Слайд 1Современные
образовательные технологии
Работа учителя русского языка и литературы Катыгиной М.А.
МБОУ «СОШ
№ 12»
(в рамках выступления ШМО)
Слайд 2
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
(Концепция модернизации российского образования)
Слайд 3Инновация педагогическая (нововведение)
I. Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные
элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого.
2. Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);
3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Слайд 4
Основная парадигма
в работе учителя:
«Дать каждому ребенку возможность проявить себя»
Слайд 5
Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении
цели обучения и задания содержания обучения.
Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня учащегося.
Слайд 6
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной
педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».
(Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном
процессе. –М.1989.с.7).
Слайд 7Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М. Шепель).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы. (М. Чошанов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования. (Юнеско).
Слайд 8Причины выбора инновационных технологий
Образовательные технологии легко вписываются
в учебный процесс.
Позволяют достигать поставленных программой
и стандартом образования целей по конкретному
учебному предмету.
Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
Образовательные технологии обеспечивают
доброжелательность по отношению к учителю
и к друг другу.
Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Образовательные технологии ориентируются
на развитие творческой деятельности.
Слайд 9Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология перспективного обучения
с использованием опорных схем при комментируемом управлении. ( С.Н. Лысенкова )
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. (В.В. Фирсов)
Технология программированного обучения
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам. (И.Н. Закатов )
Технология индивидуализации обучения.
( И.Э. Унт, А.С., Границкая, В.Д. Шадриков )
Коллективный способ обучения. (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко )
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Слайд 10Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Занкова.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Системы развивающего обучения
с направленностью
на развитие творческих качеств личности.
Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская).
Технология проектного обучения
(Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз).
Технология учебной деловой игры
(Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, А.А. Вербицкий).
Технология учебной дискуссии (М.В. Кларин).
Технология саморазвивающего обучения (К.Г. Селевко).
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными,
он теряет интерес к собственному труду… Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем
каждый год открывается что-то новое,
и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В.А. Сухомлинский
Слайд 12Современные педагогические технологии
это набор операций
по конструированию знаний, умений,
навыков и отношений
в соответствии с поставленными целями
Слайд 13Технологии индивидуализации образовательного процесса
Слайд 14ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - ???
Под индивидуализацией образовательного процесса понимается такая его организация,
при которой осуществляется учет особенностей каждого ученика.
Слайд 15Какие условия необходимо создать для индивидуализации обучения?
Новый технологический подход к организации
процесса обучения;
разнообразные формы контроля;
система индивидуальных занятий в школе;
управление процессом самообразования учащихся;
взаимодействие с педагогическим сообществом.
Слайд 16Новый технологический подход
к организации процесса обучения
Технология проблемного обучения;
технология критического мышления;
технологии
интерактивного обучения
(собирательное понятие);
технология проектного обучения
Слайд 17
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые
роли:
учителя как организатора и консультанта
и учителя-ученика как активного исследователя,
творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Человек образованный – тот,
кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Слайд 18ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Использование ресурсов INTERNET
Дистанционное обучение
Подготовка презентаций
Использование мультимедиа учебников
на разных этапах урока
Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры
Интерактивные атласы
Слайд 19INTERNET- РЕСУРСЫ
Поиск информационных ресурсов
Конференции по отдельным
проблемам
Участие в международных
проектах
Дистанционное обучение
в образовательных порталах
Слайд 20КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Использование на этапе
объяснения нового
материала
Использование в деловых играх
Отчет по проделанной проектной
работе (практической работе)
Участие в конференциях разного
уровня – сопровождение доклада
Дистанционное обучение
в школе и на образовательных
порталах в Интернете
Слайд 21МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ
Объяснение нового материала
Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный
ряд
Тесты и практические задания
Методическое обеспечение семинаров и лекций
Слайд 22Индивидуальность
Вариативность
Работа на время
Объективность оценивания и фиксация итогов
Возможность создать свои тесты
КОМПЬЮТЕРНОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ
Слайд 23
рефлексивная
При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего
типа
Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?
исследовательская
(проблемно-поисковая)
коммуникативная
(дискуссионная)
имитационного моделирования (игровая)
психологическая (самоопределен-ческая)
деятельностная
Проектная
технология
Слайд 24Развитие критического мышления:
- аналитическое;
- ассоциативное;
-
логическое;
- системное.
Развитие творческого мышления:
- пространственное воображения;
- самостоятельный перенос знаний;
- комбинаторные умения;
- прогностические умения.
Слайд 25Умения работать с информацией:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы их
решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Слайд 26Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(РКМЧП)
Слайд 27Технология РКМЧП
может быть использована в различных предметных областях
(словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).
Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Слайд 28определение критического мышления:
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские
методы:
ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление работает на многих уровнях,
не довольствуясь фактами, а вскрывая причины
и следствия этих фактов.
Слайд 29СИЛА В РАЗВИТИИ – УЧИСЬ И УЧИ!
Невозможно получить образование,
которого «хватит»
на всю жизнь…
Слайд 30 О новой идее сначала говорят,
что «это
чушь»,
потом – «а в ней что-то есть»
и, наконец,
когда идея становится понятной
и освоенной – «а кто этого не знал?»
И.В. Гете
Слайд 31Рекомендуемая литература:
Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. И др.
Новые информационные технологии в образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Танио, 1989.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. – М.: ВАКО, 2004.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2002.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2004.
Педагогические технологии /Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.