Дополнительное образование детей как элемент региональной системы образования
Урсу-Архипова А.П.,
начальник Управления государственной политики
в сфере общего образования
Дополнительное образование детей как элемент региональной системы образования
Урсу-Архипова А.П.,
начальник Управления государственной политики
в сфере общего образования
Дополнительное образование… - миф или реальность?
Нормативное обеспечение
Приказ Минобрнауки РФ от 16.10. 2007 № 283 «Об утверждении аналитических ведомственных целевых программ» (ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2008-2010 годы»; ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы»);
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (2007 г.);
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Нормативное обеспечение в субъекте
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2010 №160-п целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10. 2010 №268-п программа «Молодежь Югры» на 2011-2013 годы;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.02.2012 №52-п «О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2012 году»;
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9.11.2012 №663-рп «План мероприятий по реализации в 2012-2013 годах Стратегии действий в интересах детей в ХМАО-Югре на 2012-2017 годы»;
Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (проект)
Система дополнительного образования в округе
Всего 194 учреждений дополнительного образования детей, подростков и молодежи, в т.ч.:
учреждения системы образования – 68 (75 265 чел.),
физической культуры и спорта – 55,
учреждений культуры – 71.
Общее количество детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования - 72% (в РФ – 49,1%) детей в возрасте от 05 до 18 лет.
Направленности дополнительного образования
Техническое – 6,5 % (4 885 человек);
Эколого-биологическое- 8,2 % (6 140 человек);
Туристско-краеведческое – 4,3 % (3 222 человека);
Спортивное – 17,4 % (13 104 человек);
Художественное – 39,2 % (29 489 человек);
Военно-патриотическое – 17,5 % (13 158 человек);
Культурологическое – 3,5% ( 2 594 человека);
Комбинированные виды образовательной деятельности – 93,4 % (70 289 человек).
Охват детей и подростков дополнительным образованием по возрастам
Кадровые условия
Программное обеспечение
Результативность дополнительного образования в округе
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации
Глава 10. Дополнительное образование
Статья 80. Дополнительное образование детей и взрослых
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени».
Дополнительное образование …
на обочине образования или партнер и попутчик?
Внеурочная деятельность на основе модели
дополнительного образования
«Образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».
(письмо Министерства образования
и науки России от 12 мая 2011 года N 03-296
« Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»)
Школьный технопарк – структурное подразделение,
осуществляющее формирование современной
инновационной среды с целью реализации
школьниками и преподавателями компетентностей
в создании инновационного продукта, поддержки и
развития исследовательской деятельности обучающихся;
система мероприятий, в т.ч. выставки научно-технического творчества обучающихся и студентов (в областях: робототехники, электроники, информационных технологий и программирования, авиа-ракето - судомоделизма, радиоспорта, технического дизайна и компьютерного моделировании);
инициатива юных и ее реализация через проектирование и конструирование
Дополнительное образование - ресурсная площадка развития основных направлений общего образования
обучение школьников умению работать в области
наукоемких технологий, инноваций;
формирование условий реализации школьниками
полученных знаний ;
разработка и обучение школьников и педагогов технологиям инноваций, творческой работы;
овладение школьниками методиками исследовательской, изобретательской деятельности и публичных представлений результатов своей работы;
получение первичных знаний и умений для работы в научно-технологических структурах на подобии «Технопарков», создание и продвижение наукоемких технологий и продуктов;
создание условий творческим личностям для разработки новых технологий, проектов, создания коммерческих структур (школьное предприятие, школьные предпринимательские инкубаторы)
Цели и задачи школьных Технопарков
Дополнительное образование – площадка экономического образования детей, подростков и молодежи
Формирование нового экономического мышления - социальный заказ общества.
Пути решения:
введение предметов и спецкурсов экономической направленности;
олимпиады по предмету «Экономика»;
участие бизнес-сообществ;
создание «Школьных бизнес-инкубаторов»
Дополнительное образование детей — площадка воспитания личности
экологическое образование:
434 объединений экологической направленности
Социальные практики:
Окружной экологический марафон «Моя Югра – моя планета!»;
Окружная акция «Аллея выпускников»;
Окружной конкурс сказок экологической направленности
«Пишем Югорскую сказку»;
64 школьных лесничеств;
гражданско-патриотическое воспитание:
68 кадетских классов (428 чел.);
5 казачьих кадетских классов (130 чел.);
проект «Патриоты Югры – патриоты России»;
волонтерское движение;
духовно-нравственное воспитание;
развитие органов ученического самоуправле
ния
Дополнительное образование детей — один из важных элементов региональной системы обучения и воспитания личности
К 2020 году охват обучающихся дополнительным образованием
должен составить 70-75%;
«закрепить в ФЗ «Об образовании в РФ» норм, наделяющих субъекты РФ полномочиями по организации дополнительного образования детей не только в образовательных учреждениях субъектов РФ, но и в муниципальных образовательных организациях».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть