Актуальные проблемы инклюзивного образования в современной России презентация

Содержание

Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ 365,1 тыс. 1990/91 уч.год 434,4 тыс. 2004/05 уч.год 480,3 тыс. 2010/11 уч.год 312,1 тыс. 281,3 тыс. 207,2 тыс. 53,0 тыс. 186,6 тыс.

Слайд 1Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт специальной педагогики и психологии Санкт-Петербург
Актуальные проблемы

инклюзивного образования в современной России

Шипицына Людмила Михайловна,
ректор НОУ «Институт специальной
педагогики и психологии»,
заслуженный деятель науки РФ
д.б.н., проф.

Доклад
на Региональном форуме профессионалов специального (коррекционного) образования

г. Санкт-Петербург
17 февраля 2012 г.


Слайд 2Общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ
365,1 тыс.
1990/91 уч.год
434,4

тыс.

2004/05 уч.год

480,3 тыс.

2010/11 уч.год

312,1 тыс.

281,3 тыс.

207,2 тыс.

53,0 тыс.

186,6 тыс.

132,2 тыс.

В специальных (коррекционных) учреждениях:

В специальных классах массовых школ:

-----

-----

140,9 тыс.

В обычных классах массовых школ:

464,4 тыс.

2009/10 уч.год

207,3 тыс.

119,5 тыс.

137,6 тыс.


Слайд 3ИНТЕГРИРОВАННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
МАССОВОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ




ДОШКОЛЬНОЕ
ШКОЛЬНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ




Слайд 4
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ ПАЦИЕНТА К ГРАЖДАНИНУ

ОТ СЕГРЕГАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ И ИНКЛЮЗИИ
ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЕ

РЕБЕНКА И СЕМЬИ

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ





ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА





Слайд 5СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Усвоение совокупности социальных процессов

Воспроизведение системы знаний, норм, ценностей
Функционирование в обществе: социальные

роли
+ культурные нормы

Периоды

Сферы

Ранний период
(от рождения до школы)

Обучение (школьное, профессиональное)

Социальная зрелость
(трудовая активность)

Завершение жизненного цикла
(после прекращения постоянной трудовой деятельности)

Деятельность – развитие
задатков и способностей

Общение – развитие
коммуникативных способностей, межличностных отношений

Самосознание, самооценка – развитие понимания самого себя, своих качеств, способностей и возможностей


Слайд 6Закон о специальном образовании в США (1975 г.)

Возможность обучения детей с

ОВЗ в массовой школе.
Учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ с административной ответственностью школы.

Проблемы внедрения интеграции в США

неготовность учителя массовой школы к новому виду профессиональной деятельности;

невозможность реализации программы интеграции административным решением и путем простого перевода детей с ОВЗ из специальной в массовую школу;

необходимость значительной и длительной организационно-методической работы.


Слайд 7
ИНТЕГРАЦИЯ

Социальная
Педагогическая
(образовательная)
Адаптация ребенка
(подготовка и формирование навыков самостоятельной жизни и профессиональных навыков)
Развитие личности

и межличностных отношений ребенка
(активность самого ребенка)



Отношение общества к ребенку
(создание адекватной среды и толерантность)

Интернальная
(внутри специального образования)


Экстернальная
(взаимодействие массового и специального образования)

Обучение и воспитание в комбинированном спец.учреждении

Обучение
в специальных (коррекционных) учреждениях

Обучение
в специальном классе массовой школы


Обучение
в обычном
классе массовой школы






Слайд 8Массовая школа
Интегрированное обучение
Ранняя социализация
От социальной интеграции к педагогической
Многоступенчатость педагогической интеграции
Специальная школа
Специальный

класс

Обычный
класс

I

II

III

Системный и индивидуальный уровни сопровождения

в классе

вне класса

вне школы

IV

Коррекция отношений участников процесса интеграции друг ко другу

учителя
учащиеся
родители


V

Специальная
школа

учителя
учащиеся
родители


Массовая
школа


Слайд 9Что такое инклюзия?
Малофеев Н.Н., 2010
Инклюзия = интеграция (синонимы)
Назарова Н.М., 2009
Инклюзия =

образовательная интеграция
Екжанова Е., 2010
Интеграция – I этап инклюзии
Боруцкая О., 2007
Интеграция – приспособление ребенка к среде
Инклюзия – приспособление среды к ребенку
Винзер М., 2010
Инклюзия – фундаментальная перестройка общего образования для удовлетворения запросов всех учащихся
Grun Ch., 2001
Инклюзия – учет потребностей всех детей в условиях общего образования
Gartner, Lipsky, 1987
Инклюзия – образовательная модель для всех учащихся – гибкая, разносторонняя и индивидуализированная – в интегрированных условиях


Слайд 10
ЦЕЛЬ

ИНТЕГРАЦИЯ
ИНКЛЮЗИЯ


ИСТОКИ

Объединение детей с ограниченными возможностями в совместной деятельности (игровой, учебной и

т.д.)


Организация совместного мира жизни детей – «одна школа для всех»



из специальной педагогики

из общей
педагогики



ИНКЛЮЗИЯ – основывается на идее создания единого
образовательного пространства для гетерогенной
группы, в котором имеются разные образовательные
маршруты каждого из ее участников


Слайд 11Требования инклюзивного образования
Системный подход (образовательный, социальный, нормативно-правовой, экономический)
Законодательное реформирование системы образования

под задачи интеграции
Изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы
Социальное партнерство массовой и специальной школ
Социально-психологический аспект – формирование толерантности, изменение менталитета
Командная работа специалистов (администратор, учитель, психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся
Организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе
Налаженная система ранней комплексной помощи


Слайд 12Трудности внедрения модели инклюзии в РФ -

На уровне юридической – нет

законодательной базы
На уровне финансирования – не предусмотрены материальные затраты на эти нужды
На уровне профессиональной деятельности – отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.)
На уровне общественного сознания – не сформированы необходимые социально-психологические установки.

отсутствие готовности принимать «не таких» детей в систему массового образования:


Слайд 13Цель специального образования

Малофеев Н.Н., 2010
Введение в культуру ребенка, по разным причинам

выпадающего из него

Лубовский В.И. и др., 1996
Создание адекватных условий обучения детей с ограниченными условиями здоровья и их социальной реабилитации

Шипицына Л.М. и др., 1995
Социальная реабилитация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и достижение потенциально возможного уровня образования в соответствии со ступенью и вариантом обучения


Слайд 14Определение стандарта
Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010
совокупность требований, обязательных при реализации основной

образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Концепция ФГОС специального образования, 2010
(под ред.Н.Н.Малофеева)
система норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья
Концепция ФГОС специального образования, 1996
(под ред.В.И.Лубовского)
образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и (или) психических недостатков обучающихся
Концепция ФГОС специального образования, 1995
(под ред.Л.М.Шипицыной)
комплекс норм и требований, отражающих специфику образования специальных (коррекционных) школ


Слайд 15СХЕМА СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ
III И IV ТИПОВ (ДЛЯ

СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ)

Цель: достижение потенциально возможного уровня образования, соответствующего ступени и варианту обучения, формирование компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений в развитии


Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, лечебно-восстановительное реабилитационное воздействие


Профессиональное образование на базе начальной и основной школы


Профессиональное образование на базе средней школы


Психолого-педагогическая диагностика, диагностический класс

I ступень
Начальная школа
1-4 кл. (4-5 лет)

I вариант
Цензовое обучение
1-4 кл. (4 года)

II вариант
Коррекционно-развивающее обучение
1-4 кл. (4 года)

III вариант
Компенсаторно-адаптационное обучение
(5 лет)

II ступень
Основная школа
5-11 кл. (6-7 лет)

III ступень
Средняя школа
11-12 кл. (2 года)

IV вариант
Абилитационное обучение «Особый ребенок»
(5-6 лет)

I вариант
Цензовое обучение
5-9 кл. (5 лет)

II вариант
Коррекционно-развивающее обучение
5-9 кл. (6 лет)

III вариант
Компенсаторно-адаптационное обучение
(5 лет)

I вариант
Цензовое обучение
10-12 кл. (2-3 года)

Формы образования

Школьное

Интегрированное

Вечернее (очно-заочное)

Экстернат

Дистанционное

Надомное


Слайд 16ФГОС (2010) – совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям

основной образовательной программы

ФГОС (2010)

Общие образовательные потребности

Особые образовательные потребности

Единство образовательного пространства РФ

Учитывает

Обеспечивает

Условия для индивидуального развития всех учащихся

В основе стандарта:

Системно-деятельностный подход –
воспитание и развитие личности учащихся,
пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся.

Основная образовательная программа

Обязательная часть
Вариативная часть

Обязательная часть
Вариативная часть
Программа коррекционной работы


Слайд 17Новые образовательные стандарты в школе
Переход от учебных планов к компетенциям
Переход от

конкретного содержания занятий к основным умениям и навыкам, т.е. универсальным учебным действиям (УУД)

Опираются на концепцию духовно-нравственного развития (идеалы и ценности)

Изменение контроля: от начальных условий к результатам педагогического процесса, т.е. создание программы оценки УУД


Слайд 18Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность способов действия, обеспечивающих способность учащихся

к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Образовательный стандарт предполагает, что у учащегося будут сформированы 4 группы универсальных учебных действий:

личностные – самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
регулятивные – управление своей деятельностью;
коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательные – работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций.


Слайд 19ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Обычный класс
Классификация типов классов в основной школе
Подготовительный класс (русский язык)

(1-2 года)

Специальный класс

Стартовый (диагностический) класс (1 год)



Слайд 20Целесообразность обучения в диагностическом классе
ребенка 7 лет с ограниченными возможностями здоровья

Недостаточная психологическая и социальная зрелость ребенка для обучения в школе
Возможности адаптации к школе и новым видам деятельности
Формирование коммуникативных умений и навыков
Формирование первоначальных академических знаний и жизненных компетенций с учетом реальных возможностей учащихся
Психолого-педагогическая диагностика в динамике процесса обучения
Подбор эффективной коррекционно-развивающей программы занятий и сопровождения специалистов-дефектологов и психологов (на основе индивидуального и дифференцированного подходов)
Формирование у родителей учащихся адекватного отношения к включению в среду нормально развивающихся сверстников и обучению их, оказанию помощи школе при инклюзивном образовании

Слайд 21Индивидуальный план коррекционно-развивающего обучения при инклюзивном образовании
Общая характеристика слабых и сильных

сторон подготовленности учащегося и необходимости специального обучения. Пути повышения эффективности обучения.
Цели и задачи ближайшего и перспективного планирования процесса обучения.
Количество необходимых дополнительных часов в годовом плане по усвоению отдельных дисциплин программы.
Перечень предметов, в которых учащийся нуждается в дополнительном специальном обучении.
Цели и задачи в изучении отдельных отстающих предметов, их содержание и необходимое количество часов для каждого конкретного учащегося.
Методы педагогического контроля и оценки процесса специального обучения.
Перечень вспомогательных средств, методов и учебных материалов, необходимых в процессе специального образования. Возможные методы совместной работы ученик-учитель-родитель.
Характеристика схемы совмещения специального обучения с обычным или организации специального обучения во временной группе или индивидуально со специалистом-дефектологом.

Слайд 22Психолого-педагогический контроль и оценка учащихся
по индивидуальному плану
Индивидуальные собеседования ребенок-родитель-учитель в начале

и конце учебного года. Составление индивидуального плана.
Систематический контроль за выполнением индивидуального плана и его постоянная коррекция.
Оценка знаний, основанная на достижении персонально поставленных задач в обучении.
Балльная, устная и письменная оценка учащихся, обучающихся по индивидуальному плану.
Педагогический контроль и оценка знаний учащихся, помогающие улучшению мотивации в обучении в школе.
Утвержденная программа тестирования по основным предметам в осенний и весенний периоды.
Тестирование когнитивных способностей.

Слайд 23СТРУКТУРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ


Слайд 24Спасибо
за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика