Методы исследования в менеджменте. Вводная лекция презентация

Содержание

Тема лекции: ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ Целевая установка занятия 1. Раскрыть

Слайд 1Курс: «Методы исследования в менеджменте»




Профессор
кафедры Государственного управления
и национальной безопасности


Миронов Сергей Иванович





1


Специальность: «Менеджмент»


Слайд 2Тема лекции: ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Целевая установка занятия
1. Раскрыть идеологию дисциплины «Методы исследования в менеджменте».
2. Дать понятие системы управления как объекта и предмета исследования.
3. Довести необходимость исследований в менеджменте.
4. Раскрыть сущность методологии исследования.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. Введение в дисциплину.
2. Система управления как объект и предмет исследования.
3. Необходимость исследований в менеджменте.
4. Методология исследования.

Литература:
1. Теория управления: Учебник / Под общей редакцией А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд. РАГС, 2004.–558 с.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления / Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.
3. Макашева З.М., Исследование систем управления / Учеб. пособие.– М.:КНОРУС, 2009.–176 с.
4. Фрейдина Е.В., Исследование систем управления / Учеб. Пособие под ред. Гусева Ю.В.– М.:изд. «Омега-Л», 2009.–368 с.

2


Слайд 3Первый учебный вопрос


1. Введение в дисциплину
3


Слайд 44
«Методы исследования в менеджменте»


Всего на эту дисциплину отводится 22 учебных

часа.

Из них:
лекции – 8 часов;
семинары – 10 часов;
практические занятия – 4 часа.
Отчетность по дисциплине – зачет.

Слайд 5это инструмент для решения научных задач с целью установления закономерностей или

знаний в численном выражении о процессах, технологиях, явлениях

система действий по объективному познанию явлений, любых объектов и процессов

5

Метод (от греч. методос – путь исследования, познания) определяется как совокупность действий, приемов, способов, направленных на достижение некоторой цели. Методы науки, с одной стороны, отражают познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступают как средства дальнейшего познания.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

ОБЩИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


Слайд 6Уровни научного познания
6
Эмпирический уровень познания включает в себя:
наблюдение явлений;
накопление и

отбор фактов;
установление связей между ними.

Эмпирический
уровень
– это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах.
На этом этапе изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений

На теоретическом уровне раскрывается:
внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений;
их взаимодействие и обусловленность.




Слайд 77
Методы эмпирического исследования

наблюдение
сравнение
измерение
эксперимент
Общие методы научного познания
Методы

теоретического исследования

абстрагирование
анализ и синтез
идеализация
индукция и дедукция
мысленное моделирование,
восхождение от абстрактного к конкретному
исторический

Методы научного познания

общие

специальные


Слайд 88
В менеджменте, как научной и практической области управления, используется довольно широкий

арсенал как общих методов научного познания, так и различных методов исследования, но все они основываются на базовом логическом исследовательском аппарате, включающем различные подходы:
диалектический;
процессный;
ситуационный;
функциональный;
рефлексивный;
системный.

Научные исследования строятся на двух основополагающих классах методов

Формальные методы - опираются на точные абстрактные языки (математические, формальной логики и др.), модели и объекты

Эвристические методы –
это специальные логические способы решения задач, построенные на методах научного познания и на использовании специальных правил, приемов, упрощений и обобщений.


Слайд 99
Методы исследования в менеджменте – это специфические способы познания, определенная совокупность

приемов, средств, принципов воздействия на объекты управления с целью решения конкретной задачи.
Методы менеджмента – это конкретные способы, принципы осуществления управленческой деятельности, применяемые для достижения поставленных целей и задач, а также достижения минимума затрат и максимума эффективности.

Научные методы менеджмента позволяют сформировать четкую систему правил, приемов, способов воздействия на объекты управления с целью повышения эффективности управленческой деятельности, достижения поставленных целей.


Слайд 101) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной

сфере деятельности; 2) учение об этой системе, о методе познания и преобразования мира.

10

«Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания».
Г.И. Рузавин «Методология научного исследования»

МЕТОДОЛОГИЯ


Слайд 11Включив в содержание дисциплины «Методы исследования в менеджменте» вопросы организации и

методологии исследования систем управления, мы, в том числе, рассмотрим и организацию деятельности исследователей, что, в свою очередь, означает:


упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой.


Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы исследования, ее результат.


Программа дисциплины «Методы исследования в менеджменте» будет включать в себя не только сведения о собственно методах исследования, используемых в менеджменте, но и о порядке организации проведения таких исследований, а также о методологии исследования, подразумевающей изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание.

11


Слайд 12Второй учебный вопрос

2. Необходимость исследований в менеджменте
12


Слайд 13Менеджмент

Менеджмент – (англ. management) – имеет несколько значений (Оксфордский бизнес-словарь):

Управление, руководство,

власть
Орган управления, дирекция, административная единица
Особого рода умение и административные навыки
Способ и манера обращения с людьми
Система научно-практических знаний в области управления

13


Слайд 14Менеджер

Менеджер – (англ. manager) – также имеет несколько значений:

Административная единица органа

управления

Специалист, руководящий работой компании, который умеет создавать специфические отношения в группах сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единства целей организации

Руководство организацией (управление), которое является столь же важным фактором эффективной деятельности организации (бизнеса), как и земля, труд и капитал

14


Слайд 1515
Успешность работы любой организации напрямую зависит от эффективности менеджмента, который непосредственно

влияет на ее состояние в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием.

Совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.



Слайд 1616
Факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации:

рынок поставщика или рынок

потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
финансовый рынок;
рынок труда;
окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды и заключается принцип адаптивного управления.


Слайд 1717
Система управления предприятием (организацией) должна:
быть адекватной

сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
учитывать изменения структуры издержек производства;
принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Система управления организациями должна отвечать современным рыночным условиям, обладать высокой гибкостью, позволяющей в процессе производства быстро менять ассортимент изделий (услуг).


Слайд 18 Различного рода нововведения проявляют себя в организациях в форме

организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает не только отдельные связи, но и структуру менеджмента в целом. А это, в свою очередь, требует установление и обеспечение новых связей и устранения излишних, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.

18

Развитие и совершенствование организаций базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления с помощью различных методов управления.


Слайд 1919
ПРИЧИНЫ ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования, в первую очередь, направлены на распознавание проблем и

вызывающих их причин, определение сходности проблем и их структур, выявление путей решения.

Исследования можно рассматривать и как процесс и как необходимый элемент любой конкретной деятельности, но особенно важно отметить все возрастающую роль исследований в современном менеджменте.


Слайд 20В каждой области деятельности нам сопутствует процесс познания, и чем большей

информацией мы располагаем, тем большие возможности для управления мы получаем. При получении необходимой информации используется опыт, интуиция, прагматизм и т.д. Однако наиболее предпочтительными являются знания, полученные научным путем, в процессе исследований с использованием современного научного инструментария – разнообразных методов исследования, когда теории и гипотезы проверяются на основе анализа конкретных данных о состоянии той или иной системы управления.

20


Слайд 2121
Процесс исследования базируется на совокупности методов, предполагающих использование определенных процедур и

правил, которые представляют определенные теоретические положения и на основании которых разрабатывается комплексная программа исследования.

Научные исследования – это познание, направленное на достижение конкретной цели. В результате такого познания появляются новые методы, законы, понятия, систематизация которых образует теорию.
Исследования помогают выявить, сформулировать и глубже понять проблему, а также отыскать наилучшие варианты ее решения.


Слайд 22Основные составляющие процесса управления, где проводятся исследования
22
цели;
функции;
управленческие решения;
модели

структуры управления;
организационная структура.

Слайд 2323
Сегодня, когда все предприятия и организации являются многоцелевыми, трудно представить процесс

управления без исследовательской деятельности. Так, на основании проводимых исследований разрабатывается программно-целевое и стратегическое управление, уточняются и корректируются цели, обновляется миссия организации, совершенствуется ее стратегия. В результате анализа деятельности подразделений организации определяется полный перечень функций управления и управленческих решений, а, следовательно, появляются рекомендации по их совершенствованию.

Слайд 2424
Процесс совершенствования организационной структуры особенно сложен в силу ее консервативности

и меньшей адаптивности к конкурирующей среде.

Говорить об оптимизации структур управления невозможно без проведения научных исследований. Только по результатам всестороннего анализа можно разработать конкретную программу по совершенствованию организационных структур с учетом особенностей отрасли и специфики организации.

Таким образом, мы видим, что необходимость в проведении исследований возрастает по мере развития и совершенствования управления. Умение проводить исследования и приобретать навыки исследовательской деятельности становится неотъемлемой характеристикой профессионального менеджера.


Слайд 25Третий учебный вопрос


3. Система управления как объект и предмет исследования
25


Слайд 2626
Деятельность любого экономического объекта базируется на системе управления объектом, его экономической

системе и информационных технологиях, используемых в качестве инструментария.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов).


Слайд 27Система управления (кибернетический подход)

ЦЕЛЬ
27


Слайд 2828
Современное промышленное предприятие представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, объединенный общей задачей

− выпуском продукции заданного вида с наиболее высоким качеством для получения максимальной прибыли.

Для управления огромным и сложным комплексом, образующим промышленное предприятие, создается необходимая структура управления, которая охватывает все звенья производства − от рабочего места до предприятия в целом; все направления деятельности предприятия − производственную, финансовую, капитальное строительство, материально-техническое снабжение, сбыт и др.



Слайд 29Система управления экономическим объектом
29


Слайд 30В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые могут быть

объектами тех или иных исследований. Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.

30



Управленческая деятельность – это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, отдельные компании и их подразделения. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.


Слайд 31Этот термин используется потому, что любой объект может быть рассмотрен с

точки зрения кибернетики. При этом определяются его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует .

31

Говоря об управлении организацией мы употребляем термин «система».

Современные организации являются не просто системами, а сложными системами.


Слайд 32наличие нескольких уровней управления, иерархически связанных
наличие подсистем, каждая из которых имеет

цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы и управляемых единой системой управления

Наиболее важные признаки сложных систем

наличие единой цели функционирования

наличие большого числа связей между подсистемами, внутри каждой подсистемы и необходимостью разветвленной сети связи управления

комплексный состав системы – наличие людей, машин и природной среды

устойчивость к воздействию внешних и внутренних возмущающих факторов и наличие элементов самоорганизации

32

сложная система всегда состоит из нескольких подсистем


Слайд 3333
Выделяют пять основных типов системных представлений:
микроскопическое;
функциональное;
макроскопическое;
иерархическое;
процессуальное.


Слайд 34Микроскопическое представление системы
34
Основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых

величин (элементов). В принципе, абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Слайд 35Макроскопическое представление системы
35
Характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении»

(среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Функциональное представление системы

Понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.


Слайд 3636
Иерархическое представление системы
Основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как

совокупность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление системы

Характеризует состояние системы во времени.


Слайд 37Система управления как объект исследования обладает следующими признаками:
37
состоит из множества (по

крайней мере, двух) элементов, расположенных иерархически;
элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей;
сама она является единым и неразрывным целым, т.е. целостной системой для нижестоящих иерархических уровней;
имеются фиксированные связи системы с внешней средой.



Слайд 3838
Предметом исследования выступают конкретные проблемы, стороны деятельности организации, познание и разрешение

которых требует проведения исследования.

Слайд 39Требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени

организованности систем

39

детерминированность элементов системы;
сложность системы;
динамичность системы;
наличие в ней управляющего параметра;
наличие контролирующего параметра;
наличие каналов прямых и обратных связей (по крайней мере, одного).


Слайд 4141
обладать минимально допустимой инерционностью для своевременного принятия управленческих решений
иметь элемент, фиксирующий

факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями

Чтобы обеспечить быстрое перестроение системы (организации) в условиях изменения среды, система управления должна:

иметь элемент, фиксирующий факт появления возмущения


Слайд 44Основные подходы к методологии исследования процесса управления
44
Рассматривая конкретную организацию как

объект исследования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять организацию и определить, к какому классу сложности она относится.
Чтобы совершенствовать систему управления с использованием компьютерной техники, организационное проектирование требуется доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.
Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.
Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления следует предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями.
Должна существовать четкая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую Положения об отделах, должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственности при принятии управленческих решений.

Слайд 45Четвертый учебный вопрос


4. Методология исследования
45


Слайд 46определение целей
определение предмета исследований
определение границ исследования
выбор средств и методов исследований
выбор средств

(ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ

46


Слайд 47
Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик,

к которым относятся:

47


Слайд 49Проблемы, которые могут быть предметом исследования
49
развитие структуры управления
мотивация персонала
модернизация техники и

информационных систем управления

разработка управленческих решений

подготовка управленческого аппарата и персонала

социальные отношения в коллективе

текучесть кадров

Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ − это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.


Слайд 5151
1) В теоретичес-ком разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект

иссле-дования.

2) Методический раздел
содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела:

3) Организационный раздел включает:
план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами.


Слайд 52
52
В состав группы по проведению системного анализа должны входить:


Слайд 53 подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов

сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования

сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических аспектов

подготовка информации к обработке

В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:

обработка информации, ее анализ

подготовка результатов исследования

53


Слайд 54
Сбор данных является основным этапом исследования.
Для этих целей используется ряд

методов, среди которых наиболее эффективными являются:
беседы со специалистами аппарата управления;
изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства;
изучение опыта развития родственных предприятий.

Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.

54

Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации.


Слайд 55С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы:
55
индивидуальные

и коллективные исследования

исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами

централизованная и децентрализованная организация

специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения

привлечение специализированных консалтинговых организаций


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика