Слайд 1СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Лекция 1
Статистика в системах менеджмента качества (СМК).
Общие сведения
Слайд 2СМК - это система,
созданная на предприятии (в организации) для
постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей.
СМК - это сложная система, характеризуемая:
- своим назначением,
- структурой,
- составом элементов системы,
- связями между элементами системы.
Слайд 3Прикладная статистика —
— наука о методах обработки статистических данных.
Методы прикладной статистики активно применяются в:
- технических исследованиях,
- экономике,
- менеджменте,
- социологии,
- медицине,
- геологии,
- истории и т. д.
Слайд 4Статистика (функция выборки)
У этого термина существуют разные значения, см.
Статистика (значения).
Статистика:
- (в узком смысле) это измеримая числовая функция от выборки, не зависящая от неизвестных параметров распределения;
- (в широком смысле) термин с «расширениями» (например, математическая…);
- …
Слайд 5Назначение СМК
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг
предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков).
Главная задача СМК - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствующей продукции или услуг (брака - плохому качеству продукции/услуг).
Слайд 6Причиной брака
всегда являются неправильные действия.
Чтобы избежать брака,
необходимо:
- формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг,
- разработать инструкции по выполнению правильных действий,
- контролировать правильность действий.
Слайд 7Организация (по определению ISO)
— это группа сотрудников и
необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений; т.е. под организацией понимается:
- совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством,
- правила взаимодействия элементов структуры,
- персонал, отвечающий за качество.
Слайд 8Процесс
- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы":
-
"входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов;
- процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").
Слайд 9Процедура -
установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Процедурой можно назвать:
- с одной стороны процесс (или совокупность процессов);
- с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.
Слайд 10Документ -
информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе.
Основные документы СМК перечислены ниже.
С документами СМК должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например: "Положения о подразделениях", "Должностные инструкции" и проч.
Слайд 11(Нч) Документы системы менеджмента качества:
Приказы и положения по предприятию, относящиеся
к СМК ("О совершенствовании системы качества", "О представителе руководства", "О руководителе проекта", "О службе системы качества").
Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры.
Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством.
Процедуры системы качества.
Слайд 12(Ок) Документы системы менеджмента качества:
Руководство по качеству - документ, излагающий
политику в области качества и описывающий систему качества
План качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту
Рабочие инструкции, связанные с качеством
Контрольные инструкции, связанные с качеством.
Слайд 13Ресурсы СМК -
все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные
и др.).
Итог: СМК - это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
Слайд 14International Organization for Standardization (ISO) -
- Международная организация по стандартизации, всемирная
федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO).
Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности.
Слайд 15Что такое ISO 9000?
Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства.
ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.
Слайд 16Восемь принципов менеджмента, способствующих достижению целей качества
Ориентация на потребителя
Лидерство руководства
Вовлечение сотрудников
Процессный
подход
Системный подход к менеджменту
Постоянное улучшение
Принятие решений, основанное на фактах
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Слайд 17Семь методов - инструментов контроля качества
Из всего множества
современных статистических методов, сложных для восприятия и широкого применения всеми участниками процесса в СМК, японские ученые отобрали семь методов, которые обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в эффективные инструменты контроля качества (рис.).
Слайд 18В СМК основой принятия решений
должны быть только факты, а
не интуиция.
Главные причины трудностей, возникающих при управлении качеством, — ложные представления и ошибочные действия.
Чтобы различить, что ложно и ошибочно нужно организовать процесс поиска фактов, т.е. статистического материала.
Слайд 19Понятие статистического материала
проиллюстрировано результатами стрельбы по мишени, приведенными на
рис. ниже.
Сам по себе статистический материал, без обработки и анализа, не позволяет решить возникшую проблему.
Слайд 21Возможности и интерпретации:
- в первом случае, несмотря на то, что все
пули попали в мишень, что соответствует годности всех семи произведенных выстрелов, их разброс очень велик, что говорит о слабых возможностях стрелка (хотя все попадания лежат в пределах допуска);
- во втором и в третьем случаях все семь выстрелов проведены точно (при отсутствии разброса), но во втором случае, видимо, из-за сбитого прицела, все выстрелы не попали в центр мишени.
Слайд 22На данном примере
становится понятным смысл функции потерь качества с
точки зрения Тагучи (см. рис. ниже).
Если все пули стрелка попадают в центр мишени, соответствующий, например, 10 очкам (номинал), то он набирает максимум очков и его потери на качество стрельбы равны нулю.
Слайд 23 Влияние допусков на процент потерь:
а — традиционный взгляд;
б — взгляд Тагучи.
Слайд 24Потери качества
Если часть пуль попадают в кольца мишени, соответствующие
меньшим значениям очков, то независимо от того, что все попадания лежат в «пределах допуска», стрелок теряет часть очков.
Количество потерянных очков является потерями качества и описывается параболой способностей (качества) стрелка, которые характеризуются случайными погрешностями.
Слайд 25В тех случаях,
когда все пули кучно попали в мишень,
но не в центр, можно говорить о потерях качества не за счет способностей стрелка, а за счет качества оружия, и в частности его систематической погрешности.
Из примера понятно, что потери качества будут равны нулю только в том случае, когда результат соответствует «требованиям номинала».
В противном случае, если даже результаты расположены в пределах допуска, потери качества неизбежны.
Слайд 26Сбором, обработкой и анализом
результатов занимается математическая статистика, которая включает
огромное количество различных методов, разработанных к настоящему времени и развитых в прикладной статистике.
Слайд 27Семь простых инструментов контроля качества
Слайд 28Далее следует обратиться к темам:
Порядок сбора информации о качестве.
Статистический
ряд и его характеристики.
Контрольный листок.
Гистограмма.
Диаграмма разброса (рассеивания).
Метод стратификации (расслаивание данных).
Диаграмма Парето.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).
Контрольные карты.