Целевое программирование. (Лекция 5) презентация

Содержание

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Файрвилл — небольшой городок, в котором проживает около 20 тысяч жителей. Предположим, городской совет разрабатывает ставки местного налогообложения. Ежегодная база налогообложения недвижимости составляет 550

Слайд 1Целевое программирование
Многокритериальная задача линейного программирования


Слайд 2ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Файрвилл — небольшой городок, в котором проживает

около 20 тысяч жителей. Предположим, городской совет разрабатывает ставки местного налогообложения.
Ежегодная база налогообложения недвижимости составляет 550 миллионов дол.
Ежегодная база налогообложения розничных и оптовых продаж составляет 35 и 55 миллионов дол. соответственно.
Ежегодное потребление городом бензина оценивается в 7,5 миллионов галлонов.
Городской совет планирует разработать систему налоговых ставок, основанную на перечисленных базах налогообложения и учитывающую следующие ограничения и требования.


Слайд 31. Налоговые поступления должны составить не менее 16 миллионов долларов от

всех баз налогообложения.
2. Налог с розничных продаж не может превышать 10% от суммы всех собираемых налогов.
3. Налог с оптовых продаж не может превышать 20% от суммы всех налогов.
4. Налог на бензин не может превышать 2 центов за галлон.


Слайд 4Обозначим: через хн, хр и хо ставки налогов (выраженные десятичными дробями)

на недвижимость, розничную и оптовую торговлю соответственно, а через хб — налог на бензин, выраженный в центах на галлон.
Пожелания городского совета можно записать следующим образом

Слайд 5После упрощения получаем три ограничения:
Каждое из этих неравенств представляет одну из

целей городского совета, которую желательно добиться. Но эти цели могут конфликтовать друг с другом, и в лучшем случае мы можем попытаться достичь какого-нибудь компромиссного решения.

Слайд 6Сначала каждое неравенство преобразуется в частную задачу, в рамках которой можно

удовлетворить данное ограничение.






Неотрицательные переменные s+ и s- называются отклоняющими
Отклоняющие переменные зависимы по определению, поэтому они обе одновременно не могут быть базисными.

Слайд 7Определенные значения отклоняющих переменных s+ и s- либо соответствуют ограничению, либо

нет. Это та гибкость, которая позволяет целевому программированию достичь компромиссного решения.
Хорошее компромиссное решение минимизирует число невыполняемых ограничений.
В нашем примере первые три ограничения являются неравенствами типа ">", а четвертое— неравенством типа "<".
Вследствие этого положительные значения отклоняющих переменных s+1 , s+2, s+3, s -4 будут указывать на то, что соответствующие ограничения не выполняются.

Слайд 8Поэтому ведется поиск такого компромиссного решения, которое будет удовлетворять по возможности

большему числу следующих частных целей (целевых функций):

Минимизировать G1 = s+1
Минимизировать G2 = s+2
Минимизировать G3 = s+3
Минимизировать G4 = s -4

Слайд 9Метод весовых коэффициентов
Пусть что модель целевого программирования имеет n целей

следующего вида.
Минимизировать Gi, i = 1, 2,..., n.
В методе весовых коэффициентов обобщенная целевая функция определяется следующим образом:
Минимизировать z = wlGl + w2G2 + ... + wnGn.
Здесь wi (i = 1, 2, ..., n)— положительные весовые коэффициенты, которые отображают предпочтения, отдаваемые каждой цели.
Например, вариант wi = 1 для всех i говорит о равнозначности всех целей.

Слайд 10Новое рекламное агентство, в составе которого 10 рекламных агентов, получило контракт

на рекламу нового продукта. Агентство может провести рекламную акцию на радио и телевидении. В следующей таблице приведены данные о количестве людей, охватываемых тем или иным видом рекламы, стоимость этой рекламы и количество необходимых рекламных агентов. Все эти данные отнесены к одной минуте рекламного времени.

Задача о рекламном агентстве (метод весовых коэффициентов)


Слайд 11

Реклама на радио и телевидении должна охватить не менее 45 миллионов

человек но контракт запрещает использовать более 6 минут рекламы на радио. Рекламное агентство может выделить на этот проект бюджет, не превышающий 100 000 долл. Сколько минут рекламного времени агентство должно купить на радио и сколько на телевидении?

Задача о рекламном агентстве (метод весовых коэффициентов)


Слайд 12Обозначим через x1, и х2 количество минут рекламного времени, закупленного соответственно

на радио и телевидении.






Минимизировать Gl = s+1 (для выполнения условия по рекламной аудитории),
минимизировать G2 = s -2 (для выполнения условия по бюджету)

Слайд 13Менеджеры рекламного агентства считают, что выполнение условия по объему рекламной аудитории

в два раза важнее, чем выполнение условия по бюджету. Поэтому обобщенная целевая функция будет записана:
Минимизировать z = 2G1 + G2 = 2 s+1 + s -2
Оптимальное решение этой задачи:
z = 10, x1 = 5 минут, x2 = 2,5 минуты, s+1 = 5 миллионов человек.
Остальные переменные равны нулю.
Так как s+1 = 5, значит, объем рекламной аудитории меньше запланированного на 5 миллионов. При этом условие по бюджету выполнено, поскольку s -2 = 0.
Методы целевого программирования позволяют получить только эффективное решение задачи, которое не всегда будет оптимальным. Например, решение х1 = 6 и х2 = 2 дает такой же объем рекламной аудитории, но при меньшей стоимости рекламной кампании (8 х1 + 24 х2 = 96 000 долл.).

Слайд 14Метод приоритетов
В методе приоритетов n частных целевых функций ранжируются в порядке

их важности, так как их оценивает ЛПР, т.е.
минимизировать G1 = ρ1 (наивысший приоритет),

минимизировать Gn =ρn (наинизший приоритет).
Переменные ρi — это компоненты отклоняющих переменных, т.е. 5/ или s s+i и s-i , которые определяют i-ю целевую функцию.

Слайд 15В методе приоритетов поочередно решаются задачи с одной целевой функцией, начиная

с задачи с целевой функцией G1, имеющей наивысший приоритет, и заканчивая задачей с целевой функцией Gn, имеющей минимальный приоритет.
В процессе решения последовательных задач решение задачи с целевой функцией, имеющей более низкий приоритет, не может ухудшить полученные ранее решения задач с целевой функцией, имеющих более высокий приоритет.
Это означает, что если z(Gi) — оптимальное значение целевой функции Gi, то для всех i >=1 оптимизация любой целевой функции Gj (j > i с меньшим приоритетом не может ухудшить значение z(Gi).

Слайд 16Вычислительный алгоритм
Этап 0. Определяем частные целевые функции задачи и ранжируем их

в по-
рядке приоритетов: G1 = ρ1 >G2 = ρ2 … > Gn = ρn. Положим i = 1.
Этап i. Решаем i-ю задачу ЛП с целевой функцией Gi. Обозначим через ρ* полученное оптимальное значение отклоняющей переменной ρi.
Если i = n, вычисления заканчиваются, поскольку решена последняя n-я задача. В противном случае вводим в задачу новое ограничение ρi = ρ*, тогда значение ρi не сможет измениться при решении последующих задач.
Полагаем i = i + 1 и повторяем этап i


Слайд 17Предположим, что наибольший приоритет имеет частная целевая функция, соответствующая условию, налагаемому

на объем рекламной аудитории.
Этап 0. G1 > G2, где
G1 : минимизировать s+1 (условие по рекламной аудитории),
G2: минимизировать s-2 (условие по бюджету).

Задача о рекламном агентстве (метод приоритетов)


Слайд 18Задача о рекламном агентстве (метод приоритетов)
Этап 1. Решаем первую задачу ЛП:
Минимизировать

G1 = s+1
при выполнении ограничений:

Слайд 19Оптимальное решение этой задачи составляет х1 = 5 минут, х2 =

2,5 минуты, s+1 =5 миллионов человек, остальные переменные равны нулю.
Решение показывает, что условие по объему рекламной аудитории не выполняется с дефицитом в 5 млн. чел.
В этой задаче мы имеем ρ1 = s+1 , поэтому в следующей задаче добавим ограничение s+1 = 5 .
Этап 2. Минимизировать G1 = s-2
при выполнении тех же ограничений, что и в предыдущей задаче, плюс дополнительное ограничение s+1 = 5 .
Но в в решении второй задачи нет необходимости, поскольку уже в решении первой имеем s-2 = 0. Следовательно, решение первой задачи автоматически является оптимальным решением второй. Решение s-2 = 0 показывает, что ограничение, касающееся бюджета рекламной компании, выполняется.

Слайд 20Цель 1. Максимизировать объем рекламной аудитории (Р1)
Цель 2. Минимизировать стоимость рекламной

кампании (Р2).
Максимизировать Р1 = 4х1, + 8х2,
минимизировать Р2 = 8x1, + 24х2.
при ограничениях

Задача о рекламном агентстве («истинные целевые функции» и метод приоритетов)


Слайд 21Этап 1.

Максимизировать Р1 = 4х1, + 8х2,



Оптимальное решение этой задачи: х1 = 0, х2 = 5 и Р1 = 40. Отсюда видно, что объем рекламной аудитории не может превысить 40 миллионов человек.
Этап 2. Минимизировать Р2 = 8x1, + 24х2,




Р2 = 96 000 долл., х1 = 6 минут и х2 = 2 минуты. Получили тот же объем рекламной аудитории (Р1 = 40 млн. чел.), но за меньшую стоимость.

Слайд 22Метод идеальной точки решения линейных двухкритериальных задач оптимизации
U = 2х – 2у → max
V = –2x – y →

max
4y – x ≤ 20;
4x + y ≤ 22;
х – у ≤ 3;
х ≥ 0; у ≥ 0


Слайд 231. Построим область допустимых решений (ОДР) в плоскости xOy, определяемую системой

неравенств.

Слайд 242. Построим в критериальной плоскости область, соответствующую области допустимых решений OABCD.

Для этого необходимо найти координаты вершин.
В нашем случае: O(0; 0), A(0; 5), B(4; 6), C(5; 2), D(3; 0).
Найдем координаты образов точек O, A, B, C, D в линейном преобразовании, определяемом целевыми функциями:
O(0; 0):

O(0; 0) → O′(0; 0).
A(0; 5):

A(0; 5) → A′(–10; –5).








Слайд 25B(4; 6) → B′(–4; –14). C(5; 2) → C′(6; –12).

D(3; 0) → D′(6; –6).
По найденным координатам точек построим в критериальной плоскости UOV образ многоугольника OABCD – многоугольник O′A′B′C′D′.



Слайд 263. В критериальной плоскости найдем границу Парето – северо-восточную границу области O′A′B′C′D′.




Слайд 27Точкой утопии, в которой достигается максимум одновременно по двум критериям U

и V, является точка P



Слайд 284. На границе Парето найдем идеальную точку – точку, наиболее близко

расположенную к точке утопии. В нашем случае это основание перпендикуляра, опущенного из точки утопии Р на отрезок O′D′ – точка M′



Слайд 29Найдем координаты точки M′. Для этого найдем уравнение прямой O′D′. Воспользуемся

уравнением прямой, проходящей через две точки:
O′(0; 0), D′(6; –6)








Слайд 30Найдем уравнение перпендикуляра, опущенного из точки утопии P на отрезок O′D′.

Воспользуемся уравнением прямой с точкой и вектором нормали:




Координаты точки М′:






,







Слайд 31Т.е.: М′(3; –3), а значит компромиссное решение позволит достигнуть значений целевых

функций: U = 3, V = –3.
5. Найдем координаты точки в плоскости xOy, которой соответствует точка М′ критериальной плоскости. Для этого решим систему уравнений:


Получили, что компромиссным решением метода идеальной точки является M(1,5; 0), в которой критерии достигают значений U = 3, V = –3.
Эта точка принадлежит отрезку OD
Ответ: M(1,5; 0), U = 3, V = –3.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика