Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Флягиной Ольги Васильевны
МКОУ «Белоярская СШ», Ачинского района, Красноярского края
На тему: «Методическая разработка по выполнению исследовательской работы «Влияние условий выращивания озимой ржи на декоративные свойства соломки»»
Слайд 2Краткая характеристика образовательного учреждения
МКОУ «Белоярская СШ» - сельская школа, являющаяся образовательным
и культурным центром села, отмечающая в 2016 г. 35-летний юбилей.
Школа в цифрах: 172 ученика, 12 классов комплектов, 21 учитель (9 человек с высшей категорией).
В школе работают два школьных музея (музей истории села и музей декоративно-прикладного и детского творчества), ФСК «Олимп», спортивные секции, кружок «Основы музейного дела», вокальные кружки, кружок «Журналистика».
Школа имеет стабильно высокие достижения в области образовательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности. Учащиеся школы – победители и призеры районной научно-практической конференции школьников, предметных олимпиад районного, краевого уровней, краевого конкурса «Таланты без границ», Всероссийских и Международных творческих конкурсов, спортивных соревнований.
В школе ведется работа в области проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 3
Флягина Ольга Васильевна
Учитель технологии, художественной культуры Красноярского края, педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея детского и декоративно-прикладного творчества «Наследие», творческого объединения художественной направленности «Берегиня».
Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО, 2007 г.
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
Победитель краевого конкурса за высокий рейтинг работы в краевой программе «Одаренные дети Красноярья», 2013 г.
Руководство проектной деятельностью школьников с 2000 г.
Руководство исследовательской деятельностью школьников с 2013 г.
Педагогический стаж: 23 года.
Слайд 4Данная методическая разработка представляет собой описание методических подходов
при организации исследовательской деятельности школьников, на примере учебного исследования «Влияние условий выращивания озимой ржи на декоративные свойства соломки» и может быть применима к другим исследованиям.
Автор работы имеет большой результативный опыт организации проектной деятельности школьников и незначительный опыт организации исследований. Данная разработка - систематизация личного опыта и полученных на курсах знаний. Она будет способствовать оптимизации исследовательской деятельности в Белоярской школе и формированию метапредметных результатов обучения школьников.
Цель работы: разработать механизм организации исследовательской деятельности школьников.
Задачи: определить направления и перспективы развития исследовательской деятельности, формы организации и контроля исследований, методы диагностики образовательных результатов.
Слайд 5Формы работы
Проектная деятельность
Социально – значимое проектирование:
Грантовый проект «Наследие» с
бюджетом 100000.0 рублей в рамках
регионального конкурса «100 классных
проектов»;
Изготовление вещей для детского дома;
Организация межрайонного фестиваля
ДПИ «Содружество»и др.
Информационные проекты:
«Эволюция технологий» и др.
Результат: электронная презентация,
доклад на школьной конференции.
Творческое проектирование:
макеты архитектурных объектов;
«Текстильные материалы в интерьере»;
изделия из поделочных материалов и др.
Проектирование экскурсий, интерактивных
занятий в школьном музее (актив музея):
«Как рубашка в поле выросла»;
«Музей в чемодане»;
«Кто и как играет в куклы»;
«Виды народной игрушки» и др.
Проектирование и проведение
мастер-классов по декоративно-
прикладному творчеству.
Слайд 7Формы работы
Исследования
Индивидуальные
Коллективные
Элементы исследовательской деятельности на уроках, при выполнении домашнего задания:
сравнительный
анализ свойств материалов;
изучение состава продуктов по этикеткам на наличие вредных пищевых добавок;
исследование и выбор оптимальных приемов работы и др.
Учебные исследования во внеурочной деятельности:
участие в работе научных конференций;
исследовательская практика;
исследования на занятиях кружка;
пополнение фондов музея, сбор и анализ краеведческой
информации.
Краткосрочные
Долгосрочные
Слайд 8Основное направление исследовательской деятельности школьников – изучение свойств декоративных, поделочных материалов
и приемов работы с ними, получение материалов с заданными свойствами (соломки, бересты, волокон шерсти домашних животных и др.) для освоения различных техник, реконструкции объектов народного творчества, элементов народного костюма, создания объектов декоративно-прикладного творчества, пополнения фондов музея «Наследие».
Слайд 9 Условия организации исследований
Создание образовательной мотивирующей на исследовательскую деятельность среды, проблемных
ситуаций
Выявление мотивированных на исследовательскую деятельность учащихся
Выбор образовательных областей и тематики детских исследований на год с учетом возрастных особенностей
Обеспечение возможности самостоятельного выбора школьниками темы исследования
Прогнозирование результатов
Промежуточный и итоговый контроль, консультации
Обсуждение результатов исследования на всех этапах
Создание условий для презентации, применения результатов исследования
Слайд 10Этапы исследования
Подготовка к проведению исследования:
-
обосновать актуальность исследования (проблема: соломка закончилась, необходимо получить материал для дальнейшей работы)
- выбрать область изучения (выращивание озимой ржи и технология изготовления изделий из соломки, опыт мастеров)
- выбрать объект (озимая рожь)
- определить предмет исследования (определить как условия выращивания влияют на декоративные свойства соломки: цвет, блеск, эластичность, длину)
- определить тему исследования («Влияние условий выращивания озимой ржи на декоративные свойства соломки»)
- выдвинуть гипотезу (загущенные посадки дают эластичный материал необходимой длины)
- изучить литературу по теме исследования (ознакомительное, изучающее чтение с записью источников информации, фиксацией значимой для исследования информации, определением различных точек зрения на проблему);
- определить цель (вырастить материал с заданными свойствами) и задачи (изучить литературу, провести эксперименты, сделать заключение, собрать и обработать урожай, протестировать его, создавая народные соломенные игрушки, провести мастер-классы)
- выбрать методы исследования: аналитический, экспериментальный, наблюдения и сравнения, обобщения и систематизации.
Слайд 11Этапы исследования
Проведение исследования:
составить общий план и этапы выполнения исследования
провести экспериментальные
исследования с учетом контрольного образца, равных условий эксперимента, адекватных методов и параметров (осенью заложить 3 экспериментальных посадки озимой ржи 1,5 м х 1,5 м: загущенная, рядами с интервалом 15 см, единичные)
с ранней весны до сбора урожая провести наблюдения за посадками (изменение длины, толщины стеблей, период формирования колосьев, условия получения разных оттенков стеблей)
собрать урожай озимой ржи в разные периоды созревания колоса, протестировать полученный материал (соломку)
описать этапы, ход эксперимента, условия эксперимента
зафиксировать результаты экспериментов в фотографиях, таблицах, графиках и т.д.
сделать выводы по каждому эксперименту
провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать заключение
Слайд 12Этапы исследования
Представление результатов исследования:
оформить исследовательскую работу в соответствии с Положением
создать коллекцию
работ из полученного материала (лошадки, птицы счастья, народные игрушки), провести выставку, пополнить фонды школьного музея
провести мастер-классы среди сверстников с использованием результатов исследования, например, изготовить «танцующую» соломенную куклу «стригушку»
подготовиться к защите учебного исследования
презентовать исследовательскую работу на школьной конференции и районной научно-практической конференциии школьников.