Русский романтизм презентация

Содержание

Романтизм – художественное направление в искусстве и литературе первой половины XIX века. Романтизм – особый вид мировоззрения. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ Ильина Анна

Слайд 1Русский романтизм

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна


Слайд 2Романтизм – художественное направление в искусстве и литературе первой половины XIX

века.

Романтизм – особый вид мировоззрения.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 3 Этимологическая справка
Этимологически французское слово «romantisme» восходит к испанскому «romance». В

XVIII веке романтическим именовалось всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII-XIX веков слово «романтизм» становится термином для обозначения нового художественного направления в литературе и искусстве, противоречащего классицизму.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 4Принципы романтизма
право на творческую свободу автора;
отказ от установленных

норм и правил в искусстве и литературе;
право автора на идеализацию изображаемого;
произведения искусства - часть души автора;
содержание и форма произведения неразрывно связаны, форма не является оболочкой для содержания.



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 5 Романтизм зародился в XVIII веке, в просветительской философии Дидро и Лессинга.

В их философии высмеивались условные правила классицизма, и на первый план выдвигалась роль чувства и вдохновения в искусстве. Развиваясь рядом с сентиментализмом, новое направление оказалось несравненно активнее его и постепенно стало лидирующим в искусстве и литературе.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна

Истоки романтизма

Д.Дидро

Г.Лессинг


Слайд 6
Зарождение романтизма в России связано с:


общественно-идеологической атмосферой русской жизни,
общенациональным подъёмом после Отечественной войны 1812 года,
формированием дворянской революционности.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна

Истоки романтизма в России

К.Ф.Рылеев

14 декабря 1825 года, Сенатская площадь

Бородинская панорама Рубо

Бородинское сражение. Гравюра неизвестного художника


Слайд 7Своеобразие русского романтизма
преобладание в литературе и искусстве темы вольнолюбия и

борьбы за свободу;
переосмысливание и применение отдельных свойств классицизма;
придание общественного звучания общеромантическим мотивам;
активное развитие литературы.



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 8
живопись
музыка
литература


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна

Романтизм в искусстве


Слайд 9

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 10

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 11
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна


Слайд 12
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Живопись
Музыка
Литература


Слайд 13
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Романтизм в русской живописи


Слайд 14 Романтизм - идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII

- первой половины XIX века.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 15

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 16
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
О.А.Кипренский
К.П.Брюллов
И.К Айвазовский


Слайд 17
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
начинается бурная живописная

деятельность, растут его успехи, он начинает получать заказы. С увлечением Кипренский рисует офицеров-участников войны, знатных людей, писателей. В 1816 году Кипренский едет в Италию для усовершенствования искусства. После возвращения на Родину слава Кипренского не имеет границ: о нём пишут в газетах, журналах, приглашают на встречи, вечера. На выставках работам Кипренского отводились целые залы, В последние годы жизни великий художник вновь покидает Россию и едет в Италию, но уже как пенсионер, В 1831 году Кипренский был избран советником Академии изящных искусств в Неаполе. В Италии Кипренский продолжает писать портреты, устраивает художественные вечера, Скончался Кипренский в Риме, похоронен в церкви Сант - Андреа Делле Фратке в Риме.

Кипренский Орест Адамович (1782 – 1836) – выдающийся русский живописец и график, художник бурного и героического времени, которое началось наполеоновскими войнами и закончилось восстанием на Сенатской площади. Окончил Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве Много раз участвовал в конкурсах на большую золотую медаль, и получил её за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1809 год), после этого в жизни Кипренского


Слайд 18 Черты романтизма в творчестве Кипренского
внимание к внутреннему миру человека;

изображение мечтательной и одновременно склонной к героическому порыву личности;
изображение живой естественности лица, эффективности позы;
показ романтической веры в неисчерпаемость духовных сил человека.





МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 19





МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна

Сергеевна

Гордость России 1812 года

Портрет Е.В.Давыдова, работа О.Кипренского 1809 год.

Эта картина одно из самых блистательных произведений Кипренского. На полотне изображён двоюродный брат героя Отечественной войны 1812 года Д. Давыдова. В русской истории эта картина около ста лет считалась изображением Д.Давыдова, потому что именно он воплотил в себе тип героя – гусара Отечественной войны 1812 года.

Ни в одном портрете той поры так ярко не запечатлён образ героя времени Аустерлица и Бородина, когда воинская слава и горячая любовь к отечеству увлекали русских людей.


Слайд 20
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
В 1816 году Кипренским

был написан портрет В.А.Жуковского, отразивший поиски нового решения романтического образа. В годы написания этой работы Кипренский водил дружбу с Жуковским. Портрет был написан по заказу Сергея Семёновича Уварова (1786-1855)-аристократа, щёголя. Портрет Жуковского - это романтизированный, «идеальный» образ молодого поэта. Жуковский представлен в задумчивости, местоположение в окружности дико и мрачно, на небе ночь и в облаках виден отсвет луны. В этом портрете стремления художника создать идеальный образ поэта-романтика, живущего в таинственном мире своей поэзии, оказалось сильнее интереса к реальной личности Жуковского. Этот портрет был высоко оценён не только в России, но и в Италии.

А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского 1816 год

«Идеальный образ молодого поэта – романтика»


Слайд 21
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
В 1827 году

друг А.С.Пушкина А.А.Дельвиг заказывает Кипренскому портрет поэта. Портрет Пушкина – самое значительное из того, что было создано Кипренским и, наверное, самое вдохновенное изображение поэта .Современники отмечали большое мастерство художника в написании этой картины. Пушкин изображён романтической, мечтающей, загадочной натурой. Художник изобразил его взоре светлый луч высоких творческих дум. Портрет написан тонко, легко. Тонкие линии силуэта, черт лица и волос создают впечатление прозрачности, ломкости, хрупкости той материи, из которой состоит фигура поэта и его окружения. Этот момент бесплотности подчеркивает духовность, возвышенность образа. Лицо, озарённое вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаённая скорбь, в замкнутости позы – какая – то таинственная настороженность. Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной, благородной стройностью, мудрой простотой, экономичностью художественных средств. Самому Пушкину принадлежат поэтические строки о портрете, в стихотворении «Кипренскому» поэт писал:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…

А.Кипренский портрет А.С.Пушкина 1827 год


«Питомец чистых муз…»


Слайд 22
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

– русский живописец. Учился в Академии художеств с1809-1821 года. В1823-1835 работал в Италии, в 1835 году вернулся в Петербург, с 1836 года – профессор петербургской Академии художеств. Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма Брюллов стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причем эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением.

Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка.

К.П.Брюллов Автопортрет 1847 год


Слайд 23Черты романтизма в творчестве Брюллова
интерес к личности, её духовной жизни;

обращение к прошлому;
стройность, мастерство композиции;
применение множества цвета;
показ сильных мистических настроений;
показ ярких и сильных эмоций, чувственно-пластичной красоты человека, драматических столкновений.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 24
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
Кульминация

развития романтизма в России

Эта картина одна из самых известных в истории русской живописи, это кульминация развития романтизма в России. Герои картины показаны изнутри, чем и достигается романтический настрой картины.

