Здоровье детей и подростков как основа успешного обучения презентация

Содержание

Состояние здоровья современных школьников в Российской Федерации имеет следующие тенденции Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12 %. Стремительный рост числа функциональных нарушений и

Слайд 1Здоровье детей и подростков как основа успешного обучения


Слайд 2Состояние здоровья современных школьников в Российской Федерации имеет следующие тенденции
Значительное снижение

числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12 %.

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни

Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохандроз, осложненные формы плоскостопия), втроое – болезни почек и мочевыводящих путей.

Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анемнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
(Безруких М.М., 2004)


Слайд 3

Комплексный подход при социально-педагогическом проектировании здоровьесберегающей системы образования
Новосибирской области

Слайд 4Цель здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде
объединение и координация образовательных, социальных и

медицинских мер, обеспечивающих достижение общего результата:
предупреждение заболеваний, адекватное (соответствующее возрасту) физическое, психическое, социальное и духовное развитие детей и подростков, их высокая устойчивость к факторам риска, формирование навыков здорового образа жизни, повышение качества усвоения учебного материала;
раннее выявление и диагностика заболеваний, снижение заболеваемости детей и подростков;
психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация детей и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.


Слайд 5Задачи
Развитие деятельности организационных структур, обеспечивающих деятельность по сохранению здоровья детей в

образовательной среде

Подготовка кадров

Разработка и внедрение программ для всех уровней (для детей всех групп здоровья, различных уровней физического и психического развития, различных групп риска) и во всех сферах (учащиеся, педагоги, родители, сверстники, окружающая среда) здоровьесберегающей деятельности

Создание нормативно-правовой базы реализации здоровьесберегающих программ

Осуществление мониторинга ситуации (здоровье детей и подростков)

Оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий



Слайд 6Ресурсы региональной модели здоровьесберегающей
системы образования
Сеть школ, работающих по программам «Здоровье»


Специализированная медико-педагогическая служба в ДОУ для детей с патологией развития

Система ППМС-сопровождения образовательного процесса

Специализированная консультативная помощь: сеть центров ППМС помощи семье и детям

Специальные здоровьесберегающие образовательные программы, реализуемые через УВП

Научно-методическое, учебно-методическое руководство и консультирование развития системы

Административные: органы управления образованием всех уровней

Сеть попечительских советов школ

Проекты, поддерживающие создание и развитие региональной модели безопасной здоровьесберегающей системы образования

Нормативно-правовые


Слайд 7Типы и основное содержание работ
Создание безопасных, здоровьесберегающих медико-социальных условий труда

и учебы в образовательном учреждении (создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения)
Рациональная организация учебного процесса
Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, педагогами, родителями
Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни
Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение мотивации укреплять собственное здоровье и информирование об эффективных здоровьесберегающих методах, подходах, технологиях
Организация просветительской работы с населением (другими ведомствами, общественными организациями), формирование социального партнерства в здоровьесберегающей деятельности
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов.


Слайд 8Обеспечение безопасных условий для обучающихся и воспитанников
На капитальный ремонт и устранение

недостатков аварийного состояния объектов образования в 2005 г. выделено 15 млн. рублей

В штате управления образования введена должность инженера по безопасности

В бюджете Новосибирской области заложено целевое финансирование противопожарных мероприятий в объеме 46 млн. рублей

90 % руководителей ОУ прошли обучение в объеме пожарно-технического минимума
Издан приказ начальника управления образования Новосибирской области от 14.04.2003 № 231 «Об усилении санитарно – эпидемиологического контроля в образовательных учреждениях».

В образовательные учреждения области направлено письмо Министерства образования РФ «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях».

С целью создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья в 2003-2004 учебном году проводилась плановая инспекторская проверка выполнения санитарно – гигиенических требований.

В ходе аттестации общеобразовательных учреждений специалистами управления образования проводится контроль за соблюдением предельно допустимой учебной нагрузки.





Слайд 9Учебно-методический комплекс по обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных учреждениях


Слайд 10Рациональная организация учебного процесса
Смолеусова Т.В.
Математика вокруг нас. Уроки-экскурсии / Учебное пособие.

– 2005.

В пособии впервые раскрыта роль уроков-экскурсий по математике в укреплении и сохранении здоровья учащихся начальной школы 


Уроки-экскурсии по математике
- создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников;

- снимают статическое напряжение;

- в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и работоспособности;

- обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- способствуют поддержанию интереса к учению и углублению познавательного интереса;

- познавательную активность всех детей класса, а не избранных.  

 
 
Т.В. Смолеусова
 
 
Математика вокруг нас
Уроки-экскурсии
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2005


Слайд 11Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и

навыков здорового образа жизни

1. Внедрение специальных образовательных программ:

«Школа укрепления здоровья»
«Все цвета, кроме черного» (2-4 класс),
«Полезные привычки»,
«Мой выбор».
Проведение обучающих семинаров для работников образования.
Обеспечение необходимыми методическими материалами для внедрения этих программ.

2. Реализация специальных профилактических образовательных программ:

«Разговор о правильном питании» в начальных классах,
«Я и мое здоровье» 5-9 классы,
спецкурс «Познай себя» в 5-11 классах.

3. Обучение здоровью и здоровому образу жизни через предметы и спецкурсы:

«Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Психология общения»,
«Основы нравственности»,
«Этическая грамматика»,
«Экологическая этика»,
«Экологическая химия»,
«Экологическая биология» и др.


4. Реализация управленческой программы

«Образование и здоровье детей» (Каргатский, Куйбышевский, Мошковский, Черепановский районы).

5. Разработка и реализация собственных программ «Здоровье»





Слайд 12«Зоны роста» безопасной здоровьесберегающей системы образования


Слайд 13Лучшие программы «Здоровье»
По результатам конкурса «Школа года» (г. Новосибирск) лучшими

признаны:
гимназия № 2
Информационно-экономический лицей (школа № 174)
гимназия № 1

Слайд 14Медико-психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности


Слайд 15Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной

на повышение мотивации укреплять собственное здоровье и информирование об эффективных здоровьесберегающих методах, подходах, технологиях

В просветительской деятельности задействованы ведущие специалисты:
Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Новосибирского государственного педагогического университета

Новосибирской государственной медицинской академии

Новосибирского государственного технического университета

Территориального центра медицины катастроф

Учебно-методического центра ГО ЧС и др.


Слайд 16Фундаментальные исследования академика СО РАМН В.П. Казначеева по вопросам образования и

здоровья

Слайд 17Академик РАМН, д.м.н., профессор Казначеев Влаиль Петрович проводит серию семинаров с

работниками образования г. Новосибирска и Новосибирской области о проблемах сохранения здоровья детей

Слайд 18Подготовка кадров на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО



2004-2005
304


Слайд 19Подготовка кадров на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО


Слайд 20Преподаватели-организаторы ОБЖ (54%)
Социальные педагоги (15%)
Предметники (биологи, иностр. язык, химия, история, русский

язык и литература и др.) (10%)
Психологи (6%)
Педагоги дополнительного образования (4%)
Директора и зам. директоров (3%)
Учителя физической культуры (3%)
Учителя начальных классов
Мед. работники
Воспитатели ДДУ
Инструкторы ЛФК
Другие ведомства



Слайд 21Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организация необходимой медико-социальной и

психолого-педагогической помощи детям и подросткам, консультации специалистов для детей, родителей и педагогов.

Слайд 22Дошкольное образование
Развитие санаторных групп в детских дошкольных учреждениях

области по следующим направлениям: нарушение осанки; логопедические; с нарушением зрения; часто-длительно болеющие дети
В дошкольных учреждениях работают 869 специализированных групп, где оказывается квалифицированная помощь 12885 воспитанникам, имеющим отклонения в физическом и психическом развитии (в 2003 году их было 850 с охватом 11759 детей). Среди них в 2004 году:

логопедических групп 437 (6524 ребенка);
с нарушениями зрения 75 групп (936 детей);
с нарушениями слуха 6 групп (48 детей);
с задержкой психического развития 12 групп (155 детей);
с нарушениями опорно–двигательного аппарата, ДЦП 135 групп (2081 ребенок);
с туб. интоксикацией 176 групп (2818 детей);
для часто болеющих детей 28 групп (323 ребенка).


Слайд 23СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ, ИЗ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОСМОТРЕННЫХ (%)


Слайд 24РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ г. НОВОСИБИРСКА


Слайд 25КОЛИЧЕЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ


Слайд 26Подготовка кадров для работы с дошкольниками, имеющими ортопедическую патологию


Слайд 27Учебно-методическое обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольных образовательных учреждениях


Слайд 28Результаты мониторинга наркоситуации среди школьников г. Новосибирска
Количество детей и подростков:
Состоящих на учете

с диагнозом наркомания (Ряд 1);
Совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Ряд 2)

Слайд 32Учебно-методическое сопровождение профилактики социогенных заболеваний


Слайд 33Статьи по проблемам образования и здоровья систематически публикуются в журналах
«Воспитание и

дополнительное образование»

Слайд 34«Сибирский учитель»


Слайд 35В изданиях Министерства образования РФ


Слайд 36Ожидаемые результаты здоровьесберегающей деятельности
1.Управление ОУ:
Развитие динамической системы управления оздоровлением образовательного процесса,

направленного на сохранение здоровья участников образовательного процесса;
2. Материально-техническая база:
Усовершенствование материально-технической базы по обеспечению здоровьесберегающей среды;
Укрепление спортивно-оздоровительного комплекса, способствующего сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
3. Развитие грамотности в области ЗОЖ и педагогического мастерства педагогов:
Овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями и методиками, средствами и приемами, способствующими самоопределению, самореализации учащихся через организационную систему повышения квалификации
4. Здоровье участников образовательного процесса:
Сокращение дней, пропущенных по болезни учащимися и педагогами;
Улучшение показателей физического развития детей;
Снижение и стабилизация заболеваемости школьников (по данным углубленного медосмотра);
Увеличение процента детей, переведенных из подготовительной группы в основную, из специальной в подготовительную;
Улучшение психологического микроклимата в школе.
5. Учебная деятельность
Повышение показателей уровня к обучаемости;
Повышение уровня мотивации учащихся к учебной деятельности


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика