Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового менеджера в компании презентация

Содержание

Рекомендуемая литература и интернет-источники Финансовый менеджмент. Учебник / Под ред. Екимовой К.В. − М.: ИНФРА-М, 2013 Бригхем Ю. Гапенски Л. Финансовый менеджмент 2 т. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами

Слайд 1 Дисциплина «Финансовый менеджмент»
Москва, 2014
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова


Слайд 2Рекомендуемая литература и интернет-источники
Финансовый менеджмент. Учебник / Под ред. Екимовой К.В.

− М.: ИНФРА-М, 2013
Бригхем Ю. Гапенски Л. Финансовый менеджмент 2 т.
Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами
Росс С. Основы корпоративных финансов
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент
www.сfin.ru
www.findir.ru
www.rbc.ru



Слайд 3Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании


Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансами компании на основе принципов и методов, направленных на максимально эффективное использование всех имеющихся ресурсов для достижения стратегических и тактических целей функционирования компании на рынке.


Слайд 4Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Цели финансового менеджмента:
рост благосостояния собственников компании;
достижение устойчивого положения на конкретном рынке или расширение существующего рыночного сегмента;
обеспечение достаточного уровня прибыли на вложенный капитал;
избежание банкротства.






Слайд 5Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Задачи финансового менеджмента:
формирование оптимальной структуры капитала в соответствии с задачами развития компании в предстоящем периоде и на перспективу;
обеспечение наиболее эффективного использования капитала компании в разрезе основных направлений его деятельности;
оптимизация денежных потоков компании;
достижение оптимального для данной сферы деятельности соотношения риск – прибыль, соответствующего выработанной финансовой стратегии компании.
достижение и поддержание необходимого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности.


Слайд 6Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы
1. Разработка финансовой стратегии компании
формирование системы целей и основных показателей финансовой деятельности компании на долгосрочный период;
определение приоритетных задач на ближайшую перспективу;
разработка финансовой политики по основным направлениям развития.


Слайд 7Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы
2. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений
определение объемов и содержания информационных потребностей финансового менеджмента;
формирование внешних и внутренних источников информации;
организация постоянного мониторинга финансового состояния компании и конъюнктуры финансового рынка.


Слайд 8Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы

3. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности компании


Слайд 9Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы
4.Осуществление планирования финансовой деятельности компании по основным ее направлениям
разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов по различным направлениям, структурным подразделениям и по всей компании в целом.


Слайд 10Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы

5. Разработка действенной системы стимулирования в области финансовой деятельности


Слайд 11Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как управляющей системы
6. Осуществление эффективного контроля над реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности
создание систем внутреннего контроля;
определение системы контрольных показателей.


Слайд 12Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
1. Управление активами
выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их суммы в целом;
оптимизация состава активов с позиции комплексного их использования;
обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение их оборачиваемости;
выбор эффективных форм и источников их финансирования.


Слайд 13Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
2. Управление капиталом

определение общей потребности компании в капитале;
оптимизация структуры капитала;
рефинансирование капитала в наиболее эффективные виды активов.


Слайд 14Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
3. Управление инвестициями
формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности;
оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и выбор наиболее эффективных из них;
формирование портфеля финансовых инвестиций;
выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.


Слайд 15Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
4.Управление денежными потоками

формирование исходящих и входящих денежных потоков;
синхронизация денежных потоков по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам.


Слайд 16Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
5. Управление финансовыми рисками
выявление финансовых рисков присущих данной компании;
оценка уровня рисков и объема возможных финансовых потерь;
формирование системы мероприятий по минимизации отдельных видов рисков;
страхование финансовых рисков.


Слайд 17Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Функции финансового менеджмента как специальной области управления компанией
6. Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства
диагностика угрозы банкротства;
использование внутренних механизмов финансовой стабилизации;
разработка направлений и форм финансового оздоровления или реорганизации.


Слайд 18Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Элементы финансового механизма:
Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности компании.
Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности компании.
Внутренний механизм регулирования финансовой деятельности компании (устав, финансовая стратегия, внутренние нормативы и требования).
Система конкретных приемов и методов, используемых в компании в процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности.


Слайд 19Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Система информационного обеспечения финансового менеджмента

Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности);
Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений и т.п.);
Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений);
Нормативно - регулирующие показатели;
Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности компании (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках)
Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием компании.


Слайд 20Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Базовые концепции финансового менеджмента
Концепция денежного потока;
Концепция временной стоимости денег;
Концепция риск-доходность;
Концепция альтернативного дохода;
Концепция стоимости капитала;
Концепция эффективности рынка;
Концепция агентских отношений;
Концепция асимметричной информации.


Слайд 21Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели ликвидности и платежеспособности
Коэффициент абсолютной ликвидности
КАЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства
Рекомендуемые значения: 0.2 - 0.5
  Коэффициент текущей ликвидности
КТЛ = Оборотные активы / Текущие обязательства
Рекомендуемые значения: 2 - 3
  Собственные оборотные средства (СОС)
СОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы
  Чистый оборотный капитал (ЧОК)
ЧОК = Оборотные активы - Текущие обязательства = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы – Внеоборотные активы
Рекомендуемое значение: не менее половины об общей суммы оборотных активов.



Слайд 22Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели ликвидности и платежеспособности

Как изменится величина чистого оборотного капитала компании (ЧОК), если ее клиенты полностью или частично погасят свою дебиторскую задолженность?
а) увеличится;
б) уменьшится;
в) не изменится;
г) может и увеличится, и уменьшится.


?


Слайд 23Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели структуры капитала
Коэффициент автономии (финансовой независимости,)
КА = Собственный капитал / Валюта баланса
Минимальное рекомендуемое значение 0,5 – 0,6
 
Коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств)
КФ = Заемный капитал / Собственный капитал
Максимальное рекомендуемое значение 1



Слайд 24Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели оборачиваемости
Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации, ATR)
КОА = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов
 
  Коэффициент оборачиваемости запасов
КОЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов
 
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
КОДЗ = Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженность
 
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
КОКЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина кредиторской задолженности



Слайд 25Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели рентабельности
Показатель рентабельности продаж, %
ROS = Чистая прибыль (прибыль) от реализации * 100%/ Выручка от реализации
 
Показатель рентабельности активов, % (экономической рентабельности)
ROA = Прибыль (чистая прибыль)* 100% / Средняя стоимость активов
 
Показатель рентабельности собственного капитала, %
ROE = Чистая прибыль* 100 % / Собственный капитал



Слайд 26Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Показатели рыночной активности
Прибыль на акцию
EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегир-м акциям) / Число обыкновенных акций
 
Соотношение цены акции и прибыли
P / E = Рыночная цена акции / EPS
 
Коэффициент устойчивости экономического роста
sgr = (Чистая прибыль – Общая сумма выплачиваемых дивидендов) / Собственный капитал
 


Слайд 27Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Основные финансовые показатели деятельности компании
Формула Дюпона (формула факторного анализа рентабельности)

ROE = ROS * ATR * (Aср / Eср)

 ROA = ROS * ATR


Слайд 28Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Возможные финансовые причины неблагоприятного состояния компании :
неспособность компании генерировать прибыль;
нерациональное использование полученной прибыли;
нерациональная структура капитала компании;
несбалансированные денежные потоки;
нерациональная структура оборотных активов.



Слайд 29Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Финансовпя математика – инструмент реализации концепции временной стоимости денег

PV – настоящая денежная сумма;
FV – будущая денежная сумма;
n – длительность финансовой операции;
I – сумма начисленных процентов;
i – декурсивная процентная ставка;
d – антисипативная процентная ставка.



Слайд 30Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Слайд 31Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

Для краткосрочных операций используются
простые проценты:
Формула наращения FV = PV∙ (1+ n i)
Формула дисконтирования PV = FV / (1+ n i)

Для долгосрочных операций используются
сложные проценты:
Формула наращения FV = PV∙ (1+ i)ⁿ
Формула дисконтирования PV = FV / (1+ i)ⁿ


Слайд 32Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании


Приведенная стоимость денежного потока – сумма дисконтированных элементов денежного потока:
PV = CF1/ (1+i) + CF2/ (1+i)2 + ….. + CFn/ (1+i)n

Закон приведенной стоимости:
Текущая рыночная цена любого финансового инструмента должна быть равна приведенной стоимости потока доходов, генерируемых данным инструментом – фундаментальная стоимость, справедливая стоимость.


Слайд 33Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании


Доходность финансовой операции – годовая декурсивная процентная ставка i, при использовании которой в качестве ставки дисконтирования приведенная стоимость потока доходов совпадает с величиной вложенного капитала:
IC = CF1/ (1+i) + CF2/ (1+i)2 + ….. + CFn/ (1+i)n

Стоимость финансовой операции – годовая декурсивная процентная ставка c, при использовании которой в качестве ставки дисконтирования приведенная стоимость потока расходов совпадает с величиной привлеченного капитала:
D = CF1/ (1+с) + CF2/ (1+с)2 + ….. + CFn/ (1+с)n


Слайд 34Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

В основе финансового менеджмента лежит управление денежными потоками.

Для эффективного управления денежными потоками необходимо знать:
их величину за определенное время;
основные элементы денежного потока;
виды деятельности, генерирующие потоки денежных средств.

В соответствии с международными стандартами выделяют три основные группы денежных потоков: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.


Слайд 35Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

К финансовой деятельности относятся операции по формированию капитала предприятия, отражающиеся в пассиве баланса.

Финансовые притоки это суммы, вырученные от размещения новых акций или облигаций, краткосрочные и долгосрочные займы, полученные в банках или у других предприятий, целевое финансирование из различных источников.
Финансовые оттоки включают в себя возврат займов и кредитов, погашение облигаций, выкуп собственных акций, выплату дивидендов. К финансовой деятельности относятся и операции с краткосрочными рыночными инструментами (краткосрочные финансовые вложения).


Слайд 36Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании

К инвестиционной деятельности относится деятельность компании, отражающаяся в первом разделе актива баланса.
Денежные оттоки от инвестиционной деятельности включают в себя оплату приобретаемых основных средств, капитальные вложения в строительство новых объектов, приобретение компаний или пакетов их акций, предоставление займов и кредитов другим компаниям.
Соответственно, инвестиционные притоки формируются за счет выручки от реализации основных фондов или незавершенного строительства, стоимости проданных пакетов акций других компаний, сумм погашенных долгосрочных займов, сумм дивидендов, полученных компанией за время владения ею пакетами акций или процентов, уплаченных должниками за время пользования долгосрочными займами и кредитами.


Слайд 37Тема 1. Теоретические основы и базовые понятия финансового менеджмента. Роль финансового

менеджера в компании


Притоки от операционной деятельности компании формируются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), погашения дебиторской задолженности, получаемых от покупателей авансов.

Операционные оттоки состоят из оплаченных счетов поставщиков и подрядчиков, выплаченной заработной платы, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, уплаченных текущих процентов за кредит (в части, включаемой во внереализационные расходы) и т.п.


Слайд 38Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования


Слайд 39Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Преимущества долевого

финансирования:

повышение капитализации компании;

повышение финансовой устойчивости компании;

отсутствие угрозы банкротства в случае невыплаты дивидендов.

Слайд 40Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Недостатки долевого

финансирования:

угроза потери контроля над деятельностью компании;

наиболее дорогой источник средств для компании;

снижение некоторых рыночных показателей деятельности компании в краткосрочном периоде.



Слайд 41Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Преимущества долгового

финансирования:

невмешательство кредиторов в управление компанией, отсутствие угрозы потери контроля;
более дешевый источник средств, по сравнению с собственным капиталом;
возможность повышения рентабельности собственного капитала (эффект финансового рычага)


Слайд 42Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Недостатки долгового

финансирования:

невыполнение долговых обязательств ставит компанию перед угрозой банкротства;
снижается финансовая устойчивость, повышается финансовый риск компании;
возможность только при благоприятном финансовом состоянии.


Слайд 43Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Структура капитала

– соотношение удельных весов отдельных источников в общем объеме используемого капитала
влияет на:
финансовую устойчивость компании;
стоимость капитала компании;
эффективность финансово-хозяйственной деятельности компании.

Слайд 44Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования

Стоимость капитала

представляет собой цену, которую предприятие платит за его использование, т.е. годовые расходы по обслуживанию задолженности перед инвесторами и кредиторами.

Стоимость привлекаемого капитала характеризует минимально допустимый уровень доходности инвестированного капитала, который должна обеспечить компания, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Слайд 45Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Стоимость капитала

количественно измеряется в виде процентной ставки.
Рассчитывается по формуле средневзвешенной:
WACC (Weighted Average Cost of Capital)
WACC = Σ ck wk,
 ck - стоимость отдельного источника средств,
wk - доля данного источника в общей сумме инвестируемого капитала.

 или
WACC = cE ∗ E/C + cD ∗ D/C,
где С – общий объем оцениваемого капитала;
D –заемный капитал;
E – собственный капитал.
 


Слайд 46Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Направления использования

WACC:

Вместе со ставкой, характеризующей доходность инвестиций, WACC является инструментом принятия финансово-инвестиционных решений.
WACC используется в качестве ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов и при оценке стоимости бизнеса доходным методом.
WACC является критерием принятия управленческих решений относительно использования лизинга или банковского кредита для приобретения основных производственных средств.
В разрезе отдельных его элементов (стоимости заемных средств) WACC используется в процессе управления структурой капитала на основе механизма финансового рычага.


Слайд 47Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

заемного капитала cD
 Особенность оценки – наличие конкретного денежного потока

Стоимость заемного капитала – годовая декурсивная процентная ставка c, при использовании которой в качестве ставки дисконтирования приведенная стоимость потока расходов заемщика совпадает с величиной привлеченного капитала:
D = CF1/ (1+с) + CF2/ (1+с)2 + ….. + CFn/ (1+с)n


Слайд 48Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

заемного капитала cD

 На стоимость заемного капитала для предприятия влияют:
базовая процентная ставка i;
дополнительные расходы заемщика (эмитента);
эффект налогового щита.

Слайд 49Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

заемного капитала cD
Эффект налогового щита:
В соответствии со статьями 265, 269 НК РФ в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, включаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа. Расходом признаются начисленные проценты при условии, что их размер не отклоняется более, чем на 20 % от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.
При отсутствии сопоставимых долговых обязательств, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ r, увеличенной в 1,1 раза для долгового обязательства, оформленного в рублях, и равной 15 % по долговым обязательствам в иностранной валюте.


Слайд 50Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

заемного капитала cD
Если дополнительные расходы заемщика пренебрежимо малы, то стоимость заемного капитала не зависит от способа его погашения и может быть рассчитана по следующим формулам:

cD = i ∙ (1 – t)
если ставка по кредиту или займу не превышает указанных в НК пределов k ∙ r ,
t – ставка налога на прибыль;
r – ставка рефинансирования.
cD = i - k ∙ r ∙ t
если ставка по кредиту или займу превышает указанные пределы



Слайд 51Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

заемного капитала cD
Если дополнительные расходы присутствуют, то стоимость заемного капитала будет различной при использовании различных способов погашения долга.

Для ее оценки требуется:
1. на основании плана погашения долга, составить будущий поток расходов заемщика;
2. рассчитать стоимость заемного капитала на основании базовой формулы:
D = CF1/ (1+с) + CF2/ (1+с)2 + ….. + CFn/ (1+с)n




Слайд 52Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

собственного капитала cE

Стоимость собственного капитала характеризуется ожидаемой нормой доходности для акционеров.

В отличие от заемного капитала ее расчет не однозначен.



Слайд 53Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 54Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 55Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 56Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 57Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 58Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
 


Слайд 59Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Оценка стоимости

собственного капитала cE


Для предприятия, не являющегося акционерным обществом, стоимость собственного капитала может оцениваться по ставке альтернативного дохода.

Слайд 60Тема 2. Формирование капитала компании и оптимизация структуры источников финансирования
Как правило,

стоимость капитала WACC возрастает по мере роста потребности в нем

у.е.

%

WACC3



WACC2

WACC1


C1 C2 C3

График финансовых возможностей компании


Слайд 61Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственному капиталу.

