Предпринимательство и фирмы. (Тема 3) презентация

Содержание

Результаты контрольного занятия по теме 2. ПФ-2 1место – 6-1-51 гр, ср.балл – 4,89 !, 2м – 8-1-53 гр, ср.балл – 4,25, 3м – 4-1-51 гр, ср балл -4,11 последнее место 8-1-52

Слайд 1Результаты контрольного занятия по теме 2. ФИБ
1место – 4 гр, ср.балл

– 3,8,
2м – 1 гр, ср.балл – 3,7,
3м – 7 гр, ср балл – 3,64 последнее место 8 гр, ср.балл – 2,6.
По сумме 2х контр занятий:
1м – 7гр - 8,04 балла, 2м – 4 гр – 7,98, 3м – 2 гр – 7,85
Последнее место – 8 гр – 5,2
Поздравляю отличников со второй «5»: Локтионову И, Суслову Д, Королёву Д, Шмакову А, Воеводову А, Гущину Е, Нестерова А, Пицык Т, Прохину Ю, Смирнова Е,
Отмечаю вторые «2»: Васильев, Кварацхелия, Мясоедов, Петров В (8гр), Тихонов, Цивцивадзе, Петров Ф (3гр), Железнова, Климашевский, Натадзе, Комаровская, Кузюрина.

Слайд 2Результаты контрольного занятия по теме 2. ПФ-2
1место – 6-1-51 гр, ср.балл

– 4,89 !,
2м – 8-1-53 гр, ср.балл – 4,25,
3м – 4-1-51 гр, ср балл -4,11 последнее место 8-1-52 гр, ср.балл – 2,78.
По сумме 2х контр занятий:
1м – 6-1-51 (порт гр) - 9,64 балла, 2м – 8-1-55 - 8,9, 3м – 4-1-51 -8,78
Последнее место – 8-1-52 (араб гр) – 6,45
Поздравляю отличников со второй «5»: Власову Д., Герасименко Н., Носову Е., Слободянюка В., Осипову Е., Телятникову А., Логвину И., Агееву М., Алешину А., Бойченко А., Гущину Е.. Ковалькову Е.. Леонову М., Манежина А., Гром В..
Отмечаю «2»: Уткин, Завальный, Зайцев, Пшенов, Лисицына, Петрученко, Томчина.


Слайд 3Тема 3. Предпринимательство и фирмы
Предпринимательство и институты.
Собственность и приватизация экономики в

России.
Фирма как экономическая организация. Виды фирм.
Управление фирмой (менеджмент).
Экономическая эффективность фирмы.

Слайд 4Исследование проблем предпринимательства

Йозеф Шумпетер (1883-1950гг.)
в 1913г. – «Теория экономического развития»
Рональд Коуз

(1910-2013, Нобелевский лауреат 1991г.), «Природа фирмы»

Слайд 5Вопрос 1. Предпринимательство и институты.


Слайд 6Предпринимательство (бизнес) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность в

целях получения прибыли. (ГК РФ, ст.2)

Слайд 7Признаки предпринимательства
экономическая самостоятельность, свобода в принятии управленческих решений, выборе направления и

методов деятельности;
стремление к выгоде;
имущественная ответственность и риск;
инициатива и организационно-хозяйственное новаторство;
личностные качества для бизнеса (экономическая грамотность, деловая хватка и другие).

Слайд 8Субъекты и объекты предпринимательства
Субъекты – граждане (физические лица) и организации (юридические

лица).
Объекты –
производство товаров,
услуги,
торговля,
финансы.


Слайд 9Макроэкономические институты (внешние условия) развития предпринимательства
защита частной собственности, исключающая возможность экспроприации

и обесценивания объектов собственности;
надежность сделок, обеспеченная юридической системой;
эффективное налогообложение и право распоряжаться прибылью;
конкурентная среда и рыночное ценообразование;
свободный доступ к рынку;
формирование инфраструктуры для бизнеса (снабженческой, сбытовой, правовой и др.);
государственная поддержка цивилизованного предпринимательства, противодействие криминалу в сфере бизнеса, коррупции и рэкету.

Слайд 10В РФ актуально:
борьба с криминалом в сфере бизнеса и коррупцией,
дебюрократизация,


реформа судопроизводства и правоприменения,
создание справедливой конкуренции,
эффективное налогообложение.

Слайд 11Микроэкономические институты (внутренние условия) успешного бизнеса
Шумпетер: «Для успеха в бизнесе нужны

инновации (нововведения)»
новый продукт (или новое качество известного блага);
новый метод производства (технология);
новый рынок сбыта;
новое сырьё;
новая организация производства.

Слайд 12Вывод по 1вопросу:
Основой современной экономики является предпринимательство.
Для его успешного развития необходима

определенная институциональная среда (социальные условия).
Эти институты должны формироваться на макро- и микроэкономическом уровнях.


Слайд 13Вопрос 2. Собственность и приватизация экономики в России


Слайд 14Собственность
Собственность - это объективные отношения между людьми по поводу присвоения различных

благ.

Даёт право владения, пользования и распоряжения благом.

Слайд 15Формы собственности в рыночной экономике (ГК РФ,ч.1,р.2)
1. Единоличная (или индивидуальная) –

присвоение, осуществляемое одним физическим лицом.
2. Коллективная – присвоение осуществляется группой лиц. Подразделяется - общая совместная (партнерская, без определения долей) и общая долевая собственность.
3. Государственная и муниципальная – присвоение осуществляется органами государственной или муниципальной власти.
Индивидуальная и коллективная формы собственности являются частной собственностью.

Слайд 16Компаративный анализ форм собственности


Слайд 17Единоличная собственность
«+»
простота создания,
личное присвоение прибыли,
оперативность в управлении

«-»
недостаток капитала для крупного бизнеса
полная

личная материальная ответственность
высокий риск


Слайд 18Коллективная (ООО) собственность
+
Возможность объединения усилий друзей (родственников)
Ограниченная ответственность
Небольшой стартовый капитал
Легкость

создания

-

Разделение прибыли
Возможны разногласия в управлении
Недостаток капитала для крупного дела


Слайд 19Коллективная долевая собственность (публичное АО)
+
Привлечение капитала через акции
Ограниченная ответственность
Профессиональный менеджмент
-
Сложность создания
Слабый

контроль собственников
Двойное налогообложение доходов

Слайд 20Государственная и муниципальная собственность
+
Поддержка государства
Отсутствие имущественного риска
Устойчивость и надёжность
Соблюдение Трудового кодекса
-
Бюрократизация
Ничейность

собственности
Слабая мотивация
Невысокая дисциплина, интенсивность и производительность труда

Слайд 21Приватизация экономики
Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в частную.
Юрид.

определение: «возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность физических или юридических лиц»
ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества»
(с изменениями от 21 июля 2014 г.)


Слайд 22Необходимость приватизации при переходе к рыночной экономике
В основе РЭ - частная

собственность,
в основе командной экономики (КЭ)- государственная собственность.
Поэтому при переходе от КЭ к РЭ,
для создания частной собственности и различных форм предприятий необходима приватизация.

Слайд 23Основные способы приватизации (открыты по составу участников)

Аукцион.
Конкурс.
Если аукцион

или конкурс не состоялись, то применяется:
3. Публичное предложение.
Если публичное предложение не
принесло результата -
4. Без объявления цены.

Слайд 24Аукцион
Устанавливается минимальная начальная цена, залоговый взнос (обычно 10%).
Выигрывает тот, кто предложил

максимальную цену.
Открытая форма (торги, с шагом, обычно, в 5% от начальной цены)
или закрытая форма (в запечатанном конверте).

Слайд 25Конкурс
Устанавливается минимальная цена, залоговый взнос.
Побеждает тот, кто предложил наибольшую цену при

выполнении условий конкурса.
Условия могут предусматривать:
сохранение определенного числа рабочих мест,
сохранение профиля деятельности,
переподготовку работников,
ремонт и реставрацию.
Только закрытая форма.

Слайд 26Публичное предложение
Устанавливается срок, первоначальная цена, шаг снижения и минимальная цена, право

приобретения получает тот, кто первый подал заявку по действующей в данный момент цене предложения.
Только закрытая форма.

Слайд 27Без объявления цены
устанавливается срок, приобретает имущество тот, кто предложил наибольшую цену

в запечатанном конверте (закрытая форма).


Слайд 28Этапы приватизации
Чековая (некоммерческая) –
оплата приватизационными чеками (ваучерами),

оценка приватизируемого государственного имущества производилась по балансовой стоимости.
В России: 1992 – 1994 гг.
2. Коммерческая (денежная) –
оплата деньгами, оценка приватизируемого государственного имущества производится по рыночной стоимости.
В России: с 1994 г. - по настоящее время.

Слайд 29Недостатки приватизации в России
нерациональная последовательность,
не преодолела монополизма экономики,
неэффективная социальная

компенсация,
коррупция и правонарушения.
В последние годы - обратный процесс огосударствления:
в 1999г. государство контролировало 29% всех активов, а в 2015г. -58% !!!

Слайд 30Условия успешной приватизации

финансовое обеспечение (наличие значительных негосударственных финансовых средств в экономике);
организационно-контрольное

обеспечение (правильное определение государственной организации, ответственной за приватизацию, эффективный контроль со стороны правоохранительных органов);
рациональное определение полномочий федерального центра и регионов в процессе приватизации;
справедливое распределение приватизированной собственности между отдельными членами общества, различными слоями населения, нерезидентами и резидентами;
наличие развитой инфраструктуры для приватизации (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные компании и т.п.).

Слайд 31Вывод по 2 в:
Приватизация необходима, но она создаёт лишь основу для

эффективного хозяйствования, не приводит к немедленному росту производительности труда. Параллельно нужны и другие институциональные преобразования:
создание конкурентной среды и антимонопольное регулирование;
развитие банковской системы и фондового рынка;
качественный и ответственный менеджмент;
чётко действующая процедура банкротства и др.


Слайд 32Вопрос 3. Фирма как экономическая организация. Виды фирм.


Слайд 33 Фирма (ит. firma) – это организация, созданная для максимизации богатства её

владельцев … (Д. Норт) Фирма, предприятие и коммерческая организация – синонимы.

Слайд 34Фирма как контрактный процессор

Фирма – это совокупность внешних (сделки с рыночными

агентами) и внутренних (отношения между работниками, управляющими и собственниками внутри фирмы) контрактов.
Соответственно - два типа затрат на их выполнение:
трансакционные издержки (на выполнение внешних контрактов)
внутрифирменные издержки (производственные и контроля).

Слайд 35Почему возникает фирма?
Фирма возникает тогда, когда это позволяет экономить на

общих издержках путём трансформации части трансакционных издержек во внутрифирменные.
(Коуз Р. Природа фирмы)


Слайд 36Границы рынка и фирмы
Рынок – это сеть внешних контрактов, а фирма

- сеть внутренних контрактов.
Рост трансакционных издержек ограничивает сферу деятельности рынка, а рост внутрифирменных издержек ограничивает размеры фирм. Оптимальный размер фирмы → минимизирует совокупные издержки.

Слайд 37Виды фирм


Слайд 38Классификация предпринимательства
По сфере деятельности: производство, торговля, финансы, услуги.
По величине: малый

бизнес - до 100 человек персонала с годовой выручкой до 800 млн.р., средний - от 100 до 250 человек (выручка > 800 млн. и до 2 млрд.р.), крупный - свыше 250 человек и выручкой > 2 млрд.р.

Слайд 39По основной цели: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации - преследуют извлечение

прибыли в качестве основной цели деятельности.

Некоммерческие организации – не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности.

Слайд 40По организационно-правовой форме:
ИП (ПБОЮЛ) - предпринимательская деятельность без образования юридического лица.


Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам

Слайд 41По праву членства: корпоративные и унитарные организации
Корпорации - юридические лица, учредители

(участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.
К ним относятся: *хозяйственные товарищества и общества, * крестьянские (фермерские) хозяйства и др.
Унитарные организации - юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
К ним относятся *государственные и муниципальные унитарные предприятия, *фонды, *учреждения и др.

Слайд 43Организационно-правовые формы предпр-ва в России (ГК РФ)


Слайд 44Какая форма лучше?


Слайд 45Институциональные критерии сравнения организационно-правовых форм фирм (методика А.Н. Олейника)
1) определенность прав

собственника;
2) реализация права владения и права на прибыль;
3) ограничения на изменение правомочий;
4) проблема принципал–агент и возможность её решения;
5) степень разделения права распоряжения и коммерческих рисков;
6) степень аккумулирования капитала.
Если отмечать 1 баллом наиболее оптимальную по данному критерию форму, а 11 – наименее оптимальную, то получим следующую таблицу рангов.

Слайд 46Сравнение организационно-правовых форм


Слайд 47Вывод по таблице:
Наиболее эффективные по указанным критериям:
Публичное АО (19 баллов),


АО (26 баллов) и ИП (26 баллов)
Наименее эффективные:
унитарные предприятия (обычное- 52 балла и казённое - 54 балла).


Слайд 48ИП или ООО?
Преимущества ИП
меньше налогов и их ставки ниже;
свободное распоряжение выручкой

на р/счете и в кассе + банковский счет застрахован (АСВ);
упрощенный порядок регистрации и отчетности;
всегда единственный владелец бизнеса.

