История и методология науки презентация

Содержание

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В результате освоения дисциплины магистрант должен: Знать: Понятийный аппарат, принципы и подходы теоретических и эмпирических научных исследований; Уровни и методы научного познания; Основы

Слайд 1 История и методология науки

Shuklina_elena@mail.ru
http://vk.com/elenashuklina
.
д. социол.н., проф.
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ШУКЛИНА


Слайд 2ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
Знать:
Понятийный

аппарат, принципы и подходы теоретических и эмпирических научных исследований;
Уровни и методы научного познания;
Основы научной работы как процесса научной деятельности;
Сущность диссертации как научно-исследовательской квалификационной работы.
Уметь:
Анализировать результаты научных исследований на современной методологической основе;
Планировать процесс научной работы;
Использовать законы и приемы логики в целях аргументации в научных дискуссиях и повседневном общении;
Разрабатывать методологические основы диссертационного исследования;
Разрабатывать методику диссертационного исследования.
Владеть:
Приемами и методами научного анализа социальных процессов;
Навыками теоретического и прикладного анализа социальных проблем и научного обобщения полученных результатов;



Слайд 3
Уметь:
Анализировать результаты научных исследований на современной методологической основе;
Планировать процесс

научной работы;
Использовать законы и приемы логики в целях аргументации в научных дискуссиях и повседневном общении;
Разрабатывать методологические основы диссертационного исследования;
Разрабатывать методику диссертационного исследования.
Владеть:
Приемами и методами научного анализа социальных процессов;
Навыками теоретического и прикладного анализа социальных проблем и научного обобщения полученных результатов;



Слайд 4ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Владеть:
Приемами и методами научного анализа социальных

процессов;
Навыками теоретического и прикладного анализа социальных проблем и научного обобщения полученных результатов;



Слайд 51. Научное исследование и его виды
Научное познание – теоретическое отражение действительности.


Его цель – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений на основе открываемых законов, закономерностей, тенденций.


Слайд 61. Научное исследование и его виды
Научное исследование – часть научного познания,

систематический, целенаправленный процесс выработки новых научных знаний.


Слайд 71. Научное исследование и его виды
Научное исследование имеет:
объект,
предмет,
цель,
задачи,


спрогнозированные результаты


Слайд 81. Научное исследование и его виды
Классификация научных исследований:
1) В зависимости от

характера решаемых проблем
Фундаментальные;
Прикладные.

Слайд 91. Научное исследование и его виды
Классификация научных исследований:
2) От уровня обобщения
Общенаучные;
Специальнонаучные.


Слайд 101. Научное исследование и его виды
Классификация научных исследований:
3) От характера использования

эмпирической базы
Теоретические;
Эмпирические.

Слайд 111. Научное исследование и его виды
Классификация научных исследований:
4) От типа задач

и используемых методов
Количественные;
Качественные.

Слайд 122. Методология и ее функции
Методология
metodos – путь исследования,
logos

– слово, понятие, учение

Слайд 132. Методология и ее функции
Методология - учение о том, как нужно

правильно осуществлять процесс научного познания.

Слайд 142. Методология и ее функции
Методология - система принципов организации и построения

научно-исследовательской деятельности

Слайд 152. Методология и ее функции
Методология – это теория в действии
Теория выступает

как методология, а методология является теоретической формой знания

Слайд 163. Соотношение методологии и методики исследования
Методология – стратегия исследования
Методика –

тактика исследования

Слайд 173. Соотношение методологии и методики исследования
Методика – совокупность методов, объединенных

единой исследовательской задачей

Слайд 183. Соотношение методологии и методики исследования
Методы:
Измерения
Сбора информации
Обработки
Анализа


Слайд 193. Соотношение методологии и методики исследования

Методика – форма конкретизации методологии


Слайд 203. Соотношение методологии и методики исследования
Требования к методике:
Обоснованность;
Правильность;
Надежность;
Оптимальность
Доступность данных для

проверки


Слайд 213. Соотношение методологии и методики исследования
Классификация методов исследования
1) По уровню

обобщения
Теоретические;
Эмпирические

Слайд 223. Соотношение методологии и методики исследования
Теоретические:
сравнение,
систематизация,

классификация,
типологизация и т.д.

Слайд 233. Соотношение методологии и методики исследования
Эмпирические:
методы сбора информации:
Опросные
Неопросные
методы

обработки и анализа информации.

Слайд 243. Соотношение методологии и методики исследования
Эмпирические:
методы обработки и анализа информации.


Слайд 253. Соотношение методологии и методики исследования
2) По типу сбора и

анализа информации
Качественные
Количественные


Слайд 263. Соотношение методологии и методики исследования
2) По типу сбора и

анализа информации
Качественные:
Неформализованное интервью,
Фокус-группа;
Анализ документов (традиционный);
Включенное наблюдение и т.д.



Слайд 273. Соотношение методологии и методики исследования
2) По типу сбора и

анализа информации
Количественные:
Анкетирование
Формализованное интервью,
Контент-анализ,


Слайд 28 Соотношение методологии и методики исследования
Методология теоретического уровня

Теоретические методы исследования

Методология эмпирического уровня

(программа социологического исследования)

Методика (совокупность методов эмпирического исследования)

Техника






Слайд 29 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с презентацией вводной лекции.


2. Прочитать главы 5 (параграф 1,2,3), 7, 10 в учебнике Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Эмпирическая социология: учеб. для вузов /; Сургут –Екатеринбург, 2016. 313 с. (Размещен в открытом доступе на сайте ИГУП).



Слайд 30 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
3. После консультации с преподавателем (и/или

научным руководителем) определить тему исследования близкую проблематике магистерской диссертации. Обратить внимание на требования к выбору темы исследования


Слайд 31 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
4. Осуществить подбор литературы по теме

исследования. Литература должна включать как теоретическое обоснование проблемы, так и эмпирические исследования в этой области, осуществляемые современными авторами.


Слайд 32 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. Разработать программу исследования, включающую все

основные элементы


Слайд 33 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
6. Параллельно с разработкой программы осуществить

подбор и обосновать применение методов сбора и анализа информации.

Слайд 34
Программа социологического исследования,
ее структура и функции


Слайд 35 Программа социологического исследования: понятие

Программа социологического исследования - это документ, в

котором сконцентрированы
методологические,
методические и
организационные предпосылки исследовательской деятельности.






Слайд 36 Программа социологического исследования: понятие

Программа социологического исследования –
основа практической работы социолога






Слайд 37 2. Программа социологического исследования: функции
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
постановка научной проблемы;
ее теоретическое обоснование;
предварительный анализ

(или создание модели) объекта;
формулируются направления исследования и пути решения проблемы





Слайд 38 2.Программа социологического исследования: функции
МЕТОДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
переход от теоретических положений к методам измерения;
обоснование

применения методов сбора и анализа данных;
установление взаимосвязи методов;
создание модели выборки к каждому из них.





Слайд 39 2. Программа социологического исследования: функции
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ
программа - основа планирования работ;
обеспечивает контроль

за ходом их выполнения;
основа интеграции деятельности исследовательской группы.






Слайд 40 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:
Формулировка проблемы;
Выявление объекта и предмета исследования;


Определение цели и задач;
Интерпретация основных понятий;
Системный анализ объекта;
Выдвижение гипотез.



Слайд 41
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ:
Научная принципиальность в оценке проблемы;
Обоснованность всех элементов

программы, их целостность, единство;
Четкость формулировок;
Использования опыта исследований данной проблемы;
Экспертиза;
Документирование программы.






Слайд 42 Разработка проблемной ситуации

Проблемная ситуация – противоречие между потребностями развития объекта

и его современным состоянием.

Например, между характером и уровнем подготовки выпускников вузов и потребностями рынка


Слайд 43 Разработка проблемной ситуации
В программе исследования формулируются 2 типа проблем:
Социальная (управленческая)

– реальное жизненное противоречие, требующее действий для его устранения.
Исследовательская (научная) – характеризует уровень знаний о социальной проблеме

Слайд 44 Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Разработать эффективную рекламную кампанию политической партии

Исследовательская

проблема
???





Слайд 45 Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Формировать культуру межнациональных отношений в школьном

коллективе

Исследовательская проблема
???




Слайд 46 Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Повысить роль участия общественности в решении

экологических проблем территории
Исследовательская проблема
???





Слайд 47Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Осуществлять управление имиджем организации


Исследовательская проблема
???





Слайд 48 Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Оптимизировать взаимодействие общественности с администрацией региона

Исследовательская

проблема
???





Слайд 494. Разработка проблемной ситуации
Социальная (управленческая) проблема:
Сформировать корпоративную культуру организации


Исследовательская проблема
???


Слайд 50Объект и предмет исследования
Объект социологического исследования - это социальное явление или

процесс, на которые оно направлено.

Слайд 51Объект и предмет исследования
Виды объекта:
социальные общности, социальные группы,
область социальной

действительности;
сфера деятельности людей;
социальная информация.


Слайд 52Цели и задачи исследования
Цель исследования - это модель ожидаемого

конечного результата.

Для теоретического исследования целью могут быть новые знания
Для прикладного - прогнозы развития социального объекта, программы его совершенствования.


Слайд 53Задачи - конкретизация цели исследования
Виды задач:
Основные;
Частные (вытекают из основных как их

детализация);


Слайд 54 Виды интерпретации понятий
Теоретическая интерпретация
Эмпирическая интерпретация
III. Операциональная интерпретация


Слайд 55СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА

- это модель объекта, представление его в качестве комплекса

элементов и связей, образующих некую целостность.


Слайд 57 Гипотезы исследования
Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов,

явлений, процессов, которые нужно или подтвердить исследованием, или опровергнуть.


Слайд 58 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Адекватность выбранной темы исследования (актуальность, научная

обоснованность, практическая значимость, соответствие проблематике магистерской диссертации).


Слайд 59 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Качество подобранной литературы (наличие классических и

наиболее актуальных современных исследований по данной проблеме).

Слайд 60 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Соблюдение всех требований по разработке программы

и методики исследования.
Аккуратность оформления работы. Соблюдение требований к оформлению литературы.



Слайд 61 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объём контрольной работы:
задание 3 –

не более 10 страниц;
задание 2 – не менее 20 библиографических источников.



Слайд 62
Контрольную работу следует распечатать и сдать преподавателю на практических занятиях.

Электронный вариант работы должен быть выслан старосте группы, который, собрав все контрольные работы вместе, отсылает их преподавателю за 2 дня до начала сессии.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика