Слайд 1Государственные стандарты общего образования второго поколения
Слайд 2Деятельность групп разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения координирует Управляющий
совет проекта под председательством Российской академии образования, академиком
Н.Д. Никандровым.
Научным руководителем авторского коллектива разработчиков нового стандарта является член-корреспондент Российской академии образования А.М. Кондаков.
Слайд 3Направления и состав работ проекта
Социально-экономические и нормативно-правовые требования к разработке
и
введению государственных стандартов общего образования второго поколения.
Выявление и согласование потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Мониторинговые исследования.
Оценка социально-экономических и политических рисков введения государственных стандартов общего образования второго поколения.
Нормативно-правовая база введения и процедур проверки исполнения государственных стандартов общего образования второго поколения.
Слайд 4Требования государственных стандартов общего образования второго поколения и образовательный процесс
Требования к
результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Модели основных общеобразовательных программ общего образования.
Планируемые результаты освоения основных общеобразовательных программ.
Базисный образовательный план.
«Фундаментальное ядро» содержания общего образования. Проект.
Программы формирования и развития универсальных учебных действий.
Технологии проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований государственных стандартов общего образования второго поколения.
Программы воспитания.
Система оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Слайд 5Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации общеобразовательных программ
Система гигиенических требований
к условиям реализации общеобразовательных программ.
Требования к программам профессионального педагогического образования, соответствующим государственным стандартам общего образования второго поколения, и результатам их освоения.
Процедура оценки выполнения требований стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в школе.
Методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий.
Программы повышения квалификации работников образования, отражающие требования государственных стандартов общего образования второго поколения.
Выявление уровня готовности педагогов к реализации государственных стандартов второго поколения. Мониторинговые исследования.
Слайд 6Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении
качества образования, точнее – в достижении его нового качества.
Следует иметь в виду, что существуют разные подходы к постановке проблемы качества, а в связи с этим предлагаются и различные пути решения поставленной проблемы (процессуальный и результирующий аспекты;
личностные результаты – мотивационные,
инструментальные = операциональные, когнитивные; метапредметные и предметные результаты).
Третий аспект, который важен для понимания того, как представлены образовательные результаты в стандарте, связан с тем, что у образовательных стандартов много разных «потребителей».
Слайд 74. Итак, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются важнейшей
составной частью государственных стандартов общего образования. Требования по сути представляют собой описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.
предлагаемый вариант второго поколения стандарта ориентирован не только на анализ и оценку индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ, но и на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях.
Слайд 8Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться:
ориентиром для оценки
состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса (в части его обеспечения средствами обучения и определения санитарно-гигиенических норм и правил).
основой для аттестации учреждений общего образования,
основой для аттестации учителей учреждений общего образования,
основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.
Слайд 9Реализация Требований, их конкретизация в нормативных и методических документах должна способствовать
оптимальному распределению ответственности участников образовательного процесса за текущие и конечные результаты школьного образования.
Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности детей. Образовательное учреждение должно гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.
Семья ученика должна быть ориентирована на полноценное использование предоставленного образовательным учреждением шанса на развитие личности ребенка, успешную социализацию, подготовку его к продолжению образования, на реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей в сфере образования. Соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи может быть конкретизировано в договоре, заключенном образовательным учреждением и семьей.
Органы управления образованием несут ответственность за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования. Они несут также ответственность за организацию мониторинговых исследований конечных результатов образовательного процесса, их соответствия социальным ожиданиям.
Слайд 10Требования к освоению основных образовательных программ в силу различий в их
содержании и назначении должны быть дифференцированы по степени детализации, формам и способам задания, средствам проверки их достижения.
Для ряда требований это сделано в других документах, составляющих неотъемлемую часть настоящего стандарта. Например, требования к результатам освоения основных образовательных программ в когнитивной сфере (предметные, метапредметные и др.) получат конкретизацию в примерных программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий.
Слайд 11Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную
оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования.
Указанная совокупность требований должна обеспечить возможность:
оптимизировать соотношения инвариантного и вариативного компонентов в содержании образования;
осваивать обучающимся различные предметы на разном уровне в зависимости от их интересов, образовательных и жизненных планов;
перейти к критериально-ориентированной оценке достижения требований стандарта, что значительно повысит уровень объективности оценки учебных достижений.
Слайд 12Требования к образовательным результатам в тексте самого стандарта (в совокупность документов,
составляющих стандарт, входят: сам стандарт и набор «поддерживающих» его документов) не дифференцированы по отдельным образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральную оценку итогов освоения всех основных общеобразовательных программ.
Общие требования к результатам образования;
Требования к результатам начального общего образования;
Требования к результатам основного общего образования;
Требования к результатам полного среднего общего образования.
Слайд 13Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации
К результатам,
которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие:
– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
– характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
– индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Слайд 14Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестаци
К результатам, которые подлежат проверке
и аттестации, относятся следующие:
– научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
– умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
– коммуникативные и информационные умения;
– умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
– способность к контролю и самоконтролю;
– способность к творческому решению учебных и практических задач.
Слайд 15Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна
включать:
Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием);
Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
По результатам итоговой аттестации учащиеся получают сертификат о завершении определенной ступени общего образования, в котором должен быть оценен уровень подготовленности к продолжению образования в системе общего или профессионального образования и должны быть отражены достижения учащегося в каких-либо видах социально значимой деятельности.
Система оценивания образовательных достижений учащихся должна способствовать реализации права учащихся на выбор образовательного маршрута и стимулировать образовательные достижения учащихся.
Слайд 16Базисный образовательный план первой ступени общего образования
В настоящем материале представлено
три возможных варианта образовательного плана для первой ступени обучения. Первый и второй варианты предусматривают 4-х летнюю начальную школу, третий вариант – 6-летнюю начальную школу.
Продолжительность урока в начальной школе:
В I классах – 35 минут;
Во II-VI классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II-VI класс – 34 учебные недели.
Слайд 17При проведении занятий по иностранному языку (2-6 кл.) осуществляется деление классов
на две группы:
в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
За счет указанных в базисном плане часов общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Впервые в базисный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 ч. в каждом классе. Общеобразовательное учреждение имеет право выбирать любые предложенные направления, исходя из этого количества часов.
Слайд 22Требования к результатам начального общего образования исходят из следующих основных целей.
Начальное
общее образование способствует:
воспитанию нравственности у младших школьников;
обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
физическое и психическое развитие детей.
Слайд 23Основными результатами образования в начальной школе являются:
формирование предметных и универсальных способов
действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации
с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Слайд 24В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:
осознанное принятие
ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
в разных видах деятельности;
математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;
Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.
Слайд 25К результатам, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения
содержания отдельных учебных предметов,
относится функциональная грамотность в области математики, русского и родного языков, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов.
По результатам итоговой оценки педагогический совет образовательного учреждения принимает решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе.
Слайд 26К результатам, которые не подлежат персонифицированной итоговой оценке, относятся:
ценностные ориентации выпускника,
которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные психологические характеристики личности.
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе – поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
Слайд 27Требования к результатам, на достижение которых должна быть ориентирована образовательная программа
общеобразовательного учреждения,
определяют структуру и содержание образовательного процесса, обеспечивающего
расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности (языки, математика, науки и технологии, искусство, социальная и трудовая сферы, сфера физического развития) и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
определяют структуру учебной деятельности, обеспечивающей формирование умений организовывать свою учебную деятельность
практически определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
практически оценивать достигнутые результаты,
дифференцировать процесс решения и его результат;
Слайд 28Требования к результатам, на достижение которых должна быть ориентирована образовательная программа
общеобразовательного учреждения,
ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, включающих
обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов);
умений работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой;
нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих.
Слайд 29Требования к результатам, на достижение которых должны быть ориентированы программы по
учебным предметам, определяют состав и объем учебного материала, обеспечивающих
знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и пр.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
умения представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах, – в форме текста, рисунка, таблицы и диаграммы;
способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений;
умения применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей (член семьи; ученик; товарищ, член классного/школьного коллектива).
Слайд 30Достижение требований к результатам начального общего образования выявляются
в области оценки индивидуальных
образовательных результатов – путем проведения проверочных работ в области математики, русского и родного языков, а также в форме презентации результатов индивидуальной или групповой творческой, проектной деятельности обучающихся;
в области оценки деятельности образовательного учреждения и деятельности системы образования – путем проведения специальных диагностических, социально-психологических и социологических исследований, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, проведения экспертизы достижений учащихся.
Слайд 31Базовые компетенции педагогической деятельности
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика
компетентность в раскрытии
личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока
компетентность в целеполагании учебной деятельности
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач
Слайд 32Базовые компетенции педагогической деятельности
компетентность в разработке программ деятельности и поведения
компетентность в
организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.