемь книг по искусству, самые известные из которых «Страницы художественной критики» в трех томах и «Силуэты русских художников».


Слайд 42«Аполлон» - русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра

и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге. Публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых. Позиции журнала определялись взглядами и вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика