Слайд 1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Кафедра экономики и менеджмента
УПРАВЛЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЯМИ
Слайд 2Компетенция – личная способность специалиста решать определенный круг профессиональных задач
ПК-4 способность
разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
Слайд 3ОБЩИЕ компетенции, которые должен приобрести магистрантт в результате изучения дисциплины
(смотреть Рабочую
программу учебной дисциплины)
Способность находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею
Готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
Умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Слайд 4Задачи изучения дисциплины:
изучение теоретических подходов к проведению изменений в организации;
изучение особенностей
формирования организаций в условиях непрерывных изменений;
анализ форм и методов проведения изменений в организации;
рассмотрение существующего российского и зарубежного практического опыта по управлению изменениями в организации;
рассмотрение опыта практического применения теории и методологии проведения изменений в организациях.
Слайд 5БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ НЕ БЫВАЕТ!!!
ЖЕЛАЮЩИЙ ВСЕГДА НАЙДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА:
golobokov_as@mail.ru
Голобоков Андрей Сергеевич,
канд.
полит. наук, доцент
Срок сдачи работ – 1 неделя
Слайд 6Основная рекомендуемая литература:
Кожевина О.В. Управление изменениями. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,
2013. – 286 с.
Распопов В.М. Управление изменениями: учебное пособие [для студентов, обуч. по программам магистратуры, и слушателей программ MBA]. – М.: Магистр, 2013. – 336 с.
Сулейманкадиева А.Э. Управление организационными изменениями: Практикум. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 59 с. (http://elibrary.finec.ru/materials_files/343932267.pdf)
Шермет М.А. Управление изменениями: учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 128 с.
Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник. 3-е издание./ Г.В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 480 с.
Слайд 7Организация – это открытая система
социально-экономическая
производственно-хозяйственная
Целевые установки организации:
желание выжить (сохранить себя,
иметь определенную стабильность, оптимально функционировать)
стремление развиваться (изменять себя, совершенствоваться).
Парадигма развития организации:
ВСЕГДА: баланс процессов изменения и относительной стабилизации
БЫЛО: «сначала сохранение, затем развитие»
СТАЛО: «сохранение через развитие»
Слайд 8Организация — это развивающаяся социальная система, к которой применимы все законы
и принципы групповой динамики.
Виды деятельности/активности организации:
достижение поставленной цели;
формирование межличностных отношений (командообразование) и социальное развитие коллектива.
Слайд 9Мотивы для изменений:
не позволять конкурентам опередить себя;
использовать имеющуюся технологию и совершенствовать
ее;
лучше удовлетворять потребности рынка;
обеспечивать гибкость организационной системы;
сократить издержки и повысить фондоотдачу;
увеличить прибыль и направить ее на расширение бизнеса;
сократить время производственного цикла, но повысить производительность;
усилить информационную обеспеченность;
добиться конкурентных преимуществ, реального превосходства над конкурентами и получить доступ к новым рынкам;
оптимизировать процессы и передать выполнение второстепенных функций другим организациям на основе аутсорсинга;
увеличить объем долгосрочных инвестиций и капитальных вложений;
повысить удовлетворенность потребителей за счёт предложения более качественной продукции.
Слайд 10Цели перемен:
централизация системы управления;
делегирование полномочий сотрудникам;
улучшение морального климата
в коллективе;
внедрение новой технологии;
повышение вознаграждения за работу;
создание новых возможностей для бизнеса;
увеличение объёма функций, которыми нужно управлять;
сокращение времени производственного цикла;
рост качества;
введение новых должностей и перераспределение ответственности;
реинжиниринг бизнес-процессов;
сертификация на соответствие стандартам ИСО;
уменьшение бюрократических процедур;
улучшение коммуникаций между сотрудниками;
уменьшение загрязнения окружающей среды;
преобразование программного обеспечения в материальные формы знаний.
Слайд 11Развитие - это
необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;
преобразование внутреннего
строения и структуры объекта как совокупности функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей.
Результат управления развитием объекта - это новое качественное состояние объекта изменений.
Качественный характер изменений в процессе развития – это переход от структуры одного качества к структуре другого порядка (характеризующейся иным количеством, порядком или зависимостью составляющих)
Изменение осуществляется в реальном режиме.
Время выявляет направленность (вектор, траекторию) развития.
Слайд 12Направления и формы
развития объекта управления
Слайд 13Организационное развитие - это
динамический процесс качественных изменений на основе реализации стратегии
самоподдерживаемой трансформации,
связанный с непрерывной сменой состояний относительной устойчивости,
основной целью которого является поддержание конкурентоспособности для обеспечения жизнедеятельности организации.
Слайд 14Компоненты организационных изменений
Изменения – это перевод какой-либо системы из одного состояния
в другое, её преобразование и/или обновление.
Организационные изменения включает 2 базовых понятия:
организация и изменение.
Слайд 15Управление – процесс
целенаправленного воздействия на систему с целью поддержания её
в определённом состоянии;
перевода системы в новое состояние с учётом объективных свойств и закономерностей.
Субъект управления - физическое (директор) или юридическое (администрация) лицо, от которого исходит властное воздействие.
Объект управления - то, на что направлено властное воздействие субъекта управления:
физические или юридические лица,
социально-экономические системы,
различные процессы, протекающие внутри этих систем.
Слайд 16Управление организационными изменениями
как вид профессиональной деятельности - это
воздействие управляющей системы
на организацию в связи с изменениями (переменами) во внутренней и внешней обстановке.
Задачи:
правильно оценить суть процессов, происходящих во внешней среде предприятия;
отобрать и внедрить те нововведения, которые позволят свести всё многообразие внешних и внутренних воздействий к единой линии поведения;
сохранить или повысить эффективность деятельности.
Слайд 17Успех сложных организационных преобразований зависит от:
правильно сформулированной задачи изменений,
процесса осуществления преобразований.
Эффективность
развития организации обусловлена:
сложившейся системой и механизмом управления организацией,
внутренним энергетическим потенциалом.
Энергетический потенциал организации определяют:
потенциал материальных ресурсов,
возможности коллектива,
психологический и эмоциональный настрой,
интеллектуальная и профессиональная подготовка сотрудников и аппарата управления.
Слайд 18объектом управления выступает предприятие;
среда, в рамках которой функционирует предприятие, характеризуется постоянно
происходящими изменениями;
основная обязанность руководителя - необходимость сохранения организации в условиях изменяющейся среды;
сохранение организации происходит через адаптацию к окружающей обстановке;
руководитель реагирует на происходящие изменения через принятие конкретных решений по поводу каждого конкретного изменения;
принятие решения выступает в качестве основной функциональной обязанности руководителя и означает для него форму реагирования на изменения.
Предпосылки управленческой деятельности для организационных изменений:
Слайд 20Объективные предпосылки
организационных изменений:
ухудшение финансово-экономических показателей, снижение конкурентоспособности;
недостаточная инвестиционная привлекательность компании;
разногласия
в высшем уровне управления по тактическим и стратегическим вопросам;
территориальная рассредоточенность и разобщенность, появление проблемы координации и взаимосвязи;
многообразие взаимосвязанных организационных, технологических, экономических, социальных, финансовых процессов, требующее координации и согласованности;
нарушение экономической сбалансированности между текущей и стратегической деятельностью;
одновременное воздействие внешних и внутренних факторов;
инновационные процессы и новации.
Слайд 21
Рис. 4. Модель процесса управления изменениями
Слайд 22В условиях рыночных отношений возможности развития организаций расширяются за счёт:
интеграции с
инновационными процессами,
применения Интернет-технологий,
использования мировых достижений управления и возможностей международных институтов бизнеса.
Слайд 235 уроков зарубежного и отечественного опыта реализации организационных изменений:
у организаций, имеющих
и не имеющих четкой и целостной стратегии, шансы выжить практически равны;
стратегическое управления не гарантирует успешного организационного развития, но привносит в управление организацией определенную целесообразность и рациональность;
в организациях, не имеющих четко сформулированной стратегии функционирования, развитие происходит эволюционно, а в компаниях, управляемых в соответствии со стратегическим планом, развитие происходит революционно;
успех сопутствует тем организациям, чьи стратегии нацелены на активное использование их внутреннего потенциала для изменения внешнего окружения, а не приспособления к нему;
если у организации нет функционирующего механизма обучения и управления организационными знаниями, разработка и осуществление эффективной стратегии, а также успешные организационные изменения невозможны.
Слайд 24Каждая организация преодолевает несколько стадий развития.
Задача менеджеров - знать эти
стадии и особенности управления на разных стадия жизненного цикла организации.
Жизненный цикл организации - это:
определенные этапы, через которые проходят организации;
переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации «чувствителен» к фазам экономического цикла:
1) кризис; 2) оживление; 3) подъем; 4) спад.
Несовпадение фаз жизненного цикла организации и экономического цикла может внести существенные коррективы (негативные или позитивные) в деятельность организации.
Слайд 26Вопросы к семинарскому занятию
1. Основные категории и понятия концепции жизненного цикла
2.
Характеристика и классификация моделей жизненного цикла
3. Критерии организационной эффективности на стадиях жизненного цикла
Слайд 27КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В чем заключается социальная значимость управления организационными изменениями?
Почему изменения являются
существенным фактором развития организаций?
К чему сводится философия организационного развития?
Какие элементы составляют структуру концепции управления развитием и изменениями в организации?
Объясните предпосылки необходимости реализации организационных изменений.
Как условия рынка влияют на характер организационного развития и эффективность организационных изменений?
Как вы понимаете термин «систематический» применительно к организационным изменениям?
Слайд 28
Эссе: КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СВОЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ)?
Критерии оценки эссе
Знание пройденного материала, отражение его в эссе - 2 балла
Оригинальность, неповторимость, авторство, наличие примеров, собственные размышления – 2 балла
Наличие выводов – 1 балл
Итого максимум 5 баллов