Оценка физического развития ребенка презентация

Содержание

Терминология Развитие – качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем называется развитием. Физическое развитие – динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности.

Слайд 1Оценка физического развития ребенка


Слайд 2Терминология
Развитие – качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем

называется развитием.
Физическое развитие – динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности.
Психомоторное развитие – период формирования и становления основных психомоторных функций.
Половое развитие – соз­ре­ва­ние полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости.
Биологическое развитие – морфологическое и функциональное созревание органов и систем.


Слайд 3АНТРОПОМЕТРИЯ


Слайд 4Антропометрический показатели
Основные:
Длина тела (рост)
Масса тела (вес)
Окружность груди
Окружность головы

Дополнительные:
Высота верхнего лица
Высота головы
Нижний

сегмент
Средняя точка тела
Длина ноги
Окружность плеча, бедра
И др.


Слайд 5Антропометрический показатели
Продольные (длинниковые):
Длина тела (рост)
Длина ноги
Высота верхнего лица
И др.

Поперечные:
Масса тела (вес)
Окружность

головы
Окружность груди
Окружность плеча, бедра
И др.


Слайд 6Контроль за ростом и развитием ребенка – в декретированные сроки!!!
Первый год

жизни – 1 раз в месяц
От 1 до 3 лет – 1 раз в 3 месяца
От 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев
От 6 до 18 лет – 1 раз в 12 месяцев


Слайд 7Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни


Слайд 8
Методика антропометрического обследования ребенка старше 3х лет


Слайд 9Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни


Слайд 12Антропометрические точки у детей:
1 — верхушечная - наиболее высокая точка

на саггитальной линии головы;
2 — волосяная;
3 — лобная;
4 — верхненосовая;
5 — нижненосовая - основание носа;
6 — подбородочная - наиболее выступающая часть подбородка на саггитальной линии головы;
7 — шейная:
8 — надгрудинная – яремная вырезка по срединной линии;
9 — плечевая - наиболее латерально выступающая точка акромиального отростка;
10 — среднегрудинная - средняя линия грудины на уровне верхнего края 1У ребра;
11 — нижнегрудинная;
12 — лучевая - край суставной поверхности лучевой кости;

Слайд 13Антропометрические точки (продолжение):
13 — пупковая;
14 — подвздошно-гребешковая;
15 — подвздошно-остистая

передняя;
16 — лобковая – верхний край лонного сочленения;
17 — вертельная – наиболее выступающая точка верхней части большого вертела бедра;
18 — шиловидная – нижний край шиловидного отростка лучевой кости;
19 — фаланговая;
20 — пальцевая- -мякоть ногтевой фаланги среднего пальца;
21 — верхнеберцовая – край суставной поверхности внутренней части головки большеберцовой кости;
22 — нижнеберцовая - нижний край внутренней лодыжки;
23 — конечная – конец ногтевой фаланги 1 и 11 пальца;
24 — пяточная – наиболее выступающая сзади точка пяточной кости.


Слайд 14Продольные антропометрические показатели
Высота головы – расстояние между верхушечной и подбородочной точкой
Верхнее

лицо – расстояние между верхушечной и нижненосовой точкой
Нижний сегмент – расстояние между лобковой точкой и основанием стопы по средней линии тела
Верхний сегмент – разница между длиной тела и нижним сегментом (расстояние между верхушечной и лобковой точкой)

Слайд 15Продольные антропометрические показатели
Длина туловища – разность между высотой стояния грудинной и

лобковой точек.
Длина рук – разница высоты стояния плечевой и пальцевой точек.
Длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками.
Длина предплечья – определяется расстоянием между лучевой и шиловидной точками.
Длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками.
Длина ноги – высота стояния вертельной точки над полом.
Длина бедра – разница высоты стояния вертельной и верхнеберцовой точек.
Длина голени – расстояние от верхнеберцовой до нижнеберцовой точки.
Длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Слайд 16Средняя точка тела
Длину тела делят пополам и проецируют полученную точку на

срединную линию тела

Выше пупка
На пупке
Между пупком и симфизом
На симфизе
На бедре
+расстояние от пупка






Слайд 17Периоды детского возраста по Штрацу.


Слайд 18Сантиметровую ленту проводят сзади по затылочной точке, а спереди – по

надбровным дугам.

Наложение осуществляют по направлению от правой височной области до левой, и результат считывают надо лбом.

Измерение окружности головы


Слайд 19Сантиметровую ленту помещают сзади под нижние углы лопаток при отведённых в

сторону руках, спереди проводят над сосками. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке.

Измерение окружности груди


Слайд 20Сантиметровую ленту располагают
сзади на уровне III поясничного позвонка, спереди -

на уровне пупка.

Измерение окружности живота


Слайд 21Сантиметровую ленту накладывают в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы при свободно

опущенной руке.

Окружность плеча измеряют при расслабленной мускулатуре рук.

Измерение окружности плеча


Слайд 22Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой.


Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Измерение окружности бедра


Слайд 23Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.
Измерение окружности голени


Слайд 24Понятие об индексах физического развития
1. Индекс Л.И. Чулицкой (3 окружности плеча

+ окружность бедра + окружность голени) – длина тела. У детей первого года жизни индекс составляет 20-25. Снижение его указывает на недостаточность питания.

2. Массо-ростовой индекс (Кетле I), или индекс А.Ф. Тура, является частным от деления массы тела в граммах на длину тела в см и используется у новорожденных детей. В норме от 60 до 80.

3.Индекс Эрисмана – разность между окружностью груди и половиной длины тела. Используется в контроле физического развития школьников.


Слайд 25 Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении

головы накладывают поперек середины темени.
Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки уха.
Рука и кисть плотно прилегают к голове.
Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

Ребенок 4 года. Тест –отрицательный.

Ребенок 6,5 лет. Тест – положительный.

«Филиппинский» тест


Слайд 26Оценка антропометрических показателей (физическое состояние)
Соответствие антропометрических показателей (длины тела) возрасту
Уровень антропометрических

показателей
Гармоничность антропометрических показателей
Соматотип
Индивидуальные особенности антропометрических данных


Слайд 27Соответствие антропометрических показателей (длины тела) возрасту
Эмпирический метод (метод эмпирических формул)
Параметрический метод

(метод сигмальных таблиц)
Непараметрический метод (центильный метод)
Метод индексов физического развития

Слайд 28Эмпирической метод
Суть метода – сравнение основных антропометрических данных ребенка с долженствующими

по возрасту величинами, вычисленными по эмпирическим формулам с учетом соответствующих для данной возрастной группы ПДК и выделением уровня (среднего, высокого и низкого).

Слайд 29Эмпирической метод
Достоинство
простота использования
Недостатки
низкая

чувствительность (невозможность дифференцировать минимальные нарушения)
условность оценки (не учитывает современные тенденции изменения роста и развития)
высокая погрешность (особенно при «удалении» от «опорных точек»), нет разделения по полу (всегда) и по возрастной группе (дети от 1 года до 6 лет).


Слайд 30Колебание значения показателя в пределах + 1 возр. интервал свидетельствует о

соответствии антропометрического показателя возрасту.
При колебании значения показателя в пределах превышающих + 3 возр. интервала антропометрический показатель явно не соответствует возрасту.
Если колебания определяются в пределах от 1 до 3 возрастных интервалов, для определения соответствия антропометрического показателя возрасту требуется привлечения других, более объективных методов оценки.

Эмпирической метод


Слайд 31Отклонение массы тела от долженствующей величины, рассчитанной с использованием вневозрастной формулы,

в пределах + 10% свидетельствует о соответствии массы тела длине тела, т.е. гармоничности (нормотрофии).
Избыток (недостаток) массы тела превышает 10% требует уточнения с использованеим параметрического метода.
Оценка динамики изменения отдельных антропометрических показателей позволяет судить о достаточных, избыточных и недостаточных темповых прибавках.

Эмпирической метод


Слайд 32Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни


(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)

Слайд 33Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин

А. В., Воронцов И. М., 1999)

Слайд 34Эмпирические формулы для расчета массы тела ребенка


Слайд 35Эмпирические формулы для расчета длины тела ребенка


Слайд 36Допустимые колебания для основных антропометрических показателей
(±1,5 ϭ)


Слайд 37Параметрический метод оценки
Суть метода — сравнение антропометрических данных ребенка со среднеарифметическими

популяционными данными (М) и соответствующими величинами среднеквадратических отклонений (δ — сигма), занесенных в оценочные таблицы с учетом возраста и пола и выделением уровня показателя (средний, ниже и выше среднего, высокий, низкий, очень высокий и низкий).


Слайд 38Достоинстово — возможность оценки значительно отклоняющихся от средних значений ан­тро­по­мет­рических показателей.

Недостаток — не подчинение растущих биологических систем «нормальному» Гаусс-Лапласовскому распределению относительно среднеарифметических величин.

Параметрический метод оценки


Слайд 39Отклонение значения антропометрического показателя в пределах + 2δ свидетельствует о соответствии

антропометрического показателя возрасту. При колебании значения показателя в пределах превышающих + 3δ антропометрический показатель явно не соответствует возрасту. Если колебания определяются в пределах от 2 до 3δ, для определения соответствия антропометрического показателя возрасту требуется привлечения других, более объективных методов оценки.

Параметрический метод оценки


Слайд 40
Отклонение зависимых антропометрических показателей (массы тела, окружности грудной клетки) от долженствующей

величины для фактической длины тела, определяемое с использованием вневозрастных таблиц, в пределах +1δ (+10% для массы тела) свидетельствует о соответствии показателя (массы тела, окружности грудной клетки) длине тела.


Слайд 41
Стойкое нахождение значения антропометрического показателя в области определенного уровня свидетельствует о

стабильных темповых прибавках. Отклонение антропометрического показателя в динамике в сторону низких величин свидетельствует о замедлении, а в сторону высоких величин об ускорении темповых прибавок.

Слайд 42Непараметрический метод (центильный метод)
Гауссовское распределение


Слайд 43Непараметрический метод (центильный метод)
Центильные таблицы


Слайд 44Непараметрический метод (центильный метод)
Графики


Слайд 45Уровень антропометрических показателей, соответствие возрасту


Слайд 46Гармоничность антропометрических показателей
Определяется по максимальной разнице между номерами коридоров центильной шкалы

после оценки показателей роста, веса (по возрасту) и окружности груди


Слайд 47Оценка соматотипа
Определяется при условии гармонического развития
Сумма номеров центильных коридоров роста, массы

(по возрасту) и окружности груди

Слайд 48Задача № 1
Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу

тела 10,5 кг.
Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции тела.
Описать показатели нервно-психического развития по уровню общей моторики и речевого развития, свойственные здоровому ребенку этого возраста.


Для решения данного типа задач подразумевается,
что антропометрические показатели ребенка
соответствуют средним возрастным!!!
Для решения необходимо использовать ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД!

Слайд 49Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу тела 10,5

кг.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни
(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)

75 см = 66 см (должный рост в 6 мес.) + 1,5 см х n, где n-кол-во месяцев более 6ти
n= 6 мес. ДЛИНА ТЕЛА НАИБОЛЕЕ СТАБИЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ!!!
10500 г = 8000 г (должный вес в 6 мес.) + 400 г х y, где y – кол-во месяцев более 6ти
Y = 6,25 мес (соответствует возрасту по росту)

ОТВЕТ: Возраст ребенка с данными антропометрическими показателями 12 месяцев


Слайд 50Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и головы, а

также характерные для этой возрастной группы пропорции тела.

Средняя ОГр в 12 мес. = 45 см + 0,5см х 6 мес. = 48 см
Средняя ОГол в 12 мес. = 43 см + 0,5см х 6 мес. = 46 см
Пропорциональность – соответствие отдельных антропометрических показателей друг другу. Средняя точка тела – на пупке (12 мес)
Гармоничность –оценка соответствия массы тела и окружности груди ребенка его длине тела.
10500 г = 8000 г (должный вес в 6 мес.) + 400 г х y, где y – кол-во месяцев более 6ти
Y = 6,25 мес (соответствует возрасту по росту)

ОТВЕТ: В возрасте 12 мес. Средние ОГр = 48 см, Огол = 46 см. Средняя точка тела на пупке. Масса тела соответствует росту в 12 мес. – физическое развитие гармоничное.




Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни
(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)


Слайд 51Задача № 12
Указать средние показатели длины и массы тела, окружностей головы

и груди, характерные пропорции тела здорового ребенка 5-ти месяцев.
Дать пределы допустимых колебаний для основных антропометрических показателей.
Описать состояние психомоторного развития этого ребенка по уровням общей моторики, движению рук и действию с предметами, речевого развития.


Слайд 52Указать средние показатели длины и массы тела, окружностей головы и груди,

характерные пропорции тела здорового ребенка 5-ти месяцев.

Длина тела = 66 см – 2,5 см = 63,5 см
Масса тела = 8000 г – 800 г = 7200 г
ОГр = 45 см – 2 см = 43 см
ОГол = 43 см – 1,5 см = 41,5 см
Средняя точка тела в 5 мес. ….
Высота головы в 5 мес. ….

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни
(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)


Слайд 53Дать пределы допустимых колебаний для основных антропометрических показателей.
Допустимые колебания для основных

антропометрических показателей
(±1,5 ϭ)

Длина тела = 63,5 ± 4 см
Масса тела = 7200 ± 1000г
ОГр = 43 ± 3 см
ОГол = 41,5 ± 2,5см


Слайд 54Описать состояние психомоторного развития этого ребенка по уровням общей моторики, движению

рук и действию с предметами, речевого развития.



Слайд 55Описать показатели нервно-психического развития по уровню общей моторики и речевого развития,

свойственные здоровому ребенку этого возраста.

Слайд 56Задача № 21


Слайд 57Оценить физическое развитие девочки





При рождении физическое развитие среднее (рост по эмпирическим

формулам средний 51 см, по центильным графикам – 4 коридор), гармоничное (масса по эмпирическим формулам средняя 3200г, по центильным графикам 4 коридор, что соответствует возрасту, разница с ростом менее 1,5 сигм, по графикам – в пределах одного коридора)
Физиологическая убыль массы тела 150г, что составило 4,6% от массы при рождении, минимально на 3е сутки.
На момент осмотра физическое развитие среднее, гармоничное, однако отмечается снижение массы тела за последние 2 недели на 50 г, при должной прибавке около 400г. Можно думать о потере около 450 г за прошедшие дни болезни, что составляет около 10% от должной (соответствует 3 степени обезвоживания)


Слайд 58Задача № 25


Слайд 59







При рождении физическое развитие ниже среднего (3й коридор), гармоничное (масса 3й

коридор, т.е. в одном коридоре с ростом).
В дальнейшем отмечается гетерохрония развития: снижение массы тела с выходом на гипотрофию 2 степени (дефицит массы около 24% от должентсвующей). На момент осмотра физическое развитие сохраняется ниже среднего (рост 3й коридор), дисгармоничное (вес 1 коридор, разница с ростом 2 коридора).
На основании дополнительных антропометрических данных возможно оценить упитанность (Индекс Чулицкой) и пропорциональность развития

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика