Слайд 1Основы управленческого консультирования
Щетинина Наталья Анатольевна,
канд. экон. наук, доцент
Слайд 2Цель дисциплины -
приобретение студентами теоретических знаний и выработка практических навыков
по организации и осуществлению управленческого консультирования, необходимых для выявления управленческих проблем в организации и решения их эффективным способом
Слайд 3Структура дисциплины
Тема 1. Управленческое консультирование: общие понятия
Тема 2. Предмет и методы
управленческого консультирования
Тема 3. Виды и формы консультирования
Тема 4. Ролевая природа консультирования
Тема 5. Организация и технология процесса управленческого консультирования
Тема 6. Маркетинг консультационных услуг и продуктов
Тема 7. Специфика отраслевого консультирования
Тема 8. Организация деятельности консалтинговой фирмы
Слайд 4Планируемые результаты обучения
Знать:
сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления;
методы управленческого консалтинга; виды управленческих решений и методы их принятия; возможности и ограничения консультирования как вида профессиональной деятельности; методы оценки результативности консультирования.
Уметь:
применять аналитические и проектные инструменты деятельности менеджера-консультанта, анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию.
Владеть:
навыками использования методик консультирования, методами анализа экономической и социальной эффективности деятельности управленческих подразделений организации, возможностями внедрения консалтингового проекта в практику деятельности организации.
Слайд 5Литература
Блинов А.О. Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учебник для магистров/ Блинов
А.О., Дресвянников В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2016.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60539.
Васильев Г.А. Управленческое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 (Менеджмент организации)/ Васильев Г.А., Деева Е.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 255 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52651.
Блюмин А.М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А. М. Блюмин. – Электрон. текстовые дан. – Москва : Дашков и К, 2013. – 364 c. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/14609.
Черных А.В. Основы управленческого консультирования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Черных А.В., Прудникова О.А., Короткова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2013.— 372 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59173.
Слайд 6Литература
5. Буравцова Н.В. Диагностика и консультирование организаций и персонала : учебное пособие /
Н. В. Буравцова ; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления "НИНХ". - Новосибирск : НГУЭУ, 2014. - 300 с. : табл. - Библиогр. в сносках и в конце гл.. - ISBN 978-5-7014-0655-9.
6. Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры : учебник для вузов по экон. направлениям и специальностям : рек. УМО вузов РФ / под ред. Н. В. Антоновой, Н. Л. Ивановой ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - Москва : Юрайт, 2016. - 370 с.
7. Основы управленческого консультирования: учебное пособие / М.Г. Синякова [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 397 с. –(Высшее образование).
8. Соколова М.М. Управленческое консультирование: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017.-215 с..- (Высшее образование: Бакалавриат).
9. Чуланова О.Л. Управленческое консультирование: учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2016.- 204 с.
Слайд 7Литература
10. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru.
11. Безпалова, А.
Г. Становление экономического понятия "консалтинг" и "консалтинговые услуги" [Электронный ресурс] : ключевые определения и классификация / А. Г. Безпалова // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 10. – С. 606-613. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20389466.
12. Гриднева, И. А. К вопросу об экономической сущности консалтинга [Электронный ресурс] / И. А. Гриднева // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2. – С. 100-106. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=18812216.
13. Журнал «Управленческое консультирование» Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.sziu.ranepa.ru.
14. Портал «ЭСМ» (Экономика. Социология. Менеджмент) – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/.
15. Толузаров, С. В. Особенности оценки качества консультационных услуг [Электронный ресурс] / С. В. Толузаров // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 3. – С. 470-472. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=18905704.
16. The Boston Consulting Group (BCG) в России //www.bcg.ru
17. CONSULTING.ru: профессиональные ответы на вопросы профессионалов//www.consulting.ru
Слайд 8Тема 1 «Управленческое консультирование: общие понятия»
Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Становление
и развитие управленческого консультирования
Слайд 9 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Слайд 10 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Экспертная помощь руководителям по
решению конкретных организационно-управленческих проблем
Слайд 11 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Европейская Федерация ассоциаций консультантов
по экономике и управлению (ФЕАКО)
Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и /или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АСМЕ)
Институт менеджмент-консультантов (IMC)
Слайд 12 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Виды классификации консультационных услуг
Попредметная
классификация
Методологическая классификация
Общий менеджмент
Финансовый менеджмент
Производственный менеджмент и т.д
Экспертное
Процессное
Обучающее
Проектное
Слайд 13 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Европейский справочник-указатель консультантов по
менеджменту (84 вида консультационных услуг, объединенных в 8 основных групп):
Общее управление.
Деятельность администрации.
Финансовое управление.
Управление кадрами.
Маркетинг.
Производство.
Информационная технология.
Специализированные услуги.
Слайд 14 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Общее управление:
• определение
эффективности системы управления;
• оценка бизнеса;
• управление нововведениями;
• определение конкурентоспособности и изучение конъюнктуры рынка;
• диверсификация (становление нового бизнеса);
• международное управление;
• оценка управления;
• слияния и приобретения;
• организационная структура и развитие;
• приватизация;
• управление проектом;
• управление качеством;
• реорганизация инженерных служб;
• исследование и развитие;
• стратегическое планирование.
Слайд 15 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
2. Деятельность администрации:
•
анализ работы канцелярии;
• размещение и перемещение отделов;
• управление офисом;
• организация и методы управления;
• регулирование риска;
• гарантии безопасности;
• планирование рабочих помещений и их оснащения.
Слайд 16 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
3. Финансовое управление:
•
система учета;
• оценка капитальных затрат;
• хозяйственный оборот фирмы;
• снижение себестоимости продукции и услуг;
• неплатежеспособность (банкротство);
• увеличение прибыли;
• увеличение доходов;
• налогообложение
• финансовые резервы.
Слайд 17 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
4. Управление кадрами:
•
профессиональное движение и сокращение штатов;
• культура корпорации;
• обеспечение равных возможностей;
• поиск кадров;
• отбор претендентов на работу;
• здоровье и безопасность;
• программы поощрения
• внутренние связи, коммуникации;
• оценка работ;
• трудовые соглашения и занятость;
• обучение менеджменту;
• планирование рабочей силы
• мотивация;
• пенсии;
• анализ функционирования;
• психологическая оценка;
• вознаграждение;
• повышение квалификации работников.
Слайд 18 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
5. Маркетинг:
• реклама
и стимулирование сбыта;
• корпоративный образ и отношения с общественностью;
• послепродажное обслуживание заказчиков;
• дизайн;
• прямой маркетинг;
• международный маркетинг;
• исследования рынка;
• стратегия маркетинга;
• разработка новой продукции;
• ценообразование;
• различная продажа и деятельность дилеров;
• управление сбытом;
• обучение сбытовой деятельности;
• социально-экономические исследования и прогнозирование.
Слайд 19 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
6. Производство:
• автоматизация
производственных процессов;
• использование оборудования и его техническое обслуживание;
• промышленный инжиниринг;
• переработка материалов;
• регулирование внутреннего распределения материалов;
• упаковка;
• схема организации работ на предприятии;
• конструирование и совершенствование продукции;
• управление производством;
• планирование и контроль за производством;
• повышение производительности труда;
• закупки;
• контроль качества.
Слайд 20 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
7. Информационные технологии:
•
компьютеризированные системы управления;
• применение компьютеров в аудите и оценке деятельности;
• электронная издательская деятельность;
• информационно-поисковые системы;
• проектирование и разработка систем;
• выбор и установка систем.
Слайд 21 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
8. Специализированные услуги:
•
консалтинг по управлению электроэнергетикой;
• инженерный консалтинг;
• экологический консалтинг;
• юридический консалтинг;
• консалтинг по управлению распределением материалов и материально- техническому снабжению;
• консалтинг в государственном секторе;
• консалтинг по телекоммуникациям.
Слайд 22 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Новые услуги:
Подготовка технических и
руководящих кадров, служащих и контролеров
Производство и распределение аудиовизуальных средств обучения
Компьютерные службы
Сбор и распределение деловой информации
Психологические тестирование
Опрос общественного мнения для конъюнктурных исследований
Изучение вкуса потребителей
Реклама
Упаковка
Отраслевые исследования экономики и рынка
Рекомендации по инвестиционным возможностям и т.п.
Слайд 23 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Основные причины обращения к
консультанту:
в организации не хватает людей, способных успешно решать определенную проблему
В организации есть необходимые технически квалифицированные кадры, но их не возможно освободить от исполнения непосредственных обязанностей для работы по крупной проблеме или проекту
Для решения проблемы необходим беспристрастный взгляд со стороны
Менеджер уже принял решение, но хочет иметь возможность сказать, что осуществляет предложения, сделанные независимым консультантом
Для приобретения особых технических знаний
Для обучения посредством консультирования и прочее
Слайд 24 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Задача на усовершенствование
Задача на
создание
Консультантов зовут, когда необходимо:
Задача на исправление
Слайд 25 1. Понятие, особенности, характерные черты управленческого консультирования
Консультирование направлено на решение
проблем, связанных с управлением (производство, финансы, персонал и т.п.) и основными клиентами выступают руководители
Консультанты обладают лишь правом совещательного голоса, они не могут принимать и реализовывать решения (ответственность клиента)
Консультирование – независимая служба (финансовая, административная и т.п. независимость)
Вариативность
Стратегическая направленность предложений
Разработка этапов и условий реализации предложений
Характерные черты управленческого консультирования
Слайд 262. Становление и развитие управленческого консультирования
Возникновение управленческого консалтинга
Слайд 272. Становление и развитие управленческого консультирования
Возникновение управленческого консалтинга
Слайд 282. Становление и развитие управленческого консультирования
Характеристика текущей ситуации:
1720 – число фирм
в мире (без учета России), специализируются на управленческом консалтинге.
49% мирового рынка управленческих услуг – США.
30 крупнейших компаний: 21 – американское происхождение, 4 – английское, 2 – французское, 1 – немецкое, голландское, канадское.
Пять из них: «Делайт энд Туш», «Эрнест энд Янг», «КПМГ», «Артур Д Литтл» и «Прайсвотерхаускаспер» характеризуются наибольшим оборотом - более 5 млрд. долл. в год каждая («Большая пятерка»).
Консалтинговые компании:
Acccenture – 18 отраслей (стратегическое планирование, оптимизация бизнес-процессов, управление отношениями с клиентом, управление логистическими операциями и т.п.). Цитируемость.
A.T. Kearney (ATK) – управленческий организационный, операционный и Ит-консалтинг. С 2000 г – крупные российские предприятия с гос.капиталом, финансовый и российский потребительский секторы. Цитируемость. Совет мировой бизнес-политики.
Bain – лидер в сфере консультирования фондов прямых инвестиций. Стиль работы – «на одного клиента».
Booz&Company – исследования, отчеты, доклады, книги, журнал Strategy+Business
BCG – стратегическое консультирование и разработка стратегий, создание новых бизнесс-процессов. В России с 1990 г.
McKinsey – «выходцы» работают в СбербанкеЮ ВТБ, РАО ЕЭС, Северсталь Mars и т.д. жесткая систма оценки и мотивации персонала «расти или уходи»
Monitor Oliver Wyman Roland Berger
Слайд 292. Становление и развитие управленческого консультирования
Особенности:
Крупные международные фирмы с множеством
отделений по стране, консультирующие управляющих частных и правительственных учреждений по широкому кругу вопросов («Мак Кинзи», «Буз Аллен Энд Гамильтон» и пр.)
Бухгалтерские фирмы (типа «Артур Андерсон») с отделениями по управленческому консультированию, специализирующиеся на различных количественных методах управления с использованием ЭВМ.
Функционально-ориентированные фирмы
Организации, действующие в какой-либо отрасли (пищевая промышленность, сфера услуг и т.п.)
Фирмы, работающие по контракту с правительственными и общественными организациями (в составе много бывших гос. чиновников)
«Фабрики мысли» типа Сиенфордского института «РЭНД корп.» и подобные (предлагают новые подходы к решению различных проблем и обладают высочайшей квалификацией)
Региональные и местные фирмы, исчисляемые сотнями (работают с постоянной клиентурой, у работников большой практический опыт и зрелый возраст)
Фирмы, состоящие из одного консультанта, в т.ч. работающие в одном из университетов
Аудиторские фирмы, которые кроме периодических независимых бухгалтерских ревизий оказывают консультационные услуг в области бухучета, маркетинга, налогообложения и др.
«Инкубаторы новых фирм», занимающиеся «выращиванием» предпринимателей. (Центры развития бизнеса, региональные технические и инновационные центры, в т.ч. при университетах, крупные корпорации)
«Ниши»: п.2, п.5, п.6, п.10, п.9
Слайд 302. Становление и развитие управленческого консультирования
Развитие консалтинга в России
Слайд 312. Становление и развитие управленческого консультирования
Современное состояние:
Профессиональная деятельность по управлению возникла
порядка 20 лет назад.
70% российского рынка занимают западные компании.
Численность консультантов по управлению около 10 тыс. человек (при этом проф. интересы разнообразны).
Успешные консалтинговые компании: «Контур-ТМ», «Павлуцкий и Партнеры», «Бизнес Консалтинг групп», «ин Ком Лтд». «Пятерка» и др.
Зарубежные компании представлены «большой пятеркой», их работа поставлена на поток, есть стандартные технологии и процедуры, «не подгоняемые» под специфические условия России.
В текущее время на рынке наблюдается баланс спроса и предложения (большая часть заказа – крупные холдинги и гос. сектор).
Акцент консалтинговых компаний на операционной деятельности (30-50% всей деятельности стратегических консультантов).
По данным Совета по антикризисным программам, за три года только за счет общения с консультантами без дополнительного финансирования ситуация : улучшилась для 75% предприятий, не изменилась- 20%, ухудшилась – 5%.
Привлекательность консалтинга за счет высокооплачиваемости специалистов (после юристов, бизнесменов, врачей), гонорар – от 15 до 120 долл. за час работы.
Исследовательский проект Ассоциации менеджмента: более 60% российских компаний имеют опыт неоднократного общения с внешними консультантами; в 13% компаний консультанты работают постоянно.
Слайд 322. Становление и развитие управленческого консультирования
Структура рынка консалтинговых услуг:
Индивидуальные частно практикующие
консультанты
Отделы в кадровых или маркетинговых агентствах
Мелкие консалтинговые фирмы (3-7 сотрудников)
Крупные российские консалтинговые компании (30 и более человек)
Западные консалтинговые компании с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине)
Три типа консалтинговых компаний в зависимости от места на рынке:
Фирмы, которые с момента их создания активно лоббируются и приставляются к определенным платежеспособным клиентам (специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов – монополистов, работают по расценкам зарубежных компаний и практически не развиваются за пределы этого сегмента.
Консалтинговые компании, создаваемые крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работают на нескольких корпоративных клиентов.
Независимые частные фирмы, действующие на конкурентом рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.
Ассоциация консультантов по экономике, Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию, Ассоциация менеджмента и др.
Слайд 332. Становление и развитие управленческого консультирования
Направления управленческого консультирования на российском рынке:
совершенствование
организационных структур
создание мотивационных систем управления персоналом
эффективное управление продажами
формирование кадрового потенциала и организационной структуры
стратегическое и операционное планирование
финансовый менеджмент и бюджетирование
разработка информационных систем поддержки решений
другие виды консалтинга: кадровый, юридический, налоговый, информационный
Принцип работы российских компаний аналогичен западному, но есть преимущества:
более глубокое знание специфики российского рынка и национального менталитета
Узкая специализация, и, как следствие, практическая направленность консалтинга (до операционного уровня)
Более низкий уровень цен на услуги и большая гибкость в отношении с клиентами
Слайд 342. Становление и развитие управленческого консультирования
Ситуации, в которых российские предприятия прибегают
к помощи внешних управленческих консультантов
Слайд 352. Становление и развитие управленческого консультирования
Проблемы развития российского управленческого консультирования:
Отсутствие специального
образования у большинства отечественных консультантов, что отрицательно сказывается на качестве оказываемых ими услуг (отсутствие системы профессионального обучения)
Фактическое отсутствие ответственности консалтинговых компаний за свои рекомендации перед клиентом (не разработаны правовые основы)
Сложности в реальной оценке оказанной услуги (от 500 до 2 тыс. долл. За день работы, в зависимости от опыта, возраста и рейтинга)
Нежелание потенциальных клиентов обращаться к услугам консультанта (признак несостоятельности руководителя, его низкая профессиональная квалификация, неумение справляться со своими обязанностями)
Отсутствие у российских клиентов большого опыта работы в условиях конкуренции (2 % иностранных компаний рассматривают российский бизнес как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время, как 22% из них видят такую угрозу в индийских и 41% - в китайских компаниях).
Неравномерность развития и неоднородность распространения консультационных услуг в России (формирование управленческого консультирования по типу «пожарной команды», слабо развит институт внутренних консультантов. Центры российского консультирования – Москва и СПб. Тенденция – чем крупнее город, тем выше его деловой потенциал – тем более широко представлены консалтинг-услуги.
Слайд 362. Становление и развитие управленческого консультирования
Новые тенденции в сфере консультационной деятельности:
Изменение
отраслевых предпочтений (от финансовых структур до промышленных предприятий)
Становление проблемы диверсификации (глобальное консультирование и аутсорсинг)
50 крупнейших консультационных компаний
http://www.kommersant.ru/doc/2972290
Слайд 372. Становление и развитие управленческого консультирования
Рейтинг консалтинговых компаний г. Новосибирск (http://nsk.dk.ru/wiki/reyting-konsaltingovykh-kompaniy)
Слайд 38Эссе
«Управленческий консалтинг: возможности использования и перспективы развития»
«Факторы риска в консультационном бизнесе»
«Личность
консультанта»
«Потребность в консультанте для моей организации»
«Я мог бы стать консультантом»
«Современные бизнес и консультирование»
Слайд 39Эссе
1. Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы проявили себя как консультант.
Кратко опишите ситуацию и свою роль в ней. В чем заключалась ваша эффективность? Как ваша консультация повлияла на объект консультирования?
2. Готовы ли вы стать консультантом, если да, то в какой из сфер управленческой деятельности?
3. Опишите себя своим одногруппникам. Можно использовать любые способы донесения информации (слова, картинки и т.д.). Не бойтесь быть креативными.
4. Опишите себя своим клиентам.
5. На ваше 75-летие кто-то из ваших друзей, близких, родных или коллег произносит восхваляющую речь в вашу честь. Опишите, что этот человек скажет о вас и о вашей жизни.
6. Продолжите одно из предложений:
а) Мое самое важное воспоминание – это…
б) Я больше всего боюсь…
в) Моей самой сложной задачей было…
г) Я больше всего горжусь…