Преимущества ООО

ограниченная ответственность имуществом общества
организацию можно продать
можно привлечь инвесторов в виде учредителей


Слайд 49Вывод по 3 в:
1. Фирма – это организация, созданная для максимизации

богатства её владельцев,
2. Оптимальный размер фирмы минимизирует совокупные (трансакционные и внутрифирменные) издержки.
3. Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Выбор формы зависит от множества факторов: сферы деятельности, финансовых возможностей, целей предприятия и других.
4. В РФ сейчас функционирует примерно 4,5 млн. юридических лиц, из них 500 тысяч некоммерческих организаций.

Слайд 50Вопрос 4. Управление фирмой (менеджмент)


Слайд 51Менеджмент – управление коммерческой организацией (фирмой) в условиях рынка.

Процесс управления состоит

из 4 составляющих – функций:
планирования,
организации,
мотивации,
контроля.

Слайд 52Управление происходит в определенной организационной структуре:
которая в крупных корпорациях включает:
собрание

собственников (акционеров);
совет директоров (наблюдательный совет);
президент и вице-президенты (правление);
функциональные службы (маркетинга, технологическая, финансовая, кадровая и др.).


Слайд 53Общая система менеджмента подразделяется на 4 основных функциональных вида:
производственный менеджмент;
финансовый менеджмент;
маркетинг

(рыночный менеджмент);
кадровый (управление персоналом).

Слайд 54Фирма - это совокупность контрактных отношений между работниками, управляющими и собственниками


2 проблемы, связанные с оппортунистическим поведением (неправильным, направленным на личные цели в ущерб общим):
проблема «принципал (собственник) – агент (менеджер)»
проблема «безбилетника (плохого работника».


Слайд 55Проблема «принципал – агент» (principal-agent)
В крупных корпорациях происходит разделение прав собственности:
право

владения → у акционеров,
право распоряжения → у наёмных управляющих.
Возможен конфликт интересов принципала (собственника) и агентов (менеджеров):
цель акционеров – увеличение богатства (стоимости компании, дохода, дивидендов).
цель управляющих – жалование, привилегии, покрытие личных расходов за счет фирмы (т.н. «управленческая слабина»).
Менеджеры имеют широкие возможности для оппортунистического поведения.

Слайд 56Проблема «принципал – агент» решается путём эффективного контроля за деятельностью управляющих
Способы

контроля:
решения общего собрания акционеров;
деятельность Совета директоров (наблюдательного совета);
денежное вознаграждение управляющих (в т.ч. акциями) за достижение поставленных собственниками целей (максимизации стоимости фирмы, доходности, прибыли);
ограничения оппортунизма управляющих со стороны финансового рынка и рынка труда.

Слайд 57Проблема «безбилетника» (free-riding problem)
Эффект «отлынивания» -
когда работник начинает работать с

меньшей отдачей, интенсивностью, чем это требуется по его контракту.
Способы решения данной проблемы:
контроль за поведением работников с определенными наказаниями за выявленное отлынивание;
создание системы стимулов эффективной работы, когда ЗП и другие формы вознаграждения непосредственно связаны с результатами его труда.

Слайд 58Вывод по 4 вопросу:
Фирма - это совокупность контрактных отношений между работниками,

управляющими и собственниками.
Этими отношениями надо управлять.
Существует проблема оппортунизма работников.
Поэтому важнейшей функцией управления является контроль.

Слайд 59Вопрос 5.Экономическая эффективность фирмы


Слайд 60Показатели эффективности
Для определения экономических результатов деятельности предприятий следует применять 4 основных

показателя:
доход
прибыль
уровень рентабельности
стоимость предприятия.

Слайд 61Доход предприятия
Доход (или выручка)– это денежные поступления от всей деятельности предприятия

(от продажи продукции, имущества и внереализационных операций). Д общий = Д прод + Д им+Д вро
Доход от продажи продукции равен цене товара, умноженной на количество товара: Д прод = Ц · О
Удельный доход от продажи продукции – это доход, полученный от продажи единицы товара, равен цене товара.

Слайд 62Прибыль предприятия

Прибыль – это разность между доходом и издержками, П=Д-З
Общая (валовая)

прибыль равняется сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), реализации имущества и внереализационных операций
П общ = П реал прод + П реал имущ + П вро
Чистая прибыль = общая прибыль - налог на прибыль.
П чист = П общ – Н прибыль
Ставка налога на прибыль в РФ = 20% (2%-ФБ, 18%-РБ)

Слайд 63Использование чистой прибыли (по усмотрению собственников)
социальное развитие (дивиденды, дополнительные премии персоналу)
производственное

развитие (приобретение имущества)
резервный фонд
благотворительные расходы

Слайд 64Уровень (норма) рентабельности
Уровень (норма) рентабельности - отношение полученной прибыли к вложенному

капиталу (или себестоимости продукции)
П' = П/З · 100%

Слайд 65Стоимость предприятия Теория «Максимизации богатства владельцев компании (Shareholder Wealth Maximization)».
Метод капитализации

прибыли (аннуитета).
Стоимость предприятия равна той сумме денег, которая будучи положена в надежный банк, принесет доход в виде банковского процента, равный годовой прибыли предприятия.
W=П / %/Б ,
где П – годовая прибыль предприятия,
%/ - ставка банковского процента, выраженная десятичной дробью.

Балансовый метод. Стоимость предприятия равна чистым активам, т.е. разности между активами и обязательствами (долгами).

Акционерный метод. Стоимость публичного АО (ОАО), чьи акции торгуются на фондовом рынке, может быть определена как сумма стоимости размещенных акций по текущему курсу.

Слайд 66Можно ли определить оптимальный масштаб деятельности для предприятия, при котором показатели

эффективности будут наилучшими?

Слайд 67Экономическое равновесие предприятия (А.Маршалл)
Экономическое равновесие предприятия на рынке - состояние, при

котором достигается максимальная удельная прибыль и минимальные удельные издержки.

При таком положении предприятие стабилизирует масштабы своей деятельности (объем производства) и достигает рыночной устойчивости.

Слайд 68Виды издержек
Структура издержек (общей себестоимости):
материальные затраты (сырье, материалы, электроэнергия и т.п.)
амортизация

основных фондов и нематериальных активов
оплата труда
социальные страховые взносы (30%=22%ПФ+5,1%ФОМС+2,9%ФСС)
прочие затраты (трансакционные издержки, расходы на НИОКР, начисленные налоги и сборы, таможенные пошлины, услуги связи, консультации, на рекламу и др.)
Постоянные (не зависят от объёма производства)
Переменные (меняются с изменением объёма производства)
Совокупные издержки = постоянные +переменные.
Удельные издержки = удельные постоянные + удельные переменные.


Слайд 69Зона рентабельности и оптимальный масштаб деятельности
СС ед - удельные издержки


СС ед
Объём

пр-ва

цена

СС ед min

О1

О опт

о2


Пмакс


Слайд 70Пути снижения издержек
Рост производительности труда:
выручка / работники
Снижение материалоёмкости продукции:

мз / выручка
Повышение фондоотдачи: выручка/ОФ
Уменьшение прочих затрат
Оптимизация рынков сырья и сбыта

Слайд 71Финансовый контроль в предпринимательстве
Материальная ответственность: штрафы, неустойки и т.п.
Банкротство – признанная

арбитражным судом долговая несостоятельность предприятия, т.е. невозможность удовлетворения требований кредиторов (в течение 3 месяцев).
Основной признак потенциального банкротства - превышение суммы долгов над стоимостью имущества предприятия.

Слайд 72Виды финансового контроля:
государственный (ФНС и др.),
банковский,
аудиторский (обязательный и инициативный),


взаимный,
внутренний (самоконтроль).

Слайд 73Выводы по теме:
Предпринимательство (бизнес) – основа современной рыночной экономики, для его

успешного развития необходимы соответствующая институциональная среда (макро- и микро- институты).
Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма. Фирма – это организация, созданная для максимизации богатства владельцев. Фирма, предприятие и коммерческая организация – синонимы.
Основные формы предприятий - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В управлении фирмой возникают две проблемы, связанные с оппортунистическим поведением участников: проблема «принципал – агент» и проблема «безбилетника».
Для определения экономических результатов деятельности предприятий применяют 4 основных показателя: доход, прибыль, уровень рентабельности и стоимость предприятия.
Для каждой фирмы можно определить оптимальный масштаб деятельности, при котором основные показатели экономической эффективности будут наилучшими в данной конъюнктуре рынка.

Слайд 74Контрольные вопросы по теме: «Предпринимательство и фирмы»
Сущность, признаки и институты (условия)

развития предпринимательства.
Собственность и её формы.
Приватизация экономики в РФ: способы и этапы.
Теории фирмы. Фирма как контрактный процессор.
Классификация форм предпринимательства по сфере деятельности и величине. Малый бизнес в РФ.
Особенности основных организационно-правовых форм предпринимательства в РФ.
Управление фирмой: функции и организационная структура.
Проблема «принципал-агент» и проблема «безбилетника» в фирме, способы их решения.
Показатели экономической эффективности фирмы: доход, прибыль, уровень рентабельности, стоимость бизнеса.
Экономические равновесие фирмы. Постоянные и переменные издержки.
Себестоимость продукции, ее структура и пути снижения.
Материальная ответственность предприятия и финансовый контроль.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика