ВладивостокМинистерство образования Российской ФедерацииВладивостокский государственный университет экономики и сервисаПЕДАГОГИКАпо специальностям020400 ПсихологияАвтор: ст. преп. каф. психологии. Лаптева Галина Викторовна2006Владивосток презентация

Содержание

Лекция 1 Педагогика как наука.

Слайд 1Владивосток Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ПЕДАГОГИКА по специальностям 020400 Психология Автор:

ст. преп. каф. психологии. Лаптева Галина Викторовна 2006 Владивосток

Слайд 2Лекция 1 Педагогика как наука.


Слайд 3Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективные

предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
Вычленение педагогики в особую отрасль научных знаний и ее виднейшие деятели.
Влияние политики и общества на развитие педагогической теории.
Формирование народной педагогики и этнопедагогики.
Предмет, объект и задачи, категории, система педагогических наук, ее связь с другими науками и важнейшие проблемы ее исследования.

Слайд 18Лекция 2 Формирование педагогического идеала на протяжении нескольких эпох.


Слайд 19Прогресс в обществе зависит от воспитания.
Первые попытки государств Древнего Мира (Китай,

Индия, Египет, Греция) обобщения теоретических начал воспитания.
Эпоха Возрождения, провозгласившая своим лозунгом “Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо”, явила миру педагогов-гуманистов (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень).
Научная система педагогики Яна Амоса Каменского.
Педагогика физического и нравственного воспитания Джона Локка.
Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. И. Г.
Песталоцци и его цель воспитания - саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование.

Слайд 20Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали

задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют".
Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530—470 г. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV в. до н.э.), Сокра­та (469—399 гг. до н.э.), Платона (427—347 гг. до н.э.), Аристо­теля (384—322 гг. до н.э.), Эпикура (341—270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Слайд 21Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился

в качестве названия науки о воспитании.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхож­дение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Слайд 22Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ.
Сократ учил своих учеников вести

диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам.
Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский".
Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Слайд 23Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции.

Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Слайд 24Педагогические идеи Платона реализовал и развил его уче­ник, известный философ Аристотель,

который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями.
Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике.
В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание.

Слайд 25Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал

принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.
Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспи­тания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков".
В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".

Слайд 26Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался

на физическом воспитании.
"Спартанское"воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания.
Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству.
В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Слайд 27В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели

религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитания детей отдельных сословий, в зависимости от их положения в феодальной иерархии, различалось по своему содержанию и характеру.

Слайд 28Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась

к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умением ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и "дамы сердца".
Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром в некоторых средневековых документах можно прочесть: "За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то..."
В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

Слайд 29В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана

забвению.
В соответствии с господствовавшей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания религиозного благочестия.
В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма.

Слайд 30Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося

чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670), идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение.
В своем знаменитом труде "Великая дидактика" Коменской разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей.
Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Коменский выдвинул идею непрерывности образования, (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также "школы зрелого возраста".

Слайд 31Джон Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному

формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совер­шенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам.
Эти идеи Руссо положили начало разработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Слайд 32Педагогические принципы Г. Песталоцци:
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте

и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов".
Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Слайд 33В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870).


Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.
Цель воспитания по Ушинскому — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Слайд 34Лекция 3 Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы.


Слайд 35Воспитание как общественное явление.
Культура общества и воспитание.
Сущность процесса воспитания.
Цель воспитания и

ее иерархия. Задачи воспитания.
Роль культуры общества в воспитании подрастающего поколения.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, процесс социализации личности.
Сложность этого процесса определяет его многофункциональность. Это и усвоение культуры общества, и развитие себя, и дальнейшее совершенствование социального опыта.
Воспитание обеспечивает социальный прогресс.

Слайд 36Черты воспитания как общественного явления:
Воспитание возникло из потребности общества как необходимое

условие передачи социального опыта.
Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития меняется, так как изменяется, совершенствуется социальный опыт. На каждом этапе развития общества воспитание носит конкретный характер — уточняются его цель, содержание, методы и формы, которые соответствуют уровню развития общества, его опыту.
Воспитание осуществляется путем усвоения общественного опыта. А он усваивается в общественной деятельности и в общественных отношениях. Важное влияние на воспитание оказывают общественные отношения людей. Взрослое поколение только в процессе общения и деятельности передает опыт подрастающему поколению.

Слайд 37Понимание воспитания как общественного явления приводит к осознанию взрослым того факта,

что:
воспитание выступает как целенаправленный процесс усвоения и развития социального опыта;
воспитание обеспечивает жизнь человека в обществе;
происходит сознательное общение взрослых и детей с целью передачи опыта от поколения к поколению;
основной критерий воспитания — степень соответствия развития личности требованиям жизни.
Человек не может быть свободным от общества. Он лишь выбирает в в процессе социализации близкое ему по природе направление культуры общества, усваивает этот опыт и развивает его. В этом и проявляется взаимосвязь культуры общества и личности.

Слайд 38Обратимся к процессу воспитания как к процессуальной стороне. Посмотрим, как можно

организовать передачу социального опыта.
Общество продолжает существовать и развиваться только тогда, когда старшее поколение готовит себе смену, передает подрастающему поколению накопленный человеческий опыт — трудовой, познавательной, культурной, эстетической деятельности, фонд знаний, обычаи, традиции и др.
Воспитание — это неотъемлемая функция существования общества. Это вечная категория общества. Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом.

Слайд 39Главное предназначение воспитания — найти способ, чтобы включить ребенка в деятельность,

где он повторит это действие, его составляющие операции, то есть воспроизведет этот опыт для себя и разовьет свои способности, повторяя действия.
Поэтому сущность процесса воспитания состоит в том, чтобы включить ребенка в разнообразные виды деятельности, чтобы он овладел опытом. Воспитание же путем разговоров, нотаций, наставлений, бесед не позволяет усвоить опыт.
Процесс воспитания — целенаправленный и созна­тельно организованный педагогический процесс социаль­ного становления личности, по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.

Слайд 40Процесс воспитания — это процесс организации разнообразных видов деятельности.
Важен характер

участия ребенка в этой деятельности (избирательность, самостоятельность, активность, творчество) и отношение к этой деятельности (интерес, желание, учас­тие, потребность, мотив и т.д.).
В процессе воспитания (когда идет овладение опытом) предъявляются определенные требования к учителю, педагогу, который организует этот процесс. Он должен стимулировать интерес, активность детей, развивать положительное отношение к деятельности и т.д. Это и есть требования, предъявляемые к организации процесса воспитания.
Итак, процесс воспитания определяет его цель (целенаправленность процесса) и организацию.

Слайд 41В теории воспитания сложился сегодня ряд подходов.
Один из них —

личностно-деятельностный. Для него характерно то, что ребенок избирает из всего социального опыта одно из направлений, которое ему ближе по природе, и усваивает этот опыт в деятельности.
Деятельностный подход уточняет и сам критерий эффективности воспитания. Сегодня социальные изменения в экономике, политике и других сферах приводят к тому, что место, которое дети займут в новом мире, будет зависеть не от того, какие знания они накопили, а от того, что они могут делать, насколько они самостоятельны в жизни, насколько у них творческий подход к решению любой проблемы.
Сегодня остро ставится вопрос о том, что дети усваивают в школе, но главное — как они это усваивают. В этом случае речь идет о стиле, характере воспитания.

Слайд 42Есть еще понятие отношенческого подхода к воспитанию. В самом деле, в

деятельности складываются и отношение ребенка к труду, людям, себе, окружающим событиям, детям.
Из отношенческого подхода вытекает и критерий воспитания. Воспитанный ребенок — тот, кто правильно относится к себе.
Поэтому смысл отношенческого подхода состоит в налаживании учителем в процессе воспитания ведущих видов отношений.
Учитель должен видеть, как в повседневной жизни ребенка складываются эти отношения. Отношение учащихся к классной комнате приводит к развитию отношений к школе, отношение к домашним заданиям воспитывает отношение к труду, отношение к поручению развивает отношение к обязанностям и др. В умении учителя строить такие отношения видится культура педагогического труда.

Слайд 43Сегодня в практике воспитания достаточно примеров, когда в перспективном плане воспитательной

работы учитель планирует развитие у учащихся отношений.
Основная задача развития личности требует того, чтобы в школьные годы ребенок «проиграл» все возможные отношения, которые предстоят ему в будущем.
Постепенно в школе в процессе деятельности и формирования отношений дети приобретают опыт нравственного поведения, овладевают культурой взаимоотношений.
Мы говорим о гуманных отношениях. Это отношения, при которых люди уважают друг друга и ценят друг друга за то, что в каждом из них есть что-то свое, необычное, свойственное только ему — индивидуальное.

Слайд 44Деятельностный, личностно-деятельностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности

процесса воспитания — развития личности в деятельности и общении.
Деятельностный подход лежит в основе воспитательного процесса:
В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления).
Деятельность позволяет руководить процессом развития личности.
В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка.
Через деятельность можно эффективно управлять процессом воспитания.

Слайд 45Руководящая деятельность педагога:
учитель может моделировать деятельность, в которой возможно запрограммировать различные

отношения детей;
деятельность должна соответствовать индивидуальным особенностям и склонностям детей;
возможно большое разнообразие деятельности;
деятельность можно усложнять;
необходимо поддерживать интерес к деятельности, вызывать активность к ней;
поддержать положительное отношение к делу;
организовать общение детей;
создавать ценные воспитывающие ситуации при воспитании;
воспитывать самостоятельность.

Слайд 46В отечественной педагогике тоже ставился вопрос о всестороннем развитии личности. Однако

А.С. Макаренко в 30-х годах писал, что так цель воспитания ставить нельзя.
Во-первых, она слепо заимствована у Запада.
Во-вторых, такая постановка цели носит абстрактный характер, так как ее невозможно практически задать и конкретно проверить результат.
Цель, писал А.С. Макаренко, должна быть практически выполнима и выражаться в реальных качествах личности

Слайд 47Цель воспитания предполагает организацию педагогически целесообразной деятельности детей по усвоению социального

опыта.
Вместе с тем этот опыт усваивается ребенком в силу своих индивидуальных особенностей и обеспечивает ему гражданственность.
Индивидуальная корректировка усвоения социального опыта происходит в силу психических особенностей личности.
Эти положения приводят к мысли об иерархии цели воспитания.
В самом деле, если определить цель воспитания как идеальный результат, то речь идет об идеале воспитания в обществе.
Определение идеала воспитания — это первый уровень определения цели — всестороннее развитие. Это образец. Это желаемый результат воспитания в необозримом будущем. К такому идеалу общество стремилось всегда.

Слайд 48В первобытном обществе цель воспитания предполагала прежде всего выживание подрастающего поколения.


В рабовладельческом обществе цель носила классовый характер. В античные времена в странах, развитых в экономическом отношении, складывались свои системы воспитания и решался вопрос о гармоничном развитии личности, что составляет единство духовной и телесной красоты. В эпоху раннего средневековья в воспитании господствующее положение принадлежало церкви. Она определяла цель, содержание воспитания и смысл земной жизни человека.
В эпоху Ренессанса — провозглашается и решается проблема гуманного воспитания человека, развития его способностей, природных задатков. Школа служит идее всестороннего развития личности. Краткий ретроспективный анализ цели воспитания убеждает нас в ее историческом характере.

Слайд 49Тот факт, что воспитание само по себе различно в разные эпохи,

как раз ярко свидетельствует о его связи с разнообразными уровнями культуры и общества.
Культура общества — это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений.
Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности.
Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесла — это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания.
Развитие культуры личности опосредовано социокультурной средой общества.

Слайд 50Лекция 4 Воспитание как система. Современные воспитательные системы школы.


Слайд 51Понятие воспитательной системы школы, ее сущность и предназначение.
Элементы, составляющие воспитательную систему.
Этапы

становления и развития школьных воспитательных систем.
Сравнительный анализ различных воспитательных систем.
Воспитательные системы в современном мире.
Критерии воспитательной системы.

Слайд 52Феноменом современной педагогической действитель­ности, реализующей целостность учебно-воспитательного процесса, являются реально существующие

воспитательные системы.
Это прежде всего авторские системы школ педагогов-новаторов — школы Щетинина, Тубельского, Захаренко, Тарасова и др. Они становятся объектом изучения ученых и практиков, так как реально осуществляют целостный педагогический процесс.
Говоря о современных воспитательных системах, следует отметить именно авторские системы как явление не столь частое, так как это школьные системы гуманного воспитания.
В массовом же опыте сохранилось довольно большое число школ с авторитарными, административными системами, которые задаются сверху на основе указов, инструкций, распоряжений, приказов и т. д.

Слайд 53Когда творческий поиск педагогов, связанный с инновациями и моделированием целостной воспитательной

системы, встречает противоречия со стороны административной, заданной сверху системы, то отстоять оригинальность системы не удается. В таком случае она всего выступает как синтез административной и творческой системы.
Этот факт подтверждает еще и то, что значительная часть учителей делает ставку на использование новых средств обучения и воспитания — опорные сигналы, коммунарскую методику, педагогику сотрудничества, комментированное письмо, которые выступают панацеей от всех педагогических бед.
Такое направление совершенствования педагогического процесса в последнее время терпит поражение. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Слайд 54Воспитательная система — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую

деятельность. Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы» особое место занимает «воспитательная система». Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.
Создателями воспитательной системы школы являются учителя и учащиеся, родители и общественность, объединенные в единый воспитательный коллектив.
Признаками системы выступают компонентность, структурность, многоуровневость, иерархичность компонентов, обусловленность и взаимосвязанность.

Слайд 55В процессе создания и развития системы решается ряд задач:
Прежде всего

у детей формируется целостная и научно обоснованная картина мира. Ребенок должен сам понять и почувствовать эту целостность.
Во-вторых, решается задача развития гражданского самосознания детей, человека ответственного за все то, что происходит в стране.
Третья задача — приобщить детей к общечеловеческим ценностям и сформировать у них адекватное этому поведение.
Развитие творческих черт личности — одна из важнейших задач системы воспитания.
Пятая задача — помочь ребенку в самореализаций, самовыражении.

Слайд 56Главное отличие современной, гуманистической воспитательной системы от авторитарной заключается в том,

что здесь все создается ради самого ребенка, который выступает субъектом воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед школой цели, трансформируют их в ранг практических задач и осуществляют в процессе совместной деятельности.
Объединение детей и взрослых в единый коллектив — это важнейшее условие и результат развития современной воспитательной системы школы. Совместная деятельность детей и взрослых в гуманистической воспитательной системе приводит к развитию ведущих видов отношений — отношения к людям, Родине, делу и себе.
Развитие этих видов отношений характеризует воспитывающий потенциал системы.

Слайд 57Но все же главным критерием эффективности развития современной воспитательной системы является

развитие личности. В таком случае становится совершенно понятно, что создание воспитательной системы школы — это не самоцель.
Когда рассматривается вопрос об управлении воспитательной системой, то важно представить три аспекта:
управление процессом развития самой системы;
управление, направленное на укрепление целостности системы;
управление, корректирующее процесс включения ребенка и взрослого в систему коллективных отношений.

Слайд 58Воспитательная система школы имеет сложную структуру.
В составляющие ее компоненты включаются:


цель как исходная концепция (или совокупность идей, ради которых она создается);
деятельность, обеспечивающая реализацию идей;
субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, формирующиеся отношения в совместной деятельности детей и взрослых;
среда, окружающая школу, которая осваивается объектом и где осуществляется его самореализация.
Эти составные воспитательной системы отражают то общее, что характерно для каждой из них.

Слайд 59Процесс развития воспитательной системы характеризуют:
появление и исчезновение различных идей;
появление

видов деятельности, которые создают устойчивые способы взаимодействия детей и взрослых;
усложнение и упорядочивание жизнедеятельности коллектива.
Воспитательная система любой школы включает блок целей, который осмысливается и научно обосновывается с позиции философии, педагогики, социологии, физиологии, психологии и др.
Затем эти цели осмысливаются и принимаются всем воспитательным коллективом — учениками, родителями, учителями, общественностью.
Цель задает всю воспитательную систему, ее характер и ведущий принцип организации педагогической деятельности.

Слайд 60Эффективность реализации цели воспитания зависит от определения деятельности, общей для детей

и взрослых, по осуществлению задуманной цели.
Эта деятельность обеспечивает целостность воспитательной системы, которая состоит из двух блоков — блок дидактический + блок воспитательной работы, — и называется системообразующей деятельностью.
Возможны познавательная деятельность, трудовая, изобразительная, учебная, художественная, творческая, досуговая, спортивная, общественно-полезная и другие виды деятельности.
Системообразующая деятельность обеспечивает развитие личности школьника.

Слайд 61Существенная роль в системе воспитания отводится технологиям обучения и воспитания, где

предварительно определяются смысл и конечный результат технологического процесса.
В школе Тарасова сущность обучения сводится к тому, что знания, которые дети получают, обеспечивают развитие личности, а конечный результат их усвоения — применение знаний на практике в интересах сохранения экологии.
Эффективность школьной воспитательной системы определяет отношение детей к обучению, себе, другим людям, коллективу, взрослым, родителям и др. Эти отношения формируются лишь в совместной деятельности.

Слайд 62Рассмотрим этапы становления воспитательной сис­темы школы. Опыт показывает, что воспитательные системы

школы проходят в своем развитии три основных этапа. Но предварительно остановимся на причинах, побуждающих к созданию школьных воспитательных систем.
Отметим наиболее часто встречающиеся из них:
Первая причина.
Неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, признание того, что новые методы, средства и приемы не могут коренным образом изменить положение дел в школе.

Слайд 63Вторая причина.
У педагогов есть оригинальная идея, которая может привести к

созданию авторского проекта школы, воспитательной системы. Под влиянием этой идеи можно моделировать проект школы. Печально только то, что таких идей в учительских коллективах много и, как всегда, в таком случае трудно прийти к согласию. Многие группы слишком долго задерживаются на стадии выбора единой идеи, которая бы образом изменила весь учебно-воспитательной процесс в школе.
Третья причина.
Часто в угоду моде за систему воспитания выдается система воспитательных мероприятий, технологический процесс работы школы, система всех компонентов, обеспечивающих работу в школе, и др.
Это ведет к дискредитации идеи школьной воспитательной системы.

Слайд 64Первый этап становления системы начинается с организационных вопросов: постановка целей, выработка

главных ориентиров в организации учебно-воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. Главная цель — формирование коллектива единомышленников школы
Самое главное на этом этапе — цели воспитательной системы должны быть осознаны и приняты учителями, учениками и родителями.
Второй этап связан с отработкой структуры системы, содержания, форм и методов деятельности коллектива. На этом этапе окончательно утверждается системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Главная цель этого этапа — развитие школьного ученического коллектива, создание предпосылки для коллективного творчества, рождение коллективных традиций.

Слайд 65Третий этап — окончательное оформление воспитательной системы. Школьный коллектив выступает в

новом качестве — это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью.
В центре внимания воспитательной системы — личность школьника. У большинства детей формируется «чувство школы», усиливается внимание к каждому школьнику, педагоги овладевают практикой личностного подхода.
Идет процесс педагогизации школы и среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве. У школы появляется много друзей вовне, единомышленников, добровольных помощников, образующих вместе с педагогами коллектив воспитателей.

Слайд 66Лекция 5 Закономерности и принципы процесса воспитания.


Слайд 67Диалектика воспитательного процесса.
Особенности процесса воспитания.
Закономерности процесса воспитания.
Принципы воспитания.



Процесс воспитания диалектичен.
Диалектика

воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности.
Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества.

Слайд 68современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А. Захаренко, Л.В.Тарасова, Ю. Завельского и

др.):
авторские школы (А. Тубельского, Н. Гузика, Д. Лебедева, М. Щетинина и др.),
новые технологии воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.),
современные подходы, к воспитанию (личностно-ориентированный подход, индивидуально-личностный подход),
новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Н.М. Таланчук, В.П. Битинас и др.),
целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.),
новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.).

Слайд 69Процесс воспитания динамичен, он изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных

особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижность процесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.

Слайд 70Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Уже тот факт, что

в процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей, говорит о том, что этот процесс не идет гладко, ровно.
Воспитание — это развитие личности, а развитие — диалектический процесс, в котором есть противоречия.
Противоречия классифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания. Внутренние противоречия — это источник развития. Они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания.

Слайд 71Основным содержанием такого типа противоречия являются противоречия между потребностями личности и

возможностями их удовлетворения. Такая рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет его двигаться вперед — он расширяет свои познания и опыт в определенной области знаний, развивает потребность в добывании новых знаний, изменяет свое поведение и др.
Поскольку воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии, то понятно, что это возможно лишь при условии выявления потребности личности, ее запросов, устремлений, жизненных целей и личностных планов.
Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.

Слайд 72Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами,

которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач.
Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, развития творчества.
Но вместе с тем низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так как в большинстве своем они платные.

Слайд 73Третий вид противоречия — противоречие между внешним влиянием и внутренним стремлением

воспитанников.
Если не учитывать это противоречие, то порождается формализм в работе воспитателя. Часто воспитатель понимает процесс воспитания как целенаправленный процесс и осуществляет его без учета желаний, интересов, запросов детей.
Поэтому формализм в работе учителя заканчивается там, где он сочетает свои целенаправленные действия с устремлениями школьников.
Внешние противоречия сильно сказываются на результатах процесса воспитания. Они способны создать благоприятные или неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания.

Слайд 74Примерами таких случаев служат:
организованное, целенаправленное воспитание в школе и стихийное

влияние окружающей среды, противоречия между школой и обществом (социальный портрет современной молодежи, который складывается под влиянием тех условий, в которых дети живут), противоречия в средствах массовой информации (политическая жизнь страны, историческое прошлое нашего государства, идеалы в обществе), противоречия между школой и семьей, противоречия между словом и делом в процессе воспитания, противоречие, отражающее преобладание словесных методов воспитания над практическими, несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников (это требование просто игнорируется в процессе воспитания).

Слайд 75Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику

и сложность:

Прежде всего это процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
Многосторонность процесса. В процессе воспитания участвуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные учебные заведения. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности и единства .
Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.
Результаты этого процесса не всегда так явно ощутимы, как в обучении, они малозаметны.

Слайд 76Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный.
Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок

всю жизнь накапливает опыт поведения, знания, суждения, убеждения.
Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (на уроке, после урока, разных формах работы). Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитанию от случая к случаю.
Ступенчатый характер воспитания. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье, затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения, которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основу его поведения.

Слайд 77Особенность концентризма отражается в содержании воспитательной работы. Приобретение знания общечеловеческих норм

морали, развитие социально значимых качеств личности происходят в ребенке в течение всей школьной жизни, но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.
Двусторонний и активный характер процесса воспитания. В процессе воспитания участвуют две стороны — учитель и воспитанник. Учитель управляет процессом воспитания в зависимости от той информации, которую он получает от ученика.

Слайд 78Неопределенность результатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем

разные результаты, так как на них оказывают влияние субъективные факторы, индивидуальные различия учащихся, социальный опыт и уровень подготовки учеников, отношение учащихся к воспитателю, умение учителя управлять процессом воспитания в отдельных случаях.
Комплексный характер процесса воспитания. Он предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитания и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным коллективом.

Слайд 79Первая группа законов и закономерностей процесса воспитания обусловлена социальными условиями.
В

формулировках закона первой группы отражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Эти факторы определенным образом влияют на закономерные связи, возникшие в воспитательном процессе.

Слайд 80Вторая группа законов и закономерностей обусловлена природой человека, его психическими особенностями

(возрастом, полом, индивидуальными особенностями и др.). Эта группа закономерностей отражает взаимосвязь воспитания и развития.
Общеизвестно, что от качества воспитания зависит развитие личности. Всегда существует общая программа воспитания, которая корректируется с учетом особенностей детей. При использовании разнообразных средств и форм воспитания всегда необходима диагностика развития личности.

Слайд 81В третью группу входят закономерности, обусловленные сущностью самого воспитательного процесса.
Воспитание

личности происходит только в деятельности и общении. Чем активнее личность, тем более разнообразно строятся ее отношения с воспитателем. Учитель включает учащихся в самые разнообразные виды деятельности в процессе воспитания.
Деятельность и общение — основа воспитательного процесса.
В воспитательном процессе происходит трансформация внешних влияний во внутренние особенности личности (ее мотивы, установки, мнение, суждение, самооценка личности, ощущение, выбор своего поведения). Чем значительнее влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

Слайд 82Лекция 6 Методы организации деятельности учащихся.


Слайд 83Понятие и сущность методов воспитания.
Приемы и средства воспитания. Выбор методов воспитания.
Классификации

методов воспитания.
Методы формирования общественного сознания (методы убеждения).
Методы формирования общественного поведения (упражнение).
Методы стимулирования деятельности учащихся.

Слайд 84Метод — одна из важнейших категорий педагогической теории, которая связана с

вопросом, как воспитывать.
Как научить ребенка добру?
Как наиболее целесообразно организовать его жизнь?
Как приучить его к самостоятельности, организованности?
Проблема методики воспитательного воздействия тесно связана с методами воспитания.

Слайд 85А.С. Макаренко определил метод как способ прикосновения к личности ребенка.
Вообще

метод — это способ достижения цели.
В педагогике метод — это способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности. Цели воспитания можно достичь различными путями. Тогда возникает вопрос о том, сколько же существует методов воспитания. Их может быть столько, сколько найдет воспитатель, организуя жизнедеятельность детей в совместном сотрудничестве. Одни пути приводят к цели быстрее, чем другие.
Практика воспитания использует те пути, которые накопила вся история педагогической мысли. Это и есть общие методы воспитания.

Слайд 86Во многих случаях общие методы оказываются малоэффективными, поэтому профессиональное мастерство предполагает

конструирование и правильный выбор метода воспитания в зависимости от существующих условий, обстоятельств.
Совершенствование метода заключается в том, что каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей вносит в разработку общих методов свои частные случаи решения педагогической проблемы, соответствующие конкретным случаям.
Такие частные усовершенствования принято называть приемами. Прием воспитания — это деталь метода. В практике работы метод распадается на ряд приемов, с помощью которых возможно достичь цели. Знание приемов и методов воспитания определяют уровень педагогического мастерства учителя.

Слайд 87Форма воспитания — это те виды деятельности, в которых идет организация

внеклассной воспитательной работы и отражается само содержание воспитания — диспуты, КВНы, КТД, русская ярмарка, беседы, интеллектуальное лото и т.д.
В современной педагогике нет однозначного определения метода воспитания. Для более правильного понимания сущности метода воспитания следует руководствоваться современным отношением к воспитанию, которое заложено в деятельностном подходе.
Исходя из идеи деятельностного подхода к воспитанию, сформулируем новое определение метода воспитания и выразим его педагогическую суть.

Слайд 88Развитие личности школьника происходит только в деятельности, так как в деятельности

складываются отношения, характеризующие уровень его воспитанности. Но ученика нельзя просто заставить что-то делать, его нельзя чем-то «вооружить», если у него самого нет желания, потребности работать над собой.
Поэтому педагог умело должен использовать такие методы, способы, приемы воспитания, которые формировали бы у школьника потребность к личностному развитию, способствовали бы развитию его сознания и поведения.
Под методом воспитания понимается совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе воспитания личности для развития потребностно-мотивационной сферы, сознания и выработки навыков поведения.

Слайд 89Итак, метод воспитания в конечном итоге направлен на развитие потребностного отношения

к деятельности, способствует формированию сознания и поведения, то есть метод направлен на развитие потребности к деятельности.
Метод воспитания следует отличать от средства воспитания. Это более широкое понятие — все то, что учитель может использовать для реализации метода воспитания, а именно:
формы воспитательной работы (беседы, лекции, собрания, КВНы и т.д.);
предметы (кино, книги, спектакли, художественные произведения);
виды деятельности (учебные занятия, кружки, спорт, олимпиады, танцы).

Слайд 90Вот почему методы, приемы, средства, способы и формы воспитания должны быть

направлены на формирова­ние личностной потребности и способствовать развитию сознания и поведения школьника.
Различные виды отношений ребенка находят свое выражение в его мировоззрении, убеждении, взглядах, переживаниях, чувствах. Любое отношение существует и проявляется в трех показателях:
сфера осознания;
эмоциональная, чувственная сфера;
поведение.

Слайд 91При организации внеклассной работы с учащимися необходимо:
просвещение (нормы морали, нравственности, экономическое

и политическое просвещение, экологические знания и др.);
воздействие на эмоциональную сферу личности школьника;
создание опыта поведения в личностно-значимой жизни.
В педагогике и в практике деятельности учителя выделяются три группы методов воспитания:
методы, с помощью которых формируются взгляды воспитуемых и их общественное сознание — убеждения;
методы, с помощью которых стимулируется деятельность воспитуемых, их самооценка и саморегуляция — стимулирования;
методы, которые организуют деятельность ученика, вырабатывают навыки и привычки поведения — упражнения.

Слайд 92Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей

и зависимостей, среди которых важнейшее значение имеют:
цель и содержание воспитания;
принципы воспитания;
конкретная педагогическая задача;
условия ее решения;
соответствие методов закономерностям процесса воспитания;
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
уровень воспитанности школьников;
мастерство воспитания педагога.

Слайд 93Методов воспитания накоплено так много, что выбрать их и соотнести с

соответствующей ситуацией довольно трудно. Поэтому в целях их практического применения целесообразно пользоваться классификацией.
Классификация упорядочивает методы, помогая тем самым обнаружить то общее, существенное и специфическое, что характерно для целой группы методов.
По характеру деятельности воспитателя методы делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев).
Другая классификация трактует методы более обобщенно (методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников).

Слайд 94Если в основу классификации методов взять структуру деятельности, можно выделить методы

в четыре группы:
методы формирования сознания личности (взглядов, идеалов, убеждений);
методы организации деятельности, опыта общественного поведения;
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;
методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности (Ю.К. Бабанский).

Слайд 95В настоящее время с учетом деятельностного подхода к процессу воспитания методы

классифицируются на три группы:
методы формирования общественного сознания;
методы организации опыта деятельности и общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности.

Слайд 96Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей.
Решающим для

благополучного развития личности, ее активности в деятельности является внутреннее состояние ребенка.
Характер воспитания определяется объективными потребностями производства.
Закономерности воспитания реализуются через принципы.
Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Они соответствуют самой природе воспитания.
Итак, принципы воспитания — это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа.

Слайд 97Наиболее специфичные принципы в системе воспитания:
общественно-ценная направленность воспитания;
связь учебно-воспитательной работы с

жизнью и трудом;
опора на положительное в воспитании;
гуманизация и демократизация воспитания;
личностный подход;
единство воспитательных воздействий;
принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
принцип активности личности в воспитании;
принцип сочетания уважения и требовательности к личности;
принцип учета согласованности педагогических усилий;
принцип обеспечения успеха в деятельности.

Слайд 98Лекция 7 Методы формирования общественного сознания, общественного поведения и стимулирования деятельности учащихся.


Слайд 99Методы формирования общественного сознания личности
Основное назначение метода — убедить учащихся в

объективности, истинности, жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, оценками окружающего мира.
Методы достигают цели, когда у воспитанника формируется потребность, готовность к деятельности.
Главным средством метода убеждения является слово воспитателя.
Убеждение достигается различными методами, но нельзя использовать лишь словесные методы.

Слайд 100Если ученика только убеждать, читать нотации, мораль, назидательные истории, то он

слушает и все понимает, но часто делает все наоборот (еще Сократ говорил: «Почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот?»).
В эту группу методов входят рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, приказ, диспут и т. д.
Сильнодействующим методом выступает личный пример учителя и пример вообще. Сегодня учителя все больше включают в убеждение народную мудрость (басни, сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, библейские притчи и сюжеты, крыловские и эзоповские басни). Каждый их этих методов и приемов имеет свою область применения.

Слайд 101Метод убеждения — это способ разностороннего воздействия на сознание, чувство и

волю ученика с целью развития мотивационно-потребностной сферы деятельности и сознательного усвоения норм поведения.
Метод убеждения является ведущим в воспитании, так как он формирует мотивационно-потребностную сферу ученика, развивает мотив его поведения и действия.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего действия в сознании ученика. Опережающее действие сознания помогает ученику предусмотреть, что произойдет в дальнейшем. Базируется метод на основе приобретенного опыта поведения и знании тех норм, принципов, правил, которые определяют его действия.

Слайд 102С помощью убеждения учитель или коллектив ребят раскрывает содержание, сущность, смысл

политики нашей страны, экономики, необходимость преобразований в нашей стране во всех сферах (политической, экономической, духовной).
Доводят до понимания школьников нравственные идеалы, необходимость эстетического, трудового, физического развития и побуждают к совершенствованию поведения учащегося. И если достигнутый уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, трудового развития не соответствует необходимому уровню требований, — это вызывает у учащегося потребность в совершенствовании своих личных качеств.
Поэтому чаще надо говорить, объяснять, разъяснять требования уровня, которых должен достигнуть ученик.

Слайд 103Средствами метода убеждения служат учебная работа, беседы (индивидуальные, коллективные), вечера, конференции,

диспуты, читательские конференции, посещения спектакля, собрания, классный час и т. д.
Так как разъяснение — ведущее условие метода убеждения, то оно должно быть направлено на то, чтобы раскрыть (с использованием эмоциональных средств) содержание событий, явлений, поступков, помочь учащемуся сформировать правильные оценки человеческого отношения, соотнести себя, свое поведение.

Слайд 104Методы организации деятельности (метод упражнений).
Воспитанность личности характеризуют ее поступки и

поведение. Поэтому метод формирования опыта деятельности, организация самой этой деятельности считается основой воспитательного процесса.
Включение ребенка в выполнение разнообразных полезных дел ведет к многоплановым отношениям.
Согласно определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. Невозможно сформировать требуемый тип поведения ребенка без привлечения его к активной, целенаправленной деятельности.

Слайд 105Упражнение — многократное повторение действий и поступков в целях образования у

них необходимых навыков и привычек поведения.
Упражнения направлено на приучение воспитанников к выполнению норм и правил поведения. В освоении опыта общественного поведения и выработки собственных правил поведения решающая роль принадлежит деятельности.
Это практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном повторении определенных действий и поступков.
Сущность метода находит свое подтверждение в психологии и физиологии. Однако в формуле поведенческой психологии «стимул — реакция — подкрепление» учителю нельзя забывать об элементе осознанности, понимания того, что делает ученик.

Слайд 106Привычка поведения, выработанная учеником на основе автоматизма, не приемлет механического подхода,

а стремится к осознанной деятельности воспитанников. В случае изменения условий привычное действие ученика, как правило, модифицируется.
Педагогически целесообразная организация всей жизнедеятельности детей и включение их в активное выполнение своих обязанностей составляют, по существу, основную задачу педагогического воздействия. Однако если основным методом вовлечения детей в деятельность будет принуждение, а стимулом деятельности станет страх, то результаты воспитания не будут соответствовать цели.
Методы педагогического воздействия являются не только средством «включения» детей в активное выполнение своих обязанностей, но вместе с тем они пронизывают всю жизнь детей, придавая ей осмысленный характер.

Слайд 107Методы упражнения являются как бы теми «снарядами», упражняясь на которых дети

воспитывают в себе определенные черты характера.
В группу методов упражнения входят: поручения, режим, приказание, специальные упражнения, воспитывающие ситуации, игровые ситуации и т. д.
Приемы выработки навыков и привычки поведения (К.Д. Ушинский):
побуждение потребности в каком-либо виде деятельности;
разъяснение способов деятельности (вооружение соответствующими знаниями);
организация первоначального повторения этих действий;
тренировка в совершенствовании и закреплении способов действий;
напоминание и контроль за поведением.

Слайд 108В практике воспитательной работы применяются в основном следующие типы упражнения: упражнения

в деятельности, поручения (специальные упражнения как воспитывающие ситуации).
Упражнения в деятельности (КТД, поручения и др.) Суть упражнений этого типа состоит в создании таких условий, когда учащиеся поступают в соответствии с нормами и правилами поведения. Важно предусмотреть правильную организацию упражнений в деятельности. Она включает в себя все звенья волевого акта, постановку цели, расчленение деятельности на операции и действия, планирование действий и их исполнение.
Постепенно расширяя сферу деятельности учащихся, надо заботиться о том, чтобы она удовлетворяла их растущие интересы, носила общественно-полезный характер.

Слайд 109Планируя систему упражнений, воспитатель должен предусмотреть, какие навыки и привычки будут

вырабатываться.
Упражнения должны быть адекватны поведению учащихся — это важное условие педагогической эффективности метода. Воспитательные упражнения, как правило, берутся из жизни, задаются реальными ситуациями.
Метод упражнения в воспитании реализуется через поручения.
Поручения как практические задания создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, формируют личный опыт ребенка.

Слайд 110В школе система поручений довольно разнообразна и занимает видное место. Постоянные

поручения развивают у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности.
Мастерство воспитателя и результативность поручения во многом зависят от того, насколько удастся учителю сформировать общественно ценные мотивы и вызвать интерес ученика к выполнению даваемых поручений, стимулировать потребность к деятельности, самодеятельность и инициативу.
Наиболее ценные поручения — те, которые даются коллективом и за выполнение которых надо отчитываться перед товарищами.
Система общественно-организационных поручений приучает школьника жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам общества.

Слайд 111Режим — это метод воспитания, который лежит в основе образования навыков

и привычек.
А.С. Макаренко считал, что отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима не может быть возмещено никакой словесной мудростью.
Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется внутренний динамический стереотип поведения школьника.

Слайд 112Методы стимулирования деятельности учащихся.
В практической педагогической деятельности возможно применения методов,

которые усиливают действие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков.
Эти методы побуждают школьника, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который особенно стимулирует активность детей.
Итак, применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности.

Слайд 113В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное

мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод взрыва (одномоментный и специально организованный), переключение, обес­печение успеха в деятельности и т.д.
Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива.
Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы поведения.

Слайд 114Лекция 8 Организационные формы обучения.


Слайд 115Понятие о формах организации обучения.
Классно-урочная система в истории школы. Ее признаки.
Урок

— основная форма организации обучения и его особенности.
Типология и структура уроков.

Слайд 116Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму.


Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения.
Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности.
Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Слайд 117В педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово

«форма»: форма обучения и форма организации обучения.
В первом случае различают — коллективные, фронтальные и индивидуальные формы. Они отличаются по степени организации детей в обучении.
Во втором случае речь идет о каком-либо виде занятия — урок, предметный кружок, факультатив, которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, характером деятельности учащихся и учителя.
Эти формы обучения осуществляются в рамках той или иной педагогической системы.

Слайд 118История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось

тем или иным формам организации обучения.
Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе передавались каждому ученику отдельно.

Слайд 119По мере развития общества и научного знания система индивидуального обучения трансформировалась

в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д.
Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний.
С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.

Слайд 120Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов

групповый системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы.
Основа организации занятий в рамках классно-урочной системы - урок.
Основная задача - объяснение учебного материала учителем. Он должен понятно излагать материал, заинтересовывать учащихся, следить за работой учащихся, проводить опрос.

Слайд 121В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:
постоянный состав учащихся примерно

одного возраста и уровня подготовленности (класс);
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящен только одному предмету;
постоянное место и продолжительность занятий;
стабильное расписание занятий.

Слайд 122Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:
Порционное планомерное и последовательное усвоение материала;
возможно

чередование различных видов умственной и физической деятельности;
облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
присутствует строгая организационная структура;
экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;
воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся.

Слайд 123Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих

ее эффективность:
необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
ориентация на «среднего» ученика;
невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.

Слайд 124При всех достоинствах и недостатках классно-уроч­ной системы следует сказать, что попытки

отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными.
До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения.
Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов.
Основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.

Слайд 125Классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная

от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.
Потребность в грамотности рабочих, распространение элементарных знаний привели к необходимости такой формы обучения, которая позволяла бы при одном учителе обучать одновременно большое количество учеников (50-60 человек); писал Я.А. Коменский.
Это требовало минимальных затрат от государства и было выгодно капиталу. Как показывает исторический опыт, изменение форм организации обучения связано с задачами и целями обучения, этот процесс находится в прямой зависимости от уровня развития самого общества, предъявляющего социальные требования к образованию.

Слайд 126Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок —это форма организации

обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание.

Слайд 127Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания,

осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности.
На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей.
Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др.
Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса.

Слайд 128Особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
дидактические цели (соответствуют функциям

обучения);
определенный объем учебного материала;
постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;
руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;
ограниченность во времени;
четкое время проведения по расписанию;
обязательность посещения урока;
оптимальное соотношение всех дидактических принципов;
опора на достигнутый уровень знаний.

Слайд 129Дидактические требования к уроку:
четкое определение образовательных задач;
определение содержания урока в соответствии

с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;
выбор методов обучения (активные методы)
наличие межпредметных связей;
развитие научного мировоззрения и всех сфер личности;
усвоение знаний, развитие умений и навыков;
формирование познавательных интересов, мотивов учения;
учет психологических особенностей обучения;
воспитание нравственных качеств личности;
четкое планирование и соблюдение структуры урока;
использование разнообразных средств обучения;
соблюдение принципов обучения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика