Слайд 1А.В. Кириллов
Модуль 3: Транспортировка в логистических системах производственных предприятий
Лекция
№3.1
Выбор способа транспортировки
2014
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика
С.П. Королева (национальный исследовательский университет)
Факультет «Экономика и управление», Кафедра «Менеджмент»
Слайд 2
2
К задачам распределения товаров относятся:
- складирование готовых к отправке
продуктов;
- транспортировка готовых товаров в определенные точки доставки.
Под транспортировкой понимается изменение местонахождения
товара с помощью транспортного средства. Каждая транспортная система
состоит из следующих компонентов:
- транспортируемые грузы;
- средства транспорта;
- процесс транспортировки.
Слайд 3
3
В настоящее время существует несколько классификаций видов перевозок.
Приведем
одну из них:
- внутрипроизводственная перевозка,
-междугородная транспортировка,
-международная перевозка (Инкотермс).
Необходимо отметить, что данное разделение достаточно условное, одни и те же виды транспорта могут использоваться в разных группах.
Слайд 4
3
В настоящее время существует несколько классификаций видов перевозок.
Приведем
одну из них:
- внутрипроизводственная перевозка,
-междугородная транспортировка,
-международная перевозка (Инкотермс).
Необходимо отметить, что данное разделение достаточно условное, одни и те же виды транспорта могут использоваться в разных группах.
В настоящее время существует несколько классификаций видов перевозок.
Приведем одну из них:
внутрипроизводственная перевозка,
междугородная транспортировка,
-международная перевозка (Инкотермс).
Необходимо отметить, что данное разделение достаточно условное, одни и те же виды транспорта могут использоваться в разных группах.
Слайд 5
4
Внутрипроизводственная транспортировка
К внутрипроизводственным
перевозкам относятся перевозки по внутренней территории предприятий, внутри крупных помещений (магазинов, складов и т.п.).
Название «внутрипроизводственные перевозки» достаточно условное, оно пошло с производственных структур, но в настоящее время используется гораздо шире, охватывая и непроизводственные подразделения и компании.
Главный принцип применения- использование внутри помещений и на замкнутой территории.
Слайд 6
5
К внутренним транспортным средствам
относятся средства, которые служат для перемещения в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Внутрипроизводственные транспортные системы можно разделить на две основные группы, а именно:
1) стационарные транспортные устройства;
2) перемещающееся транспортные средства.
Слайд 76
К стационарным относятся транспортные устройства, с помощью которых продукты перемещаются по
определенному горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям.
Стационарные устройства потребляют малое количество энергии, отличаются небольшими затратами на обслуживание и обладают большей надежностью и безопасностью.
Слайд 87
Примером конструкций, связанных с полом, являются:
- скрытый под
полом цепной транспортер;
- несущий цепной транспортер;
- рольганги;
- ременный транспортер.
Конструкции, не связанные с полом, обычно, следующие:
- цепной подвесной транспортер;
- транспортер с электроприводом и ручные тали.
Слайд 98
К передвижным устройствам относятся транспортные средства, которые выполняют либо
вертикальную транспортировку (подъемники, в т.ч. лифты, мостовые, портальные и др. краны), либо горизонтальное перемещение - как система на тележках (карах).
Последние, в свою, очередь, также делятся на требующие опоры на пол и свободные.
К первым относятся:
- вилочные подъемники;
- вилочные штабелеры;
тягачи с прицепами;
- транспортные системы без водителя.
Слайд 109
Безлюдные транспортные системы
Безлюдные транспортные
системы хорошо подходят для рационализации логистических функций и могут использоваться как на частично механизированных, так и на полностью автоматизированных предприятиях.
Совершенствование технологии и связь с центральной компьютерной системой обеспечивает их экономичность, большую гибкость и высокую степень использования.
Безлюдные транспортные системы могут выполняться в виде тележек с собственным приводом и использоваться для внутрипроизводственного перемещения грузов всех видов запрограммировано или дистанционно управляемого.
Безлюдные системы включают следующие элементы:
- тележки;
- устройства для перемещения;
- управляющие устройства.
Слайд 1110
При выборе вида транспортного средства необходимо учитывать следующие требования (в порядке
приоритетов):
-экологические требования, т.к. перевозки могут осуществляться внутри помещений, и вредные выбросы приносят вред окружающему персоналу, в связи с этим ниже приводится рейтинг транспортных систем, начиная с самых безопасных:
- ручные тележки,
- средства на электрической тяге,
- средства с дизельными двигателями,
- средства с бензиновыми двигателями при наличие нейтрализаторов и катализаторов.
-экономическая целесообразностьучет соотношения «цена-качество»
Под «ценой» понимается совокупность затрат, связанных как с покупкой, так и последующим техническим обслуживанием.
Под «качеством» понимается некая совокупность параметров: ресурс, грузоподъемность, объем перевозки груза и т.п.
- эксплуатационные. Учитывая высокую долю погрузочно-разгрузочных работ одним из важнейших условий является удобство погрузки-выгрузки. Этого можно достичь несколькими способами: конструктивные-низкий уровень борта наличие малорадиальных колес, наличие микролифтов и погрузочных площадок.
Слайд 1211
Междугородные перевозки
Виды перевозок
В настоящее время широко используются пять видов транспортных перевозок:
-
автомобильные перевозки,
-железнодорожные перевозки,
- перевозки водным транспортом,
- воздушные перевозки (авиаперевозки),
-трубопроводы.
Слайд 1312
Автомобильные перевозки
наиболее эффективны на расстояниях до 2 тыс. км (реализация
принципа 24 часовой поставки).
Преимущества:
- реализация принципа «от двери до двери»,
- гибкость в выборе маршрута движения,
- возможность наличия собственного или арендуемого транспорта.
Недостатки:
- одни из самых дорогих перевозок,
- низкий коэффициент использования человеческого фактора (в среднем один водитель на 10 тонн груза).
Слайд 1413
Железнодорожные перевозки
Наиболее эффективны от тысячи километров. Ограничение снизу обусловлено большим
перечнем организационных и подготовительных работ, связанных с подготовкой к маршруту движения.
Преимущества:
- перевозка больших объемов и весов грузов,
- за счет сменности экипажа достигается высокая крейсерская скорость,
- перевозка на большие расстояния.
Недостатки:
- привязка к заданным маршрутам движения
- необходимость наличия подъездных путей,
- необходимость наличия развитой инфраструктуры для поддержания работоспособности железнодорожных путей.
Слайд 1514
Перевозки водным транспортом
применяются для перевозки больших объемов грузов, часто массовых
грузов, когда время доставки не важно.
Преимущества:
- наиболее экономичный вид транспорта,
возможность перевозок больших объемов грузов (сотни тысяч тонн),
Недостатки:
-возможная сезонность перевозок,
- относительно низкая скорость перевозок.
Слайд 1615
Воздушные перевозки (авиаперевозки)
В основном используются для перевозки скоропортящегося товара и
для межконтинентальных рейсов.
В пределах европейских стран воздушные перевозки грузов редко используется как транспортное средство.
Преимущества:
- высокая скорость доставки,
преодоление любых географических препятствий.
Недостатки:
-высокая стоимость перевозки (самые дорогие из всех видов),
- документальность оформление товара,
- необходимость наличия дорогостоящих посадочных трасс.
- отсутствует принцип доставки товара к «порогу заказчика», необходимо привлечение других видов транспорта.
Слайд 1716
Трубопроводы
Сооружения, предназначенные
для транспортировки газообразных и жидких веществ, а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы.
Преимущества:
- наибольшие объемы перебросок груза,
низкая себестоимость.
Недостатки:
- большие первичные капиталовложения,
- необходима постоянно действующая система обеспечения функционирования трубопроводов (система газоперекачивания и т.п.)
Слайд 1817
Виды перевозок (транспортировок) в зависимости от количества используемых транспортных систем
Различают следующие
виды транспортировок:
Унимодальная
Смешанная
Комбинированная
Интермодальная (интегрированная) перевозка
- Мультимодальные перевозки
Слайд 1918
- унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом
транспорта, например автомобильным.
- смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная и т.п. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных документов
- комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено экономическими соображениями.
- интермодальная (интегрированная) перевозка – смешанная перевозка грузов под руководством одного оператора по одному транспортному документу (единой ставки тарифа) с выполнением принципа «от двери до двери» с разделением ответственности на всем пути.
- мультимодальные перевозки – перевозки, при которых лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Слайд 2019
Предпосылки и перечень мероприятий при создании транспортной системы)
1. Определяются собственно задачи
транспортировки, что включает анализ задач доставки и разгрузки в зависимости от частоты и количества транспортируемых грузов.
2. Выбор оптимальной транспортной системы начинается с грубой оценки на основе матрицы использования транспортных средств, учитывающей особенности применения и характеристики загруженности транспортных средств. Окончательное решение принимается на основе экономических соображений. При этом учитывается количество и протяженность транспортировок, время загрузки и выгрузки данного вида транспорта, средняя скорость.
3. Разрабатывается транспортная матрица маршрутов движения (слайд 20). На этой транспортной матрице отображаются все поставщики продукции с их запасами: а1 , а2 , . . . , аi , . . , аm , приводятся потребители в их объемами закупки: b1 , b2 , . . . , bj , . . . , bn соответственно. Также указываются транспортные издержки на перевозку единицы продукта сij.
Слайд 2120
Общая постановка транспортной задачи
Слайд 2221
4. Производится ее оптимизация по критерию минимума себестоимости перевозок.
5. После окончательного
выбора маршрутов движения выбора формируется заявка для коммерческого отдела для заключения договоров.
6. После заключения договоров с транспортным перевозчиком, заявки передаются в информационно-диспетчерскую группу, которая отслеживает выполнение заказа клиента, и вносит коррективы в случаях отклонения по времени выполнения заявки.