Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ларьковой Галины Владимировны,
учителя технологии
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лицей № 48» г. Калуги
«Метод проектов в работе учителя технологии»
2016
Слайд 2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 48» г. Калуги
Год основания – 1990.
Достижения:
победитель областного конкурса «Лучшие школы Калужской области - 2006»;
победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы - 2007;
лауреат конкурса Web-сайтов муниципальных общеобразовательных учреждений – 2011.
победитель конкурсов - музейный комплекс, в который входят музей боевой славы, экологический музей детского творчества и музей семьи и здорового образа жизни.
Официальный сайт http://terepec48.ru/
Слайд 3Я работаю учителем технологии в нашем лицее со дня его основания,
26 лет.
Предмет «Технология» появился в 90-х годах прошлого столетия и заменил традиционное трудовое обучение.
В это же время в технологическую подготовку школьников был введен «метод проектов».
Первая олимпиада по технологии, проходившая в 1999/2000 учебном году, включала защиту творческого проекта.
С тех пор каждый год в каждом классе школьники выполняли учебные проекты.
При переходе на ФГОС учащиеся 5-8 классов выполняют за год 4 проекта по каждому разделу программы.
Участвуя в восьми олимпиадах разного уровня, мои ученицы становились победителями и призёрами 19 раз, из них трижды на последнем этапе Всероссийской олимпиады.
Слайд 4Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности
учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или услуги, оценку качества проведённого исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.
Технология – область знаний, в которой интегрируются сведения из различных наук. Школьнику наряду со специфически техническими знаниями могут потребоваться знания основ математики, черчения, физики, химии, биологии, экономики, общественно-гуманитарных наук. Учащийся должен не столько овладеть ими, сколько уметь самостоятельно находить недостающую информацию. Метод проектов положительно мотивирует учащихся к активной деятельности.
Слайд 5Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской
деятельности.
Задачи:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать креативность, познавательные потребности и способности.
Элективный курс
«Введение в проектно-исследовательскую
деятельность»
Слайд 6должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;
создание необходимых
условий - информационные ресурсы, кабинеты, библиотеки, НОУ;
осуществление помощи в выборе темы, конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы;
результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, иметь общественную оценку и признание достижений.
Условия организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в лицее:
Слайд 7Обучающиеся должны научиться:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать
гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Слайд 8По количеству участников:
индивидуальные;
групповые.
По продолжительности выполнения:
краткосрочные (могут быть разработаны на нескольких уроках);
средней
продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Типы проектов
Слайд 9Исследовательские проекты
«Изучение
моющих средств»
«Чипсы:
польза или вред»
Школьная форма прошлых лет
Слайд 12Комплексный проект
«А ну-ка, девочки»
Слайд 13Комплексный проект
«Креативный бутерброд»
Слайд 15Проект «Сказки пишем сами»
Волшебный стул
Жил-был самовар
Новая жизнь
старого ведра
Мойдодыр
на новый лад
Сказка
о старой шляпе
Сказка про
линейку и карандаш
Слайд 16Проект «Сказки пишем сами»
Волшебный чугунок
Новая жизнь
старого утюга
Тайны
старого сундука
Сказка о
прялке
Сказ про то,
как лапти
сами дорогу нашли
Слайд 17Проект «Профессии моего рода»
Цель: расширить кругозор знаний учащихся о профессиях членов
своей семьи, познакомить учащихся с разнообразием профессиями.
Задачи:
расширение представлений у учащихся о мире профессий;
стимулирование у учащихся интереса к миру профессий;
привлечение внимания детей к профессиональным традициям своей семьи;
развитие творческих и исследовательских способностей у учащихся.
Слайд 18Муки творчества
Ожидаемый результат
Подготовительные работы
Проект социальной направленности
«Роспись стены для начальных классов лицея
№ 48»
Слайд 19Проект социальной направленности
«Роспись стены для начальных классов лицея № 48»
Окончательный результат
Слайд 20 Комплексный проект
социальной направленности
Создание кукольного театра
для библиотеки г. Калуги
Исполнители проекта:
ученики
8 - 9 классов
МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
Слайд 21Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Лицей № 48»
Городская
библиотека № 36
г. Калуга
микрорайон Терепец
Слайд 22РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Состав и обязанности основных участников проекта
Слайд 23РАЗДЕЛ 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Постановка проблемы / описание потребности, на решение которой
направлен проект
Городской библиотеке № 36 г. Калуги потребовались куклы для спектакля «Проказы Бабы Яги в стране книг»: Незнайка, Мальвина, Буратино, Леший, Домовенок, Баба Яга.
Учащиеся лицея № 48 вместе с учителями технологии решили создать кукольный театр: изготовить не только кукол, но и сцену, где будут проходить действия спектакля. Также вместе с представителями библиотеки была проведена первая репетиция спектакля и сделан видеоролик для оттачивания мастерства актеров-кукольников.
Слайд 24Целевые группы
Кукольный театр будет располагаться в городской библиотеке, которая находится в
отдаленном от центра микрорайоне Терепец, где нет никакого центра досуга для детей. Работники библиотеки будут организовывать детские спектакли для детей младшего возраста. Дети и их родители будут чаще заходить в библиотеку, а, следовательно, больше читать.
Заинтересованные группы
В реализации проекта заинтересованы:
городская библиотека (работники библиотеки № 36 смогут приобщать маленьких детей к чтению книг; старшие школьники будут привлекаться к постановке спектаклей);
территориальная община «Наш Терепец» (заинтересованы в организации досуга детей);
родители и дети микрорайона (будут чаще заходить в библиотеку, брать книги).
Слайд 25Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для развития творческого начала лицеистов
и детей микрорайона, организация досуга.
Задача: изготовить театральную сцену и кукол для создания кукольного театра в городской библиотеке микрорайона Терепец.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Для реализации проекта использованы следующие технологии: деревообработка, металлообработка, вязание крючком, шитье на швейной машинке и ручные работы, раскрашивание ткани красками, сценическое мастерство.
Слайд 26Деятельность по проекту
В ходе реализации проекта запланировано провести следующие мероприятия:
изготовить деревянную
складывающуюся основу под сцену;
изготовить металлические разборные крепления для занавесок;
украсить сцену вязаными деталями;
раскрасить ткань акварельными красками;
сшить занавески для сцены;
изготовить театральных кукол;
провести испытания проекта: репетицию кукольного спектакля;
сделать видеоролик для оттачивания мастерства актеров-кукловодов (чтобы учащиеся могли увидеть свою игру со стороны).
Слайд 27Описание отдельных мероприятий
На данном этапе написан сценарий, сделана сцена, декорации и
перчаточные куклы для одного спектакля: «Проказы Бабы Яги в стране книг». Проект реализован на средства учителей и родителей учащихся.
Запланирована дата проведения первого спектакля.
В дальнейшем планируется сделать декорации и кукол для новых постановок.
Во второй части проекта планируется сделать:
декорации зимнего пейзажа;
планшетные декорации;
основу под установку сцены со шторами;
персонажей животных для новых постановок.
Слайд 28РАЗДЕЛ 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Ожидаемые результаты проекта
Мы надеемся, что когда
в библиотеке нашего микрорайона начнет работу кукольный театр, дошкольники и младшие школьники будут с удовольствием посещать библиотеку, приобщаться к чтению книг, а более взрослые ребята будут помогать библиотекарям в постановке спектаклей. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не слонялись бесцельно по улице, а приобщались к прекрасному, доброму, вечному...
Слайд 29Дальнейшее развитие проекта
Наш микрорайон находится далеко от центра. Лицей №48 и
городская библиотека № 36 — два островка культуры, где малыши и школьники приобщаются к миру прекрасного. Данный проект объединяет два эти центра, является «мостиком», соединяющим их.
Хотелось бы, чтобы таких «мостов» стало как можно больше!
Такие проекты можно было бы реализовывать и в районных, сельских библиотеках.
Слайд 30РАЗДЕЛ 4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. РАБОЧИЙ ПЛАН-ГРАФИК
Слайд 34Конкурс социальных проектов
Лауреаты областного конкурса
Слайд 35Ларькова Галина Владимировна
Выпускница физико-математического факультета Калужского государственного педагогического института им.
К.Э.Циолковского
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 48» г. Калуги
Педагогический стаж – 34 года
Почетный работник общего образования РФ – 2009
Победитель конкурса
«Лучшие учителя России» – 2007
Ветеран труда – 2008
Лауреат областного конкурса «Семья года – 2003»
Медаль «За любовь и верность» – 2008
gl-511150@mail.ru