Слайд 1Тема 1. Теоретические основы логистики и логистической цепи:
Факторы развития логистики. Основы
построения логистических систем. Логистические операции и функции.
Слайд 2Литература по дисциплине:
Кизим А.А. Основы предпринимательской логистики: учеб. пособие; изд.2-е. доп.
и перераб. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.
Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникин. – 4–e изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Кизим А.А., Пономаренко, Л. В. Романова, И. А., Логистика: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубанский гос. ун-т -Краснодар: [Кубанский государственный университет], 2016.
Слайд 3Понятие логистики
Логистика — наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих
им потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.) в микро-, мезо- или макроэкономических системах (Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф.)
Логистика — наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах (Колобов А.А., д-р техн. наук, проф.; Омельченко И.Н., д-р техн. наук, проф.)
Слайд 4История логистики
В развитии бизнес-логистики в ХХ в. в различных странах условно
можно выделить три периода:
1-й (начальный) период развития логистики — характеризуется непониманием, а в отдельных случаях и неприятием основных ее принципов как отдельными предпринимателями, так и передовыми промышленными, торговыми компаниями.
2-й период — постиндустриальное развитие экономических систем ряда стран, что потребовало создания совершенного механизма материально-технического обеспечения производственных процессов или торговых операций (50―70‑е гг. ХХ в).
3. Современный период — логистические принципы, присущие бизнес-процессам, реализуются на каждом этапе единой цепи взаимодействия поставщиков материальных ресурсов, производителей продукции и покупателей.
Слайд 6Миссия (цель) логистики:
Обеспечение доставки нужных товаров и услуг определённого количества,
необходимого качества, в нужное время, в определённое место, определенному потребителю при минимальном уровне затрат
Слайд 8Виды логистики
(функциональные области, направления):
1. Закупочная логистика (логистика снабжения)
2. Производственная логистика
3.
Распределительная логистика (сбытовая логистика)
4. Складская логистика
5. Транспортная логистика
6. Информационная логистика
Слайд 16Складская логистика – это управление движением материальных ресурсов на территории складского
комплекса
Задачи складской логистики:
Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;
Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;
Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;
Максимальное использование возможностей информационных систем.
Слайд 18Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по
перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту с минимальными затратами.
Движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей суммы затрат на логистику.
Слайд 20Информационная логистика
Информационная логистика – это наука о реализации методов сбора, обработки,
хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил
Главная цель информационной логистики: оптимально обеспечить необходимой информацией процесс организации и управления материальным и/или сопутствующими потоками, т.е. рациональное управление информационным потоком по все логистической сети и на всех иерархических уровнях.
Слайд 22Макрологистика и микрологистика
Макрологистика
это управление материальными потоками в глобальном плане, в сферу
которой включаются вопросы выработки общей концепции распределения, выбор вида транспорта и способов транспортировки, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, размещение складов на полигоне обслуживания
Объекты макрологистики – юридически независимые предприятия.
Микрологистика
это управление материальными потоками на микроуровне в рамках функциональных элементов логистической системы, например, в рамках предприятия интегрируются процессы планирования и сбыта, осуществляется оптимизация транспортно-складских и других работ
Объекты микрологистики – функциональные службы и подразделения одного предприятия.
Слайд 23Факторы развития логистики
экономический рост;
развитие глобальных логистических сетей (каналов);
регионализация;
экспансия технологий;
дерегулирование.
Слайд 24Основы построения
логистических систем
Слайд 25Основы построения логистических систем
Слайд 27Материальный поток (МП): понятие
Материальный поток (МП) – это имеющая вещественную форму
продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.
- находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции и которые связаны с физическим перемещением.
Слайд 28Материальный поток (МП) состоит из:
Материальные ресурсы (МР) – это потребляемые в
процессе производства предметы труда в виде сырья, материалов, покупных изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии
Незавершенное производство (НЗП) - незаконченная продукция, находящаяся на различных стадиях производственного процесса; продукция, непрошедшая полный цикл обработки в рамках данного предприятия.
Готовая продукция (ГП)- это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и оказанные услуги.
Слайд 30Информационный поток: понятие
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе,
между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную
Слайд 32Финансовый поток: понятие
Финансовый поток — это направленное движение финансовых средств, необходимых
для обеспечения эффективного движения определенного материального потока, циркулирующих как в логистической системе, так и за ее пределами (при условии их привязки к этой системе).
- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее.
Основной задачей финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в нужных объемах, в определенные сроки и с применением наиболее оптимальных источников финансирования.
Слайд 34Логистические операции и функции
Слайд 35Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в
рамках поставленной задачи менеджмента, связанная с возникновением, преобразованием или поглощением материального потока и сопутствующих потоков.
К логистическим операциям можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектования, упаковки и другие операции.
Если сгруппировать все действия - логистические операции - по признакам функций, которые они выполняют, то получим укрупненную группу логистических операций, называют логистической функцией.
Логическая функция - это совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.
Слайд 39Тема 2. Теоретические основы логистики и логистической цепи:
Логистическая система,
звенья логистической
системы, логистическая цепь.
Основные логистические концепции
Слайд 40Логистическая система
Логистическая система (ЛС) – сложная, организационно завершенная (структурированная) экономическая система,
которая состоит из элементов - звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными потоками и сопутствующими, при чем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними и внешними целями организации.
Различают макро и микро логистическую систему.
Слайд 42Звенья логистической системы
Звено логистической системы (ЗЛС) - некоторый экономический и функционально
обособленный объект, неподлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи менеджмента, выполняющий свою локальную цель, связанную с определёнными логистическими операциями и функциями.
Звеном логистической системы могут быть: поставщики МП, производственное предприятие, сбытовые, торговые, посреднические организации, транспортные и экспедиторские компании, биржи, банки, предприятия сервиса и т.д.
Слайд 44Основные подсистемы ЛС
Закупка (М 1 )
Склады (М 2 )
Запасы (М 3
)
Транспорт (М 4 )
Производство (М 5 )
Распределение (М 6 )
Сбыт (М 7 )
Информация (М 8 )
Кадры (М 9 )
Слайд 45Каждая из подсистем ЛС запрограммирована на выполнение следующих задач:
- Закупка (М1)
- организация и управление закупками;
- Склады (М2) - организация складского хозяйства и управления грузопереработкой внутри «складского пространства»;
- Запасы (М3) - управление запасами;
- Транспорт (М4) - организация и управление транспортным процессом;
- Производство (М5) - организация и управление производственным процессом;
- Распределение (М6) - организация и управление распределением материальных потоков;
- Сбыт (М7) - организация и управление сбытом товарной продукции;
- Информация (М8) - организация и управление информационными потоками;
- Кадры (М9) - организация и управление процессом выполнения логистических операций.
Слайд 46Логистическая цепь
Логистическая цепь (ЛЦ) - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных
по материальному, информационному и финансовому потоку с целью проектирования определённого набора логистических функций и операций.
Главной задачей логистики является разработка тщательного, взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению её основной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Слайд 48Логистическая цепь
Таким образом, логистическое звено - это организационно или экономически выделен
участник материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков, который выполняет совокупность взаимосвязанных логистических операций в составе логистической цепи.
Логистический канал - это путь между различными пунктами в логистическом товарном потоке. Он может иметь несколько различных вариантов в зависимости от выбора конкретных участников процесса продвижения логистического потока, наличия посредников на логистическом рынке.
Слайд 49Логистическая цепь
Звеньями логистической цепи на макроуровне самостоятельные субъекты хозяйствования-участники логистического процесса
(предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные, торговые предприятия, транспортные и экспедиционные предприятия, склады общего пользования, банки и другие финансовые учреждения, предприятия связи и др.).
На микроуровне звеньями логистической цепи есть подразделения, службы предприятия.
Слайд 58Способы управления МП в производственных системах:
Толкающая система – это такая организация движения МП,
при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое
Слайд 59Способы управления МП в производственных системах:
Тянущая система – это такая организация движения МП, при
которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня
Слайд 60Основные логистические концепции
MRP (Material Requirement Planning) - система планирования потребности в
материалах, основанная на производственных графиках, которые связывают информацию о спросе и запасы. При реализации в первую очередь определяется спросом, и в зависимости от него программа рассчитывает общий объем необходимых материальных ресурсов. Далее, сопоставляя с уровнем запасов, рассчитывает объем заказа, его параметры с учетом объема и времени поставки. Полученные результаты передаются для принятия решения в соответствующую структуру.
MRP II (Material Resource Planning) - усовершенствованный вариант базовой MRP. Это система производственного планирования ресурсов, объединяющая производственное, маркетинговое, финансовое планирование и логистические операции. Планы отрабатываются на основе прогнозной информации о спросе на продукцию, данных о спросе по заказам. Система быстро реагирует на изменения, позволяет работать в режиме реального времени.
Слайд 62DRP (Distribution Requirements Planning)
DRP (Distribution Requirements Planning) - система планирования отправлений
и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах: собственных и логистических посредников. Иными словами, система DRP - это календарный план пополнения запасов на всех уровнях распределительной сети.
Процедура и логика DRP аналогичная MRP и позволяет решать следующие вопросы:
- Определять общие потребности: равняются объемам спроса или прогнозам продаж;
- Устанавливать минимальные уровни запасов, необходимых для удовлетворения покупательского сервисного уровня;
- Определять точное время или срок исполнения заказа;
- Определять структуру распределения.
Ныне известная современная версия системы DRP - DRP II (Distribution Resource Planning). Эта система использует более современные и мощные программные модули, алгоритмы и модели принятия решений.
Слайд 64Demand-driver Techniques / Logistics (DDT)
- Quick Response ( QR )
Demand-driver
Techniques / Logistics ( DDT )- технология, которая полностью ориентирована на спрос
Технология DDT имеет несколько вариантов, первыми из которых прошли апробацию на практике стали Quick Response ( QR ) и Continuous Replenishment ( CR ).
Технология QR закрепилась на рынке под названием технологии «быстрого реагирования». Её суть состоит в оценке спроса в реальном масштабе времени через непосредственный контакт именно с конечным потребителем. Для реализации QR на практике параллельно были разработаны соответствующие технологии:
- Информационные ( IT )
- Осуществление электронного документооборота ( EDI )
- Электронных продаж, основанных на принципах работы «бизнес для клиента» (В2С ) и «бизнес для бизнеса» ( В2В) ;
- Штрихового кодирования ( FRID ) и др.
Цель: максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса
Слайд 65Demand-driver Techniques / Logistics (DDT)
- Continuous Replenishment ( CR )
Технология CR
является модификацией QR и среди специалистов известна под названием технологии «непрерывного пополнения запасов». Она предназначена для устранения необходимости в заказах на готовую продукцию для пополнения запасов.
Целью CR является разработка плана поставки продукции разным продавцам, направленного на непрерывное пополнение запасов.
Выполнение функции непрерывного пополнения запасов продукции у розничных продавцов осуществляется за счет того, что поставщик на основе информации об объемах продаж непосредственно от продавцов проводит поставки по принципу «быстрого реагирования».
Слайд 70Основные принципы
Первый заключается в том, что доставка ресурсов (полуфабрикатов, комплектующих и
т.п.) к местам переработки осуществляется особенно точно в нужное время.
Второй состоит в непрерывности процесса усовершенствования методов повышения производительности и сокращения производственных потерь.
Третий кроется в сугубо производственной философии, основанной на непрерывном улучшении производства (сюда относятся и техническая, и организационная сферы).
Слайд 71JIT (Just-in-time)
Цель системы «точно вовремя» - непрерывное производство или серийные услуги
по «нулевыми» потерями.
Основная философская линия - постоянное развитие и улучшение.
Японские производители видят получения ожидаемых результатов от системы при ее тесном сплетении с системой «кайзен» (совершенствование) и тотального качества ( TQM ).
JIT стала фундаментом для разработки и внедрения на практике таких технологий как LP (Lean Production) и VMI (Vendor Managed Inventory).
Слайд 75LP (Lean Production) –
Бережливое производство
LP (Lean Production) в переводе на
русский язык означает «стройное производство» или «худое производство»
Суть логистической технологии Lean production заключается в творческом соединении следующих основных компонентов:
высокого качества;
мелких размеров производственных партий;
низкого уровня запасов;
высококвалифицированного персонала;
гибкого оборудования.
Слайд 76LP (Lean Production) –
Бережливое производство
Идея такой технологии получила наименование «стройное/плоское»
производство, потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство, — меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д.
Основными целями Lean производства в аспектах логистики являются:
высокие стандарты качества продукции;
низкие производственные издержки;
быстрая реакция на потребительский спрос;
короткое время переналадки оборудования.
Слайд 77VMI (Vendor Managed Inventory)
ЗУП (Запасы, управляемые поставщиком)
VMI (Vendor Managed Inventory) -
это усовершенствованная версия системы управления запасами поставщика, основанной на новых информационных технологиях.
Вместо оформления заказов потребитель обменивается информацией с поставщиком о спросе, продажах, загрузках продукции на рынке.
Поставщик берет на себя обязанности пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне. При этом поставщик получает не заказ, а только указания покупателя относительно желаемых для него верхних и нижних границ размеров запасов.
Слайд 78SCM (Supply Chain Management)
управление цепями поставок
SCM (Supply Chain Management) – это
управление взаимоотношениями между поставщиками и потребителя для получения максимальной потребительской ценности с наименьшими затратами по всей цепи поставок в целом.
SCM - это все необходимые инструменты, которые используются для:
а) эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и точек продаж;
б) эффективного распределения продукции в необходимом количестве, в нужное место и в указанное время;
в) снижение внутрифирменных затрат при условии гарантирования высокого уровня услуг.
Слайд 79SCM (Supply Chain Management)
управление цепями поставок
SCM рассматривает все возможные факторы, которые
влияют на себестоимость товара и соответствие его требованиям клиентов.
Целью управления цепями поставок является повышение эффективности всей системы - стоимость в пределах логистической цепи (поставщики - производители - потребители) должна быть как можно ниже.
Цепь поставок как процесс — это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Управление цепями поставок — систематическая деятельность по оптимизации цепей поставок.
Слайд 80Технологии:
TBL (Time-based Logistics) - технология, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного
цикла изделия во времени, включая этап научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок до этапа послепродажного сервиса.
VAD (Value added Logistics) - это технология, основанная на понимании того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукта или услуге; это процесс создания выгод, содержащих в себе добавленную стоимость.
Слайд 81Технологии:
ERP (Enterprise Resource Planning) - это система интегрированного планирования ресурсов, который
позволяет планировать всю деятельность предприятия. Система ERP включает аппаратное, техническое и программное обеспечение, которое облегчает прохождение данных в пределах логистической системы или цепи поставок.
Все приложения, охватывающих сферу производства, логистики, продаж и человеческих ресурсов интегрированы в единую систему, что имеет доступ к централизованной базе данных.
CSRP (Customersynchronized resource planning) - это система планирования ресурсов, в высокой степени синхронизирована с потребителем. CSRP использует функциональность системы ERP и переориентирует планирования от производства до конечного покупателя. Положительным моментом системы является то, что она учитывает производственные и материальные ресурсы предприятия, а также и ресурсы, используемые в маркетинговой, коммерческой и послепродажной работе с потребителем.