Слайд 1Общие сведения об алалии
Шереметьева Е.В.
Слайд 2План
Определение алалии
Причины, локализация, структура нарушения
История понятия «алалия»
Дискуссионные вопросы в проблеме алалии
Слайд 3Литература
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4.
Визель Т.Г.
Основы нейропсихологии. – М., 2005 – С. 170 – 173.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – Разд. II.
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой , С.Н. Шаховской. – М., 2002. – С.331-389.
Недоразвитие и утрата речи / Ред. Л.И. Белякова и др. – М., 1985.
Патология речи. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1971 – С 30-40.
Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969 – Гл.7.
Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии \\ Дети с проблемами в развитии. – № 2. - 2004. – С.4-6.
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.
Слайд 4
В клинико-педагогической классификации алалия относится к нарушениям структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания,
системным, полиморфным нарушениям речи
Слайд 5Алалия
Первичное языковое расстройство, т.е. при алалии расстраивается особая автономная знаковая система,
имеющая специфическое строение и функционирование. Дети с алалией с самого начала усваивают язык по патологическому типу
Слайд 6
Для алалии как нозологической единицы характерно нарушение всех подсистем языка: семантической,
лексической, синтаксической, морфологической и фонематической.
Слайд 7
Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться
в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем: тяжелая, средней тяжести и легкая степени нарушения системы языка
Слайд 8Терминология
Алалия, афазия развития, онтогенетическая афазия
Слайд 9Алалия - это
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон
коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
Слайд 10М.Е. Хватцев
Алалия – полное или частичное отсутствие речи при наличии достаточных
для ее развития интеллектуальных возможностей, остроты слуха и речедвигательных органов
Слайд 11Г.В. Чиркина
Алалия – отсутствие речи или ее системное недоразвитие у детей
при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте
Слайд 12Два этапа исследования проблемы алалии
С 1875 года (со времени первого развернутого
описания алалии Р. Коэном) до 60-ых годов 20 века
С 60-ых годов до настоящего времени
Слайд 13Первый этап
Те или иные внешние черты объекта принимались за его сущность.
Внутренние же свойства объекта, их отношения фактически не рассматривались. Причины расстройства языкового механизма связывали с нарушением моторики либо различных психических процессов.
Слайд 14Второй этап
Выявление внутренней структуры и функционирования языкового процесса. При этом доминирующими
стали лингвистический и психолингвистический аспекты изучения
Слайд 15Впервые алалия была выделена
В 1875 году Кларусом. Среди 50 случаев афазии
у детей он обнаружил несколько случаев «врожденной афазии»
Слайд 16А. Куссмауль 1877
Описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей, имевших,
казалось бы все предпосылки для ее усвоения, и назвал это расстройство врожденной афазией
Слайд 17И.А. Бодуэн де Куртенэ 1885-1886
Дал блестящее лингвистическое описание случая врожденной афазии.
Врожденная афазия демонстрирует нам патологический тип усвоения языка, неусвоение правил его функционирования
Слайд 18Р. Коэн 1888
Впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав суждения
об ее этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах воспитания речи у этих детей
Слайд 19Р. Коэн (1888), А. Гутцман (1924), Э. Фрешельс (1931)
утверждали, что
ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Слайд 20А. Трейтель (1901)
считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти
Слайд 21А. Либман (1901)
связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью
Слайд 22А. Ивинг (1963)
указывал на отсутствие у детей моторного образа слова
как ведущего проявления в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга
Слайд 23Р. Лухзингер (1970), М. Берри (1957), М. Б. Эйдинова (1961), В.
А. Ковшиков (1985)
отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных
Слайд 24Причины алалии
Родовые травмы и асфиксии как следствие внутриутробной патологии
внутриутробные энцефалиты, менингиты
неблагоприятные условия развития
интоксикация плода
врожденная отягощенность
внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга
болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
Слайд 25Е. М. Мастюкова (1981)
при действии любого вредного фактора в пренатальном
или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. У ребенка в таком случае отмечается ММД — минимальная мозговая дисфункция
Слайд 26С. С. Корсаков и
Н. И. Красногорский
алалия бывает следствием соматического
заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии
Слайд 27Ю. А. Флоренская
в патогенезе алалии имеют место рахит, нарушения питания
и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей
Слайд 28Р. Коэн, 1888; М. Зееман, 1961; Р. Лухзингер, А. Салей, 1977
подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии
Слайд 29М. Совак (1971)
расширяя понятие «алалия», охватывают им все случаи отсутствия
речи, ее замедленного формирования, не связанного с мутизмом как неврологическим отсутствием речи, отличающегося от распада речи при деменции и шизофрении, от снижения слуха и олигофрении
Слайд 30К. П. Беккер и М. Совак (1981)
выделяют в картине речевого
недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций
Слайд 31Проблема
То, что раньше называлось слухонемотой, по мнению исследователей, проявляется в задержке
речевого развития специфического характера, обусловленной моторно-кинес-тетическими нарушениями или неблагоприятным социальным воздействием
Нарушение характеризуется многообразием симптоматики и не имеет единой нозологии
Симптомы выражены в различной степени, от тотальной до частичной немоты
Слайд 32М. Критчли (1974)
подчеркивает наличие орально-фасциальных дискоординаций
дефектность двигательных навыков губ
и языка
неправильное использование и понимание словесных символов
Детская афазия (алалия) определяется как неспособность или ограниченная способность ребенка использовать для общения символы (речевая асимволия)
Слайд 33Всемирная неврологическая федерация (Италия, Варенна, 1966)
предложено полностью отказаться от термина
«афазия», когда речь недоразвита, однако рекомендованные для обозначения таких случаев термины «врожденная алогия», «дисфазия» широкого распространения не получили
Слайд 34
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют
сложные опосредованные соотношения
В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения
Слайд 35Алалия
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее
компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы
Слайд 36
до начала XIX все формы потери речи соединяли под термином алалия
и говорили о них наряду с афонией
Слайд 37И. Франк
рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и
противопоставляет ее магилалии как нарушению произношения вследствие затруднений в артикуляции
и алалия, и магилалия рассматривает как степени дислалии, под которой подразумевает нарушение произношения, обусловленное артикуляционными трудностями
Слайд 38Р. Шультесс 1830
выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как
и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами
алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией
Слайд 39А. Куссмауль
относил алалию к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами,
и полагал для нее равнозначным термин anartria literalis (отсутствие артикуляции звуков)
выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относит нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями
Слайд 4060-е годы XIX в. Труссо
предложил термин «афазия», который сменил используемый
Брока термин «афемия», под ним подразумевались случаи утраты речи
Слайд 41Р. Коэн (1888)
называет алалию слухонемотой (немота при сохранном слухе в
отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха) или идиопатической алалией (безречие неясного происхождения)
Слайд 42к 30-м годам XX столетия
понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся:
алалия — недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад
Слайд 43Вклад в изучение алалии внесли
Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900),
М. В. Богданов-Березовский 1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Б Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Б М. Гриншпун, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи
Слайд 44Дискуссионные вопросы в проблеме алалии
о механизмах алалии
объяснительные концепции механизма алалии:
сенсомоторные
психологические
языковые
Слайд 45Сенсомоторные концепции
связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой
агнозией, апраксией)
Слайд 46Психологические концепции
при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности
Слайд 47Языковые концепции
связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и
порождения речевых высказываний