Слайд 1СКОЛЬКО Б ТЫ НИ ЖИЛ, ВСЮ ЖИЗНЬ СЛЕДУЕТ УЧИТЬСЯ.
СЕНЕКА
Тема 1. Факторы,
определяющие развитие концепции непрерывного образования.
Слайд 2!
В настоящее время идея непрерывного образования человека в течение всей его
жизни получила распространение практически во всем мире. Этой идеей руководствуются в своей деятельности в области просвещения такие международные организации, как ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский совет.
Во многих странах (например, Швеции, Франции, Испании, Канаде, Великобритании) концепция непрерывного образования официально положена в основу государственной политики в области образования.
Слайд 3На рубеже 90-х годов родилось то, что сегодня называется "экономика знаний",
или новой экономикой.
В начале XXI в. мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Ее слагаемыми выступают: возрастающая взаимозависимость рынков капитала и новых технологий, усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг.
Слайд 4Термин "экономика знаний"
был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем
Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.
Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".
Слайд 5По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее
передовых стран мира выглядит так:
Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. Интересно, что по объему производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США.
Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире. по доли наукоемкой продукции в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии и в 9 раз уступает США, в 5 раз Китаю и 2,5 раза Италии.
Не менее интересно, что по принятому ООН для оценки уровня развития страны индексу человеческого развития наша страна на 50-м месте в мире (Норвегия — на 1-м, США — на 8-м). В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики знаний. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний».
Слайд 6В основе экономики знаний лежат:
накопление и применение новых знаний, создаваемых
в результате научных исследований и технологического прогресса;
инвестиции в образование и науку;
внедрение передового опыта;
открытость по отношению к инновациям в социальной, экономической и культурной сферах.
Слайд 7Преимущества, получаемые различными участниками мировой экономики от развития экономики знаний:
Промышленно развитым
странам с высокими затратами на рабочую силу и инфраструктуру экономика знаний предоставляет конкурентные преимущества в области высокотехнологичного производства и эффективных услуг.
Странам с ресурсной экономикой она предлагает усовершенствованные технологии и продукцию с повышенной добавленной стоимостью и более тесной связью с покупателем, а также возможность пойти по пути устойчивого развития.
Развивающимся странам знания позволяют сократить этапы экономического развития, совершить «технологический скачок» и быстрее интегрироваться в мировую экономику благодаря повышению привлекательности для иностранных инвесторов.
Слайд 8!
Построение экономики знаний предполагает существенное реформирование образовательной системы, формирование системы непрерывного
образования.
По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад.
Слайд 9Становление концепции непрерывного образования:
Истоки данной идеи можно найти у древних философов:
Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский, который утверждал, что вся жизнь должна быть школой, что для учебы подходит любой возраст, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.
Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Позже появилась потребность в обучении и профессиональной подготовке, переподготовке взрослых. Эти и другие факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.
Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом.
Слайд 10В 80-е г. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и
др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования.
Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.
Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.
В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.
Слайд 11Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному
образованию?
Объективные предпосылки. Прошедшее столетие характеризовалось бурным социально-экономическим и научно-техническим прогрессом. Подобного динамизма общественного развития не знали предыдущие эпохи. В этих условиях обновление техники, технологий опережало темпы смены поколений людей. Произошло отставание образования от новых реалий жизни; появившийся дефицит знаний привел к тому, что многие работники перестали выполнять свои обязанности профессионально, обострилась проблема функциональной неграмотности.
Субъективные предпосылки. Возникшая в современных условиях рассогласованность между имеющимся и необходимым для человека уровнем знаний стала причиной профессиональной некомпетентности, неумения сделать надежный профессиональный выбор. Вместе с тем, рост благосостояния в целом, появление свободного времени, расширение перечня образовательных услуг привели к осознанию необходимости постоянного обновления знаний не только для профессиональной деятельности, но и восприятия образования как ценности.
Слайд 12Непрерывное образование
- это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие
всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.
Слайд 13Функционирование непрерывного образования должно основываться на принципах:
гуманизма,
демократизма,
мобильности,
опережения,
открытости,
непрерывности.
Слайд 14Принцип гуманизма
— обращенность образования к человеку, свобода выбора форм, сроков,
видов обучения, возможность повышения квалификации, самообразования. Он реализуется через создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности личности. Этот принцип отвергает насилие, национальную и расовую исключительность, равнодушие к окружающим.
Слайд 15Принцип демократизма
— доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм
обучения. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации.
Слайд 16Принцип мобильности
выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного
образования. Он ориентируется на использование разных методических систем и технологий, позволяющих "учиться меньше, но чаще", продуктивнее.
Слайд 17Принцип опережения
требует быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и
учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики. Он ориентирует на широкое и активное применение новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов.
Слайд 18Принцип открытости
обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению
и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.
Слайд 19Принцип непрерывности
образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения
квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества. Образование должно быть направлено в будущее, прежний девиз "Знания на всю жизнь" уступает место новому — "Знания через всю жизнь".
Слайд 20Система непрерывного образования способствует решению трех основных задач:
1) подготовка человека для включения
его в систему современных общественных, профессиональных отношений;
2) совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
3) разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.
Слайд 21
В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две
подсистемы:
базовое,
дополнительное образование.
В свою очередь базовое и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.
Слайд 22Непрерывное образование характеризуется рядом признаков.
Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни
человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии.
Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В соответствии с Болонским соглашением, благодаря принятой системе взаимозачетов студенты смогут свободно выбирать, в каком университете Европы учиться и какую дисциплину осваивать.
В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека.
В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.
Слайд 23Непрерывное образование в России стало предметом научных исследований в конце 80-х
годов ХХ века.
В работах Б.С.Гершунского, Ю.А.Кустова, Е.В.Калинкина, В.Б.Миронова, В.С.Леднева и других исследователей обосновывались предпосылки и объективная необходимость становления системы непрерывного образования, закладывались теоретические основы ее развития, проводился системно-структурный анализ ближайших перспектив ее становления. В этом контексте изучалось соотношение общественных, личных и профессиональных интересов, рассматривались проблемы преемственности и структурирования содержания непрерывного образования, разрабатывались организационно-экономические механизмы взаимодействия различных образовательных учреждений.
В конце ХХ века была создана Комплексная программа научных исследований «Профессиональное обучение молодежи на 1986 – 90 годы», в которой нашли отражение аспекты развития непрерывного образования.
Дальнейшие положительные сдвиги в развитии непрерывного образования начались с принятием в 1992году «Закона об образовании», в котором система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Кроме этого, в данном законе дана новая концепция профессионального образования, построенная на основе фундаментальной, гуманитарной и многоуровневой подготовки специалистов, закреплено право выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов) обучаться в высших учебных заведениях по родственным специальностям в сокращенные сроки. Реализация целей развития непрерывного образования в России нашла отражение в Федеральной целевой программе «Образование». В данной программе содержится задача развития современной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающая совершенствование содержания и технологий образования, а также развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствования экономических механизмов в сфере образования.
Слайд 24Многоуровневое непрерывное образование в России вариативно.
Оно позволяет получить обучающимся допрофессиональную,
профессиональную и послевузовскую подготовку. Основой содержания образования являются профессиональные образовательные программы, обладающие преемственностью, в основе которых заложена система знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями экономики, развития личности и интересов общества.
Слайд 25Направления развития системы непрерывного образования в России.
Самым главным является повышение качества
образования и содержания образования, затем создание и применение новых наукоемких технологий в образовании. Сюда входят такие технологии, которые помогают обеспечивать быстрое распространение знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Граждане могут получать образование на месте своего проживания или работы. Должны быть созданы новые технологии в образовании: дистанционное обучение, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения и др., которые повысят эффективность образования.
Необходимо интегрировать образовательные учреждения различного уровня. На сегодняшний день должна быть создана возможность для устойчивых связей между производителями и потребителями образовательных услуг. Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование, обучение безработных граждан) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.
Должны разрабатываться законы, нормативные акты в сфере образования, где будет определяться государственная политика, стратегия в области образования.