Слайд 1Итоги и прогноз развития рынка складской недвижимости Санкт-Петербурга
Слайд 2Стратегическое решение
Арендовать
Временные затраты 1 – 6 месяцев
Гибкость по площадям
Операционная
гибкость
Наименьшие затраты (время/деньги)
Строить самому
Время реализации проекта 2 – 3,5 года
Нехватка земли подходящей для строительства складов
Административные и технические барьеры
Built – to- Suit
Время реализации проекта (зависит от готовности участка) 1 – 2 лет
Проект реализуется с учетом специфических требований
Возможна и аренда и продажа
Может быть отдельный или в составе Индустриального/Логистического парка
Слайд 3Было заявлено
В 2008-2009 заявлено более 2 000 000 кв.м высококлассных складских
помещений.
Из которых на 2008 было заявлено порядка 1 200 000 кв.м
Основная масса проектов сконцентрирована в южном направлении, в районе промзоны «Шушары» и Московского шоссе.
Заявлены проекты морозильников и холодильников
Заявлены проекты современных индустриальных парков
Заявлены проекты built to suit
Авто-производители планируют старт заводов
Слайд 4Что получилось в результате
Построено - 400 000 кв.м.
Перенесли на 2009 –
200 000 кв.м.
Заморозили – около 1 000 000 кв.м.
Не заполнены - 250 000 кв.м.
Субаренда – 100 000 кв.м.
Средняя задержка 3 мес.
Часть проектов прекратило существование.
Большая часть перенесена на 2009.
За 2 года рынок складов Санкт-Петербурга превратился из рынка “продавца” в рынок “покупателя”
Слайд 6Ключевые проекты в 2008 – 2009
Ford
Nissan
Hyundai
Toyota
GM
Suzuki
Слайд 7Кто виноват?!
Девелоперы?
Консультанты?
Инвесторы?
Кризис?
Слайд 8Факторы влияющие на развитие складской недвижимости
Основными факторами влияющими на развитие качественной
складской недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области являются:
Рост промышленного производства
Транспортные потоки проходящие через регион
Развитие розничной торговли в регионе
Благодаря большой роли, которую играют в органах государственной власти выходцы из Санкт- Петербурга, регион привлекает для своего развития средства федерального бюджета и обеспечивает гарантиями иностранный капитал.
Слайд 9Ключевые регионы автопрома в России
St-Petersburg
Ford,
GM,
Hyundai
Nissan
Suzuki
Toyota
Kaluga
VAG
PSA
Mitsubishi
Samara
VAZ
GM
N. Novgorod
GAZ
Naberezhnye Tchelny
Ssang Yong
Fiat
Слайд 10Промышленность
Промышленность. Выедем на легковых автомобилях.
За последние три года средний прирост ВРП
Санкт-Петербурга составил 18% в год. По этому показателю регион входит в десятку наиболее динамично развивающихся регионов РФ,
Более 80% ВРП составляет обрабатывающая отрасль, из них 35-40% составляет пищевая промышленность, около 25% - машиностроение, 12% - металлургическая продукция и готовые металлические изделия. Доля машиностроения в ВРП постоянно увеличивается.
Крупные автомобильные концерны инвестируют средства в строительство автосборочных предприятий в регионе. К концу 2009 года в регионе будет собираться в 3 раза больше автомобилей, чем сейчас.
Развитие автосборочного производства в ближайшие 2-3 года будет оказывать самое сильное влияние на развитее складов в регионе
Слайд 11Транспортные потоки
Окно в Европу. Бутылочное горлышко.
Транспортные потоки:
Север-Юг (9-ый интремодальный транспортный коридор)
из Финляндии в Астрахань и далее в страны центральной Азии. Перевозки осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом без перевалки.
Запад-Восток из Западной Европы в центральную часть РФ морским, автомобильным, железнодорожным транспортом и требуют перевалки, консолидации и таможенной очистки.
Порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеют самый большой грузооборот контейнеров в Российской Федерации. В 2007 году грузооборот составил 1,2 млн. TEU контейнеров, что составляет около трети от общероссийского.
Слайд 12Транспортные потоки
Ограничения:
Низкая пропускная способность транспортной инфраструктуры региона
Ограничениями на работу портов в
зимний период (возможен прием судов только повышенного ледового класса)
Высокие тарифы на перевозку грузов из региона в центр России, из-за превышения в 2,5 раза объема импорта над экспортном.
Дефицит транспорта в период сезонного повышения спроса на перевозки.
Совершенствование транспортной инфраструктуры:
Строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (полный ввод в эксплуатацию в 2010 году),
Строительство нового порта Усть-Луга и реконструкция прилегающих автодорог (ориентировочно 2010 год).
Строительство скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург (предварительный срок окончания строительства 2013).
Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла.
Модернизация Большого порта Санкт-Петербурга.
Слайд 13Транспортные потоки
Альтернатива:
При перевозках с Запада на восток являются маршруты через:
Прибалтийские страны,
с более высокими ставками по перевалке,
Финляндию, имеющей более развитую складскую инфраструктуру и высокий уровень сервиса,
Калининградскую область, где отсутствуют ограничения по ледовому классу судов.
Основной недостаток всех альтернативных вариантов - необходимость таможенной очистки груза на этапе доставки товара в центральную часть РФ, что значительно увеличивает время доставки грузов.
Из-за существенных ограничений и рисков транспортные потоки являются вторым по степени влияния на развитие качественных складов в Санкт-Петербурге.
Слайд 14Внутреннее потребление
Заставим людей правильно тратить деньги.
Санкт-Петербург является вторым по величине городом
в РФ. Ежегодно Санкт-Петербург посещают 4,5 млн. туристов из России и зарубежья.
Оборот розничной торговли в пересчете на одного жителя на 6,6% выше общероссийского, хотя почти в три раза меньше Московского,
Как показали исследования, проведенные нашей компанией петербуржцы предпочитают делать покупки в магазинах рядом с домом.
В середине 2007 г. В Петербурге насчитывалось 30 качественных торговых центров. Общее предложение площадей составило 2,1 млн. кв. м. До конца 2010 года планируется ввести в эксплуатацию еще 1,5 млн. кв. м.
Ввод в эксплуатацию большого количества торговых площадей потребует увеличения складских.
Слайд 16Склад класса А: Российский рыночный стандарт
Современное отдельно стоящее здание из сэндвич
панелей
Без колон или с сеткой колон 12 x 24м (12 x18м )
Мезонинный этаж
Офисные помещения ( 5 - 10% от общей площади)
Площадь застройки - 45-55% от площади участка
Бетонный пол с антипылевым покрытием на уровне 1,2 м от земли
Нагрузка на пол не менее 5 тон на кв.м.
Высота потолка не менее 10 м
Не менее одних ворот на 1000 кв.м.
Пожарная сигнализация и сплинклерная система пожара тушения
Охранная сигнализация и система видео наблюдения
Минимум одно парковочное место для грузовика на 1000 кв.м. склада
Место для маневрирования грузовиков
Огороженная охраняемая территория
Слайд 17Стандартные условия договора для склада класса А
LOI – юридически не обязывающий
документ в России
Принцип Triple net для арендных ставок:
- Базовая ставка
- Opex
- VAT
Ежегодная индексация ставки:
- фиксированный %
- US CPI index или Eurostat (в зависимости от валюты контракта)
Минимальный срок аренды – 5 лет
Security
- денежный депозит
- банковская гарантия
- гарантия материнской компании
Измерение площади по Boma
Страхование гражданской ответственности
Слайд 18Типичные условия аренды на рынке Санкт-Петербурга до кризиса.
Слайд 19Условия аренды на рынке Санкт-Петербурга во время кризиса.
Слайд 20Что делать?
Теперь, в середине декабря, пришло время посмотреть на 2009.
Есть
3 возможных сценария того, что ждет нас впереди:
А. Дела ухудшатся, несколько банкротств потрясут рынок.
Компании должны будут предпринять огромные усилия
что бы восстановить бизнес. Дела начнут улучшаться в
2009 Q3.
Бизнес остановит все операции, начнутся массовые
увольнения. Не будет ни каких инвестиции в
недвижимость.
Цены на нефть вернутся к уровням июня 2008,
инвестиционный рынок пойдет на взлет, вместе с
арендными ставами.
В зависимости от выбранного вами сценария предлагаются три решения соответственно:
Смотрите на возможности рынка, общайтесь с
аналитиками и консультантами и давайте найдем решение
вместе.
B. Купите побольше виски и езжайте на Бали.
C. Бросайте виски и возвращайтесь наконец к делам.
Слайд 22Резюме
Окончательно завершится трансформация рынка арендодателя в рынок арендатора, тенденция сохранится в
2009
Корректировка арендных ставок будет на уровне 10-15%
Девелоперы и инвесторы будут более гибкими
Спрос сократится на 30 %
Увеличатся сроки сдачи объектов
Увеличится доля рынка субаренды
Будет меньше новых проектов
Появляются предложения по маленьким площадям
В 2009 будет введено порядка 500 000 кв.м. из заявленных 1 200 000 кв.м
Слайд 23Cushman & Wakefield Global Presence
215 Offices in 56 Countries
Слайд 24Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko
Отдел складской и индустриальной недвижимости
Дукат Плейс III,ул. Гашека 6 ,
Москва, Россия, 125047
(495) 7979600
www.cushmanwakefield.com
Максим Мельников,
Региональный представитель,
mob. +7 (911) 925-23-29
Maxim.Melnikov@eur.cushwake.com
КОНТАКТЫ