Организация медико-социальных исследований и методы статистического анализа презентация

Содержание

МОДУЛЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ЭТАПЫ) МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Цель изучения модуля: научить студентов организовывать и проводить медико-социальные исследования, касающиеся изучения здоровья населения и деятельности системы (учреждений) здравоохранения.

Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Тимофеев Леонид Федорович,
профессор кафедры

общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова,
доктор медицинских наук
2017

Слайд 2МОДУЛЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ЭТАПЫ) МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель изучения модуля: научить студентов организовывать и проводить медико-социальные исследования, касающиеся изучения здоровья населения и деятельности системы (учреждений) здравоохранения.
После изучения темы студент должен знать:
- этапы организации и проведения медико-социального исследования;
- содержание программы и рабочего плана исследования;
- способы сбора информации и формирования баз данных;
- методы обработки, анализа и визуализации данных;
- технологию выработки управленческих решений, внедрение их в практику и оценку их эффективности.

Слайд 3
Студент должен уметь:
- разрабатывать программу

и рабочий план исследования;
- организовывать и проводить сбор информации;
- проводить анализ, обработку и визуализацию данных с использованием методов математической статистики и соответствующих программных средств;
- применять технологию выработки и принятия управленческих решений.

Слайд 4

1.1. Блок информации Процесс организации и проведения медико-социальных исследований состоит из 4 этапов: 1) разработка дизайна исследования; 2) сбор информации и формирование баз данных; 3) обработка, анализ и визуализация данных; 4) выработка управленческих решений, вне-дрение их в практику и оценка их эффективнос-ти.

Рандомизированное контр



Слайд 5 I этап - разработка дизайна исследования. 

На данном этапе разрабатываются программа и рабочий план. Программа включает: тему исследования, цель, задачи, сформулированные гипотезы, название объекта и единиц наблюдения, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, перечень используемого статистического инструментария, глоссарий терминов. Рабочий план (приложение к программе) представляет собой механизм реализации программы исследования и включает перечень основных мероприятий: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативно-методических документов; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения исследования (кадры, финансы, материально-технические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Рабочий план представляется в форме сетевого графика.



Слайд 6
Под объектом медико-социального исследования понимают некоторую статистическую совокупность.

Статистическая совокупность  – относительно однородная группа единиц наблюдения или явлений, характеризующаяся наличием некоторых общих признаков.
Единица наблюдения  – первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению.

Слайд 7
Различают следующие учетные признаки единицы наблюдения:

- вербальные  – имеющие описательный характер и выраженные словесно;
- количественные  – выраженные некоторыми числами;
- факторные  – оказывающие влияние на результативные признаки;
- результативные  – зависящие от факторных признаков.

Слайд 8
Статистическая совокупность бывает двух видов:

- генеральная совокупность  – это множество качественно однородных единиц наблюдения, объединенных одним или группой признаков;
- выборочная совокупность (выборка) – это любое подмножество единиц наблюдения генеральной совокупности.

Слайд 9
В зависимости от объема единиц наблюдения принято

различать сплошное и выборочное исследование. При сплошном исследовании изучают все единицы генеральной совокупности, при выборочном – только ее часть (выборку).
В понятие статистический инструментарий включены: карты, анкеты, макеты таблиц, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных и др., в которые заносят изучаемые данные.
На первом этапе статистического исследования разрабатывают макеты таблиц. Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и комбинационные.

Слайд 10Макет простой таблицы Таблица. Распределение детей по группам здоровья (% к итогу)



Слайд 11Макет групповой таблицы Таблица. Распределение детей по группам здоровья, полу и возрасту (%

к итогу)



Слайд 12Макет комбинационной таблицы Таблица. Распределение детей по группам здоровья, возрасту и полу (%

к итогу)



Слайд 13
II этап  – сбор информации и формирование

баз данных.
  Основными источниками информации о состоянии здоро-вья населения являются:
- данные государственного и ведомственного статистического наблюдения;
- данные специально проводимых выборочных исследований;
- электронные персонифицированные базы данных органов управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), страховых медицинских организаций.
База данных (БД)  – структурированный и хранимый на электронных носителях массив данных, которым управляют с помощью специального программного обеспечения – системы управления базами данных (СУБД).

Слайд 14
III этап  – обработка, анализ и визуализация данных. 

Обработка данных  – это процесс подготовки, группировки данных, расчета и анализа статистических показателей с использованием методов математической статистики.
В процессе обработки данных выделяют следующие последовательные этапы (рис. 1).

Слайд 15Рис. 1. Основные этапы обработки данных


Слайд 16
IV этап - выработка управленческих решений, внедрение их в практику и

оценка эффективности.

Управленческие решения в здравоохранении могут быть выражены при помощи следующих организационно-правовых форм:
- подготовка проектов нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;
- подготовка проектов приказов руководителей органов управления и организации здравоохранения;
- разработка методических рекомендаций и инструкций;
- разработка комплексных или целевых медико-социальных программ и др.
Результаты медико-социальных исследований используются для выработки управленческих решений. Технология принятия таких решений представлена на рис. 2.

Слайд 17Рис. 2. Технология принятия управленческого решения


Слайд 18
1.2. Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить материалы соответствующей
главы

учебника [1], модуля, рекомендуемой
литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.

Слайд 19
1.3. Контрольные вопросы
1. Назовите этапы организации и проведения медико-социальных исследований.

2. Каков первый этап исследования?
3. Перечислите основные элементы программы статистического исследования.
4. Укажите основные вопросы рабочего плана статистического исследования.
5. Что понимают под объектом медико-социального исследования?
6. Что такое единица наблюдения?
7. Что обозначает понятие «статистический инструментарий»?
8. Какие виды медико-социальных исследований различают в зависимости от масштаба их проведения?

Слайд 20
1.3. Контрольные вопросы
(продолжение):
9. Что такое база данных?
10. Дайте

определения генеральной и выборочной совокупностей.
11. Что такое репрезентативность выборки?
12. Какие способы формирования выборочной совокупности используют в медико-социальных исследованиях?
13. Что является основными источниками информации о состоянии здоровья населения?
14. Перечислите основные этапы обработки данных.
15. Из каких операций состоит этап обработки, анализа и визуализации данных?
16. Укажите особенности составления макетов статистических таблиц.

Слайд 21
1.4. Задача-эталон
Исходные данные: руководителем органа управления здравоохранением некоторого

субъекта РФ поставлена задача: разработать комплекс мер по совершенствованию системы здравоохранения на основе углубленного изучения состояния здоровья населения.
Задание
Разработать дизайн исследования, включающий:
- программу;
- рабочий план.

Слайд 22
1. Программа исследования.
Тема исследования: разработка и

практическое применение мониторинга здоровья населения как основы совершенствования системы здравоохранения в некотором субъекте РФ.
Цель исследования: разработка комплекса мер по совершенствованию системы здравоохранения на основе мониторинга состояния здоровья населения.
Задачи исследования:
1. Разработать систему мониторинга здоровья населения:
1.1) сформировать информационную базу «Здоровье населения региона»;
1.2) провести анализ медико-демографической ситуации;
1.3) изучить заболеваемость населения;
1.4) проанализировать инвалидность населения;
1.5) оценить физическое здоровье населения;
1.6) выявить факторы, влияющие на здоровье населения.

Слайд 23
2. Разработать комплекс мер по совершенствованию

системы здравоохранения в данном субъекте РФ.
Название объекта исследования: население данного субъекта РФ.
Единица наблюдения: житель данного субъекта РФ.
Объем наблюдений: выборочная совокупность (10% населения данного субъекта РФ), которая формируется способом случайного отбора, с использованием генератора случайных чисел.
Обработку и анализ данных проводят в соответствии с алгоритмом, представленном на рис. 1, с использованием методов математической статистики и соответствующих программных средств (MS Excel, STATISTICA, SPSS, MathCAD, Maple и др.).
Статистический инструментарий: карты, анкеты, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных.

Слайд 242. Рабочий план. Основные мероприятия рабочего плана представляют в форме сетевого

графика (рис. 3)



Слайд 25
Задача 2
Исходные данные: руководителем органа управления здравоохранением

некоторого субъекта РФ поставлена задача: разработать предложения по снижению младенческой смертности на основе углубленного изучения репродуктивного здоровья населения и анализа состояния существующей сети учреждений охраны материнства и детства.

Задача 3
Исходные данные: главным врачом краевой больницы некоторого субъекта РФ поставлена задача: разработать предложения по повышению качества стационарной помощи на основе анализа показателей летальности в стационаре и показателей, характеризующих уровень профессиональной подготовки работников больницы.
Задание
На основе исходных данных, представленных в задачах 1, 2, 3, разработать дизайн исследования, в который входят:
1) программа;
2) рабочий план.

Слайд 26
1.5. Рекомендуемая литература

1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и

здравоохранение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 608 с.
2. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
3. Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. – М.: Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 2009. – 376 с.

Слайд 27МОДУЛЬ 2. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Цель изучения модуля: показать значение абсолютных и относительных статистических показателей для изучения общественного здоровья, деятельности системы (учреждений) здравоохранения и в клинической практике.
После изучения темы студент должен знать:
- виды относительных статистических показателей;
- методику расчета, анализа и графического изображения относительных статистических показателей.
Студент должен уметь:
- выбирать тот или иной вид относительных статистических показателей в конкретной ситуации для анализа общественного здоровья, деятельности системы (учреждений) здравоохранения и в клинической практике;
- рассчитывать, анализировать и представлять графически относительные статистические показатели;
- использовать полученные знания при обучении на клинических кафедрах.

Слайд 28

2.1. Блок информации Статистический показатель  – одна из многих количественных характеристик статистической совокупности, численное выражение внутренней сущности изучаемого явления. Показатели, в зависимости от охвата единиц совокупности, подразделяются на индивидуальные, характеризующие отдельный объект, и сводные, характеризующие группу объектов. Также статистические показатели можно классифицировать следующим образом: - абсолютные; - относительные; - средние. Кроме того, для комплексной оценки здоровья населения, медицинской и экономической деятельности учреждений здравоохранения на основе математических моделей разрабатываются интегральные статистические показатели.





Слайд 29
Абсолютные статистические показатели имеют определенные размерность и

единицы измерения, показывают количество, численность чего-то или кого-то (численность населения, количество больничных коек, врачей, родившихся, умерших людей и др.).
Относительные статистические показатели более объективно выражают количественные соотношения между явлениями. Для анализа здоровья населения и деятельности системы здравоохранения выделяют следующие группы относительных показателей:
- экстенсивные показатели;
- интенсивные показатели;
- показатели соотношения;
- показатели наглядности.

Слайд 30
Экстенсивные показатели отражают внутреннюю структуру явления, разделение его

на составные части, удельный вес каждой части в целом. К экстенсивным показателям относится структура заболеваемости, инвалидности, смертности, коечного фонда, врачебных специальностей и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в процентах):


Слайд 31
Интенсивные показатели характеризуют уровень, распространенность какого-либо явления

в среде, непосредственно с ней связанного. Эти показатели рассчитывают, как правило, для анализа здоровья населения, где в качестве среды берут численность населения, а в качестве явления - число рождений, заболеваний, смертей и др. К интенсивным показателям относятся показатели заболеваемости, рождаемости, смертности населения и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в промилле – 0/00, децимилле – 0/000 или сантимилле – 0/0000):


Слайд 32

Показатели соотношения характеризуют уровень (распространенность) какого-либо

явления в среде, непосредственно (биологически) не связанного с данной средой. В этом их отличие от интенсивных показателей. Показатели соотношения рассчитывают для анализа деятельности системы здравоохранения, ее ресурсного обеспечения, где в качестве среды берут численность населения, а в качестве явления – количество врачей, СМП, больничных коек, посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и др. К показателям соотношения относится обеспеченность населения стационарной, амбулаторно-поликлинической помощью, врачами, средними медицинскими работниками и др. Рассчитывают показатель по следующей формуле (выражают в промилле – 0/00, децимилле – 0/000 или сантимилле – 0/0000):


Слайд 33
Показатели наглядности применяют для анализа степени

изменения изучаемого явления во времени. Эти показатели говорят о том, на сколько процентов или во сколько раз увеличились или уменьшились сравниваемые показатели за данный период времени. Рассчитывают показатель как отношение ряда сравниваемых величин к исходной величине, принятой за 100 или за 1, результат выражают либо в процентах, либо в долях. Как правило, за такую исходную величину берут начальные или конечные значения временного ряда.




Показатель наглядности можно выразить в разах, как отношение большего значения к меньшему, но в таком случае следует пояснить, происходит увеличение или уменьшение изучаемой величины.

Слайд 34
2.2. Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить материалы соответствующей главы учебника

[1], модуля, рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.

Слайд 35
2.3. Контрольные вопросы:

1. Приведите классификацию статистических показателей.
2. Дайте

определение абсолютным статистическим показателям, приведите примеры.
3. Дайте определение относительным статистическим показателям, приведите примеры.
4. Перечислите виды относительных статистических показателей.
5. Дайте определение экстенсивного показателя, приведите методику расчета и назовите область применения.



Слайд 36
2.3. Контрольные вопросы (продолжение):

6. Дайте определение интенсивного показателя, приведите методику

расчета и назовите область применения.
7. Дайте определение показателя наглядности, приведите методику расчета и назовите область применения.
8. Дайте определение показателя соотношения, приведите методику расчета и назовите область применения.
9. Назовите различия между показателем соотношения и интенсивным показателем.
10. Для чего необходимо графическое изображение полученных данных?
11. Какие виды графиков используют для визуализации статистических показателей?



Слайд 37
2.4. Задача-эталон
Исходные данные: среднегодовая численность населения некоторого

субъекта РФ составляет 1330000 человек. В изучаемом году умерли 24 080 человек. Из этого числа 11 560 человек умерли от болезней системы кровообращения, 4610 – от внешних причин, 3730 – от злокачественных новообразований, 1445 – от болезней органов дыхания, 2737 – от прочих причин. В городе развернуто 12 500 больничных коек, работает 4200 врачей. При анализе коэффициента рождаемости за 1990-2010 гг. установлено, что в 1990 г. этот показатель был равен 16,6, в 1995 г. – 13,4, в 2000 г. – 9,3, в 2005 г. – 8,7, в 2010 г. – 10,2 случая на 1000 населения.

Слайд 38
Задание:
1. На основании представленных исходных данных необходимо рассчитать:
1.1) экстенсивные

показатели;
1.2) интенсивные показатели;
1.3) показатели соотношения;
1.4) показатели наглядности.
2. Представить в графическом виде:
2.1) экстенсивные показатели;
2.2) интенсивные показатели;
2.3) показатели соотношения;
2.4) показатели наглядности.

Слайд 39
Решение
1.1. Расчет экстенсивных показателей
1.1.1. Удельный вес умерших от болезней системы кровообращения

=




1.1.2. Удельный вес умерших от внешних причин =


Слайд 40
1.1.3. Удельный вес умерших от злокачественных новообразований =



1.1.4. Удельный вес умерших

от болезней органов дыхания =



1.1.5. Удельный вес умерших от прочих причин =


Слайд 41
Вывод:
В структуре смертности доля умерших от

болезней системы кровообращения составила 48,0%, от внешних причин – 19,1%, от злокачественных новообразований – 15,5%, от болезней органов дыхания – 6,0%, от прочих причин – 11,4%. Данная структура смертности отличается от структуры причин смертности населения РФ.
2.1. Полученные данные можно представить в виде секторных диаграмм (круговой или столбиковой) с использованием прикладной компьютерной программы Microsoft Excel (рис. 4).

Слайд 42Рис. 4. Структура причин смерти в некотором субъекте РФ


Слайд 43
1.2. Расчет интенсивных показателей
1.2.1. Общий коэффициент смертности =


1.2.2. Коэффициент смертности от

болезней системы кровообращения =



1.2.3. Коэффициент смертности от внешних причин =


Слайд 44
1.2.4. Коэффициент смертности от злокачественных новообразований =


1.2.5. Коэффициент смертности от болезней

органов дыхания =


1.2.6. Коэффициент смертности от прочих причин =


Слайд 45
Вывод:
Коэффициент общей смертности населения в

некотором субъекте РФ составил 18,10/00, наибольший уровень смертности – от болезней системы кровообращения (869,20/0000), наименьший – от болезней органов дыхания (108,60/0000). Эти данные превышают аналогичные средние показатели по РФ.

2.2. Полученные данные можно представить в виде столбиковой диаграммы с использованием прикладной компьютерной программы Microsoft Excel (рис. 5).

Слайд 46Рис. 5. Коэффициент смертности населения от различных причин (на 100 000 населения)


Слайд 47
1.3. Расчет показателей соотношения

1.3.1. Обеспеченность населения больничными койками =



1.3.2. Обеспеченность населения

врачами =


Слайд 48
Вывод:

Обеспеченность населения койками в лечебных учреждениях

– 94,0 на 10 000 населения – соответствует среднероссийскому показателю.
Обеспеченность населения врачами – 31,6 на 10 000 населения – ниже среднего показателя по РФ.

Слайд 49
1.4. Расчет показателей наглядности (на основе анализа динамики

коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)

Значение показателя рождаемости в 1990 г. принимают за 100%. Тогда показатели наглядности за 1995-2010 гг. находят по следующим формулам:






Значения этих показателей можно выразить в долях, приняв величину показателя в 1990 г. за 1. Результаты отражены в таблице.

Слайд 50Таблица. Показатели наглядности (на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости за 1990-2010 гг.)


Слайд 51
Вывод:
Показатель рождаемости по отношению к

1990 г. в 1995 г. составил 80,7% (уменьшился на 19,3% или в 1,2 раза), в 2000 г. – 56,0% (уменьшился на 44,0% или в 1,8 раза), в 2005 г. – 52,4% (уменьшился на 47,6% или в 1,9 раза), в 2010 г. – 61,4% (уменьшился на 38,6% или в 1,6 раза).

2.3. Полученные данные представлены в виде линейной диаграммы с использованием компьютерной программы Microsoft Excel (рис. 6).

Слайд 52Рис. 6. Динамика коэффициента рождаемости (показатель наглядности, %) за 1990-2010 гг.


Слайд 53
2.6. Задачи для самостоятельного решения

Задача 1

Исходные данные: среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 1 170 850 человек. В изучаемом году впервые зарегистрировано 738 550 случаев заболеваний. Из числа всех зарегистрированных заболеваний 365950 – болезни органов дыхания, 97 045 – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, 58 975 – болезни кожи, 55 350 – болезни костно-мышечной системы; 161 230 – прочие болезни. На территории субъекта развернуто 12 920 койко-мест, работает 4245 врачей. При анализе первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией в динамике за 5 лет (2006-2010 гг.) установлено, что в 2006 г. показатель был равен 12,7, в 2007 г. – 38,7, в 2008 г. – 55,3, в 2009 г. – 29,7, в 2010 г. – 21,4 случая на 100 000 населения.

Слайд 54
Задача 2
Исходные данные: среднегодовая численность населения

трудоспособного возраста некоторого субъекта РФ составляет 625 615 человек. В изучаемом году умерли 6540 человек, из них 2350 – от болезней системы кровообращения, 2480 – от внешних причин, 635 – от злокачественных новообразований, 395 – от болезней органов пищеварения, 680 – от прочих причин. На территории субъекта развернуто 9750 коек, работает 4980 врачей. При анализе показателя заболеваемости туберкулезом в динамике за 1990-2010 гг. установлено, что в 1990 г. показатель был равен 35,8, в 1995 г. – 42,9, в 2000 г. – 57,9, в 2005 г. – 90,4, в 2010 г. – 84,0 случаев на 100 000 населения.

Слайд 55
Задача 3

Исходные данные: среднегодовая численность взрослого

населения некоторого субъекта РФ составляет 548 415 человек. В изучаемом году впервые признано инвалидами 8269 человек, из которых 3807 стали инвалидами от болезней системы кровообращения, 1370 – от злокачественных новообразований, 1085 – от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, 876 – от последствий травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, 1131 – от прочих причин. На территории субъекта развернуто 6750 коек, работает 2380 врачей. При анализе показателя младенческой смертности в динамике за 1990-2010 гг. установлено, что в 1990 г. показатель равнялся 20,7, в 1995 г. – 17,4, в 2000 г. – 18,1, в 2005 г. – 15,3, в 2010 г. – 11,0 случаев на 1000 родившихся живыми.

Слайд 56
Задание
1. На основании представленных исходных данных в задачах

1, 2, 3 рассчитать:
1.1) экстенсивный показатель;
1.2) интенсивный показатель;
1.3) показатель соотношения;
1.4) показатель наглядности.
2. Представить в графическом виде:
2.1) экстенсивный показатель;
2.2) интенсивный показатель;
2.3) показатель соотношения;
2.4) показатель наглядности.

Слайд 57
2.7. Рекомендуемая литература:
1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье

и здравоохранение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 608 с.
2. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
3. Тестовые задания по медицинской статистике / В.Г. Кудрина и др.; под ред. В.Г. Кудриной. – М.: РМАПО, 2000. – 251 с.
4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учеб. пособие / под ред. В.З. Кучеренко. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 256 с.
5. Россия в цифрах. 2009: краткий стат. сб. / Росстат. – М., 2009. – 510 с.

Слайд 58МОДУЛЬ 3. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Цель изучения

модуля: показать значение средних величин для изучения общественного здоровья, деятельности системы (организаций и учреждений) здравоохранения и в клинической практике.
После изучения темы студент должен знать:
- виды средних величин;
- способы вычисления средних величин.
Студент должен уметь:
- рассчитывать и анализировать среднюю арифметическую;
- применять среднюю арифметическую в конкретной ситуации для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения;
- использовать полученные знания при обучении на клинических кафедрах.

Слайд 59
3.1. Блок информации
В медико-социальных исследованиях

наряду с абсолютными и относительными показателями используются средние величины, которые характеризуют весь ряд наблюдений одним числом.
Для расчета средних величин необходимо соблюдать следующие условия:
- средние величины должны быть рассчитаны на основе качественно однородных статистических групп;
- средние величины исчисляются на совокупностях, имеющих достаточно большое число наблюдений.

Слайд 60
В медико-социальных исследованиях используются следующие виды

средних величин:
- средняя арифметическая;
- средняя арифметическая взвешенная;
- средняя гармоническая взвешенная;
- средняя геометрическая невзвешенная;
- средняя геометрическая взвешенная;
- средняя квадратическая невзвешенная;
- средняя квадратическая взвешенная.

Слайд 61
К средним величинам относят также моду как наиболее типичное

значение и медиану как середину распределения случайной величины.
При изучении общественного здоровья, анализе деятельности учреждений здравоохранения, оценке работы медицинского персонала из всех видов средних величин наиболее часто используется средняя арифметическая, которая может быть простой и взвешенной.
Ряд наблюдений, все элементы которого упорядочены по возрастанию, называется вариационным рядом. Элемент вариационного ряда – варианта.

Слайд 62
Средняя арифметическая простая  – средняя

вариационного ряда х1, х2,..., хn, где каждая варианта записана столько раз, сколько встречается. Вычисляется по формуле:



Среднюю арифметическую значений х1, х2, х? можно записать иначе, с учетом частоты повторений каждого из значений. Получаем среднюю арифметическую взвешенную вариационного ряда, где k различных значений k  ≤ n.
Тогда средняя арифметическая взвешенная записывается как:


где каждое число mi  – частота соответствующего значения xi, причем: m1 + m2 +...+ mk = n.

Слайд 63
Формулу расчета средней арифметической взвешенной можно представить

в следующем виде:





Средняя арифметическая простая и средняя арифметическая взвешенная – это одна и та же величина. Различие лишь в записи расчетной формулы.

Слайд 64
3.2. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить материалы соответствующей главы учебника [1], модуля, рекомендуемой

литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.

Слайд 65
3.3. Контрольные вопросы
1. Дайте определение средней величины.
2. Назовите

условия, которые необходимо соблюдать при расчете средних величин.
3. Перечислите виды средних величин, используемые в медикосоциальных исследованиях.
4. Приведите примеры их применения.
5. Дайте определение терминам «мода» и «медиана».
6. Назовите виды средней арифметической. Приведите способы их расчета.

Слайд 66
3.4. Задача-эталон
Исходные данные:
1. При измерении роста детей в старшей

группе детского сада получены следующие значения: 118, 116, 121, 124, 115, 116, 119, 122, 121, 123, 121, 125 см.
2. При изучении длительности лечения в стационаре больных пневмонией получены следующие значения, представленные в таблице.
Таблица. Значения длительности лечения в стационаре больных пневмонией



Задание:
1. На основании представленных исходных данных рассчитать средний рост детей в старшей группе детского сада.
2. На основе представленных исходных данных рассчитать среднюю длительность лечения в стационаре больных пневмонией.

Слайд 67
Решение:
1. Рассчитываем среднюю арифметическую роста простую:





Вывод:

Средний рост детей в данной группе составил 120,1 см.

Слайд 68
2. Рассчитываем среднюю арифметическую взвешенную для показателя

длительности лечения:






Вывод:
Средняя длительность лечения в стационаре больных пневмонией – 17,5 дня.

Слайд 69
Задача 1
Исходные данные:
1. При измерении роста 10 мальчиков

в возрасте 4 лет, посещающих детский сад, получены следующие значения: 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 96, 95 см.
2. При измерении систолического артериального давления у 62 мужчин в возрасте 23 лет получены следующие значения, представленные в таблице.
Таблица. Систолическое артериальное давление, мм рт. ст.



Задание:
1. На основании представленных исходных данных рассчитать средний рост мальчиков в возрасте 4 лет.
2. На основе представленных исходных данных рассчитать средний уровень максимального артериального давления у мужчин в возрасте 23 лет.

Слайд 70
Задача 2
Исходные данные:
1. При измерении массы тела у девочек

в возрасте 12 лет получены следующие значения: 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41 кг.
2. При измерении частоты пульса перед началом соревнований у 69 спортсменов получены следующие значения, представленные в таблице.
Таблица. Частота пульса у спортсменов, мм рт. ст.


Задание
Задание:
1. На основании представленных исходных данных рассчитать среднюю массу тела у девочек в возрасте 12 лет.
2. На основании представленных исходных данных рассчитать среднюю частоту пульса у спортсменов.

Слайд 71
Задача 3
Исходные данные:
1. При выборочном обследовании санитарно-гигиенических условий

15 семей, проживающих в многоквартирном доме, получены следующие данные о числе квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24, 26.
2. При измерении длины окружности груди у мальчиков-подростков получены следующие значения, представленные в таблице.
Таблица. Значения окружности груди группы мальчиков, см


Задание:
1. На основании представленных исходных данных рассчитать среднее число квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи.
2. На основе представленных исходных данных рассчитать среднюю окружность груди у мальчиков.

Слайд 72
3.7. Рекомендуемая литература

1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье

и здравоохранение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 608 с.
2. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
3. Тестовые задания по медицинской статистике / В.Г. Кудрина и др.; под ред. В.Г. Кудриной. – М.: РМАПО, 2000. – 251 с.

Слайд 73
МОДУЛЬ 4. РАСЧЕТ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫБОРКИ

Цель изучения модуля: показать способы расчета оптимальной численности выборки при изучении общественного здоровья, деятельности системы (учреждений) здравоохранения и в клинической практике.
После изучения темы студент должен знать:
- преимущества использования выборочного метода;
- способы формирования выборочной совокупности;
- методы расчета оптимальной численности выборки.
Студент должен уметь:
- выбрать способ формирования выборочной совокупности в соответствии с задачами медико-социального исследования;
- рассчитать необходимую оптимальную численность выборочной совокупности в соответствии с задачами медико-социального исследования.

Слайд 74
4.1. Блок информации
Статистическое наблюдение можно

организовать как сплошное и несплошное. Сплошное наблюдение предусматривает обследование всех единиц изучаемой совокупности, несплошное – лишь ее часть. К несплошному наблюдению относится выборочное наблюдение. Цель выборочного наблюдения состоит в том, чтобы по характеристикам выборочной совокупности судить о характеристиках генеральной совокупности.
При проведении медико-социальных исследований используют следующие способы формирования выборочной совокупности:
- механический отбор;
- типологический (стратифицированный) отбор;
- серийный отбор;
- многоступенчатый (скрининговый) отбор;
- когортный метод;
- метод отбора копи-пар.

Слайд 75
Механическая выборка формируется с помощью механического (арифметического)

подхода к отбору единиц наблюдения. Например, при необходимости отбора 20% от всей генеральной совокупности можно отобрать каждый 5-й случай.
Типическая (типологическая) выборка – это выборка, при формировании которой генеральная совокупность предварительно разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы. Например, предварительно можно разделить группу по возрасту, полу, профессии, образованию, отобрать из каждой подгруппы необходимое число единиц наблюдения.

Слайд 76
Серийная выборка (гнездовой отбор) формируется с помощью

отбора не отдельных единиц наблюдения, а целых групп, серий или гнезд, в состав которых входят организованные определенным образом единицы наблюдения. Так, могут быть территориальные серии (села, районы), отдельные учреждения (больницы, детские сады и т.д.).
Метод многоступенчатого отбора. По количеству этапов различают одно-, двух-, трехступенчатый отборы. Так, например, на первом этапе по краткой программе обследуются все рабочие и служащие завода. Затем выбирают отдельную группу (женщины), которых обследуют по более полной программе.

Слайд 77
Когортный метод. Под когортой в демографии понимают

совокупность людей, переживших одно и то же демографическое явление в течение одного и того же года. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту) по признаку единого срока рождения женщин – или по признаку единого срока вступления в брак.
Парно-сопряженный отбор, или метод копи-пар, – это формирование, например, контрольной группы, когда каждой единице наблюдения основной группы подбирается максимально похожая на нее единица наблюдения контрольной группы. Различие должно быть только по изучаемому фактору воздействия, например по методу лечения.

Слайд 78
Формирование выборочной совокупности (выборки) позволяет

получить такую совокупность единиц наблюдения, которая по интересующим исследователя признакам дает представление о генеральной совокупности. Для этого выборка должна быть репрезентативной (представительной).
Репрезентативность выборки  – соответствие характеристик, получаемых в результате выборочного наблюдения, аналогичным показателем генеральной совокупности.
При проведении выборочного исследования нельзя получить абсолютно точные данные, как при сплошном наблюдении.
Обусловлено это тем, что наблюдению подвергается не вся совокупность, а только ее часть. Поэтому при проведении выборочного исследования неизбежна некоторая погрешность (ошибки). Ошибки, свойственные выборочному исследованию, называются ошибками выборки.
Ошибка выборки – расхождение между характеристиками выбороч-ной и генеральной совокупностей. Как правило, она возникает в результате нарушения методологических принципов отбора единиц наблюдения при формировании выборочной совокупности и вызвана объективным различием целого (генеральной совокупности) и его части (выборки).

Слайд 79
Наибольшая из возможных ошибок выборки Δ

называется предельной ошибкой выборки, которая рассчитывается по формуле:







где S2 – оценка дисперсии σ2, вычисляемая по выборке х1, х2, хn.

Слайд 80
Средней ошибкой выборки (μ) называют различие между

средними выборочной и генеральной совокупностями, которая по модулю не превышает σ.
Тогда коэффициент доверия t характеризует ее кратность. В случае когда генеральная совокупность имеет конечный объем N, в среднюю ошибку выборки μ вводят поправочный коэффициент



Слайд 81
На формулах расчета предельной ошибки выборки

основан способ определения численности выборки, обеспечивающей заданную точность оценки. Из формулы для предельной ошибки:



следует:


Слайд 82
В случае генеральной совокупности конечного объема N аналогично

можно найти:




следовательно,


Слайд 83
Доверительный коэффициент t находится из таблицы квантилей

нормального распределения при заданной надежности γ. При стандартных значениях надежности γ = 0,95 и γ = 0,99 соответствующие доверительные коэффициенты t равны t0,95 = 1,96; t0,99 = 2,58. Приведем еще два часто используемых значения: t0,9544 = 2; t0,9973 = 3. Если вместо σ в формуле фигурирует S, оказывается, что t зависит не только от γ, но и от n. В этом случае коэффициент t находят из таблицы квантилей распределения Стьюдента. При достаточно больших n следует, что S ≈ σ и соответствующие коэффициенты t при одинаковой надежности малоразличимы.

Слайд 84
При оценке вероятности р по относительной частоте ω

из формулы:



следует:


Слайд 85
Аналогично для генеральной совокупности конечного

объема N получаем:


следовательно,



Таким образом, задав желаемую точность, т.е. указав предельную ошибку Δ, достаточный объем выборки n, обеспечивающий эту точность, можно найти по приведенным формулам. При n, больших найденного значения, точность увеличивается, поскольку предельная ошибка Δ уменьшается (см. формулы, связывающие n и Δ).

Слайд 86
4.2. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить материалы соответствующей главы

учебника [1], модуля, рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи.

Слайд 87
4.3. Контрольные вопросы

1. В чем преимущество выборочного метода исследования?

2. Дайте определение репрезентативности выборки.
3. Дайте определение ошибки выборки.
4. Назовите способы формирования выборочной совокупности.
5. Дайте определение предельной ошибки выборки. Приведите формулы расчета.
6. Дайте определение средней ошибки выборки. Приведите формулы расчета.

Слайд 88
4.4. Задача-эталон
Исходные данные:

1. При изучении средней длительности пребывания больных в стационаре получены следующие данные: М = 20 дней, σ = 1,63 дня, μ = 0,16 дня.
2. При изучении одногодичной летальности в онкологическом диспансере получен показатель 67,9%.
Задание: Определить необходимый объем выборки:
1) для получения достоверных результатов при изучении средней длительности пребывания больных в стационаре при заданном доверительном коэффициенте tY = 3 (надежность γ = 0,9973) и предельной ошибке Δ = 0,5 дня;
2) для получения достоверных результатов при изучении одногодичной летальности в онкологическом диспансере при заданном доверительном коэффициенте tY = 2 (надежность γ = 0,9544) и предельной ошибке Δ = 0,05.

Слайд 89
Решение
1. Расчет необходимого объема выборки для изучения средней

длительности пребывания больных в стационаре:



2. Расчет необходимого объема выборки для изучения одногодичной летальности в онкологическом диспансере:



Слайд 90
Выводы:

1. Для получения показателя средней длительности пребывания больных

в стационаре с заданной точностью 0,5 дня необходимый объем выборки должен составить 96 больных.
2. Для получения показателя одногодичной летальности с гарантированной точностью Δ = 0,05 необходимый объем выборки должен составить 352 больных.

Слайд 91
4.6. Задачи для самостоятельного решения
Задача 1

Исходные данные:
1. При предварительном изучении среднего роста школьников получены следующие данные: М = 132 см, σ = 3,18 см, μ = 0,13 см.
2. При предварительном изучении заболеваемости городского населения получен показатель 9800/00.
Задание:
Определить необходимый объем выборки:
1) для получения достоверных результатов при изучении среднего роста школьников при коэффициенте доверия tγ = 3 и предельной ошибке Δ = 0,5 см;
2) для получения достоверных результатов при углубленном изучении заболеваемости городского населения при коэффициенте доверия tγ = 2 и предельной ошибке Δ = 2.

Слайд 92
Задача 2
Исходные данные:

1. При предварительном изучении средней частоты сердечных сокращений (ЧСС) у подростков после физической нагрузки получены следующие данные: М=110в минуту, σ = 10,0 в минуту, μ = 4,0 в минуту.
2. При изучении частоты встречаемости лиц, имеющих избыточную массу тела, получен показатель 528,40/00.
Задание:
Определить необходимый объем выборки:
1) для получения достоверных результатов при изучении средней ЧСС у подростков после физической нагрузки при коэффициенте доверия tγ = 3 и предельной ошибке Δ = 0,5 в минуту;
2) для получения достоверных результатов при изучении частоты встречаемости лиц, имеющих избыточную массу тела, при коэффициенте доверия tγ = 2 и предельной ошибке Δ = 2.

Слайд 93
Задача 3

Исходные данные

1. При предварительном изучении средней длительности временной нетрудоспособности больных, проходивших амбулаторное лечение по поводу болезней органов дыхания, были получены следующие данные: М = 12 дней, σ = 2,15 дня, μ = 0,2 дня.
2. При предварительном изучении частота нарушения зрения лиц, длительно работающих за компьютером, отмечена значением 257,0/00. 
Задание
Определить необходимый объем выборки:
1) для получения достоверных результатов при изучении средней длительности временной нетрудоспособности больных, проходивших амбулаторное лечение по поводу болезней органов дыхания, при коэффициенте доверия tγ = 3 и предельной ошибке Δ = 0,5 дня;
2) для получения достоверных результатов при изучении частоты нарушения зрения лиц, длительно работающих за компьютером, при коэффициенте доверия tγ = 2 и предельной ошибке Δ = 0,05.

Слайд 94
4.7. Рекомендуемая литература

1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье

и здравоохранение: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 608 с.
2. Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
3. Статистика: учеб. пособие в схемах и таблицах / Н.М. Гореева, Л.М. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов; под общ. ред. С.А. Орехова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 416 с.

Слайд 95
Дополнительная литература:

1. Общественное здоровье и здравоохранение :

рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / В. А. Медик, В. И. Лисицин, М. С. Токмачев. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 400 с.: ил.


Слайд 96
Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика