Слайд 1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в
образовании
Слайд 2СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Концепция модернизации российского образования.
Приоритетные направления развития образования.
Федеральная целевая программа развития
образования.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
Действуют:
Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Слайд 3СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Принимаются вновь:
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Новая программа
приоритетного национального проекта «Образование»
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 4ФЦПРО 2011-2015
ЗАДАЧИ:
1. Достижение стратегических ориентиров, заложенных в ННШ («современная школа», социализация
и здоровье, новые модели ПК, школа ступеней, ФХС)
Основной механизм: субсидии стажировочным площадкам
2. Модернизация профобразования для региональных рынков труда с учетом демографической ситуации
3. Система оценки качества образования
Слайд 5Новая программа ПНПО 2011-2013
1. Продолжение уже начатого:
лучшие учителя, талантливая молодежь, питание,
дистанционное образование детей- инвалидов, классное руководство, контрактники
2. Новое:
модернизация дошкольного образования; кадровый ресурс в регионах; система управления качеством; социализация и здоровье; модернизация профобразования.
Финансирование из ФЦПРО
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Формирование
системы развития одаренностидетей
3. Развитие учительского потенциала
4. Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и укрепление здоровья
школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 7ННШ – 1 (ФГОС)
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №
309-Ф3
новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт»
(ФГОС)
Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7
« В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...»
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОГО СТАНДАРТА
новый формат стандарта (рамочный
документ)
новое содержание стандарта (совокупность
требований)
расширение функций
и пользователем
стандарта
новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Слайд 9ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность результатов
для разных ступеней
зафиксирован системно-деятельностный подход
структуре
зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеучебной деятельности
включена «неаудиторная занятость»
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)
Слайд 10ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Слайд 11ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
основная образовательная программа - целостный документ
пояснительная записка
планируемые результаты
освоения основной образовательной программы учебный план
программа формирования универсальных учебны* действий
программы учебных предметов
программа духовно-нравственного развития, воспитания
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
программа коррекционной работы
система оценки достижения планируемых результатов
внеурочная деятельность
• время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет
до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Зафиксированы требования к:
- количеству и наименованию
разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
- минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
- содержанию каждого из разделов;
- соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности
Слайд 13ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
кадровые условия
возможность требовать наличие
квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
информационная среда образовательного
учреждения
Слайд 14ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ
Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N
142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
- проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в
инициативном порядке);
- публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;
- все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
- принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;
- ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте.
Слайд 15Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден
приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785
2. ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки
Слайд 16Порядок введения ФГОС общего образования
Слайд 17Критерии готовности ОУ к введению стандарта
- разработана и утверждена основная образовательная программа
- нормативная
база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
- определен список учебников и учебных пособий
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 18
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 19Что сделано?
Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:
• Во всех субъектах определены
региональные координаторы введения ФГОС
• Создан Координационный совет по введению ФГОС
• Разработана примерная основная образовательная программа как модель основной образовательной программы
школы
• Разработан новый порядок экспертизы учебников
• Разработан и утвержден план-график введения ФГОС
• Подготовлены разъяснения по актуальным вопросам введения ФГОС
Слайд 20КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРИ ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВВЕДЕНИЯ ФГОС
КООРДИНАЦИОННЫЙ
СОВЕТ
Член Координационного совета
Координатор введения ФГОС в субъекте Российской Федерации
Слайд 21ЧТО ПРЕДСТОИТ?
Создание целостной системы обеспечения введения ФГОС
Слайд 22Нормативное обеспечение введения ФГОС
Слайд 23«Новый учебник» для реализации ФГОС
Соответствует стандарту: соответствует требованиям к результатам
(метапредметным, личностным, предметным); включен в систему учебников для конкретной ступени общего образования
Соответствует примерной ° основной образовательной программе (в том числе программам по учебным предметам, программе формирования универсальных учебных действий, пролграмме духовно-нравственного развития, воспитания и др.)
Электронные образовательные ресурсы
Слайд 24Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС
Слайд 25Кадровое обеспечение введения ФГОС
Слайд 26Федерально-региональная система повышения квалификации
1. Персонифицированные модели повышения квалификации
2. Определение роли региональных
ИПК
3. Право каждого педагога и обязательность прохождения повышения квалификации по вопросам введения ФГОС
4. Обязательность подтверждения соответствия занимаемо должности
5. Новая аттестация
6. Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала
7. Привлечение «качественных» выпускников в базовые школы
8. Модернизация педобразования
Слайд 27Организационное обеспечение введения ФГОС
Слайд 28Информационное обеспечение введения ФГОС
Слайд 29Материально-техническое обеспечение введения ФГОС
Слайд 30ННШ-2 (талантливые дети)
1. Рабочая группа по развитию детской одаренности
2. Школы для одаренных при
федеральных университетах и научно- исследовательских университетах
3. Развитие и популяризация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
4. Создание президентских лицеев
Слайд 31ННШ-3 (учительский потенциал)
1. Персонифицированные модели повышения квалификации
2. Определение роли региональных ИПК
3. Право каждого педагога
и обязательность прохождения повышения квалификации 1 раз в 5 лет
4. Обязательность подтверждения соответствия занимаемой должности
5. Новый порядок аттестации
6. Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала
7. Привлечение «качественных» выпускников в базовые школы
8. Модернизация педобразования
Слайд 32Подготовка педагогических кадров
Аккредитованные вузы и их филиалы, ведущие подготовку по педагогическим
специальностям
Создание базовых центров подготовки педагогов
Слайд 33Новый формат ПНПО
Сеть стажировочных площадок в каждом федеральном округе
* дошкольное образование
* общее образование
* воспитание и социализация
В течение двух лет пройдут стажировку представители всех муниципальных образований Российской Федерации
Повышение квалификации
модульный принцип современные достижения педагогической науки и практики подушевое финансирование
Слайд 34ННШ – 4 (школьная сеть)
Школы ступеней
Эффективность и мера необходимости сохранения малокомплектных
школ, определение малокомплектности, обеспечение связи с труднодоступными школами
Аккуратность, открытость и осторожность в практике реструктуризации сети
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования
Развитие базовых школ
Качественный и безопасный подвоз
Слайд 35ННШ – 6 (самостоятельность школ)
«Новые» финансово-экономические механизмы
Развитие государственно-частного партнерства, концессионные соглашения,
аутсорсинг
83-Ф3: казенные, бюджетные, автономные. Государственное муниципальное задание
Обеспечение государственно- общественного характера управления: участие гражданских институтов на всех этапах управления образованием