Слайд 1ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»
кафедра психологии и педагогики дошкольного
образования
ФГТ к ООП ДО – технологии организации, управления, реализации
Зайцева Ольга Юрьевна,
к.п.н., доцент кафедры ППО
Слайд 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Дошкольное образование к 2020 г.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. .
Предшкольное образование (4-6 лет) существует сегодня. Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования.
В целом, уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.
Слайд 3ФЦПРО на 2011-2015 г.г.
В ФЦПРО в п.IV, в частности, делается акцент
на то, что « ….в условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 40 до 80 процентов детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования…».
для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прорабатываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста. Соответствующие предложения подготовлены в рамках проекта интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации"»
Слайд 4Проект закона «Об образовании»…
вероятный срок принятия 2013г.
Глава 11. Дошкольное образование
Статья
97. Дошкольное образование
Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями …
Услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности…
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования и педагогики…
Слайд 5Проект закона «Об образовании»…
вероятный срок принятия 2013г.
Статья 98. Дошкольная образовательная
организация
1. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы для детей.
Слайд 6Проект закона «Об образовании»…
вероятный срок принятия 2013г.
Статья 100. Реализация основной
образовательной программы дошкольного образования
1. Дошкольная образовательная организация для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования выбирает примерную основную образовательную программу дошкольного образования из перечня соответствующих примерных программ, утверждаемого по результатам экспертизы таких примерных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 7Нормативная база регламентирования качества дошкольного образования
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.08г.
№ 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
Приказ Минздравсоцразвития РФ (№ 593 от 14.08.2009 г.) «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (№ 91от 22.07.2010 г.) СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях";
Слайд 8Нормативная база регламентирования качества дошкольного образования
Письмо Департамента общего образования Министерства образования
и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки РФ (№ 655 от 23.11.2009 г.) «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МОиН РФ от 21.10.2010 № 03-248
Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 04.08.2010 № 75-37-1238/10 «Об изменения в документах на лицензирование»
Слайд 9Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МОиН РФ от
21.10.2010 № 03-248
В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех»[1]. /С. 5/ Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программ дошкольного образования, авторские коллективы которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу. /С.7/
Дошкольным учреждениям рекомендуется разработать (скорректировать) свои Образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и данными рекомендациями. /С.8/
Слайд 10Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
от 04.08.2010 № 75-37-1238/10 «Об изменения в документах на лицензирование»
До появления данного нормативно-правового документа федерального уровня в качестве примерных программ выступают авторские основные общеобразовательные (комплексные, специализированные, коррекционной направленности) программы дошкольного образования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольные образовательные учреждения реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с видом образовательного учреждения.
Слайд 11ФГТ к ООП ДО приказ №655
от 23.11. 2009г.
П. 2.1. ООП
ДО разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным органом на основе федеральных требований.
На сегодня, обсуждаются проекты…
Успех
Истоки
Радуга
Развитие
Детский сад 2100
Детский сад – Дом радости
Детство
Слайд 12Методические рекомендации о разработке ООП ДО – приказ МОиН РФ от
21.10.2010 № 03-248
Программа должна показать:
как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Слайд 13Структура ООП ДО
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 2. Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
РАЗДЕЛ 3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
РАЗДЕЛ 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
РАЗДЕЛ 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Слайд 14РАЗДЕЛ 1.
Структура пояснительной записки
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
Слайд 15Особенности осуществления образовательного процесса
основа реализации комплексно-тематического принципа…;
приоритетные формы организации;
традиции ДОУ.
Слайд 17Принципы ….
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствовать критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Слайд 18РАЗДЕЛ 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
…режим пребывания ребенка в
ДОУ – это основание экспертизы здоровье-сберегающего прост-ранства …
Слайд 19РАЗДЕЛ 3.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
…сводить
Образовательную программу к набору программ по ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ – означает оставить без ответа смысловые, целевые и технологические аспекты образовательной политики ДОУ…
Слайд 20РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В/ Структура РАЗДЕЛА
1. Программно-методический комплекс по образовательным
областям;
2. Комплексно-тематические циклограммы
3 – 5 лет;
5 – 7 лет.
3. Предметно-пространственный компонент образовательной среды группы, ДОУ
Слайд 22Раздел 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 23Результаты освоения ООПДО
текущие (промежуточные): определяются дважды в каждом возрастном периоде (младшем,
среднем и старшем возрасте) – в начале и конце подпериода – по определенным параметрам, выступающим в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной ООПДО цели его развития, обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные, интеллектуальные);
итоговые: определяется физическая и психологическая готовность к школьному обучению в процессе психолого-педагогической диагностики.
Слайд 24Качества как образовательные результаты …
Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной
сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе, его морально-нравственное развитие.
Физические качества – качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).
Слайд 25Раздел 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Слайд 26Основные идеи отслеживания образовательных достижений …
В процессе мониторинга исследуются
физические,
интеллектуальные,
личностные качества ребенка
Методы диагностики:
наблюдение за ребенком,
беседа,
экспертные оценки,
критериально-ориентированные методики нетестового типа,
критериально-ориентированное тестирование,
скрининг-тесты и др.
Слайд 27Нормативно-правовая основа реализации образовательной программы
протокол педагогического Совета об утверждении ООП ДО;
приказ
по ДОУ о реализации ООП ДО с указанием ответственных за те или иные направления;
план реализации образовательной программы ДОУ;
приказ по ДОУ (на текущий учебный год) о создании группы дидактического, социально-психологического мониторинга в ДОУ.
Слайд 28Примеры работы ДОУ области по реализации ФГТ к ООП ДО
Направления повышения
квалификации педагогов в образовательной среде ДОУ
Слайд 29Повышение профессиональной компетентности педагогов /МБДОУ п. Шумский Нижнеудиснкий р-он/
Проектная деятельность «Воспитатель
ДОУ» - конкурс среди педагогов ДОУ на профессиональную компетентность в области изучения ФГТ
Круглый стол «Новые подходы к образовательной программе ДОУ с учётом ФГТ»
Цель : расширение и углубление знаний педагогов в вопросах обновления ОП ДОУ в соответствии с ФГТ.
Тематический педсовет «Интеграция и реализация образовательных областей»
Слайд 30Актуальные задачи для системы повышения квалификации педагогических кадров ДОУ
Освоение педагогами идеологии
нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению
Освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта
Овладение педагогами технологиями личностно-ориентированного дошкольного образования
Обучение педагогов, реализации требований к оценке итогов образовательной деятельности детей дошкольного возраста