Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы презентация

Содержание

Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

Слайд 1Информационные технологии в образовательном процессе высшей школы


Слайд 2Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы

представления информационных ресурсов потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Осознание мировым сообществом роли информации как стратегического ресурса стимулировало разработки новых информационных технологий как для получения и переработки больших объемов информации, так и для ее хранения и предоставления пользователям.

Первое место среди новых технологий занимают сетевые информационные технологии (телекоммуникационные технологии).

Слайд 3 Для продуктивного использования ИТ в образовательном процессе необходимо:

соответствующее структурирование информации, обеспечивающее

удобство ведения поиска,

предоставление возможности оперативного обновления данных,

регламентация доступа к данным (поддержка авторизованного доступа),

обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в информационное пространство


Слайд 4Структура процесса информатизации
Информация становится стратегическим ресурсом стран, а наибольший экономический

и социальный успех сопутствует тем, кто активно использует современные средства компьютерных коммуникаций и их сетевые приложения (электронную почту, информационные системы, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции и многое другое).

Все эти приложения и связанные с ними прикладные задачи требуют создания нового класса телекоммуникационных сетей и систем управления информационными ресурсами.

Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, т.е. становятся активными, и в этом качестве являются доступными с помощью компьютерных средств и систем, в том числе и дистанционно с помощью компьютерных сетей общего пользования.

Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества на основе применения новых технологий.

Слайд 5Общая структура процесса информатизации (сбора, обработки и накопления знаний) ясна и

может быть разложена на последовательность базовых процедур:

сбор новой и поиск накопленной в разных источниках информации о состоянии изучаемых или используемых объектов, процессов и явлений;

передача информации от места сбора к месту обработки или использование с сохранением информации в присутствии помех;

адаптация новых данных к имеющимся моделям, комплексная обработка информации, проведение вычислительных экспериментов, выработка решений и сценариев оптимального поведения, принятие решений;

совершенствование математических моделей, расширение баз знаний, экспертных систем;

создание технических средств и организация дистанционного доступа с любого интеллектуализированного рабочего места к накопленным банкам знаний и экспертным системам;

создание технических и технологических средств (рабочих станций, информационных хранилищ, средств отображения моделей и информации, средств редактирования знаний, коммуникационных систем и т.д.);

планирование оптимальной системы дополнительных измерений с целью совершенствования моделей, контроля достоверности информации, уточнение вариантов принятых ранее решений;

анализ практических результатов использования системы информатизации, контроль эффективности, прогноз новых сфер обслуживания, диагностика качества работы подсистем, передача знаний в сферу образования.


Слайд 6Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в

информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).

К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Слайд 7Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на

основе комплексного подхода, который включает:

выделение и создание ключевых организационных, управленческих и социальных структур, активно использующих интеграционные процессы и выполняющих роль межведомственных систем, способных стать движущей силой глобальной информатизации;

организацию в этих структурах процесса системной интеграции существующих и разрабатываемых информационных объектов;

адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития;

использование различных информационных технологий на основе сбалансированной нормативно-правовой, финансовой и социальной поддержки разнородных технологий формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов с активным сближением их в процессе системной интеграции.


Слайд 8Одним из важнейших аспектов, касающийся развития информационно-сетевых технологий, является создание и

эксплуатация информационных ресурсов.

Интеграция в мировое информационное пространство, помимо существования надежно функционирующей телекоммуникационной среды, предполагает в первую очередь представление как для мирового сообщества так и для внутреннего использования собственных информационных ресурсов.

Развитие собственных информационных ресурсов снижает нагрузку на внешние каналы связи, поскольку при нормальном функционировании сети основные информационные потоки должны быть внутренними, а не внешними.

Слайд 9С учетом складывающихся мировых тенденций развиваются следующие современные информационные технологии:
базовые технологии

Internet (WWW, Gopher, ftp, IRC,E-mail и т.д.);
идеологию информационных хранилищ и архитектуру «клиент-сервер»;
SQL - ориентированные инструментальные системы управления базами данных (СУБД ORACLE, INFORMIX, MS SQL и др.);
CASE - технологии проектирования информационных систем и баз данных;
ГИС - технологии;
технологии создания и распространения информации на CD, DVD носителях;
развитие системы графических и текстовых редакторов;
мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности;
Intranet-идеологии при создании корпоративных и учрежденческих информационных систем.


Слайд 10Информационные услуги
Основу обслуживания пользователей информации составляют услуги, связанные с передачей информации

(информационный транзит) и с предоставлением в пользование информационных ресурсов.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров.


Слайд 11Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и

организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.

Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем.

Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством.

Слайд 12 Для организации единого информационного пространства большое значение имеет разработка пакета нормативных

документов, регламентирующих отношения, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защиты информации:

о владении, распоряжении и пользовании информационными ресурсами;

о соблюдении прав интеллектуальной собственности и охране авторских прав в условиях открытых информационно-вычислительных сетей;

о правилах формирования и ведения баз и банков данных , реестров информационных ресурсов;

о сертификации информационных услуг и лицензирования информационной деятельности;

о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов;

о правах пользователей телекоммуникационных и информационных ресурсов.


Слайд 13В систему обеспечения учебного процесса с помощью современных информационных технологий входят:

Информационные

системы дистанционного обучения вузов-держателей образовательных программ и дисциплин;

Комбинированная инфраструктура локальных, глобальных и спутниковых коммуникаций;

Внутривузовские сетевые коммуникации;

Межвузовские коммуникационные взаимодействия.


Слайд 14Образовательный процесс всегда происходит в определенных организационных формах: индивидуальных, групповых, коллективных,

в том числе с привлечением самых разнообразных средств обучения, в качестве которых могут выступать учебные материалы, методические рекомендации, всевозможные компьютерные программы и пособия, наглядные пособия, традиционные аудио-видео средства и т.п.

Научно и методически обоснованный образовательный процесс специфичен своей четкой целенаправленностью.

В содержательном и организационном аспекте он зависит от поставленных оптимально сбалансированного сочетания методов и средств и ожидаемых в процессе обучения промежуточных и конечных результатов.


Слайд 15Преподаватель может использовать не только существующие печатные пособия и литературу, но

и использовать их в дополненном и адаптированном для обучения варианте с помощью современных информационных технологий.

Как известно, в последнее время на ряду с уже имеющейся аудио, видео аппаратурой, в современных школах, как в России, так и за рубежом стали широко использоваться разнообразные компьютерные средства обучения.

Как оказалось именно новые информационные технологии позволяют комплексно сочетать традиционные функции аудио и видео техники, лингафонных классов, TV.


Слайд 16Минимальным достаточным уровнем образования, необходимым и обязательным для выживания в социально-экономических

условиях наиболее развитых странах мира, станет высшее образование.

Обучение огромной массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран.

Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее общего числа студентов дневных отделений такая общемировая тенденция перехода к новейшим формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по дистанционном и экстернатным технологиям.

Слайд 17Термин "интерактивное учебное взаимодействие" широко используется в современной научной в том

числе педагогической литературе.

В своем исходном, технологическом смысле интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями).

При развитых средствах ведения и поддержки диалога обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы.

Чем больше существует возможностей управлять программой, тем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше уровень интерактивности.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих задействованных сторон – в форме обмена вопросами и ответами, управления общим ходом диалога и контроля за выполнением принятых решений.

Слайд 18Телекоммуникационная среда, предназначена для общения миллионов людей друг с другом, является

априори по своей сути интерактивной средой.

При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального и отложенного времени.

Слайд 19Организация телеконференции
Телеконференция - мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально

распределенными участниками с помощью технологии телеконференций.
Телеконференция осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей

Во время организации телеконференции используют онлайновые технологии

Онлайновые технологии - средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени.


Слайд 20Актуальность использования телемостов:
Организация одновременного транслирования на нескольких коммуникационных площадках. В том

числе параллельное транслирование в Интернете (например, через www.make.tv )

Использование различных аудиовизуальных технических средств в презентационной работе

Организация модульного обучения: студент - модератор (тьютор) – преподаватель

Реализация интерактивного общения

Создание индивидуальной информационной базы данных

Получение разнообразного, в том числе международного, опыта реализации образовательных программ


Слайд 21Варианты форм организации тематических телемостов:
Консультационный телемост
Организация различных форм консультирования специалистов

Учебный

телемост
Повышение квалификации специалистов
Организация дистанционной учебной деятельности

Научно-исследовательский телемост
Организация проблемных российских и международных конференций
Создание виртуальной лабораторной профессиональной базы с участием различных международных и российских организаций

Слайд 22Телемосты могут быть ориентированы на:
Апробацию телекоммуникационных форм информационной образовательной деятельности.

Организацию виртуальных

образовательных туров с помощью проведения регулярных международных семинаров на базе организации телемостов.

Организацию образовательной социальной рекламы, которая позволит устанавливать и развивать общероссийские и международные межкультурные связи.

Проведение виртуальных интерактивных курсов повышения квалификации для преподавателей, аспирантов и студентов в профессиональных сферах деятельности.

Создание международной телекоммуникационной сети общения учебных и культурных учреждений с государственной и спонсорской поддержкой.

Разработку информационно-просветительского банка данных для проведения разноаспектных общероссийских и международных телеконференций и форумов построенных на концепции общеевропейского единства и сотрудничества («молодежь в современном мире»).

Слайд 23Организация российских и международных конференций позволяет:

Организовать интерактивные форма коммуникации аудиторий (практически

любого кол-ва) без дополнительных финансовых затрат;

Обмениваться практическим опытом проводимых мероприятий;

Формировать базу данных интернациональных практических материалов;

Записывать трансляции для создания интерактивного виртуального банка данных в Интернете;

Определять какие из форм проводимых работ являются наиболее эффективными;

Определять степень «мотивирующей силы» проводимых работ;

Формировать факторы, определяющие эффективность проводимых мероприятий;

Разрабатывать рекомендации по доработке конкурсных проектов в направлении повышения их эффективности и привлекательности для жителей конкретного региона;

Оценивать эффективность предлагаемых программ



Слайд 24Во время организации и проведения телемостов целесообразно решить
Организационно-технические вопросы

Учебно-организационные

вопросы

Организационно-психологические вопросы

Слайд 25Организационно-технические вопросы
Обеспечить устойчивых технический канал связи;

Подготовить необходимые ауидиовизуальные материалы для организации

телемоста

Организовать возможность виртуального коммуникативного общения

Организовать паралельное транслирование в Интернете

Организовать запись телемоста

Сформировать сценарий телемоста


Слайд 26Учебно-организационные вопросы
Распределение задач между модератором и тьютором телемоста (в зависимости от

направленности проведения)

Подготовка раздаточного материала

Подготовка возможности вывода материала на дополнительные технические устройства (например, принтер) в транслируемой аудитории

Подготовка возможных вопросов для аудитории по теме доклада

Организация виртуальной коммуникации через тьютора телемоста


Слайд 27Организационно-психологические вопросы
Подготовка аудитории к участию в телемосте («разговор с телевизором»)

Тренинг докладчиков

(активных участников) телемоста в режиме «регламент»

Разработка мультиконцепции чередования используемых материалов (презентация, видео, общение, аудио-вопрос и т.п.)

Подготовка выводов к телемосту (приглашение к сотрудничеству, ориентир на контроль знаний и т.п.)

Подготовка решений к внештатным техническим ситуациям

Слайд 28Необходимый этап - Анализ проведенного телемоста
Формирование видеоотчета телемоста;

Формирование вопросов и ответов

к телемосту

Организация (редактированного) телемоста в Интернете с подготовленными вопросами и ответами

Если проводился учебный телемост, то обязательное размещение в Интернете контрольного тестирования по итогам телемоста

Слайд 29Где можно использовать материалы с телемоста
Для создания видеоархива в дистанционном обучении

Для

формирования видеоматериалов к УМК

Для организации ресурсной тематической базы данных

Для формирования проведения видеолекций потокового характера с участием тьютора


Слайд 30Международные семинар «Информационные технологии в науке и образовании» (РГПУ им. А.И.Герцена

и Потсдамский Университет)

Примеры организации телеконференций


Слайд 31Учебные телемосты между Университетом Северной Айовы (США) и РГПУ им. А.И.Герцена

(СПб.) «Учебные семинары по проблемам геоэкологии и современной американистики»

Примеры организации телеконференций


Слайд 32Санкт-Петербург и Стокгольм в современном туристическом пространстве, с участием администрации Санкт-Петербурга

и Стокгольма

Примеры организации телеконференций


Слайд 33Спасибо за внимание!!!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика