Слайд 1
ingenium – хитроумный, остроумный, изобретательный
Инженерная деятельность – деятельность в сфере материального
производства, имеющая техническую направленность. Она нацелена на превращение природного в социально значимое с целью удовлетворения определенных потребностей людей, в силу чего сама техника выступает как преодоление природы посредством человеческого сознания. Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике.
Слайд 2
Признаки инженерной деятельности
техническая направленность (создание техники, технологии и их практическое использование
в системе общественного производства)
- разрешение противоречия между объектом (природой) и субъектом (обществом) в процессе превращения природного в социальное, естественного в искусственное. В процессе деятельности инженера законы науки из своей теоретической формы трансформируются в технические принципы, которые находят свое практическое применение
Слайд 3
Этапы развития инженерной деятельности
1) Проинженерный этап (совпадает с периодом доиндустриального общества):
инженерная деятельность отождествляется с ремеслом. Ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе осуществления самой этой деятельности и т.п.). Теоретические знания и инженерная деятельность не были связаны между собой. Техническая деятельность имела дело, в основном, с ручными орудиями труда, для изготовления и использования которых было достаточно производственного опыта и эмпирических знаний.
Слайд 4
Этапы развития инженерной деятельности
2) Прединженерный этап (16 – первая половина 18
вв.): происходит появление первых импровизированных инженеров. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры – это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Однако существенная связь науки и технической деятельности еще отсутствовала.
Слайд 5
Этапы развития инженерной деятельности
3) Этап становления инженерной деятельности в период промышленной
революции (18 – 19 вв.): происходит постепенный процесс превращения ремесла в профессиональную инженерную культуру, основанную на достижениях естествознания. Несмотря на то, что первые новации промышленной революции возникли в отрыве от науки, тенденция взаимосвязи технической и научной деятельности и формирование на этой основе инженерной деятельности в ходе промышленной революции становится все более сильной. Начинается процесс взаимосвязи инженерной и научной деятельности. В условиях бурной индустриализации формируется массовая профессия инженера и вместе с ней система высшего политехнического образования.
Слайд 6
Этапы развития инженерной деятельности
4) Современный этап (20 – начало 21 вв.):
происходит научно-техническая революция, которая превращает инженерную деятельность в одну из важнейших сфер общественной деятельности. Происходит нарастающая массовизация профессии инженера и рост социального престижа данной профессии. Осуществляется интеграция инженерной и научной деятельности. В условиях быстрого усложнения форм и видов технической деятельности происходит, с одной стороны, дифференциация множества инженерных специальностей; с другой, создание интегрированных инженерных специальностей (например, инженер-физик объединяет специальности инженера-механика, инженера-электрика, инженера-оптика).
Слайд 7
Виды инженерной деятельности
Инженерно-исследовательская деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на конкретизацию имеющихся
научных знаний применительно к определенной инженерной задаче.
Инженерно-конструкторская деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на разработку конструкции технической системы, которая затем материализуется в процессе его изготовления на производстве.
Инженерно-проектная деятельность. Представляет собой деятельность, направленную на формирование связей отдельных элементов технических систем.
Инженерно-технологическая деятельность. Предполагает проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, рациональную организацию взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использования техники.
Слайд 8
В настоящее время особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций, в
первую очередь, в сфере техники и технологий. Для реализации этой задачи необходимы люди, обладающие соответствующими компетенциями, как в сфере инженерной деятельности, так и в сфере предпринимательства.
Инженер-предприниматель это человек способный:
• генерировать и воспринимать научные, технические, технологические инновации и адекватно оценивать рыночную перспективу их реализации;
• организовать практическую реализацию перспективных инноваций в указанных сферах деятельности;
• отыскать или создать конкурентные преимущества как в самих инновациях, так и в способах их реализации, и добиться победы в конкурентной борьбе.
Слайд 9
ИННОВАТИКА
Это наука об инновациях
Это организация процессов превращения научно-технических достижений в новые
конкурентные технологии, товары и услуги с лучшими потребительскими свойствами
- Внедрение, коммерциализация
Слайд 10
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Инженерное предпринимательство
- Готовность выпускника к разработке идеи коммерчески перспективного продукта
на основе научно-технической идеи (методы генерации научно-технических идей, основы бизнес планирования, маркетинга, основы коммерциализации, поиск коммерчески перспективных научно-технических идей, поиск перспективных ниш)
- Готовность выпускника к ведению проектной деятельности в сфере коммерциализации научно-технических идей (основы проектной деятельности, правовые аспекты, процесс перевода научно технической идеи в продукт, командная работа, презентация)
Слайд 11
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Профессиональная подготовка на английском языке
Стратегия управления компанией
Методы принятия управленческих решений
Управление
инновационными проектами
Слайд 12
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Творческий проект
Теоретические основы проектной деятельности
Анализ деятельности инновационных компаний
Экскурсии
Междисциплинарные проекты
Защита проектов
Слайд 13
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
УИРС (учебно-исследовательская деятельность студента)
Elibrary.ru
Выбор темы исследования
Выбор научного руководителя
Литературный обзор
Публикация
статей
Выступление на конференциях
Подготовка материалов к практикам и ВКР
Учебная и производственная практика
Слайд 14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Математические методы в инновационной и управленческой деятельности
Способность применять математический аппарат
при разработке проекта, при работе с информацией в профессиональной деятельности
Слайд 15
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Методы решения инженерных задач
Инструменты анализа проблемных ситуаций, методы активизации поиска
решений (интуитивный, функционально-систематический, логико-формальный), алгоритмы решения задач, механизмы мышления, ТРИЗ
Слайд 16
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Технология и организация производства
Что такое производство, производственный процесс, качество продукции,
характеристики производства, организационно-правовые формы предприятий, производственный цикл, создание новой продукции, разработка ТЗ, средства технического оснащения производства, структура и реализация технологического процесса
Слайд 17
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Управление качеством
Понятие качества, показатели качества, контроль, конкурентоспособность, концепции гуру качества,
теории, менеджмент качества, стандарты ISO, экономика качества
Слайд 18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Правовое обеспечение инновационной деятельности
Основы предпринимательского права, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности,
гос. регистрация, лицензирование, договоры в инновационной сфере
Слайд 19
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Основы маркетинга в инновационной сфере
Особенности маркетингового анализа, принципы предварительной оценки
привлекательности для компании, основные шаги по анализу рынка, анализ влияния внешней среды, проведение внутрифирменного анализа, определение сильных и слабых сторон
Сегментирование рынка, методики выделения целевых сегментов (по продукту, по территориям)
Алгоритм формирования коммерческого предложения
Анализ конкурентной среды
Оценка концепции нового продукта
Особенности выведения на рынок и продвижения новых товаров
Слайд 20
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Управление персоналом и организационное поведение
Система управления персоналом, интеллектуальный капитал, кодексы
этики, мотивация персонала, власть, лидерство, управление, производственная дисциплина, полномочия, обязанности, показатели труда, основные принципы оплаты труда
Слайд 21
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Бизнес-планирование
Защита интеллектуальной собственности
Искусство презентации, деловая коммуникация
Слайд 23
Эффективные методы генерации научных идей
1. Мозговой штурм
Автором этого метода является Алекс
Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая - анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.
Слайд 24
Эффективные методы генерации научных идей
2. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»
По
ходу творческого процесса человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе — подводятся итоги работы.
Слайд 25
Эффективные методы генерации научных идей
3. Метод «Ментальные карты»
Разработал Тони Бьюзен. В
его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память.
Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать.
Создание такой «карты» помогает придумывать новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.
Слайд 26
Эффективные методы генерации научных идей
4. Синектика
Автор метода — Уильям Гордон. В
его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий.
В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.
Слайд 27
Эффективные методы генерации научных идей
5. Морфологический анализ
Предложенный Фрицем Цвики, заключается в
том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.
Слайд 28
Эффективные методы генерации научных идей
6. Ловушка для идей
В этом методе необходимо
фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.
Слайд 29
Эффективные методы генерации научных идей
7. Метод фокальных объектов
В методе Чарльза Вайтинга
объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Суть метода: перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Слайд 30
Эффективные методы генерации научных идей
СОЗДАЙ ИННОВАЦИЮ (Метод фокальных объектов)
Название компании
Принцип работы
устройства
Свойства
Целевая аудитория
Стоимость
Маркетинг