Финансовый рычаг характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. В то же время заемный капитал позволяет получить дополнительную прибыль на собственный капитал, т.е. повысить показатели эффективности деятельности компании.


Слайд 62Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага


Формула Дюпона:
ROE = ROS * ATR * (Aср / Eср)

Влияние структуры капитала на рентабельность собственного капитала характеризуется уровнем финансового рычага, действие которого проявляется в двух аспектах.


Слайд 63Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

1-я концепция финансового рычага (европейская модель)
Эффект финансового рычага – это возможное увеличение чистой рентабельности собственного капитала за счет использования компанией заемных средств, несмотря на платность последних.

DFL1 (degree of financial leverage) показывает на сколько процентных пунктов увеличивается показатель ROE благодаря использованию заемного капитала.


Слайд 64Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Слайд 65Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Слайд 66Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

 


Слайд 67Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

 


Слайд 68Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

2-я концепция финансового рычага (американская модель)
У компании использующей заемный капитал для финансирования своей деятельности показатели прибыли EBIT и чистой рентабельности собственного капитала ROE (чистой прибыли на акцию, EPS) изменяются непропорционально.

DFL2 показывает на сколько процентов изменится величина ROE (EPS) при изменении EBIT на 1 %.


Слайд 69Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

 


Слайд 70Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Анализ целесообразности привлечения заемного капитала
EBIT1 EBIT2 у.е.

EBIT1 - финансовая критическая точка
EBIT2 - точка безразличия

EBIT < EBIT1 - заемное финансирование приведет к убыткам;
EBIT1 ≤ EBIT < EBIT2 - заемное финансирование приведет к снижению ROE;
EBIT = EBIT2 - заемное финансирование не повлияет на ROE;
EBIT2 < EBIT - заемное финансирование приведет к росту ROE;

х

х


Слайд 71Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Анализ целесообразности привлечения заемного капитала
EBIT1 EBIT2 у.е.

EBIT1 - финансовая критическая точка
EBIT2 - точка безразличия

EBIT < EBIT1 - заемное финансирование приведет к убыткам;
EBIT1 ≤ EBIT < EBIT2 - заемное финансирование приведет к снижению ROE;
EBIT = EBIT2 - заемное финансирование не повлияет на ROE;
EBIT2 < EBIT - заемное финансирование приведет к росту ROE;

х

х


Слайд 72Тема 3. Влияние структуры капитала компании на результативность ее деятельности. Эффект

финансового рычага

Показатели DFL1 и DFL2 характеризуют уровень финансового риска, связанного с данной компанией:

возрастает риск неплатежеспособности компании с точки зрения кредитора;
возрастает риск снижения величины дивидендов и курса акций для акционеров компании.

Использование заемного капитала позволяет повысит эффективность деятельности компании, но одновременно увеличивает общий уровень риска.


Слайд 73Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага


Операционный анализ (CVP - анализ, Cost – Volume – Profit) – анализ безубыточности и влияния структуры затрат на динамику прибыли.

FC - постоянные затраты (условно-постоянные) –затраты, которые не зависят от объемов производства в определенных пределах (релевантном диапазоне) – аренда помещений, оплата управленческого аппарата и т.п.

VC - переменные затраты изменяются пропорционально изменению объемов производства - сырье и материалы, з/плата производственных рабочих и.т.п.


Слайд 74Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 75Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 76Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 77Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 78Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 79Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 80Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага




IEBIT = DОLp ∙ IP ∙ (1+ IV ) +
+ DОLv ∙ IV +
+ (DОLv - DОLp ) ∙ IVC ∙ (1+ IV ) +
+ (1 - DОLv ) ∙ IFC


Индекс прибыли, IEBIT
Индекс цены, IP
Индекс объема реализации, IV
Индекс постоянных затрат, IFC
Индекс переменных затрат, IVC

Индексы показывают на сколько процентов изменяется конкретная величина


Слайд 81Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага

 


Слайд 82Тема 4. Влияние структуры затрат компании на результативность ее деятельности. Эффект

операционного рычага


Варианты тактики управления финансовым и операционным рычагами, позволяющей снизить совокупный риск, связанный с деятельностью компании.

1. Высокий уровень финансового рычага DFL2 и низкий уровень операционного рычага DOLV .

2. Низкий уровень финансового рычага и высокий уровень операционного рычага.

3. Умеренные показатели финансового и операционного рычагов.


Слайд 83Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
Внеоборотные активы:
практически не

подвержены влиянию инфляции;
способны генерировать стабильную прибыль, обеспечивая выпуск различных видов продукции в соответствии с конъюнктурой товарного рынка;
имеют резервы расширения объема операционной деятельности в период увеличения спроса;
подвержены моральному износу и старению;
тяжело поддаются оперативному управлению, в связи с чем временные спады спроса приводят к снижению уровня их полезного использования.
низколиквидны в подавляющей части.


Слайд 84Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
Оборотные активы:
имеют высокую

степень структурной трансформации;
легко поддаются изменениям в процессе диверсификации операционной деятельности;
обладают в целом достаточной ликвидностью;
в значительной части подвержены инфляционным процессам;
временно свободные оборотные активы практически не генерируют прибыль, вызывая при этом дополнительные затраты на их хранение;
подвержены риску потерь в связи с недобросовестностью партнеров по хозяйственным операциям и собственного персонала.


Слайд 85Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности

Внеоборотные активы обеспечивают

компании необходимый уровень рентабельности, но одновременно генерируют определенный уровень риска.

Оборотные активы обеспечивают текущую производственную деятельность и необходимый уровень ликвидности и платежеспособности, но в ущерб рентабельности.

Проблема:
ЛИКВИДНОСТЬ или РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ?

Слайд 86Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности

Управление внеоборотными активами

– управление денежными потоками, генерируемыми инвестиционной деятельностью.

Основная задача:
Выбор объектов инвестирования (инвестиционных проектов) – соответствующих разработанной финансовой стратегии компании, удовлетворяющих принятым количественным и качественным критериям.

Слайд 87Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
Основные этапы оценки

эффективности инвестиций:

Оценка финансовых возможностей компании
Прогнозирование будущего денежного потока, генерируемого инвестиционной деятельностью
Выбор ставки дисконтирования
Оценка внутренней нормы доходности инвестиций IRR
Оценка и анализ основных показателей эффективности, выбор критерия принятия решения
Оценка и управление риском, связанным с инвестиционной деятельностью


Слайд 88Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
1. Оценка финансовых

возможностей компании

выбор источников финансирования;
оценка стоимости каждого источника финансирования;
оптимизация соотношения заемного и собственного капитала;
расчет средневзвешенной стоимости капитала WACC;
оценка зависимости между стоимостью капитала и потребностью в капитале.

Слайд 89Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование будущего

денежного потока, генерируемого инвестиционной деятельностью

INV CF1 CF2 …….. CFn



определение горизонта планирования n:
- срок погашения долга, если большая часть инвестируемого капитала – заемный;
- предполагаемый срок жизни производимого продукта или услуги;
- реальный для возможности прогноза срок (макс. 8-10 лет)











Слайд 90Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование будущего

денежного потока, генерируемого инвестиционной деятельностью

INV CF1 CF2 …….. CFn


расчет требуемой величины инвестиций INV:

- непосредственные затраты, необходимые для запуска инвестиционного проекта;
- альтернативные издержки. Стоимость, используемых ресурсов, которые уже имеются у компании и могли бы приносить прибыль (альтернативный доход), если бы не были заняты для реализации проекта.










Слайд 91Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
2. Прогнозирование будущего

денежного потока, генерируемого инвестиционной деятельностью

INV CF1 CF2 …….. CFn



прогнозирование будущего потока доходов:

величины CF на каждом этапе представляют собой денежные средства, доступные к распределению между инвесторами и кредиторами инвестиционного проекта.









Слайд 92Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
3. Выбор ставки

дисконтирования i
Ставка дисконтирования характеризует минимально приемлемую доходность инвестиций для компании


;
i = (1 + i0) ∙ (1 + α) ∙ (1 + R) - 1;
i = средняя доходность по аналогичным реализованным проектам;
i = ставка альтернативного дохода.


i = WACC


Слайд 93Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
4. Оценка внутренней

нормы доходности инвестиций IRR

Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта – годовая декурсивная процентная ставка IRR, при использовании которой в качестве ставки дисконтирования приведенная стоимость будущего денежного потока совпадает с величиной инвестируемого капитала:

INV = CF1/ (1+ IRR) + CF2/ (1+ IRR)2 + ….. + CFn/ (1+ IRR)n

IRR ≥ WACC при выполнении данного условия капитал собственников увеличивается.

Слайд 94Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
4. Оценка внутренней

нормы доходности инвестиций IRR
Вместе со ставкой дисконтирования (величиной стоимости капитала) IRR является инструментом принятия финансово-инвестиционных решений.
IRR ≥ i - условие целесообразности данной инвестиционной деятельности.
IRR характеризует верхнюю границу стоимости финансовых ресурсов. Чем больше значение IRR, тем шире финансовые возможности компании.
i (WACC) характеризует нижнюю границу доходности инвестиций. Чем ниже значение WACC, тем шире инвестиционные возможности компании.


Слайд 95Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
4. Оценка внутренней

нормы доходности инвестиций IRR

Расчет показателя IRR подразумевает обязательное реинвестирование всех доходов, получаемых от данной инвестиционной деятельности под ставку, равную IRR, на срок до окончания данного проекта.

INV = CF1/ (1+ IRR) + CF2/ (1+ IRR)2 + ….. + CFn/ (1+ IRR)n

INV ∙ (1+ IRR)n = CF1 ∙ (1+ IRR)n-1 + CF2 ∙ (1+ IRR)n-2 + ….. + CFn




Слайд 96Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
4. Оценка внутренней

нормы доходности инвестиций IRR

Особенности показателя IRR:
- сложность вычисления;
- возможное противоречие с показателем чистого приведенного дохода NPV при сравнении нескольких проектов – некорректное применение в качестве инструмента сравнения;
- неприменимость для оценки нестандартных денежных потоков (у которых отрицательные элементы – оттоки денежных средств – могут встречаться после положительных элементов – притоков денежных средств).





Слайд 97Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
5. Оценка и

анализ основных показателей эффективности, выбор критерия принятия решения
PP, Payback Period - срок окупаемости инвестиций.
Критерий целесообразности инвестирования: PP < n
Простой (бездисконтный) метод окупаемости инвестиций:
Преимущества:
простота расчетов;
быстрая оценка ликвидности и рискованности проекта.
Недостатки:
не учитывается временная стоимость денег;
игнорируется возможность реинвестирования денежных средств;
не рассматриваются денежные средства, получаемые по истечении срока окупаемости

Слайд 98Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
5. Оценка и

анализ основных показателей эффективности, выбор критерия принятия решения
PP, Payback Period - срок окупаемости инвестиций.

Дисконтный метод окупаемости инвестиций:
Преимущества:
простота расчетов;
учитывается возможность реинвестирования денежных средств;
быстрая оценка ликвидности и рискованности проекта.
Недостатки:
не рассматриваются денежные средства, получаемые по истечении срока окупаемости.

Слайд 99Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
 


Слайд 100Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
 


Слайд 101Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
5. Оценка и

анализ основных показателей эффективности, выбор критерия принятия решения
Важно помнить!
При сравнении двух и более инвестиционных проектов различные показатели эффективности, выбранные в качестве критерия принятия решения, могут давать противоречивые результаты.
Показатель IRR используется не для сравнения проектов, а для оценки возможности получения дохода каждого из них.
У проекта с большим показателем доходности IRR может быть меньше показатель дохода NPV.
Чем больше разница между IRR и ставкой дисконтирования, тем больше гарантия получения положительного чистого дохода NPV.

Слайд 102Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
6. Оценка и

управление риском, связанным с инвестиционной деятельностью
Фактор риска – прогнозируемый денежный поток

Способы управления:
метод сценариев;
метод построения дерева вероятностей;
метод оценки чувствительности итоговых показателей к изменению ключевых факторов, влияющих на денежный поток.


Слайд 103Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
6. Оценка и

управление риском, связанным с инвестиционной деятельностью
Фактор риска – ставка дисконтирования

Способы управления:

анализ чувствительности итоговых показателей к изменению ставки дисконтирования;
анализ соотношения между величинами WACC и IRR.


Слайд 104Тема 5. Управление внеоборотными активами, оценка эффективности инвестиционной деятельности
Качественные критерии целесообразности

инвестирования:
Соответствие проекта общей инвестиционной стратегии компании, ее долгосрочным и текущим планам;
Перспективность проекта в сравнении с последствиями отказа от реализации альтернативных проектов;
Соответствие проекта принятым нормативно-плановым показателям в отношении финансовой устойчивости, уровня риска, экономического роста и т.д.;
Обеспечение необходимой диверсификации финансово-хозяйственной деятельности компании;
Соответствие требований реализации проекта имеющимся производственным и кадровым ресурсам;
Социальные последствия реализации проекта, возможное влияние на репутацию, имидж компании;
Соответствие рассматриваемого проекта экологическим стандартам и требованиям. 

Слайд 105Тема 6. Управление оборотными активами

Управление оборотными активами – управление денежными потоками,

генерируемыми операционной деятельностью.

Основная задача:
обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции, а также необходимого уровня ликвидности и платежеспособности при минимизации текущих затрат, связанных с обслуживанием запасов.

Слайд 106Тема 6. Управление оборотными активами
Политика управления оборотными активами компании предусматривает:
формирование оптимальной

структуры оборотного капитала;
формирование отдельных видов оборотных активов в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности компании;
формирование источников финансирования отдельных видов оборотных активов;
обеспечение достаточной ликвидности и оборачиваемости оборотных активов;
повышение эффективности использования и рентабельности оборотных средств.

Слайд 107Тема 6. Управление оборотными активами
Оборотный капитал подразделяется на постоянную и переменную

части:

Постоянный оборотный капитал представляет собой необходимый минимум текущих активов для осуществления хозяйственной деятельности компании в нормальных условиях, его величина практически не изменяется в течение производственного цикла.

Переменный оборотный капитал отражает дополнительные потребности компании в текущих активах (страховые запасы, увеличение производства в связи с повышением спроса в отдельные периоды).


Слайд 108Тема 6. Управление оборотными активами
С делением оборотного капитала на постоянную и

переменную части связан выбор модели финансирования оборотных активов.

Идеальная модель – текущие активы по величине совпадают с текущими обязательствами (NWC = 0).
Данная модель идеальна с точки зрения соответствия принципу финансирования долгосрочных целей за счет долгосрочных источников средств, текущей деятельности – за счет краткосрочных источников, однако она не реальна с практической точки зрения, поскольку не дает запаса финансовой устойчивости и ликвидности.
Максимальная рентабельность – максимальный риск

Слайд 109Тема 6. Управление оборотными активами
С делением оборотного капитала на постоянную и

переменную части связан выбор модели финансирования оборотных активов.

Агрессивная модель – долгосрочные устойчивые пассивы являются источником финансирования внеоборотных активов и постоянной части оборотных активов (NWC равен постоянному оборотному капиталу).
Переменная часть оборотного капитала должна при этом покрываться кредиторской задолженностью и, в случае ее недостаточности, краткосрочными заемными средствами.
Высокая рентабельность – высокий риск

Слайд 110Тема 6. Управление оборотными активами
С делением оборотного капитала на постоянную и

переменную части связан выбор модели финансирования оборотных активов.

Компромиссная модель – долгосрочные устойчивые пассивы являются источником финансирования внеоборотных активов, постоянной части текущих пассивов и около половины переменной части.
Модель устанавливает равновесие между приемлемым уровнем ликвидности и рентабельности. Рекомендуется большинству компаний.
Средняя рентабельность – средний риск

Слайд 111Тема 6. Управление оборотными активами
С делением оборотного капитала на постоянную и

переменную части связан выбор модели финансирования оборотных активов.
Консервативная модель – долгосрочные устойчивые пассивы являются источником финансирования как внеоборотных, так и оборотных активов.
Модель предполагает отсутствие кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств. Все потребности компании полностью покрываются долгосрочными источниками. В этом случае риск потери ликвидности отсутствует полностью, тем не менее с позиции рентабельности данная модель не оптимальна и означает сокращение инвестиционных возможностей компании.
Минимальная рентабельность – минимальный риск

Слайд 112Тема 6. Управление оборотными активами
Управление оборотными активами связано с конкретными особенностями

формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.
 





Денежные средства

Запасы сырья, материалов,
полуфабрикатов

Запасы готовой продукции

Дебиторская задолженность


Слайд 113Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
Управление запасами – важная часть общей

политики управления оборотными активами, основная задача которой –оптимизация их общего размера и структуры при минимизации затрат на приобретение и хранение, а также обеспечение эффективного контроля за их движением.

На объем запасов влияют:
условия приобретения запасов (объемы партий поставки, частота заказа, возможные скидки и льготы);
условия реализации готовой продукции (объемы продаж, скидки, состояние спроса, развитость и надежность дилерской сети);
условия производственного процесса (длительность операционного цикла, особенности технологии производства);
издержки по хранению запасов (складские расходы, возможная порча, замораживание средств).


Слайд 114Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
Разработка политики управления запасами предусматривает ряд

последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:

анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде;
определение целей формирования запасов;
оптимизация размера основных групп текущих запасов;
построение эффективных систем контроля за движением запасов;
реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов в условиях инфляции.


Слайд 115Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
Для оптимизации размера текущих запасов используется

“Модель экономически обоснованного размера заказа” Уилсона (EOQ, Economic Ordering Quantity model).
Основные предположения модели:
модель применяется для одного конкретного вида запаса;
уровень спроса на данный вид запаса известен и постоянен в течение времени;
данный вид запаса производится или закупается отдельными равными партиями;
расход запасов непрерывен и равномерен в течение года;
не рассматривается случай дополнительной поставки запаса;
не рассматриваются возможные скидки за большие объемы поставки.


Слайд 116Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
 


Слайд 117Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
Точкой возобновления заказа RP (Reorder Point)

называется такое количество запаса на складе, при котором необходимо делать очередной заказ.
Величина RP зависит от интенсивности расходования данного вида запаса, времени, требуемого для изготовления и доставки партии заказа и величине страхового резерва RQ, определенного на предприятии для данного вида продукции:

RP = RQ + DQ х T
DQ – ежедневный расход запасов,
Т – время изготовления и доставки партии заказа (в днях).


Слайд 118Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
Система ABC контроля над запасами –

система объемно-стоимостного анализа, позволяющая разделить все виды запасов на группы в соответствии с объемами реализации и величиной получаемой прибыли. Используется для оптимизации процесса управления запасами.

В основе лежит «принцип Парето» - большая часть объема реализации (70-80 %) обеспечивается за счет незначительной части номенклатурных позиций всей производимой продукции (10-20 %).

Слайд 119Тема 6. Управление оборотными активами Управление запасами
В категорию “А” (10-20 %) включают

наиболее дорогостоящие виды запасов с длительным циклом исполнения заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. Частота завоза и объем партии заказа определяется на основе модели EOQ, осуществляется еженедельный контроль.
В категорию “В” включают запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании финансового результата. Контроль осуществляется один раз в месяц.
В категорию “С” (10-20 %) включают товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Модель EOQ не применяется, контроль осуществляется раз в квартал.
 


Слайд 120Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность - права (требования),

принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
 


Слайд 121Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Основные этапы управления дебиторской задолженностью:
анализ

состояния дебиторской задолженности компании за предшествующие периоды;
разработка (или корректировка) кредитной политики компании на будущий период с учетом специфики текущего финансово – экономического положения;
оценка и классификация потенциальных покупателей в зависимости от объема закупок, кредитной истории и предполагаемых условий оплаты;
разработка эффективной системы контроля расчетов с дебиторами, и оценки реального состояния дебиторской задолженности;
обеспечение использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
 


Слайд 122Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Кредитная политика компании – это

набор правил, которые определяют условия предоставления кредита клиентам. Данные правила должны позволять решить три основные вопроса:
Кому можно предоставить кредит? С помощью стандартов кредитоспособности компания обозначает условия, при выполнении которых клиенты могут получить кредит.
Каковы условия предоставления кредита? Определяются возможные сроки, а также скидки за немедленную оплату.
Каковы должны быть действия по отношению к клиентам, не выполняющим условия кредита?


Слайд 123Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Две формы реализации продукции в

кредит:

Товарный (коммерческий) кредит – представляет собой форму оптовой реализации продукции на условиях отсрочки платежа. Обычный срок кредита - от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит – форма розничной реализации товара покупателям с отсрочкой (или рассрочкой) платежа. Предоставляется на срок от нескольких месяцев до двух лет.


Слайд 124Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Критерии оценки потенциальных клиентов
По коммерческому

кредиту:
объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
репутация покупателя на рынке;
результативность хозяйственной деятельности покупателя;
конъюнктура товарного рынка;
объем и состав чистых активов, которые могут являться обеспечением кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.


Слайд 125Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Критерии оценки потенциальных клиентов
По потребительскому

кредиту:
дееспособность покупателя;
уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
- состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке;
наличие гарантий третьих лиц.


Слайд 126Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Формы рефинансирования дебиторской задолженности
Факторинг -

разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с финансированием оборотного капитала клиента под уступку денежного требования.
Факторинговая компания или банк обычно предоставляет поставщику от 50 до 90 % суммы дебиторской задолженности сразу после отгрузки товара. Это финансирование возмещается банку за счет последующих поступлений средств от покупателей. Оставшаяся часть дебиторской задолженности, за вычетом комиссий, выплачивается поставщику банком сразу после того, как покупатель произвел оплату.

Слайд 127Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Формы рефинансирования дебиторской задолженности
Учет векселей,

выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от номинала векселя, срока, оставшегося до его погашения и величины, применяемой банком учетной ставки.
PV = N∙ (1- n ∙ d)
PV- сумма, получаемая от банка;
N – номинал векселя;
n - срок до погашения;
d – учетная ставка банка.

Слайд 128Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Формы рефинансирования дебиторской задолженности

Форфейтинг соединяет

в себе элементы факторинга и учета векселей и используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок, позволяя экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей.

Слайд 129Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Создание резерва по сомнительным долгам

В

соответствии со статьей 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.


Слайд 130Тема 6. Управление оборотными активами Управление дебиторской задолженностью
Сумма резерва по сомнительным долгам,

которая включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, определяется по результатам проведенной на последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
а) по сомнительной задолженности сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва;
б) по сомнительной задолженности сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно – в сумму резерва включается 50 % от суммы выявленной задолженности;
в) по сомнительной задолженности сроком возникновения свыше 90 дней – полная сумма дебиторской задолженности.
Сумма создаваемого резерва не может превышать 10 % от выручки отчетного периода.


Слайд 131Тема 6. Управление оборотными активами Управление денежными средствами
Классификация денежных средств по направлениям

использования:

1. Трансакционные денежные остатки. Денежные средства, требуемые для оплаты приобретаемых товаров и услуг, т.е. для ведения текущей деятельности компании.
2. Страховые резервы денежных средств. Дополнительные средства, которые компании имеют на случай непредвиденно возникающей потребности в деньгах, поскольку срочная продажа ликвидных активов в этом случае может стоить компании дополнительных расходов.
3. Спекулятивные остатки. Это средства, остающиеся на счетах компании, когда ожидается падение цен на краткосрочные финансовые вложения и менеджеры считают лучшим вариантом не получить доход, чем получить убыток.


Слайд 132Тема 6. Управление оборотными активами Управление денежными средствами
На потребность компании в наличных

денежных средствах влияют следующие факторы:
Внешние:
конъюнктура товарного рынка;
конъюнктура финансового рынка;
система налогообложения компании;

Внутренние:
стадия жизненного цикла компании;
кредитная политика компании (система расчетов с поставщиками и клиентами);
политика компании в области заработной платы;
условия производства и реализации продукции;
амортизационная политика компании;
инвестиционная политика компании.


Слайд 133Тема 6. Управление оборотными активами Управление денежными средствами
 


Слайд 134Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Финансовое планирование – часть общей

системы управления финансами, позволяющая обеспечить компанию необходимыми ресурсами, определить наиболее эффективные способы достижения поставленных целей, выявить существующие резервы и возможности повышения финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, в ходе которого принимаются целевые установки количественного и качественного характера, относящихся к финансовой деятельности предприятия и определяются пути наиболее эффективного их достижения.


Слайд 135Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Основные этапы процесса финансового планирования:
анализ

финансового положения компании;
составление прогнозных смет и бюджетов;
определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;
прогнозирование структуры источников финансирования;
разработка действенной системы контроля и управления;
разработка процедуры корректировки составленных планов.


Слайд 136Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Стратегические планы - планы

генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления, определяют объем и структуру финансовых ресурсов компании.
В рамках стратегического планирования выделяются четыре обязательные типа целей:
Рыночные (объем планируемого рыночного сегмента, приоритеты производственно-коммерческой деятельности;
Производственные (структура и технологии производства);
Финансово – экономические (основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты избранной стратегии);
Социальные (удовлетворение определенных социальных потребностей общества)


Слайд 137Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Текущие планы разрабатываются на

основе стратегических путем их детализации. В рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей компании (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).


Слайд 138Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Комплексный характер планирования в компании


Слайд 139Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Бюджет (смета расходов и доходов)

является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей.
Генеральный бюджет (общий бюджет) предприятия это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.


Слайд 140Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный)

– система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции компании. Основные составляющие операционного бюджета:
Бюджет продаж. Является отправной точкой всего процесса бюджетирования.
Бюджет прямых затрат сырья и материалов. Строится на основе бюджета производства с учетом нормативных затрат сырья и материалов и прогнозируемых цен. Данные представляются в стоимостном и в натуральном выражении.
Бюджет прямых затрат труда. Строится на основе бюджета производства.
Бюджет производственных накладных расходов. Рассчитывается по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия и т.п.)
Бюджет запасов сырья и готовой продукции. Строится с учетом целевых остатков в натуральном и стоимостном выражении.
Бюджет управленческих и коммерческих расходов.
Бюджет себестоимости реализованной продукции.


Слайд 141Тема 7. Основы финансового планирования и прогнозирования
Финансовый бюджет – это план,

в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Основные составляющие финансового бюджета:
Инвестиционный бюджет. На основе разработанных инвестиционных критериев определяется какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить.
Бюджет денежных средств. Отражает план поступлений и расходования денежных средств. При этом принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время совершения хозяйственных операций.
Бюджетный бухгалтерский баланс. Завершающий этап в процессе подготовки общего бюджета. Бюджетный баланс характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных хозяйственных и финансовых операциях.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика