Слайд 1О задачах вузов
в условиях перехода
на уровневую систему высшего профессионального
образования
и новые федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 2ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ
ФГОСы:
1. Федеральный закон от 24.10.2007г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования).
2. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта»
3. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
4. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»
Слайд 3Уровни высшего
профессионального образования
Бакалавриат
Подготовка
специалиста
или магистратура
Слайд 4 - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.
Уровни высшего профессионального образования:
Слайд 5Нормативные сроки
освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной
форме обучения:
- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
- для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;
- для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования
(программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством РФ
(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 1136)
Слайд 6Устанавливаются следующие виды
документов об уровнях высшего профессионального образования:
диплом бакалавра;
диплом
специалиста;
диплом магистра.
Слайд 7
Прием в высшее учебное заведение
Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена.
Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.
Слайд 8 Второе высшее профессиональное образование
Получение
образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
- по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
- по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Слайд 9 Второе высшее профессиональное образование
Получение
образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
- по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
- по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Слайд 10Образовательные траектории
Первое высшеее образование
Бакалавр 1
Магистр 1
Второе высшее образование
Бакалавр 1
Магистр 2
Бакалавр 2
Аспирантура
Специалист
1
Специалист 2
Специалист 1
Магистр 1
Слайд 11Пункт 3) статьи 5 Федерального закона от 10.11.2009 № 260-ФЗ:
"Лица, получившие
документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.".
Слайд 12Формы получения высшего образования:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная;
экстернат.
Слайд 13Структура
федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов ВПО осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 24.02 2009 N 142)
Слайд 14Наличие ФГОСов
по направлениям подготовки
бакалавров и магистров:
Сайт Минобрнауки России http://mon.gov.ru/
/ ДОКУМЕНТЫ /
- Федеральные
государственные образовательные стандарты
- Приказы Минобрнауки России
Слайд 15Сайт Минобрнауки России
http://mon.gov.ru/
/ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Проекты ФГОС начального общего образования
Проекты ФГОС начального профессионального образования
Проекты ФГОС среднего профессионального образования
Проекты ФГОС высшего профессионального образования
/ ДОКУМЕНТЫ /
- Проекты нормативно-правовых актов
- Проекты нормативно-правовых актов Минобрнауки России
Слайд 16Статья 4 Федерального закона от 24.10.2007г. № 232-ФЗ,
Статья 6 Федерального закона
от 10.11.2009г. № 260-ФЗ:
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года (до 31 декабря 2010 года) обучение в образовательных учреждениях ВПО по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО.
3. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года
(30 декабря 2010 года).
Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.
О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Слайд 17 Статьи 17 и 18 Федерального закона от 01.12.2007г.
№ 309-ФЗ,
Статья 6 Федерального закона от 10.11.2009г. № 260-ФЗ:
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года (31 декабря 2010 года) прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения.
2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2009 года (30 декабря 2010 года) .
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года (31 декабря 2010 года) в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Слайд 18Статья 5 Федерального закона от 10.11.2009г. № 260-ФЗ:
П. 4. Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения ВПО, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
О собственных образовательных стандартах и требованиях, устанавливаемых вузами
Слайд 19Статья 7 Федерального закона от 10.11.2009г. № 260-ФЗ:
п.2.1. Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами.
О собственных образовательных стандартах и требованиях, устанавливаемых вузами
Слайд 20Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются:
Перечень направлений
подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России: от 17.09.2009 № 337,
от 09.03.2010 № 168, от 12.08.2010 № 856).
Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства РФ
от 30.12.2009 № 1136).
Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (утверждены ФГОС бакалавров (75%)
и магистров (80%), специалистов – проекты ФГОС).
Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО и разработчиков ФГОС, письмо Минобрнауки России от 28.12.2009 № 03-26-72 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования» ).
Слайд 21Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются:
Лицензии вузов
на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов
Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов (Федеральный закон от 08.11.10 № 293-ФЗ).
Должны быть подготовлены:
Таблица соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня (приказ Минобрнауки России от 25.01.2010 № 63, проект приказа 2010-11-11-16:18:39 ).
Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.
Слайд 22Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются:
Контрольные цифры
приема бакалавров, магистров и специалистов для вузов
Должны быть определены:
Пропорции, объемов и структуры подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
Контрольные цифры приема для ведомств, имеющих в ведении высшие учебные заведения.
Механизмы размещения контрольных цифр приема на подготовку бакалавров, магистров и специалистов в подведомственных вузах.
Допустимые объемы подготовки выпускников по программам бакалавров, магистров и специалистов с возмещением затрат физическими и юридическими лицами.
Слайд 23Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется:
Финансирование образовательных программ ВПО
Должны быть определены:
Федеральные нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений (по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося).
Порядка финансирования программ бакалавров, магистров и специалистов.
Объемы финансирования высших учебных заведений.
Слайд 24Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется:
Организация приема в высшие учебные заведения
Должны быть разработка и утверждение:
Ежегодные Правила приема в высшее учебное заведение (для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки специалистов) – сайт Минобрнауки России «Прием в вузы и ссузы»
Порядок приема в высшие учебные заведения (приказы Минобрнауки России от 21.10.2009 № 442, от 18.01.2010 № 58)
Правила приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, определенные учредителем.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается (проект приказа 2010-11-08-17:-07:14).
Слайд 25Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по
программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.
Перечень государственных высших учебных заведений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
Перечень направлений подготовки (специальностей), при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
Перечень вступительных испытаний в высшие учебные заведения с учетом профиля подготовки.
Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные высшие учебные заведения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Слайд 26Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется:
Для организации
образовательного процесса в вузе:
Основные образовательные программы вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения.
Расписание занятий
Должны быть разработаны и утверждены:
Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке основных образовательных программ»).
Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным).
Слайд 27Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза
Первый вариант:
В ФГОС бакалавров присутствует перечень профилей.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС бакалавра
Слайд 28Создание нового профиля подготовки бакалавров
Для того чтобы ввести новый профиль, необходимо
внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт.
Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.
Слайд 29Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза
Второй вариант:
В ФГОС бакалавров
:
- «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО» .
Слайд 30Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза
Письмо Минобрнауки России от
13.05.2010 № 03-956 «О разработке основных образовательных программ»:
«При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в ПООП, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО.
Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.
Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.».
Слайд 31Создание нового профиля подготовки бакалавров
Письмо Минобрнауки России от
13.05.2010 № 03-956 «О разработке основных образовательных программ»:
Вуз может предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных ПООП.
Для этого вузу необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
Слайд 32Создание нового профиля подготовки бакалавров
Содержание нового профиля не должно
затрагивать предметные области других направлений подготовки.
Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.
Слайд 33Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза
Университет, получивший право самостоятельно
разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним:
- самостоятельно определяет профили
подготовки бакалавров в собственных
стандартах
- или реализует ООП без профиля
Слайд 34Примерные основные образовательные программы
ПООП размещены на сайте Федерального института
развития образования:
www.firo.ru
- программы профобразования
- Координационный план разработки примерных основных образовательных программ
- Перечень примерных программ в соответствии с ФГОС по специальностям высшего профессионального образования
Бакалавриат
Магистратура
Слайд 35
О Типовом положении
об образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем учебном заведении)
Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»
Слайд 36Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.34. Программы
бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования.
п. 35. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
(Предыдущая редакция: Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи).
Слайд 37Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.36. Сроки обучения
по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Слайд 38Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
из п.36.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза).
Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
Слайд 39Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.39. Основная
образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ.
Примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер и разрабатывает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
Слайд 40Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п.40. Максимальный
объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.
Слайд 41Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
п. 42.
Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде:
лекций, консультаций,
семинаров, практических занятий,
лабораторных работ,
контрольных работ, коллоквиумов,
самостоятельных работ,
научно-исследовательской работы,
практики,
курсового проектирования (курсовой работы),
(В предыдущей редакции предусматривалось: а также путем выполнения квалификационных работ (дипломных проектов или работ, магистерской диссертации).
Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
Слайд 42Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.43. Учебная
и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию.
Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Минобрнауки России.
Слайд 43Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.46. Студенты,
обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом вузе, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Слайд 44Раздел 3. «Образовательная деятельность
высшего учебного заведения»
Из п.47. Итоговая
аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Выпускник высшего учебного заведения считается завершившим обучение на основании приказа ректора о его отчислении.
Слайд 45П. 71. Студент имеет право переходить с обучения по одной образовательной
программе, в том числе не прошедшей государственную аккредитацию, на обучение по другой образовательной программе, прошедшей государственную аккредитацию, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Раздел 6. «Обучающиеся и работники высшего учебного заведения»
Слайд 46Раздел 6. «Обучающиеся и работники высшего учебного заведения»
п.80. За
нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Исключены слова «За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам».
Слайд 47Актуальность:
1). 30 декабря 2010 года прекращается прием на
обучение по образовательным программам ВПО, реализующим государственные образовательные стандарты (по ступеням ) – согласно 232-ФЗ от
24.10.2007 и № 309-ФЗ от 01.12.2007 (в редакциях 184-ФЗ и 260-ФЗ).
Прием на обучение на 2011-2012 учебный год должен быть осуществлен на программы ВПО (по уровням), реализующие федеральные государственные образовательные стандарты или самостоятельно установленные университетами образовательные стандарты.
Слайд 48Актуальность:
2) 1 февраля 2011 года согласно Порядку приема (Приказ Минобрнауки №442
от 21 октября 2009 года) все вузы должны объявить прием на основные образовательные программы, реализующие ФГОС ВПО (или самостоятельно установленные университетами образовательные стандарты).
До этого времени вузы должны их разработать, утвердить и разместить их на своих сайтах.
3) 23 декабря 2010 года намечено заседание Правительства РФ по вопросу выполнения работ по переходу на ФГОС.
4) 29 декабря 2010 года намечена Коллегия Минобрнауки России по тому же вопросу и по формированию контрольных цифр приема на 2011-2012 учебный год
Слайд 49Оформление лицензий вузов
на новые ООП
(Федеральный закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 08.11.2010 №293-ФЗ,
Федерального закона от 10.11.2009 № 260-ФЗ)
Слайд 50Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются:
Лицензии вузов
на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов (разработанных на основании ГОС и ФГОС)
Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов
Слайд 51
Лицензии на новые ООП
Пункт 4) статьи 1 Федерального закона от
10.11.2009 № 260-ФЗ:
При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) Минобрнауки России устанавливает их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО.
При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.
Слайд 52Лицензии на новые ООП
Должны быть подготовлены:
Таблицы соответствий
направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня :
- для направлений магистратуры и для направлений бакалавриата (приказ Минобрнауки России от 25.01.2010 № 63),
- для специальностей (проект приказа 2010-11-08-17:07:14 ).
Слайд 53Приказ Минобрнауки России от 25.01.2010 № 63
Устанавливает соответствия:
-
направлений подготовки ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностям) ВПО, подтверждаемых присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «дипломированный специалист», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003;
- направлений подготовки ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009- 2003
Слайд 54Приказ Минобрнауки России от 25.01.2010 № 63
Слайд 55Лицензии на новые ООП
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 8 НОЯБРЯ 2010
Г.
N 293-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Слайд 56ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.11.2010 N 293-ФЗ
Статья 10
1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
2. Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.
Слайд 57Статья 33.1. Лицензирование образовательной деятельности
п. 9. Переоформление документа, подтверждающего наличие
лицензии, осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:
………
5) изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу,подтверждающему наличие лицензии.
п. 10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в зависимости от основания его переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
Слайд 58Порядок переоформления лицензии
п.3. Статья 10
Переоформление лицензии, выданной до 1 января 2011
г., при наличии установленных пунктом 9 статьи 331 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» оснований для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется после 1 января 2011 г. по заявлению лицензиата в порядке, установленном статьей 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" .
Слайд 59Статья 33.1. Лицензирование образовательной деятельности
п. 14
Для переоформления
документа, подтверждающего наличие лицензии, вуз представляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии
Слайд 60В заявлении указываются следующие сведения:
Полное и (в случае, если имеется) сокращенное
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя лицензии (лицензиата);
Полное и (в случае, если имеется) наименование, место нахождения филиала соискателя лицензии (лицензиата);
Адреса мест осуществления образовательной деятельности;
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет образовательного учреждения или научной организации в налоговом органе;
Перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены
Слайд 61Нормативно-правовая база
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа
2001 года № 128-ФЗ;
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Положения о лицензировании образовательной деятельности и
о государственной аккредитации (в стадии разработки);
Слайд 62
Лицензии на новые ООП
Статья 10 ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» (п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
п. 10. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277
п.1. Действие настоящего Положения не распространяется на федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований.