Слайд 1ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Самостоятельная работа
Слайд 2Определение
Самостоятельная работа — форма организации обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых
при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.
Слайд 3Цель самостоятельной работы
сформировать соответствующую мотивацию к глубокому изучению науки;
ориентировать на необходимость
постоянно мысленно проецировать теоретические постулаты на жизненные психологические явления (психические процессы и состояния, действия и поступки людей и себя самого).
Слайд 4Виды самостоятельной работы - по форме организации:
работа с печатными источниками;
самостоятельный
поиск, решение творческой поисковой задачи, разработка проекта;
самостоятельный просмотр и прослушивание теле-, радиопередач
Слайд 5СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
чтение конспекта лекций;
чтение, комментирование и конспектирование учебной и
научной литературы;
выполнение контрольной работы;
подготовка к экзаменам (зачетам).
Слайд 6Чтение конспекта лекций
вспомнить, о чем говорилось на лекциях;
дополнить конспект некоторыми
мыслями и примерами из жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях;
прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы.
Слайд 7Чтение, комментирование и конспектирование
Чтение учебной литературы - в ней систематически излагается
материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке.
Чтение научной литературы обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу.
Слайд 8Чтение учебной литературы
ознакомительное чтение в сравнительно быстром темпе с целью получить
общее представление о содержании; выделение материала, относящегося к интересующему вопросу.
повторное, сравнительно медленное чтение, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений.
конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.
Слайд 9Отличительные особенности учебника
содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по
научной учебной дисциплине;
излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности.
обозначает основную канву научного содержания учебного предмета, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться.
Слайд 10Чтение научной литературы
использование принципа: «идея, теория в одной, в другой, в
третьей книгах»;
изучение проблемы по разным источникам;
наличие органической связи с другими элементами системы самостоятельной работы.
Слайд 11Выполнение контрольной работы
готовить ее в процессе изучения литературы, накапливая материал по
мере усвоения соответствующих идей, помогающих глубже понять сущность психических явлений;
сопоставлять теоретические идеи с жизненными фактами, с объективной реальностью.
Слайд 12Подготовка к экзаменам (зачетам)
получить контрольные вопросы, которые должны служить постоянными ориентирами
при самостоятельном изучении литературы, включая учебник;
фиксировать для себя (записывать в конспект, отмечать на вопроснике и т. д.), по каким вопросам ответы найдены;
конспектировать первоисточники, ориентируясь не только на программу, но и на контрольные вопросы.
Слайд 13Методика управления самостоятельной работой
обеспечение самостоятельного изучения научной и учебной литературы с
обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя.
остальная учебная работа (написание курсовой или
контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы.
Слайд 14Условия эффективности самостоятельной работы
Творческий характер.
Пробуждение потребности у обучаемых к самостоятельной работе
постановкой перед ними учебных проблем.
Учет индивидуальных и групповых особенностей обучаемых, индивидуализация заданий их самостоятельной работы.
Организация действенной помощи и взаимопомощи.
Методический контроль за самостоятельной работой и ее эффективная оценка.