Слайд 1Дистанционное обучение в системе профессионального образования
дискуссионные вопросы
Жильцова Валентина Ивановна, старший преподаватель
кафедры педагогики УрГУ, riz@uralbook.ru
Слайд 2Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в
стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Слайд 3Дистанционное обучение (ДО) – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного
объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения. Подобное обучение предоставляет студентам возможность самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения, которую дают преподаватели (тьюторы) в процессе обучения. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Слайд 4Информационно-образовательная среда - системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Слайд 5Дидактическая подсистема
Цель обучения
Содержание обучения
Преподаватели
Tехнологическая подсистема
Методы обучения.
Общедидактические методы обучения
Частнодидактические методы
обучения
Формы обучения
Средства обучения
Обеспечивающая подсистема:
Учебно-технологические средства.
Финансово-экономическая служба.
Нормативно-правовое обеспечение.
Средства идентификации и контроля.
Маркетинговая служба.
Слайд 61. Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452
"Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (отменен Приказом Министерства Образования от 06.05.05, №137.)
2. Приказ от 10 марта 2005 г. N 65 "Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"
3. Приказ от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий"
Приказ Минобразования РФ от 29.12.2003 г. № 17-55-244ин/17-11 "О филиале вуза"
Слайд 7Современная информационно-образовательная среда в формализованном виде, представляет собой семиэлементную каноническую педагогическую
систему:
цель, содержание, средства, методы, формы, обучающий и обучаемый).
И обеспечивающую подсистему (маркетинговую, материально-техническую, финансово-экономическую, менеджмента).
Слайд 8Дистанционное обучение: исторический аспект.
Открытое образование: преимущества и проблемы.
Дистанционное обучение: классификация проблем.
Предметные
информационные системы.
Современный преподаватель: профессионализм и личность.
Новая роль преподавателя в дистанционном образовании.
Классификация информационно-образовательных ресурсов: стандарты и проекты.
Модульное построение образовательного ресурса.
Оценка качества информационных ресурсов учебного назначения.
Архитектоника и эргономика учебных материалов.
Диалектическая связь между содержанием образования и организационными формами процесса обучения.
Личное информационно-образовательное пространство обучающегося.
Сравнительное дистанционное образование на международном уровне.
Визуальная коммуникация и образовательные ресурсы.
Дистанционный семинар как повышение качества образования.
Технологии дистанционной поддержки образовательного процесса
Технологии публикации документов в Интранет и Интернет сети.
Лидеры образования – герои нашего времени.
Книга великих открытий.
Интервью на тему открытого образования.
Блоги с ведущими преподавателями.
Образовательные Интернет конференции и форумы.
Структурно-логический уровень восприятия образовательного ресурса.
Сравнительный анализ платформ для размещения систем дистанционного обучения.
Исследование образовательных предпочтений взрослого населения.
Контроль качества образования при обучении на расстоянии: сравнительная характеристика российских практик.
Электронная дидактика.
Примерные темы проектирования образовательного ресурса
Слайд 9Сравнительный анализ дистанционного обучения в России и за рубежом
Томаришина Т.В.
Сапкул Л.
Слайд 10Состояние дистанционного образования в мире
Дистанционное образование (ДО) общепризнанно как образование XXI
века.
Это образование для постиндустриального общества.
Его особенностью является академическая мобильность, основанная на внедрении со-временных технологий, и организация обуче-ния в течение всей жизни: обучение - повы-шение квалификации - переквалификация - получение дополнительного образования.
Слайд 11Основные центры ДО
в Африке: Южно-Африканская Республика;
в Северной Америке: США, Канада;
в Южной Америке: Бразилия, Мексика;
в Азии: Турция, Индия, Китай, Япония;
в Европе: Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Испания, Германия, Израиль;
в Океании: Австралия, Новая Зеландия;
в России действуют более 70 центров, разрабатывающих новые технологии в образовании, что позволяет ей развертывать активное сотрудничество с другими странами по вопросам ДО.
Слайд 12Развитие дистанционного образования в мире
В мире за период 1900—1960 гг. было
создано 79 вузов, занимающихся подготовкой по нетрадиционным технологиям, за 1960-1970 гг. — 70, за 1970-1980 гг. - 187, а только за 1980—1995 гг. — 700.
Происходит процесс интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам.
Долговременная цель развития ДО в мире — сделать возможным для каждого учащегося, в любом месте, изучить программу обучения любого колледжа или университета.
Слайд 13Сравнительная характеристика ДО
в России и за рубежом
ДО в США и Европе начало развиваться в 60-70 гг.
ДО представлено “открытыми” университетами, которые поддерживаются правительством
ДО за рубежом получает большее кол-во людей
Широкое развитие ДО в России произошло в 90х гг.
Небольшой спектр направлений, по которым ведется образование с помощью ДО
ДО в России получает сравнительно небольшое кол-во людей
Слайд 14Практикум
После изучения теоретического материала, Вам предлагается выполнить практическое задание, для закрепления
полученных знаний.
Необходимо написать эссе по одной из предложенных тем:
“Уступает ли уровень дистанционного образования в России уровню и качеству дистанционного образования в Европе и США?”
“Какие тенденции наблюдаются в настоящее время в дистанционном образовании в мире?”
“Какие проблемы стоят в настоящее время перед дистанционным образованием? Какие пути решения этих проблем Вы видите?”
Слайд 15Справочник
Дистанционное образование (ДО) – это комплекс услуг, предоставляемый широкому кругу населения.
Система
дистанционного образования – это учеба по индивидуальному плану.
Высшее дистанционное образование – это образо-вательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуника-ционных технологий при опосредованном (на рас-стоянии) или не полностью опосредованном взаимо-действии обучающегося и педагогического работника.
Академическая мобильность - это международный термин, означающий обеспечение получения дополнительных знаний для студентов, аспирантов и преподавателей вузов за рубежом.
Слайд 16Список используемых источников
Российский общеобразовательный портал http://edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=2546
Российский гуманитарный интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/archive/do_sbornik/10.aspx
Дистанционное
обучение http://science.kharkov.ua/education/distance-education/distance-education-system.html
Открытый Университет Великобритании http://www.open.ac.uk/
Орехов В., Семенов А. Через тернии к знаниям. http://www.i2r.ru/static/317/out_5565.shtml
Озеркова И. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ http://www.ito.su/2003/tezis/III-2-1443-Publication.html
Слайд 17Основные виды учебной деятельности в ДО
- Работа с текстами дистанционных лекций,
учебников (обычных и электронных), пособий.
- Работа с текстами, содержащимися в библиотеке курса.
Написание письменных работ (жанр устанавливается учебным планом).
Участие в дискуссиях (виртуальных семинарах).
Анализ и обсуждение конкретных ситуаций (case – study ).
Ответы на вопросы текущего контроля (по темам).
Прохождение рубежного и итогового контроля (форма и методика описывается отдельно).
Слайд 19Метод проектов в дидактике – это совокупность учебно – познавательных приемов,
которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. (Клименкова А.В. Проектная деятельность учащихся // История и обществознание в школе.- №9.- 2002.- с. 70
Слайд 20Образовательный (учебный) проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Слайд 21Виды проектов:
Прикладной (практико-ориентированный) проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта
или внешнего заказчика, Продукт заранее определен и может быть использован в дальнейшей деятельности.
Информационный проект направлен на сбор информации, о каком либо объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды (пространства).
Исследовательский проект это подлинное научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Проигрываются роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого конца.
Слайд 22Элементы методики проектной деятельности :
выбор проблемы, обоснование практической значимости результата
определение цели
и поэтапных задач
определение масштабов работы, средств и методов, сроков, этапов работы
формулирование гипотезы проекта
выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация
информационное обеспечение проекта
Слайд 23Этапы проектирования:
исходный
этап разработки
этап реализации проекта
презентация проекта
Слайд 24Метод проектов развивает:
общечеловеческие качества ( социальное партнерство, толерантность, диалог)
исследовательские и творческие
способности
умение самостоятельно конструировать свои знания
коммуникативные умения
способность ориентироваться в информационном пространстве
умение работать с различными видами текста
умение планировать работу и время
навыки анализа и рефлексии
умение представлять результаты своей деятельности
Слайд 25Проект урока по теме: «Личное информационно-образовательное пространство».
Цель: создать целостное представление об
основных технологиях формирования информационно-образовательного пространства.
Тип проекта: прикладной
Возраст участников: студенты
Слайд 26Календарь работы над проектом:
установочное занятие
консультирование по выбору тематики проектов
составление плана работы
над проектом
выполнение проекта
консультации с преподавателем
презентация проекта
Слайд 27Тема проекта: «Предметный Библиопортфель»
Цель: создать папку-накопитель с библиографическими указателями (списками
литературы, библиографическими обзорами, электронными адресами) по результатам работы в поисковых системах, как в бумажном, так и электронном виде.
Задачи:
- отработать методы и способы работы с информацией;
- разработать разделы «портфеля», информация которых поможет самостоятельному изучению профильных дисциплин;
- научиться работе в сотрудничестве.
Слайд 28 Составить образцы
правильного библиографического описания документов и статей из источников (научно-популярной,
художественной, периодической литературы), которым необходимо следовать при составлении списка использованной литературы
Библиографические правила для описания различных источников.
Слайд 29Доклад - краткое изложение содержания проектной работы по схеме:
– объявление темы
проекта;
– обоснование проблемы, на решение которой была направлена проектная деятельность, определение цели и задач;
– краткое описание основных этапов проектной деятельности;
– анализ полученного продукта;
– изложение перспектив развития работы, возможных путей ее дальнейшего применения в учебном процессе (практическое значение).