Слайд 1Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ,
Касаткина Е.И.
канд. пед. наук, профессор заведующая кафедрой педагогики и психологии детства ГОУ ДПО «ВИРО».
Слайд 2"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655
Опубликован 5 марта 2010 г. Вступил в силу
16 марта 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г.
Регистрационный N 16299
Слайд 3Разделы Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1.
Общие положения
2. Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения.
3. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 4Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года)
Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )
Слайд 5Стандартизация систем дошкольного и общего образования
ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 6Адресная направленность ФГТ
ОУ (ДОУ);
органы управления образованием;
авторские коллективы, разрабатывающие
общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);
ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ;
учреждения повышения квалификации;
общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования;
Слайд 7Функции ФГТ
по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на
дошкольное образование:
Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию;
На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;
На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ;
Слайд 8Принципы построения
образовательной программы
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать
принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Слайд 9Принципы построения
образовательной программы
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Слайд 10Требования к структуре ООП ДО
1.Разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на
основе примерных ООП ДО(федерального уровня).
2.Определяет содержание и организацию образовательного процесса.
3. Определяет основную цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
4. Содержание программы включает совокупность образовательных областей.
Слайд 11Образовательные области
Физическая культура,
Здоровье,
Безопасность,
Социализация,
Труд,
Познание,
Коммуникация,
Чтение
художественной литературы,
Художественное творчество,
Музыка.
Слайд 12Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая
культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Кругозор
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 13Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей
обязательной части;
части, формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд 14Требования к структуре ООП ДО.
Обязательная часть:
- реализуется в
любом образовательном учреждении;
- обеспечивает готовность детей к школе (уровень
обеспечивающий успешное освоение общеобразовательных программ начального общего образования);
- в группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает деятельность по коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объем обязательной части – 80%.
Слайд 15Требования к структуре ООП ДО.
Часть формируемая участниками ОП.
- видовое разнообразие дошкольного учреждения;
- приоритетное направление (предшкольное образование);
- инновационные проекты реализуемые в ДОУ(федерального, регионального, муниципального, учрежденческого уровня);
- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- программу «Развития ДОУ».
Объем второй части программы – 20%.
Слайд 16Требования к структуре ООП ДО.
7.Общий объем обязательной части программы рассчитывается в
соответствии с возрастом воспитанников и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность в разных видах детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- ОД в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО.
8.Общий объем обязательной части ООП для детей с ограниченными возможностями:
- с учетом направленности программы, возрастом, основными направлениями, спецификой дошкольного образования;
- ОД- в разных видах деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков; в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями.
9.Кратковременная группа – приоритет образовательной деятельности в разных видах детской деятельности, в режимных моментах
Слайд 17
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 18 Разделы обязательной части ООП ДО
- Пояснительная записка.
- Организация режима пребывания
детей в образовательном учреждении.
- Содержание психолого-педагогической работв по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
- Содержание коррекционной работы(для детей с ограниченными возможностями здоровья).
- Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО;
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Слайд 19Достоинства ФГТ.
Стандартизация содержания дошкольного образования.
ФГТ преемственны Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией
Госкомитета по народному образованию 16.06.1989г. №7/1, провозгласившей идею самоценности дошкольного периода детства и Концепции содержания непрерывности образования (дошкольное и начальное звено), одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003г.)
Слайд 20 Достоинства ФГТ.
Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования разработка которых обеспечивается Федеральным государственным органом на основе ФГТ.
В ФГТ определены значимые для развития дошкольника виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая и др.
Слайд 21Достоинства ФГТ.
Формы организации детской
деятельности.
- коммуникативная – в играх, беседах, ситуативных разговорах, речевых ситуациях);
- познавательно – исследовательская – в играх, наблюдениях, экскурсиях, экспериментировании, решении проблемных ситуаций, коллекционировании;
- трудовая – в совместных действиях, поручениях, дежурствах, реализации проектов.
Слайд 22Достоинства ФГТ.
Принципы заложенные в ФГТ.
- принцип развивающего образования, в соответствии
с которым главной целью дошкольного образовании я является развитие ребенка;
- интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями, спецификой и возможностями образовательных областей; (принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»
Слайд 23Недостатки
- Новыми требованиями не предусмотрено проведение занятий.
- Неотчетливая позиция в отношении вариативности программ;
- Отсутствие примерной основной общеобразовательной программы подготовленной на основе Требований и рекомендуемой федеральными ведомствами;
- Неопределен до сих пор статус дошкольного образования в системе непрерывного или общего образования;
- Требования неопределенны с точки зрения их отнесенности к возрастам (написаны по разделам), авторы не задумывались над соотнесенностью вновь внесенных областей.
- В ФГТ нет возрастной специфики;
Слайд 24Недостатки.
- Выделения ведущих видов деятельности;
- Воспитателю необходимо владеть разнообразными формами, технологиями
организации совместной деятельности с детьми , самостоятельной деятельности дошкольников (преимущественно – интегративной), а это сегодня актуальная проблема для науки и практики.
- Приказ вышел раньше, чем подготовлены условия к его реализации.
-Требования сформулированы в терминах процесса, а не результата.
- Они не имеют количественно измеримых параметров: по каким критериям в этом случае будут оцениваться программы
(по мнению Н.Е.Вераксы:Проблема оценки эффективности той или иной программы весьма актуальна и ставится как проблема оценки качества дошкольного образования. Единой системы оценки в нашей стране нет
Слайд 25ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Сохранение вариативности дошкольного образования.
Обозначение переходного периода по внедрению
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Выработка четких и понятных рекомендаций по написанию 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые каждое ДОУ должно написать самостоятельно.
Слайд 26ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Введение процедуры независимой экспертизы основных общеобразовательных программ.
корректировка программ
ДОУ в соответствии с ФГТ
тесное сотрудничество с учеными-педагогами, с авторами комплексных образовательных программ, специалистами по дошкольному образованию.
Слайд 27Пути решения проблем.
Активная самостоятельная деятельность по изучению ФГТ.
Необходима профессиональная поддержка педагогов
дошкольного образования, курсы повышения квалификации, методические советы, подсказки, методическое обеспечение для примерной программы;
-Доработка программ на предмет соответствия ФГТ;
- Дошкольным образовательным учреждениям совместно с муниципальными методическими службами необходимо привести -свои образовательные программы в соответствие с ФГТ;
- Определить перечень примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования; ( вот тогда у дошкольных учреждений останется право выбора в качествен примерной только программы из этого перечня).
-Соотнесение и коррекция программ с ФГТ.
- Обязательная экспертиза программ на соответствие ФГТ.
Слайд 28Наполнение части программы формируемой участниками образовательного процесса.
Это:
- приоритетные направления деятельности;
-
специфика осуществления образовательного процесса в зависимости от конкретных национально – культурных, демографических, климатических условий.
Реализация федеральных и региональных проектов.
- Приоритетный национальный проект «Образование».
- БОС – здоровье – учимся и оздоровляемся.
- Гражданско-правовое и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- Информатизация дошкольных образовательных учреждений.
- Игровые технологии в воспитании, развитии детей дошкольного возраста.
- Региональное содержание дошкольного образования.
Слайд 29Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет,
освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Слайд 30формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования;
являются
показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка, в том числе морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта, др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, др.) сферах;
способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Интегративные качества –
системные образования, которые:
Слайд 31Социальный портрет ребенка 7-ми лет, освоившего ООП ДО
физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
овладевший необходимыми умениями и навыками
Слайд 32Интегративный результат реализации требований – создание развивающей образовательной среды:
обеспечивающей духовно-нравственное развитие
и воспитание детей;
высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам
Слайд 337 групп требований
требования к кадровому обеспечению;
требования к материально-техническому обеспечению;
требования к учебно-материальному
обеспечению;
требования к медико-социальному обеспечению;
требования к информационно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическому обеспечению;
требования к финансовому обеспечению