К.Брюллов. «Последний день Помпеи.



Слайд 25
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

– русский живописец, мастер морского пейзажа. В 1833-1837 годах учился в петербургской Академии художеств. С 1845 года – академик, с 1847 – профессор, с 1887 года – почётный член Академии художеств. Член ряда европейских академий. Много путешествовал, жил в Феодосии. Айвазовский уже в 1840 году завоевал мировую славу эмоциональной приподнятостью своих картин, с их тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти.

Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и бурной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков (Чесменский бой). Айвазовский создал около шести тысяч картин.


Слайд 26Черты романтизма в творчестве Айвазовского
интерес к передаче различных состояний природы,

своеобразного национального пейзажа;
стремление к философскому осмыслению природы;
показ романтической души человека;
единство личности с природой;
повышенный интерес к индивидуальному, неповторимому
изображение острого ощущения природы;
изображение противостояния человека природе.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 27
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
И.Айвазовский «Девятый вал»
Эта картина

одна из самых известных картин молодого Айвазовского. Она свидетельствует и об изощрённом профессиональном мастерстве живописца, и о романтическом складе его творчества в этот период.
Грозной, величественной, но слепой в своей ярости стихии здесь противостоит хрупкий, слабый в сравнении с ней, но наделённый силой духа и мужества человек. Громадна пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за которую судорожно цепляются люди, спасшиеся

Морская стихия

после кораблекрушения. За первой волной встаёт вторая, ещё более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок – зелёных, синих, фиолетовых, розовых – смешиваются с кипением морской стихии. Характерным мотивом этой, романтической по соей сути, картины является близость человека к природной стихии.
Картина принесла Айвазовскому мировую известность.






Слайд 28Черты романтизма в живописи
резкое противопоставление обыденности и мечты;
внимание к

внутреннему миру человека;
чуткое, тонкое, глубокое выражение внутреннего мира человека;
интерес к личности, её духовной жизни;
мечтательность и одновременно склонность к героическому порыву;
живая естественность лица и нарочитая эффективность позы;
романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-творца;
единство личности с природой;
тяга к слиянию с природой;
интерес к передаче различных состояний природы;
стремление к философскому осмыслению природы.



МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна



Слайд 29 Романтизм в русской музыке

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 30 Романтизм – идейное и художественное направление, возникшее в европейских странах

на рубеже XVIII – XIX веков, получившее развитие в различных областях искусства.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 31

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 32
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
М.И.Глинка
А.С.Даргомыжский
Н.А.Римский - Корсаков


Слайд 33
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Глинка Михаил Иванович (1804

– 1857) - русский композитор, родоначальник русской классической музыки.
Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма национальной культуры, порождённого событиями Отечественной войны 1812 года и движением декабристов, В истории русской музыки Глинку можно сравнивать с Пушкиным в литературе: в его гениальных творениях определилось общенациональное и мировое значение русского музыкального искусства. Глинка один из первых русских композиторов отразил веяния романтизма в своём творчестве.

Главная заслуга Глинки – создание первых русских опер: «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы». Эти оперы определили историческую судьбу русской композиторской школы, положили начало двум основным ветвям оперной классики: народной музыкальной драме и опере – сказке, опере – былине широкого эпического склада.
Глинка создал также образцы национального симфонизма и открыл новую эпоху в истории русской вокальной лирики, Его «испанские увертюры» положили начало разработке исполнительского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке.

Музыка – душа моя!


Слайд 34 Опера «Иван Сусанин»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Опера

была поставлена и исполнена в первый раз 27 ноября 1836 года на сцене Петербургского Большого театра. Главные роли исполнялись О.А.Петровым, А.Я.Воробьёвой, Леоновым. Опера прошла с большим успехом. Накануне премьеры опера была переименована из «Ивана Сусанина» в «Жизнь за царя», вероятно, по личному желанию Николая I.

Б.Астафьев

«Иван Сусанин» - отечественная героико – трагическая опера в пяти действиях или частях» - так называл композитор своё произведение М.Глинка.

«Иван Сусанин» - явление в русском театре небывалое… произведение высокой музыкально – драматической цельности. Дотоле на русской сцене ставились оперы, состоящие из вокальных и разговорных сцен.
А.Гозенпуд

В музыке «Иван Сусанин» чувство родины является основным. Им насыщены характеры и образы, мелодии и ритмы, оно даёт тон всему действию.
Б.Астафьев


Слайд 35
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
В.А.Жуковский
А.С.Пушкин
Постановку оперы «Иван Сусанин»…

отпразновали в кругу друзей… Были подняты бокалы за новую , истинно русскую оперу, за её творца. Потом встал Жуковский и не без торжественности произнёс:
Пой в восторге русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь, наш Глинка...
Уж не глинка, а фарфор.

Под общий шум поднялся П.А.Вяземский и сказал:
За прекрасную новинку
Славить будет глас Москвы
Нашего Орфея – Глинку –
От Неглинной – до Невы!

Все ждали, что скажет Пушкин. Он встал и сказал:
Слушая сию новинку,
Зависть злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может грязь!


Слайд 36

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
«Руслан и Людмила»
Период с

1837 – 1842 годы в жизни Глинки с полным основанием может быть назван эпохой «Руслана». Он работает над новой оперой.

Опера «Руслан и Людмила», которую публика в первое представление приняла было довольно холодно, крепко держится на сцене и с каждым новым представлением приобретает новых поклонников, которые из недовольных переходят на сторону её ярких достоинств и красот музыкальных.
Ф.Кони


Слайд 37

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
«Я помню чудное мгновенье…»
Романсы

Глинки – глубоко поэтический мир тончайших мелодий, открывающих лирическую сторону его эпохи.
Целая, чудно – законченная, замкнутая в себе поэма о любви высказалась в романсе «Я помню чудное мгновенье…». Стихотворение А.С.Пушкина посвящено А.П.Кёрн, Глинка же посвятил её дочери – Е.Е.Кёрн.

Слайд 38Черты романтизма в творчестве Глинки

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

глубокая содержательность,
стройность формы,
богатство и разнообразие выразительных средств,
гармоничное сочетание богатства народной музыки и величайших достижений профессионального мастерства,
светлый, жизнеутверждающий характер,
красота и выразительность мелодий,
красочность и тонкость гармонии и инструментовки.



Слайд 39
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813

– 1869) родился в селе Троицкое Тульской губернии. Даргомыжский является основоположником русской романтической школы. Он развил драматическую сторону русской оперы, создав психологическую драму, впервые воплотил в музыке тему социального неравенства. В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «каменный гость» на текст одной из маленьких трагедий А.С.Пушкина. Опера «Каменный гость» явилась смелым экспериментом,

открывшим новые пути развития русской музыки. Музыкальная деятельность Даргомыжского высоко оценивалась молодыми русскими композиторами.

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.»


Слайд 40
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
«Русалка»
Первый спектакль состоялся 1мая

1856 года. Опера вызвала широкий интерес … обратила на себя внимание не только музыкантов. На первом представлении был молодой Л.Н.Толстой.

«И скучно, и грустно»

Эта элегия – словно положенная на музыку ораторская речь, где подчёркнуты все интонационные подъёмы и падения, которые изображают стихотворение с его обращениями к слушателю.
В.Васина - Гроссман


Слайд 41 Черты романтизма в творчестве Даргомыжского

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина

Анна Сергеевна

яркая образность,
идеализация прошлого,
протест против национального и социального гнёта,
интерес к истории,
обращение к фантастическому.



Слайд 42

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Римский - Корсаков Николай

Александрович (1844 – 1908) – русский композитор, писатель, педагог, общественный деятель, член «Могучей тучки». Родился 6 марта в Тихвине. Основным жанром является опера, им также созданы историко – бытовые драмы, лирические бытовые комедии. Некоторые оперы – сказки имеют политическую направленность («Кощей Бессмертный», «Золотой петушок» ).

Римский – Корсаков значительно обогатил программную симфоническую музыку. Большую ценность представляют его сборники обработок русских народных песен.

Музыка есть искусство поэтической мысли


Слайд 43
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Опера «Сказка о царе

Салтане»


Римский – Корсаков перевёл сказку в музыку… Оперу приняли с восхищением, последние годы опера не только сохранила своё положение в его творчестве, но и остаётся единственным привлекающем музыкальным жанром.

Романс «Анчар»


Сила и обаяние музыки Римского – Корсакова в её прекрасной, прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его замыслов, раскрывающих переливающуюся игру света и тени, ярких красок. Примером является романс «Анчар».
Б.Астафьев


Слайд 44 Черты романтизма в творчестве Римского – Корсакова

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна

обращение к русскому быту,
создание звуковых картин,
богатство инструментальных замыслов,
обращение к сказочным вымыслам, преданиям, легендам, обрядам,
разнообразие и красота творчества,
изображение пленительных образов Востока,
творчество проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия,
сочетание реальной действительности с яркой фантастикой.


Слайд 45 Черты романтизма в музыке

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

иллюзорный, утопический характер,
патриотический и демократический характер идеи,
обращение к будущему,
идеализация прошлого,
протест против национального и социального гнёта,
протест против подавления личности,
интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому,
увлечение народными сказаниями и песнями,
любовь к природе,
глубокая содержательность, стройность формы,
богатство и разнообразие выразительных средств.



Слайд 46 Романтизм в русской литературе

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 47 Романтизм – идейное и художественное направление в русской литературе первой

половины XIX века


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

Ильина Анна Сергеевна


Слайд 48 Истоки русского романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Влияние

немецкого романтизма И.Гёте, И.Шиллер, Э.Гофман


Влияние английского и французского романтизма Д.Байрон, А.Шатобриан

мистицизм,
интерес к философским аспектам бытия,
противоречие «дневного» и «ночного мира».




созерцательность и философская углубленность в «вечные вопросы»,
интерес к проявлению потусторонних сил


В.А.Жуковский,
К.Н.Батюшков,
А.И.Одоевский,
П.А.Вяземский.

разлад личности и общества,
проблема «сильной личности» и « естественного человека»,
экзотика сюжета и места действия.


А.С.Пушкин (ранний),
М.Ю.Лермонтов(ранний)

мотив разлада сильной личности с обществом,
немотивированность действий романтического героя


Романтизм поэтов - декабристов

социальная заострённость конфликта,
интерес к истории,
пафос борьбы с внешним врагом.


Слайд 49Особенности развития романтизма в России

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 50 Особенности развития русского романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна



1 этап

2 этап

сочетание традиций одической поэзии века и принципов просветительской литературы,
присвоение черт сентиментализма.

крушение просветительских иллюзий после поражения восстания декабристов,
формирование художественных принципов романтизма – двоемирие, индивидуализм,
отход от традиций классицизма и сентиментализма,
взаимодействие с реализмом.


Слайд 51Течения романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна


Консервативное (реакционное)
Прогрессивное
обращение

к прошлому, быту, старине, средневековью,
интерес к потустороннему миру,
создание мира воображения, мечтательности.

стремление в будущее,
борьба за свободу и счастье людей,
пафос освободительных идей .


В.А.Жуковский

К.Ф.Рылеев,
А.А.Бестужев,
А.Д.Одоевский,
А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов.


Слайд 52Основные черты романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
расхождение

между мечтой и действительностью,
мечта о лучшем будущем,
призыв к борьбе за лучшее будущее,
необычный герой, действующий в необычной обстановке,
стремление писателя выразить свою мечту о том, каковы должны быть люди и жизнь,
образы и картины жизни отвечают идеалам автора,
обращение к прошлому, к истории, к фольклору,
изображение фантастических событий,
изображение восточного пейзажа,
природа – часть внутреннего мира героя,
стремление героя к абсолютной свободе, к непостижимому идеалу.


Слайд 53Основные принципы русского романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

в центре художественной системы – личность,
основной конфликт между личностью и обществом,
романтический герой – сильный характер, страстная натура,
страсти:
«высокие» - любовь во всех её проявлениях,
«низкие» - власть, жадность, честолюбие,
характерные объекты пейзажа – море, горы, небо,
романтический символ – путь от конкретного к абстрактному,
эволюция характеров отсутствует, так как обстоятельства не влияют на развитие личности.

Слайд 54«Что такое этот романтизм?»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
«Это

– желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершённые надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье…это мир… населённый тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы чем поддержать своё существование».
В.Г.Белинский. (1830 год)

В.Г.Белинский. Портрет Горбунова.1871 год


Слайд 55Последствия романтизма в России

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

появление в литературе призыва к борьбе за свободу творчества,
появление в литературе гражданского пафоса,
появление в литературе необыкновенного, яркого, загадочного,
появление новых форм: лирическая поэма, лирическая драма, баллада,
переживания автора выступают на первый план,
место действия переносится в чужие страны, рисуется чужеземный пейзаж,
проявление интереса к народному творчеству,
использование ярких эпитетов, сравнений, метафор, тон речи приподнятый, взволнованный,
критика современной действительности,
создание автором идеала, способствующего росту духовных сил личности,
наделение героев независимым характером.


Слайд 56 Русские представители романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

В.А.Жуковский,
Е.А.Баратынский,
К.Ф.Рылеев,
А.А.Дельвиг,
В.К.Кюхельбекер,
А.И.Одоевский,
А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов,
Н.В.Гоголь (раннее творчество),
Ф.И.Тютчев.



раннее творчество


Слайд 57
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна


Слайд 58
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
В.А.Жуковский
А.С.Пушкин
К.Ф.Рылеев
М.Ю.Лермонтов


Слайд 59 Романтизм в творчестве В.А.Жуковского

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 60
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Жуковский Василий Андреевич

(1783 – 1852), поэт, переводчик. Родился в селе Мишенское Тульской губернии. В 1789 году был произведён в прапорщики. Первоначальное образование получил дома, затем в Главном народном училище, откуда был исключён за «неспособность», продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.


С 1797 – 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое стихотворение «Сельское кладбище». К 1808 году творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады: «Людмила» (1808 год), «Светлана» (1808 – 1812 год) написаны на основе иностранных литературных источников. В начале войны 1812 года вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихотворения «Певец во стране русских воинов» (1812 год), «Императору Александру» (1814 год), принёсшие ему широкую известность. С 1820 года начинается двадцатипятилетний период его придворной службы – воспитателя наследника, будущего Александра II. К 1810 – 1820 годам относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады «Эолова Арфа» (1814 год), «Вадим» (1817 год), романтические стихи «Цвет завета» (1819), «Море» (1827 год). Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина. В начале 1830 – х годов всё большее место в его творчестве занимают переводы. В 1831 году написаны сказки «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна». Получив почётную отставку в 1841 году, Жуковский уехал в Германию, где весной женился на Елизавете Рейтерн. Скончался в Баден – Бадене, прах перевезён в Россию и погребён в Петербурге на кладбище Александро – Невской лавры.


Слайд 61 Романтические произведения Жуковского

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

«Вечер»,
«Светлана»,
«Людмила»,
«Море»



Слайд 62
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

«Вечер»






Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений



Слайд 63Элегия

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Элегия - лирическое стихотворение,

чаще всего лирический монолог, содержанием которого является философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.



Слайд 64История создания

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Стихотворение написано в

1806 году. Это ранняя романтическая элегия, написанная в период начала литературного творчества Жуковского. В это время поэт давал уроки дочерям своей сводной сестры – Марии и Александре Протасовым. В июле 1805 года в дневнике Жуковского появилась запись о влюблённости в юную двенадцатилетнюю Машу. С этого времени в творчестве поэта преобладает жанр элегии и полная автобиографических мотивов любовная лирика.



Слайд 65Анализ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Первая русская романтическая элегия,

которая ещё близка сентиментализму . Её предметом становится размышление о глубинных вопросах внутренней жизни личности. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В тишине пробуждается ночная жизнь природы: не умолкая, журчит ручей, трепещет «гибкая ива», слышны «глас петела» (петух), крик коростеля, пение соловья, шорох тростников. Вдали мелькает «волшебный луч» -и над землёй восходит новое светило. Воспламеняются «края облаков», «осыпан искрами» ручей, бледные отблески луны «озолотили» берег и лес. В природе разные состояния плавно перетекают, переливаются одно в другое, всё в ней «тихо». Гармония в пейзаже восхищает лирического героя, он чутко внимает впечатление. Именно благодаря вниманию лирического героя к состояниям природы в пейзаже присутствует временная конкретность: видны багряные отблески заката, померкнувшие «облаков…края», снова воспламенившиеся «Восточных облаков хребты», вышедшая из – за них луна. При зыбком блеске луны поэт вспоминается друзей «священный круг», «песни пламенны, и музам, и свободе». В ночи человек чувствует своё одиночество: Лишённый спутников, влача сомнений груз, Разочарованный душою… Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила: …лиру соглася с свирелью пастухов, Поёт Светила возрожденья! Картина природы оказывается предварением лирического размышления. Состояние лирического героя – это сожаление о потерях и ощущение безнадёжности. Антитеза прошлого и современности создаётся с помощью романтического изображения картин природы и состояния лирического героя. В юности воплощён идеал поэта. В природе воплощён идеал гармонии – сочетание покоя и текучести, равновесия и противоречия, жизни и смерти. Основное романтическое противопоставление достигается с помощью антитез: «Вечер» - восход солнца», «дней моих весна» - «бездна гробовая». Широко использованы звуковые повторы, которые выделяют строчки, в которых изображены самые светлые впечатления о природе: Ручей виющийся по светлому песку, как тихая твоя гармония приятна! Аллитерация с помощью «л» помогает передать «волшебство» восхода луны:
Луны ущербный лик встаёт из –за холмов… Композиционную стройность стихотворению придают повторы мотивов задумчивости, смерти; эпитетов тихий. Строфа элегии (четырёхстишье, в котором три строчки шестистопного ямба завершаются строчкой четырёхстипного) позволяет разнообразить ритмический рисунок. Лирический герой представляет философскую концепцию, обрисовывает своё видение мира, передавая его своеобразие с помощью смысловых, зиобразительных, звуковых возможностей поэзии. Но элегическая печаль всё же преобладает в стихотворении.




Слайд 66Черты романтизма в стихотворении

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

обращение к прошлому,
природа – часть внутреннего мира героя, преобладает восточный колорит,
стремление героя к непостижимому идеалу,
в центре художественной системы – личность,
пейзаж – горы, небо,
широкое использование средств художественной выразительности,
мотив памяти, воспоминания.



Слайд 67Аналитическая разминка

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна



Что вас

привлекло в данном стихотворении?
В чём особенность идейно – тематического своеобразия стихотворения?
Каковы особенности жанра стихотворения?
Напишите сочинение – миниатюру, близкую по идейно – тематическому своеобразию элегии В.А.Жуковского «Вечер»?



Слайд 68Темы для самостоятельной работы и сочинений

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина

Анна Сергеевна

Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского
Роль антитезы в лирике В.А.Жуковского
Лирический герой В.А.Жуковского
Тема природы в лирике В.А.Жуковского
Образ художника в лирике В.А.Жуковского
Образ идеала в лирике В.А.Жуковского
Мотив «счастья юных дней» в элегии «Вечер»



Слайд 69
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

«Светлана»






Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений



Слайд 70Жанр

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Баллада – небольшое сюжетное

стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.



Слайд 71История создания

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Написание баллады затянулось

с 1808 по 1812 год. В это время Жуковский занимается преподавательской деятельностью. Баллада посвящена А.А.Воейковой, одной из своих племянниц, в качестве свадебного подарка.



Слайд 72Анализ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
«Светлана» - одна из

лучших баллад Жуковского. Белинский назвал её самой романтичной. Главная героиня – романтический образ. Она «молчалива и грустна» оттого, что «милый друг далеко». Любовь не просто содержание её жизни – чувство захватило её настолько, что она готова отказаться от будущего ради встречи с любимым. Таинственная история оказывается страшной сказкой, приснившаяся героине во время гадания. Картина утра является антитезой ночным страхам. Жених героине возвращается в добром здравии: …Та ж любовь в его Те ж приятны взоры Те ж на сладостных устах Милы разговоры… Эпическая линия баллады завершается ожиданием свадьбы, но содержание произведения этим не исчерпывается, так как в образе автора в конце появляется лицо лирического героя. В вступлении дано толкование баллады: Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье Благ зиждителя закон Здесь несчастье – лживый сон Счастье – пробужденье… В балладе нарушаются законы жанра. Новаторством стало включение в текст рассуждений о произведении. Композиция отличается стройностью, лексика стихотворения народна (злат и нов венец, плат). В балладе также отразились народные предания, обычаи.



Слайд 73 Черты романтизма

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
в

центре художественной системы – личность,
романтический герой – сильный характер, страстная натура,
мечта о лучшем будущем,
обращение к фольклору, быту, преданиям,
изображение фантастический событий,
мотив смерти.



Слайд 74Аналитическая разминка

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
В чём

на ваш взгляд необычность баллады?
Каково идейно – художественное содержание баллады?
Определите построение первой строфы баллады, проверьте ваши наблюдения по любой другой строфе.
Попробуйте написать небольшое сюжетное стихотворение по первой строчке «Вечер, море, ночь, гора…»



Слайд 75Темы для рефератов и сочинений

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Образ автора в балладе «Светлана»
Эпическое и лирическое в образе главной героине баллады «Светлана»
Сюжет и композиция баллады «Светлана»
Роль фантастики в балладе «Светлана»



Слайд 76Задания для самостоятельной работы

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Попробуйте определить основную мысль (идею) баллады «Людмила»
Приведите примеры тропов, которые автор использует в тексте баллады «Людмила»
Определите состояние внутреннего мира лирического героя элегии «Море»
Какое средство художественной выразительности автор использует в тексте элегии «Море»:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?



Слайд 77Значение В.А.Жуковского

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
внёс новые

темы в русскую поэзию,
обогатил русскую поэзию разнообразными ритмическими приёмами (чередование дактилической рифмы с мужской)
душевные переживания, оттенки чувств лирического героя выражает с помощью новых средств художественной выразительности,
музыкальность стиха







Слайд 78 Романтизм в творчестве К.Ф.Рылеева

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна

Сергеевна

Слайд 79
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Рылеев Кондратий Фёдорович (1795

– 1826) – русский поэт, революционер. Родился 18 сентября 1795 года в семье армейского офицера, небогатого помещика. Учился в Кадетском корпусе (1801 – 1814), затем был направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Победа над Наполеоном побудила его взяться за перо: «Любовь к Отчизне» (1813). С 1817 года служил в Воронежской губернии, но уже в 1818 году вышел в отставку, переехал в Петербург. С 1821 по 1824 годы служил заседателем уголовной палаты.

Стал членом «Вольного общества любителей российской словесности». В 1825 году написал поэму «Войнаровский», содержащую пропаганду политических идей декабристов, в ней выражено кредо Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». В 1823 году был принят в члены «Северного тайного общества», вскоре став одним из его руководителей. Участвовал в восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. За что был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Казнён 13 июля 1826 года в Петербурге.


Слайд 80
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Войнаровский»



Слайд 81
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Жанр
Поэма – лиро –

эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом



Слайд 82
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания
Поэма была написана

в 1825 году, незадолго до восстания декабристов на Сенатской площади. В основу легли исторические события о гетмане Малороссии Мазепе, о его измене императору Петру I, о племяннике гетмана Войнаровском. Поэма была принята, как вызов царскому правительству, так как автор перенасытил её политическими идеями.



Слайд 83
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
Свои благородные и нравственные

качества Рылеев поэтизировал в поэме «Войнаровский». В основу поэмы положены действительно исторические события, чтобы подчеркнуть масштабность и драматизм личной судьбы героя – Войнаровского, его жены, Мазепы. Автор в поэме отдалён от героя. В образе Войнаровского выступает реальный исторический герой – личность незаурядная, волевая, целеустремлённая. Рылеев нарушает традиции романтизма, и тем способствует созданию стиховых и стилистических форм для объективного изображения. Однако поэма романтическая. Хотя герой отделяется от автора, он выступает носителем авторских идей. Личность Войнаровского в поэме идеализирована, он – республиканец и тираноборец. Образ героя раздвоился. Рылеев выдвигает на первый план общественные мотивы поведения героя, его гражданские чувства. Беседу Войнаровского и Мазепы автор называет «роковой» и считает её началом выпавших на его долю бед: Мы в нём главу народа чтили, Мы обожали в нём отца, Мы в нём Отечество любили… В конце поэмы автор рисует угрызения совести Мазепы, Войнаровского, поэт сочувствует мятежному герою – тираноборцу. Основная цель поэта состояла в создании героического характера, с героя как бы снималась историческая и личная вина. Рылеевская поэма предупреждала, что подлинный смысл гражданской деятельности зависит не только от желания личности, от её активности и готовности принести себя в жертву общественному благу, но и от существования общественного движения.



Слайд 84
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
обращение к

историческому прошлому, к украинскому быту, обычаям,
личность героя незаурядная, волевая, целеустремлённая,
герой – носитель авторских идей, он идеализирован, борец за свободу и справедливость, против самовластия,
общественные мотивы



Слайд 85
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
Воспроизведите исторические

события, положенные Рылеевым в основу поэмы,
Можно ли считать Войнаровского идеальным героем? Оправдывает ли его автор?
Какое средство художественной выразительности использует автор в отрывке: Дворец твой, взятый на копьё, Был предан нам на расхищенье…
Охарактеризуйте образ Петра I, каким его рисует автор?
Можно ли считать поэму вызовом самодержавию? Ответ обоснуйте.
Прочитайте поэму «Иван Сусанин» и сравните заглавного героя с Войнаровским.



Слайд 86
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для сочинений и

рефератов

Историческая тема в творчестве К.Ф.Рылеева
Общественные и гражданские мотивы в лирике К.Ф.Рылеева
(на примере 2 -3 стихотворений)
К.Ф.Рылеев – поэт- романтик
Сюжет и композиция поэмы «Войнаровский»
Идейно – художественные особенности поэмы «Войнаровский»



Слайд 87
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Значение К.Ф.Рылеева
укрепление в

русской литературе романтизма,
появление в литературе мотива гражданственности, мотива борьбы с царской тиранией, призыва к борьбе за свободу творчества писателя,
укрепление в русской литературе исторической темы



Слайд 88
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Романтизм в творчестве А.С.Пушкина


Слайд 89
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Пушкин Александр Сергеевич –

поэт, прозаик, публицист, драматург, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Родился в Москве. В 1811 году поступил в только что открытый, привилегированный Царскосельский лицей. В июне 1817 года был определён в чине коллежского секретаря на службу в Коллегию иностранных дел. К этому периоду относятся стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». В 1817 году начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820.

В 1826 году прибывает в Москву по приказу императора Николая. В мае 1826 года самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его стихотворениях «Кавказ», «На холмах Грузии...». В 1830 году уехал в своё имение Болдино. Этот период творчества поэта известен как «болдинская осень». Испытывая большой творческий подъём поэт написал «Элегия», «Бесы», сказки и многое другое. В Москве обвенчался с Н.Н.Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1835 году получил разрешение на создание своего журнала «Современник». Зимой 1836 года был смертельно ранен на дуэли с бароном Дантесом. Опасаясь демонстраций царь приказал тайно вывести труп поэта из Петербурга. Похоронен на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.


В мае был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». За три года ссылки написаны «Кавказский пленник», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» - образцы романтической лирики. В июле 1823 был переведён в Одессу, откуда в скором времени был выслан в имение матери. Здесь продолжал литературную деятельность.


Слайд 90
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Романтические произведения Пушкина

«Вольность»
«К Чаадаеву»
«Деревня»
«Руслан

и Людмила»
«Кавказский пленник»
«К морю»
«Цыгане»
«19 октября 1825 года»
«На холмах Грузии»
«Во глубине Сибирских руд»
«Я вас любил»



Слайд 91
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Вольность»



Слайд 92
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна



Жанр
Ода – жанр лирической

поэзии торжественного, приподнятого характера, восхваляющий государственного или его деяния, жанр имеет свободолюбивый подтекст.



Слайд 93
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания

Впервые стихотворение опубликовано

Герценом в лондонской «Полярной звезде», в России полностью напечатано только в 1906 году. Ода была написана поэтом сразу же после выхода из лицея. Произведение явилось одной из причин ссылки Пушкина на юг.



Слайд 94
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
Поэт взял за образец

одноимённое стихотворение Радищева. Пушкин прославляет вольность, политическую свободу. Ода направлена против «тиранов», ставящих себя выше закона Пушкин выражает в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился. Сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде революционное значение. Молодёжью она воспринималась как призыв к революции:
Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите Восстаньте падшие рабы! Начинается ода с обращения к музе – певице свободы. Дале следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольной святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами. Заканчивается ода обращением к царю извлечь урок из сказанного. Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находится и словесные средства его выражения. Речь поэта приподнятая, взволнованная, отражает разнообразие его чувства, пламенное желание свободы (1 строфа), негодование против тиранов (2строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (3 строфа). Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он назвал «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает. Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.



Слайд 95
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
прославление политической

свободы,
обращение к историческому прошлому,
обращение к самодержавию в лице царя,
призыв к народной революции,
чёткая формулировка мысли и выражение чувств поэта,
стремление к непостижимому идеалу



Слайд 96
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
Каково идейно

– тематическое своеобразие оды?
В чём особенность композиции?
Почему А.С.Пушкин выбрал жанр оды? Ответ обоснуйте.
Объясните смысл следующего отрывка, какие средства художественной выразительности использует автор:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.



Слайд 97
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для самостоятельной работы

и рефератов

Тема свободолюбия в творчестве А.С.Пушкина
Образы прошлого в лирике А.С.Пушкина
Эволюция понятия «свобода» в лирике А.С.Пушкина
Философское мировосприятие лирического героя А.С.Пушкина



Слайд 98
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Кавказский пленник»



Слайд 99
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Жанр
Поэма – лиро –

эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательны или лирическим сюжетом



Слайд 100
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

История создания
Поэма начата в

Гурзуфе в августе 1820 года под непосредственным впечатлением от только что совершённой Пушкиным поездки на Кавказские минеральные воды. Сначала поэт хотел выдвинуть на первый план описание кавказской природы, быта и нравов горцев и предполагал назвать поэму «Кавказ». Однако затем в соответствии с основной задачей связал её заглавие с образом главного героя. Поэма посвящена другу и спутнику в поездке на Кавказ, сыну генерала Раевского, Н.Н.Раевскому, который, будучи ещё мальчиком, принял «вослед отца героя» участие в Отечественной войне 1812 года.



Слайд 101
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
Поэма нравилась декабристам. Первое

русское романтическое произведение лирическо – повествовательного типа. Пушкин создал героя своего времени, с одной стороны – отступника света без биографии и имени. Это вольнолюбивый человек. С другой – черкешенка, дочь своего народа, с цельным характером. Оба характера – общеромантические типы. Автор вкладывает в речь черкешенки то, что думает сам. Кавказский пленник – русский обобщённый тип человека, разочарованного в действительности. Неудовлетворённость героя Петербургом перерастает в разочарование в жизни вообще. Герой несёт жажду идеала, прорыв к полной вольности, к полному отрыву от среды. Мотив неразделённой любви пленника, мотив несвободы, как бы порождает реальную несвободу, плен в бегство. Реальный плен вводит в поэму тему бегства, туда, где он был раньше. Возвращение назад означает достижение внутренней и внешней свободы. Пленник чужд миру Кавказа. Его душа пробуждается к жизни, он готов полюбить черкешенку. Пушкин пришёл к выводу, что природа помогает человеку выжить, это нравственный мир. Герой, воспитанный на совершенно других идеалах, не принимает духовного мира черкешенки. Герой – романтическая натура, неудовлетворённая действительностью, жизнью.



Слайд 102
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
изображение восточного

пейзажа,
мотив несвободы, мотив борьбы за настоящую свободу,
герой разочарован в действительности,
тема бегства,
стремление к непостижимому идеалу



Слайд 103
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
Объясните смысл

названия поэмы
Попробуйте определить основной конфликт поэмы
В чём особенность образа главного героя, его внутреннего мира? Ответ обоснуйте.
Почему автор остановился на жанре поэмы и описании природы Кавказа?



Слайд 104
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для самостоятельной работы

и сочинений

Тема Кавказа в творчестве А.С.Пушкина
Особенности композиции поэмы «Кавказский пленник»
Черты романтизма в поэме «Кавказский пленник»
Любить или не любить? Вот в чём вопрос. На примере поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник»



Слайд 105
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«На холмах Грузии»



Слайд 106Жанр

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Элегия - лирическое стихотворение,

чаще всего лирический монолог, содержанием которого является философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.



Слайд 107
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания
Стихотворение написано во

время поездки Пушкина на театр военных действий в Закавказье. В первой редакции связано с воспоминаниями о первой поездке с семьёй Раевских на Кавказ и со вспыхнувшим с прежней силой чувством к Н.Н.Раевской. Вторая окончательная редакция написана несколько позднее, переадресована Н.Н.Гончаровой.



Слайд 108
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
Сравнение текста с первоначальным

вариантом («Всё тихо – на Кавказ идёт ночная мгла…») показывает, что автор стремился в окончательной редакции, освободив стихотворение от биографического подтекста, придать настроению лирического героя обобщённый характер. Его печаль, унынье вызваны любовью и разлукой: Печаль моя полна тобою… Однако в настроении нет трагической ноты, так как любовь предстаёт всепоглощающим, интенсивным , но светлым внутренним ощущением. Оно заполняет мир лирического героя. Этот мотив усилен благодаря двум антитезам. Открывающий стихотворение пейзаж задаёт цветовые и звуковые характеристики, по сравнению с которыми жизнь сердца резко контрастна. Фоном для размышлений лирического героя становится мгла, шум горной реки: На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною… Антитезой буйству природы становится умиротворённость, окружающую ночь озаряет внутренний свет. Пушкин выявляет образ любви – солнца, не сжигающего, но освещающего ровным внутренним светом всю его жизнь: И сердце вновь горит и любит - оттого , Что не любить оно не может. Способность претворить жизненные впечатления в гармонию – основа внутреннего мира лирического героя. В тексте параллельно развиваются две фонетические темы: тема «унынья» создаёт ассонанс на «у» и звуковой повтор «р» и «г» с гласными, другая тема «легка» и «светла» - благодаря ассонансам, повторением гласных с сонорными : На холмах Грузии лежит ночная мгла… На протяжении всего стихотворения мелодии не только переплетаются, но и достигают взаимопроникновения. В ключевой метафоре «сердце горит» слышны отголоски «ночных» обвалов. Значение слова «унылое» , «мучит» опровергается их мелодично – фонетическим смыслом. Такая сложная эмоциональная связь создаёт впечатление полифонического звучания, в котором лирическому герою важно найти гармонию.



Слайд 109
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
мотив печали,

грусти, неразделённой любви,
изображение духовного мира лирического героя,
изображение восточного колорита,
стремление лирического героя к непостижимому идеалу,
природа – часть души лирического героя



Слайд 110
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
Докажите, что

жанром стихотворения является элегия
В чём особенность композиции стихотворения?
Присутствует ли в тексте образ лирического героя? Ответ обоснуйте
Найдите в тексте стихотворения тропы, с помощью которых автор создаёт образы стихотворения
Каково идейно – тематическое своеобразие стихотворения?



Слайд 111
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для самостоятельной работы

и сочинений

Образ автора в лирике А.С.Пушкина
Тема любви в лирике А.С.Пушкина
Пейзаж в романтической лирике В.А.Жуковского и А.С.Пушкина
Тема гармонии в лирике А.С.Пушкина



Слайд 112
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Во глубине Сибирских руд»



Слайд 113
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Жанр
Послание – лирическое произведение

в форме письма к реальному или вымышленному лицу



Слайд 114
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания
Толчком к написанию

стихотворения послужил героический отъезд к мужьям – декабристам на каторгу в Сибирь многих из их жён. Пушкин отослал его в начале января 1827 года с А.Г.Муравьёвой. Сначала поэт хотел отослать свой привет – призыв с М.Н.Воейковой, но к её отъезду стихотворение ещё не было закончено.



Слайд 115
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
В послании автор вписывает

современные события в историю, показывая их смысл в развитии цивилизации. Стихотворение обращено к единомышленникам. Только теперь поэта отделяют от них «мрачные затворы». Лирический герой уверен в наступлении «желанной поры». Фоном для создания мотива борьбы за свободу является образ будущего: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Своих единомышленников поэт сближает с к «пороку, лжи и клевете». Они приняли первый бой со злом в России, и борьба будет продолжаться до победы. В тексте слышен ассонансный звук «а», являющийся основным звуковым повтором. Однако в обращении к декабристам, проникнутым уже не радостной жаждой борьбы, а «скорбным» размышлением об их судьбе, он сочетается с ассонансом на «у»: Во глубине Сибирских руд … Не пропадёт ваш скорбный труд… Фонетический уровень проявляет динамику чувств лирического героя от скорби к уверенности в исторической правоте дела, которому его друзья отдали молодость. От имени сибирских узников лирический герой утверждал, что они «гордятся своей судьбой», понимая, что подняли «святое знамя», заронили искру для будущего «пламени…свободы»:
Наш скорбный труд не пропадёт, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберётся под святое знамя.



Слайд 116
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
мотив борьбы

за свободу,
мотив несвободы, плена,
образ лирического героя выражает идеи автора,
стремление лирического героя к непостижимому идеалу,
гражданский пафос



Слайд 117
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
О чём

стихотворение?
Попробуйте определить идею стихотворения
Приведите примеры средств художественной выразительности, с помощью которых автор реализует поставленные задачи
В чём заключается близость автора с декабристами?



Слайд 118
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для сочинений и

рефератов

Тема свободы в лирике А.С.Пушкина
Роль образов – символов в раскрытии идеи стихотворения
Образ лирического героя в романтической лирике А.С.Пушкина (на примере 2 – 3 стихотворений
Путь лирического героя А.С.Пушкина к идеалу ( на примере романтических произведений



Слайд 119
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Самостоятельная работа
Сравните стихотворения

А.С.Пушкина «К Чаадаеву» и «Во глубине сибирских руд»
Приведите примеры образов – символов из стихотворения «К Чаадаеву»
Определите тему стихотворения «Деревня»
Жанровая природа поэмы «Руслан и Людмила»
Определите черты романтизма в стихотворении «К морю»
Определите основной конфликт поэмы «Цыгане»
«19 октября 1825 года» - гимн дружбе? Ответ обоснуйте
Воспроизведите историю создания элегии «Я вас любил»
Тема дружбы и любви в творчестве А.С.Пушкина
Пейзаж в романтической лирике В.А.Жуковского и А.С.Пушкина



Слайд 120
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Значение А.С.Пушкина
создал новую

литературу,
создал образцы новых жанров: романтическая поэма, роман в стихах,
создал русский литературный язык,
укрепил в литературе тему борьбы против крепостного права,
оказал благотворное влияние на М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
творчество отличается высокой идейностью, гуманизмом, демократизмом



Слайд 121
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Романтизм в творчестве М.Ю.Лермонтова


Слайд 122
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814

– 1841), поэт, прозаик, драматург. Родился в семье отставного пехотного капитана в Москве. Детские годы поэта прошли в именье бабушки в селе Тарханы Пензенской губернии. Много путешествовал по Кавказу (1818, 1820, 1825 года), впечатления от этих поездок нашли отражения в раннем творчестве: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас». Учился Московском университетском благородном пансионе. Осенью 1830 года поступает в Московский университет на нравственно – политическое отделение, но уже в 1832 году покинул учебное заведение.

В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в эти годы также продолжал писать стихи и поэмы. По окончании Школы юнкеров в1834 году произведён в корнеты лейб – гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В 1837 году арестован за написание стихотворения «Смерть поэта» и отправлен на Кавказ. В 1838 году приезжает в Петербург, а затем был переведён в Гродненский полк. К началу 1839 года сблизился с редакцией «Отечественных записок», посещал поэтические вечера, встречался с Жуковским, Белинским. В 1840 году был отправлен в действующую армию на Кавказ. В начале 1841 года приехал в отпуск, на одном из светских вечеров товарищ Мартынов вызвал его на дуэль. Поэт был убит. Тело погребено в селе Тарханы .


Слайд 123
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Романтические произведения М.Ю.Лермонтова
«Парус»

«Тучи»
«Дума»
«Мцыри»
«И скучно и грустно»
«Выхожу один я на дорогу»
«Утёс»
«Демон»



Слайд 124
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Парус»



Слайд 125Жанр

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Элегия - лирическое стихотворение,

чаще всего лирический монолог, содержанием которого является философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.



Слайд 126
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания
Стихотворение написано в

августе 1832 года. Вскоре после переезда в Петербург Лермонтов послал письмо М.А.Лопухиной вместе с текстом стихотворения. Впервые стихотворение напечатано в 1841 году, оно стало очень популярным в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени.



Слайд 127
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ

В раннем стихотворении очевидна

ориентация на мотивы пушкинского творчества. В данном случае настроение лирического героя выражено в субъективной интерпретации метафоры «море синее». У Лермонтова образ паруса помогает передать ощущение вселенского одиночества. Первая строфа предполагает взгляд издалека (парус – точка в море), позволяющий оценить его удалённость от полярных ориентиров: Что ищет он в стране далёкой? Во втором четверостишии парус приближается к зрителю, его видно и слышно (мачта гнётся и скрипит). Упоминание о «счастии» переносит действие в символический план. Лирический герой одинок среди жизненного моря, затерян в тумане. Но он жаждет не просто вырваться из него, а найти новый ориентир. Мотив поиска обуславливает динамику развития лирического сюжета. Третья строфа предполагает разгадку того, что «ищет», к чему стремится лирический герой. Сознавая красоту и многообразие мироздания, он просит о возможности в жизненных бурях проявить свои силы: А он, мятежный просит бури… Самоутверждение «мятежной личности» - главная цель лирического героя, которую нельзя достичь. Только померявшись силами с бурей, он может обрести душевный покой, что является объяснением заключительного оксюморона: Как будто в бурях есть покой На первый план выступает неудовлетворённость жизненным застоем. Так, в стихотворении даётся философское обоснование романтических настроений. Стремление к идеалу предстаёт томлением по утраченной родине, смутным воспоминанием о безгрешной, блаженной жизни, заменить которую не может несовершенная, однообразная, скучная реальность.



Слайд 128
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
мотив одиночества,

поиска,
символичный план,
самоутверждение личности – главная цель лирического героя,
неудовлетворённость действительностью,
изображение моря



Слайд 129
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна

Аналитическая разминка
Почему стихотворение

актуально и в настоящее время?
Определите основную мысль стихотворения.
Определите вид тропа:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Почему жанром является элегия?



Слайд 130
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для сочинений и

рефератов

Образ «бури» в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема одиночества в элегии «Парус»
Своеобразие воплощения пушкинских мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова
Мотив «стихии» в стихотворении «Парус»
Образы – символы в стихотворении «Парус»



Слайд 131
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна







Жанр
История создания
Анализ
Черты романтизма
Аналитическая разминка
Темы

для сочинений

«Мцыри»



Слайд 132
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Жанр
Поэма – лиро –

эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательны или лирическим сюжетом



Слайд 133
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
История создания
Замысел описать монаха,

который томится в монастырской неволе, возник у Лермонтова ещё в 1830 году, в пансионе. Он начал писать тогда поэму под названием «Исповедь» - про молодого отшельника. Но в 1837 году , следуя по Военно – Грузинской дороге к месту ссылки, Лермонтов вернулся к написанию поэмы, но изменил название на «Мцыри» - монастырский прислужник.



Слайд 134
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Анализ
Действие поэмы разворачивается в

хорошо знакомых автору местах. Герой – ровесник автора, и его внутренний мир показан как одушевлённость проблемами, определяющими своеобразие лирики поэта. В поэме развивается основная романтическая тема – борьба личности с судьбой. Воспроизведение кавказской природы, отзвуки грузинских легенд и песен придают развитию лирического сюжета «южный» колорит. Основной конфликт поэмы имеет романтический характер, его суть обрисована самим героем, признающим, что «знал лишь думы власть», обрести свободу. Истоком является образ «естественного человека». В поэме 26 строф , они связаны по смысловому принципу. Две первые строфы – экспозиция. Исповедь, занимающая основную часть поэмы, представляет собой рассказ о событиях, увиденных героем. Главной характеристикой героя является жажда свободы. Непостижимость идеала становится причиной отказа от жизни. Три дня, проведённые Мцыри «на воле»предстают олицетворением жизни. Для героя гармония недоступна, а покой ассоциируется со смертью: Я осмотрелся, не таю: Мне стало страшно на краю Горящей бездны Я лежал Автор использует много слов – символов: «огонёк», «мёд», «цель». В кульминационной сцене схватки Мцыри с барсом внимание уделяется деталям: …Сердито лапой рыть песок… У Лермонтова схватка приобретает мифический характер. Картина сна является сюжетной паузой, позволяющей проникнуть вглубь мироощущения героя. Развязка оказывается проблемной. Совершая последний выбор, герой навеки освобождается от земного пути. Образ героя несёт в себе идеи автора.




Слайд 135
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Черты романтизма
обращение к

фольклору, к истории
резкое противопоставление между мечтой и действительностью,
противоречие между внутренним миром героя и неволей,
мотив борьбы за свободу, мотив сна, смерти
стремление к непостижимому идеалу,
использование символов,
недоступность гармонии,
изображение восточного колорита



Слайд 136
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Аналитическая разминка
В чём

особенность композиции?
Определите вид средства художественной выразительности:
И что вполголоса поёт
Он мне про милую страну…
И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну
Приведите примеры образов – символов в тексте поэмы
Охарактеризуйте образ главного героя



Слайд 137
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Темы для сочинений и

рефератов

Особенности воплощения романтического конфликта в поэме «Мцыри»
Трагическое в образе Мцыри
Фольклорные основы поэмы «Мцыри»
Художественное значение антитез в характеристике образов поэмы «Мцыри»
Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»



Слайд 138
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Самостоятельная работа
Воспроизведите историю

создания стихотворения «Тучи»
Особенности жанра стихотворения «Дума»
Основные образы стихотворения «Утёс»
Черты романтизма в лирике М.Ю.Лермонтова
Образ России в творчестве М.Ю.Лермонтова
Гражданская тема в лирике М.Ю.Лермонтова
Мотив «смертельного» боя в романтических поэмах М.Ю.Лермонтова
Черты романтизма в поэме «Демон»
Основной конфликт поэмы «Демон»



Слайд 139
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Значение М.Ю.Лермонтова
укрепил тему

политического гнёта,
проложил дорогу многим писателям,
продолжал дело декабристов,
развивал романтизм в русской литературе



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика