Семейские-старообрядцы Бурятии: история, культура и быт
Семейские-старообрядцы Бурятии: история, культура и быт
Семейские - это своеобразная этнографическая группа русского старообрядческого населения Сибири. Их предки выступили в XVII в. против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви.
Вероятно, здесь в Сибири, и назвали их "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличии от других переселенцев, семьями. Старообрядцы - группа русского населения края - в силу ряда исторических причин хорошо сохранившая почти до середины XXв. традиционный уклад жизни. Освоение русскими Забайкалья и Алтая в основном производило в XVIII-XIXвв. Сюда приезжали путешественники и географы, казаки и государственные чиновники, купцы и солдаты.
Но наиболее сильное влияние на экономическое благосостояние края оказали русские староверы. Староверы в дореволюционной Сибири составляли значительную часть русского христианства этого региона.
В Западной Сибири и на Алтае в конце XIX в. их было 170-180 тыс., а в Забайкалье - более 40 тыс. попав сюда против своей воли, они в кратчайший срок освоили эти прежде бесплодные земли, научились выращивать в них рожь, пшеницу, ячмень.
Их трудом была поднята целина многих окраин России на ее юго-восточных границах. Их усилиями были приобретены новые земли на юге Алтая и разработаны горно-таежные районы Забайкалья. Их опыт возделывания земли стал образцом для других народов, проживающих в этих местах, в том числе и для аборигенов края - бурят. Прежде бесплодные места стали называть житницей Сибири. Отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.
Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением "семейскими", представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда в середине XVIII века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национальной культуры. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы - семейские очень скоро превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири.
Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте семейских в одном из губернских официальных источников за 1808 год: "Пример редкого трудолюбия и прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеуденском уезде старообрядцы.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции новая жизнь сломила консерватизм старообрядческого населения Забайкалья.
Старообрядцы Забайкалья - это лучшие хлебопашцы, земледельцы сибирского края. Это мнение единодушно разделяли путешественники, губернаторы, исследователи, старожилы, казаки и местное население. Сама причина их появления в Забайкалье состояла именно в том, что еще проживая в пределах Польши, до пресловутых "выгонок", они проявили себя с лучшей стороны, превратив Ветку и Стародубье в цветущий край. Причем за короткий исторический промежуток времени. Русская императрица Екатерина II при всей ее личной безнравственности (семейские называли ее не иначе как "Катька - распутница"), в то же время была мудрой правительницей. Встав во главе Русского двора, скотного двора и огорода. На переднем дворе находился жилой комплекс: изба, горница, зимовье, амбар, завозня с погребом или отдельная погребушка, навес для телег и саней. На скотном дворе сооружался хлев, стайки, сарай для лошадей, отдельный сеновал или повети.
Традиционно у семейских Забайкалья существовали три основных типа жилища - четырехстенная изба - клеть с сенями и без сеней, пятистенная изба и шестистенная изба - связь. Позже в начале ХХ в. появился "круглый дом" - квадратный сруб с четырехстенной крышей.
В основе планировки всех перечисленных типов жилья лежала одна и та же мера - бревенчатая клеть квадратной или почти квадратной формы. Она составляла основную ячейку жилой архитектуры и норму удовлетворения первоначальных бытовых потребностей старообрядцев Забайкалья.
Лес для строительства семейские заготавливали в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленное дерево при сушке поэтому не коробилось. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы. Смолистое дерево, как известно, меньше поддается гниению, прочнее и долговечнее. Лиственница использовалась на первых три венца строения.
Избы у семейских большие и высокие - наличники окон были расположены высоко от земли, что с улицы рукой их достать было невозможно. Одна изба служила жильем в летнюю пору, другая - в зимнюю. Но чаще всего для зимнего жилья семейские строили особые помещения - "зимовья" - во дворе.
Производство дегтя, смолы и серы:
Латка - глиняная посуда в форме усеченного расширяющегося конуса. В латку вставляли круг листового железа. "Выгоняли", "сидели" деготь. Выгоняли деготь и смолу в специальных ямах в лесу.
Выделка овчин, кожи и применение их в быту:
Овчина со стороны мездры намазывалась кислым молоком. Чтобы шкура меньше портилась от сырости, ее дымили, чернили. Делали специально в утарине-яме. Туда клали аргал или шишки, а сверху делали отверстие.
Ремесло
Придавая большое значение наружной красоте жилища, семейские в его украшении широко использовали полихромную раскраску и роспись, получивших в короткий срок самое широкое распространение. Раскраска и роспись, заметно потеснившие резьбу, сосуществуют с ней до настоящего времени. При больших художественных возможностях росписи и быстроте исполнения, она существенным образом дополнила и обогатила домовую резьбу, усилив ее декоративность.
Забайкальская домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной любовью к яркости и к полихромности, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилища и кончая яркими живописными нарядами женщин. Она подразделяется на наружную роспись домов и внутреннюю - роспись интерьера.
Чистота жилища семейских тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, "скреблись", "шоркались дрясвой", то есть крупным песком, по несколько раз в год, в основном при подготовке к религиозным праздникам - Троице, Покрову и т.д. Пол, состоящий из широких добротных плах, шоркался до белизны и покрывался сухой травой или дрясвой до сохранения его чистоты. Тщательность мытья доводилась до такой степени, что стены, по словам семейских, "как жар грели". Мытье стен снаружи, как и внутри, сохранились и в настоящее время.
Живя в непосредственном соседстве с бурятами, семейские не могли не заимствовать мотивы бурятского орнамента. Завитки в виде бараньего рога или стилизованных ветвей, столь характерные для бурятского орнамента, иногда нелегко отделить от завитков стиля барокко, распространенных повсеместно.
Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество.
Узорное ткачество – не только одежда, но и предметы домашнего обихода и праздничного оформления интерьера. В приданное невесты входили рубахи, сарафаны, запаны, скатерти, сукманки (пестрядь, пояса и др.), которые она сама должна была выткать для подарков жениху и его родным, для употребления в доме родителей. По качеству рукоделий невесты судили о ее достоинствах. Много ткали и пожилые женщины для обихода – рядно, пестрядь, и т.д.
Пища семейских состояла из скоромной - в мясоеды и постном - в посты. У этих прирожденных хлеборобов большое значение имела мучная пища. Главным продуктом питания был яричный (ржаной) хлеб, пшеничный подавался к столу по праздничным дням, а в будничные дни — только к чаю. В большом количестве употреблялись картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.
Особенно трудно было переносить «великий пост», длившийся семь недель - от масленицы до пасхи, и петров пост в июне, когда иссякали всякие запасы: наступал настоящий голод, недаром говорили: «петровки — голодовки».В пост пекли пироги с луком, с грибами, с капустой, с морковью и иногда с рыбой, лепешки с ягодами, с конопляным маслом.
В крестьянском быту были распространены так называемые помочи. При строительстве домов и подсобных помещений, при уборке урожая группа родственников или близких людей собиралась у хозяина и помогала ему. Помочи устраивали также солдаткам, вдовам и престарелым лицам. Но в основном каждая семья вела свое хозяйство самостоятельно.
У семейских в дореволюционное время были семьи малые и большие. Малые состояли из трех-пяти человек, а в больших проживали совместно с родителями два-три женатых брата со своими женами и детьми. Такие семьи были многолюдны (до 30 и более человек), состояли из трех-четырех поколений.
Обязанности мужчин и женщин в семье были строго определены. Мужчины сеяли, пахали, ухаживали за лошадьми, за скотом, заготавливали дрова, строительный материал и т. п. Женщины выполняли всю работу по «домашности»: наводили чистоту, стирали, пекли хлеб, готовили еду, воспитывали детей.
Грамоте женщин не обучали, считая, что незачем им учиться. Обычно говорили: «Мужику не рожать, бабе дьяком не бывать», а женское дело - стряпня да ребятёнки.
Случалось, что женщины одни вели свое хозяйство и неплохо справлялись. Но, как правило, доля одинокой крестьянки была нелёгкой.
У семейских, признающих священство, или поповцев, молодую чету венчал поп, который раз в несколько лет приезжал в село и венчал сразу несколько пар брачащихся. Ввиду его редких визитов иногда шли под венец люди, имеющие четверых - пятерых детей, которых священник, обвенчав родителей, тут же крестил.
Беспоповцы не признавали церковной обрядности при заключении брака.
Иногда браки заключались с согласия родителей против воли невесты.
Часто совершались браки «по сговору», когда жених из другой деревни впервые видел свою невесту только во время сватовства и сватал девушку по совету родных или знакомых.
У семейских сохранялся и обряд «умыкания» невесты.
В день свадьбы невеста готовилась с самого утра, подруги ее наряжали и украшали. Девушки пели песни, причитали, а невеста голосила о том, что увозят ее на чужую сторону. Потом приезжал жених в сопровождении дружков и родственников. В доме невесты ее подруги просили выкуп «за косу» - своеобразный калым, о котором договаривались во время сватовства. Крестьяне среднего достатка платили «за косу» рублей по 40, а богатые - по 100 - 150. Если же-них давал мало денег, подруги не соглашались продавать косу, и он прибавлял еще. Свадебные празднества продолжались попеременно в доме жениха и невесты от трех до шести дней.
Подарки молодым подносили в доме жениха. Посередине горницы на полу стлали новый потник, на него ставили новобрачных.
Молодуха дарила свекру и дружку чулки, варежки и другие вещи. Утром молодуха кланялась в ноги свекру и свекрови и просила у них благословения: без этого нельзя было умываться. Три раза вымыв руки, она должна была перекреститься и затем умыть лицо. Так начиналась ее новая жизнь.
Одежда семейских оставляла большое впечатление своей яркостью, опрятностью, своими расшитыми головными уборами и сарафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России4. Подробных же описаний одежды семейских того и более позднего времени нет.
В конце XIX - начале XX в. в состав одежды входила нижняя юбка из цветастой ситцевой или бумазейной ткани, которая надевалась поверх рубахи и была видна, так как обычай затыкать за пояс, переднюю полу сарафана очень распространен был у семейских женщин. Наде-. вали и по две рубахи, особенно в праздники: сверху более! новую, нарядную, вниз - поношенную.
Рукава у запястья украшали полосками, иногда зубцами - аппликацией из тканей другого цвета, причем нашивались они нитками тонов, контрастирующих с полем ткани - белыми, черными или цветными. В центре украшения запястья нередко помещалась строченая розетка с шестью лепестками, окруженная волнистыми линиями. Строчили узоры на руках, а в начале XX в.- уже при помощи швейной машины. Так украшают рубахи и теперь.
Волосы, заплетенные в две косы, укладывали под кичку. Кичка в селах Улан-Удэнского, Мухор-Шибирского, Бичурского аймаков, а также в с. Харауз одного типа - в форме небольшого копытца. Кичка по очелью украшалась пояской - полоской ткани с поднизью из бисера и Селезневыми перышками (они назывались кучери). Кокошник, составлявший праздничный убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме; шили его с небольшим закругленным очельем.
Серьги были обычным украшением. В зависимости от состоятельности крестьянки приобретали медные, серебряные и даже золотые серьги; форма их довольно разнообразна. Особенно характерны серьги с лапками; они состоят из двух металлических частей - верхней и нижней, в каждой - вставка из стеклышка одинакового или разного цвета, внизу подвески из того же металла в виде птичьих лапок, так называемые трипятушки, их обычно 5-7 шт. на каждой серьге. К серьгам прикрепляли пушки из селезневого пуха.
Бусы носили в большом количестве и молодые и старые женщины, особенно в праздник (в 5-6, иногда до 20 нитей). Ожерелье из бус называлось монисто, корольки. Особенно ценилось ожерелье из 2-3 ниток янтарей (антари). Крупные янтари назывались добрые, или хунтовые (в фунт весом). Как говорили старые колхозницы из Большого Куналея, янтарь "лехкой" и носили его раньше не только как украшение, но и "от болезней". Покупали янтарные бусы в городе.
Мужской костюм семейских состоял из рубахи-косоворотки и штанов с широким шагом.
Рубаха-косоворотка шилась долгой, со скошенными бочками и рукавами из дабы, далембы, праздничная - из китайской чечуи красного, синего, зеленого и желтого цветов. По-старинному шили ее голошейкой, т. е. без воротника, обшивая ворот и разрез шнурком и застегивая на узелок, игравший роль пуговицы. С начала XIX в. рубахи стали шить более короткими и с небольшим стоячим воротником. Шить рубаху с разрезом посередине груди считалось "за грех". Рубаху носили на выпуск, подпоясывая широким узорным поясом, реже - узким пояском или тесьмой.
Пояса были суконные, т. е. шерстяные, из гаруса яркой расцветки, или толковые с узором - выбранные, в перебор. Их ткали на небольших кроснах - станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка - 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек. Основу большинства геометрических узоров составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов: фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (женские - длиною 2,5 м, а мужские - длиннее) два раза обертывались вокруг талии.
Местные стили народных плясок так же разнообразны, как говоры русской речи. Каждая область имеет свои песни и свои пляски, варьируемые местными народными мастерами.
В выступлениях семейских звучали очень самобытные песни (особенно песни, исполняемые хором колхоза с. Большой Куналей). Самобытных народных плясок в программах не было. Чтобы полнее представить национальные элементы русского танца этих мест, приходилось бывать в гостях, на игрищах и вечорках.
Как и в других русских танцах, степенность и деловитость исполнения чередовались с озорной удалью и юмором; скромность и сдержанность девушек контрастировала со смелостью "баб".
Фольклор старообрядцев Забайкалья является составной частью русской фольклорной традиции. Однако культура семейских вызывает особый интерес, так как в ней сохранились и дошли до наших дней элементы культуры допетровской Руси. Ярче всего эти элементы проявляются в таких жанрах фольклора семейских, как обрядовая поэзия (календарная и семейно-бытовая), протяжная, или проголосная, песня и духовные стихи.
Протяжная многоголосная песня - основное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.
Народный календарь семейских отражает состояния природы и связанные с ними сроки сельскохозяйственных работ, смену сезонов, определяет период по своему особому счету времени.
Парни снабжали дровами. На игрища девушки старались одеться как можно наряднее. Так, на рождество они надевали на голову «гумашку» — убор вроде серповидной короны на которую наворачивали атласную или кашемировую шаль, не прикрывая волос на макушке. В косу вплетали ленты и косник. Считали, что на святках восемь праздников. Сколько дней устраивали игрища, столько же атласов и сарафанов меняли. Если сарафанов или шуб не хватало, то занимали их у богатых. Потом хозяевам за использование одежды отрабатывали, обычно мыли их избу перед пасхой.
На крещенье многие хозяева обрызгивали святой водой двор, огород, корм и помещения для скота. Специально окропляли корову и даже давали ей попить этой «светины», чтобы скот водился и размножался. В старину на крещенье некоторые с целью очищения купались в прорубях. Еще в языческое время огонь и вода считались лучшими средствами очищения от разной нечисти. И от них — от огня, как заместителя солнца на земле, и воды — зависело благополучие крестьянина в наступившем году. Например, древние славяне для этой цели в день Ивана-травника прыгали через костры, купались в реках. В крещенских обрядах двоеверие семейских выступает очень явственно. Они то стараются приобщиться к «нечистой силе» (в гаданиях), то ограждаются от этой «нeчиcти» с помощью христианского атрибута — креста.
Мясная пища исключалась. Всю неделю до субботы катались на санках и лодках с гор. Если парень все время катался с девушкой, с которой дружил, то говорили, что он её хорошо уважил. Парни катали девушек на конях, на тройках, увешанных лентами, колокольчиками, запряженных в кошевки, тарантасы. Ездили шумно, с песнями, с гиканьем, особенно усилено в последнее воскресенье. В этот день девушки, принарядившись в лучшую одежду выходили на улицу группами и ждали, какую компанию пригласят парни покатать на тройке. Одних приглашали нарасхват, к другим не подъезжали. Последний день Масленицы назывался прощеным. Все просили друг у друга прощение: дети – у родителей, сосед – у соседа, и давали зарок, чтобы не ссориться и не таить зла. Дети обычно говорили: «Простите нас, батюшка и матушка», «Бог простит», - отвечали те и просили взаимного прощенья, а потом целовались в знак этого прощенья.
Более или менее систематическое распространение православия началось с 1681 года, с основания даурской миссии, в сферу влияния которой уходили бурятские кочевья по обе стороны озера Байкал.
В 1727 году была учреждена Иркутская епархия, которая имела целью распространение православия не только среди бурят и эвенков, но и среди якутов, эвенов и других народов Восточной Сибири.
С 1819 года по 1840 год среди забайкальских бурят жили английские миссионеры из Библейского общества. Они открыли школу для детей, библиотеку, типографию, издавали христианскую литературу на монгольском языке. Но их деятельность не оставила следа в истории местного просвещения. В конце 30-х годов XIX века по настоянию Иркутской епархии Синод принял ряд мер по усилению миссионерской деятельности в Восточной Сибири.
Пришлось заняться изучением местных условий, быта, языка и религии. Однако предвзятость и узость интересов духовных лиц не позволяли им доходить до широких научных выводов в вопросах истории, общественного положения и прогресса бурят и эвенков
До недавнего времени аборт считался у семейских большим грехом, и даже теперь женщины просят врача держать это в тайне. Рожают теперь в больнице под присмотром врача. Но далеко еще не во всех селах есть хорошие родильные отделения. Иногда женщины, особенно семейские, стесняются идти рожать в больницу, если знают, что родильное отделение недостаточно изолировано от других палат, в частности от мужских.
Улучшилось наблюдение и уход за грудными детьми. Молодые матери прислушиваются к советам врача, обращаются к нему за консультацией. Вышли из употребления свивальники. Для грудных детей ставят детские кроватки, деревянные или металлические с сеткой. Раньше грудных детей всегда качали в люльках, подвешенных К потолку на деревянном оцепе или пружине.
Теперь такие люльки встречаются лишь в домах, где ребенок находится на попечении бабушки.
Крестины у семейских проводились на восьмой день после рождения ребенка. Раньше крестил священник в церкви или молельном доме, а в 1959-1960 гг. на дому крестил уставщик, с а иногда кто-либо из престарелых в семье, обычно бабушка. В кумовья обычно выбирали сестру роженицы, а если ее не было, то сестру отца ребенка. Неродственников запрещали брать в кумовья, так как в будущем это ограничивало (в силу запретов брака) возможность брака между членами покумившихся семей.
В некоторых многодетных семьях в результате крещения уставщиком иногда даже встречались одинаковые имена - два Ивана, две Анны, два Василия. "Так по книге пришлось",- говорят в семье. После крещения надевали на шею крестик.
В некоторых семьях через год после рождения ребенка устраивалось празднество с угощением. Гости приносили традиционные пирог с рыбой, печенье, жареное мясо. Этот обычай - приходить на крестины с пирогами и дарить новорожденному подарки (теперь дарят обычное ожерелье, игрушки) - сохранился до сих пор. В семьях интеллигенции ежегодно отмечали день рождения детей.
Размещались ясли и сады большею частью в старых жилых домах. Обычно они состоял из кухни, столовой и спальни, где стояли металлические или деревянные кроватки для каждого ребенка.
Семилетние дети помогали матери по хозяйству, убирали в доме, присматривали за маленькими сестрами и братьями. Дети 9-10 лет уже работали в огороде - пололи, поливали и т. п. Теперь трудовым воспитанием детей занимаются не только семья, но и школа и колхоз.
Во время учебного года в школах введены занятия по труду. Для девочек проводятся практические занятия по домоводству, для мальчиков - по слесарному, столярному делу. Лучшие изделия учеников демонстрировались на выставках в Улан-Удэ и Чите.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть