МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
Истоки романтизма
Д.Дидро
Г.Лессинг
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
Истоки романтизма в России
К.Ф.Рылеев
14 декабря 1825 года, Сенатская площадь
Бородинская панорама Рубо
Бородинское сражение. Гравюра неизвестного художника
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
Ильина Анна Сергеевна
Романтизм в искусстве
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Кипренский Орест Адамович (1782 – 1836) – выдающийся русский живописец и график, художник бурного и героического времени, которое началось наполеоновскими войнами и закончилось восстанием на Сенатской площади. Окончил Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве Много раз участвовал в конкурсах на большую золотую медаль, и получил её за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1809 год), после этого в жизни Кипренского
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Ильина Анна Сергеевна
Гордость России 1812 года
Портрет Е.В.Давыдова, работа О.Кипренского 1809 год.
Эта картина одно из самых блистательных произведений Кипренского. На полотне изображён двоюродный брат героя Отечественной войны 1812 года Д. Давыдова. В русской истории эта картина около ста лет считалась изображением Д.Давыдова, потому что именно он воплотил в себе тип героя – гусара Отечественной войны 1812 года.
Ни в одном портрете той поры так ярко не запечатлён образ героя времени Аустерлица и Бородина, когда воинская слава и горячая любовь к отечеству увлекали русских людей.
А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского 1816 год
«Идеальный образ молодого поэта – романтика»
А.Кипренский портрет А.С.Пушкина 1827 год
«Питомец чистых муз…»
Брюллов был замечательным мастером акварели и рисунка.
К.П.Брюллов Автопортрет 1847 год
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Эта картина одна из самых известных в истории русской живописи, это кульминация развития романтизма в России. Герои картины показаны изнутри, чем и достигается романтический настрой картины.
К.Брюллов. «Последний день Помпеи.
Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и бурной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков (Чесменский бой). Айвазовский создал около шести тысяч картин.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Морская стихия
после кораблекрушения. За первой волной встаёт вторая, ещё более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок – зелёных, синих, фиолетовых, розовых – смешиваются с кипением морской стихии. Характерным мотивом этой, романтической по соей сути, картины является близость человека к природной стихии.
Картина принесла Айвазовскому мировую известность.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Главная заслуга Глинки – создание первых русских опер: «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы». Эти оперы определили историческую судьбу русской композиторской школы, положили начало двум основным ветвям оперной классики: народной музыкальной драме и опере – сказке, опере – былине широкого эпического склада.
Глинка создал также образцы национального симфонизма и открыл новую эпоху в истории русской вокальной лирики, Его «испанские увертюры» положили начало разработке исполнительского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке.
Музыка – душа моя!
Б.Астафьев
«Иван Сусанин» - отечественная героико – трагическая опера в пяти действиях или частях» - так называл композитор своё произведение М.Глинка.
«Иван Сусанин» - явление в русском театре небывалое… произведение высокой музыкально – драматической цельности. Дотоле на русской сцене ставились оперы, состоящие из вокальных и разговорных сцен.
А.Гозенпуд
В музыке «Иван Сусанин» чувство родины является основным. Им насыщены характеры и образы, мелодии и ритмы, оно даёт тон всему действию.
Б.Астафьев
Под общий шум поднялся П.А.Вяземский и сказал:
За прекрасную новинку
Славить будет глас Москвы
Нашего Орфея – Глинку –
От Неглинной – до Невы!
Все ждали, что скажет Пушкин. Он встал и сказал:
Слушая сию новинку,
Зависть злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может грязь!
Опера «Руслан и Людмила», которую публика в первое представление приняла было довольно холодно, крепко держится на сцене и с каждым новым представлением приобретает новых поклонников, которые из недовольных переходят на сторону её ярких достоинств и красот музыкальных.
Ф.Кони
глубокая содержательность,
стройность формы,
богатство и разнообразие выразительных средств,
гармоничное сочетание богатства народной музыки и величайших достижений профессионального мастерства,
светлый, жизнеутверждающий характер,
красота и выразительность мелодий,
красочность и тонкость гармонии и инструментовки.
открывшим новые пути развития русской музыки. Музыкальная деятельность Даргомыжского высоко оценивалась молодыми русскими композиторами.
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.»
«И скучно, и грустно»
Эта элегия – словно положенная на музыку ораторская речь, где подчёркнуты все интонационные подъёмы и падения, которые изображают стихотворение с его обращениями к слушателю.
В.Васина - Гроссман
яркая образность,
идеализация прошлого,
протест против национального и социального гнёта,
интерес к истории,
обращение к фантастическому.
Римский – Корсаков значительно обогатил программную симфоническую музыку. Большую ценность представляют его сборники обработок русских народных песен.
Музыка есть искусство поэтической мысли
Римский – Корсаков перевёл сказку в музыку… Оперу приняли с восхищением, последние годы опера не только сохранила своё положение в его творчестве, но и остаётся единственным привлекающем музыкальным жанром.
Романс «Анчар»
Сила и обаяние музыки Римского – Корсакова в её прекрасной, прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его замыслов, раскрывающих переливающуюся игру света и тени, ярких красок. Примером является романс «Анчар».
Б.Астафьев
Ильина Анна Сергеевна
обращение к русскому быту,
создание звуковых картин,
богатство инструментальных замыслов,
обращение к сказочным вымыслам, преданиям, легендам, обрядам,
разнообразие и красота творчества,
изображение пленительных образов Востока,
творчество проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия,
сочетание реальной действительности с яркой фантастикой.
иллюзорный, утопический характер,
патриотический и демократический характер идеи,
обращение к будущему,
идеализация прошлого,
протест против национального и социального гнёта,
протест против подавления личности,
интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому,
увлечение народными сказаниями и песнями,
любовь к природе,
глубокая содержательность, стройность формы,
богатство и разнообразие выразительных средств.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Ильина Анна Сергеевна
Влияние английского и французского романтизма Д.Байрон, А.Шатобриан
мистицизм,
интерес к философским аспектам бытия,
противоречие «дневного» и «ночного мира».
созерцательность и философская углубленность в «вечные вопросы»,
интерес к проявлению потусторонних сил
В.А.Жуковский,
К.Н.Батюшков,
А.И.Одоевский,
П.А.Вяземский.
разлад личности и общества,
проблема «сильной личности» и « естественного человека»,
экзотика сюжета и места действия.
А.С.Пушкин (ранний),
М.Ю.Лермонтов(ранний)
мотив разлада сильной личности с обществом,
немотивированность действий романтического героя
Романтизм поэтов - декабристов
социальная заострённость конфликта,
интерес к истории,
пафос борьбы с внешним врагом.
1 этап
2 этап
сочетание традиций одической поэзии века и принципов просветительской литературы,
присвоение черт сентиментализма.
крушение просветительских иллюзий после поражения восстания декабристов,
формирование художественных принципов романтизма – двоемирие, индивидуализм,
отход от традиций классицизма и сентиментализма,
взаимодействие с реализмом.
стремление в будущее,
борьба за свободу и счастье людей,
пафос освободительных идей .
В.А.Жуковский
К.Ф.Рылеев,
А.А.Бестужев,
А.Д.Одоевский,
А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов.
В.Г.Белинский. Портрет Горбунова.1871 год
появление в литературе призыва к борьбе за свободу творчества,
появление в литературе гражданского пафоса,
появление в литературе необыкновенного, яркого, загадочного,
появление новых форм: лирическая поэма, лирическая драма, баллада,
переживания автора выступают на первый план,
место действия переносится в чужие страны, рисуется чужеземный пейзаж,
проявление интереса к народному творчеству,
использование ярких эпитетов, сравнений, метафор, тон речи приподнятый, взволнованный,
критика современной действительности,
создание автором идеала, способствующего росту духовных сил личности,
наделение героев независимым характером.
раннее творчество
С 1797 – 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое стихотворение «Сельское кладбище». К 1808 году творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады: «Людмила» (1808 год), «Светлана» (1808 – 1812 год) написаны на основе иностранных литературных источников. В начале войны 1812 года вступил в ополчение; откликом на военные события явились стихотворения «Певец во стране русских воинов» (1812 год), «Императору Александру» (1814 год), принёсшие ему широкую известность. С 1820 года начинается двадцатипятилетний период его придворной службы – воспитателя наследника, будущего Александра II. К 1810 – 1820 годам относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады «Эолова Арфа» (1814 год), «Вадим» (1817 год), романтические стихи «Цвет завета» (1819), «Море» (1827 год). Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина. В начале 1830 – х годов всё большее место в его творчестве занимают переводы. В 1831 году написаны сказки «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна». Получив почётную отставку в 1841 году, Жуковский уехал в Германию, где весной женился на Елизавете Рейтерн. Скончался в Баден – Бадене, прах перевезён в Россию и погребён в Петербурге на кладбище Александро – Невской лавры.
Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского
Роль антитезы в лирике В.А.Жуковского
Лирический герой В.А.Жуковского
Тема природы в лирике В.А.Жуковского
Образ художника в лирике В.А.Жуковского
Образ идеала в лирике В.А.Жуковского
Мотив «счастья юных дней» в элегии «Вечер»
Образ автора в балладе «Светлана»
Эпическое и лирическое в образе главной героине баллады «Светлана»
Сюжет и композиция баллады «Светлана»
Роль фантастики в балладе «Светлана»
Стал членом «Вольного общества любителей российской словесности». В 1825 году написал поэму «Войнаровский», содержащую пропаганду политических идей декабристов, в ней выражено кредо Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». В 1823 году был принят в члены «Северного тайного общества», вскоре став одним из его руководителей. Участвовал в восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. За что был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Казнён 13 июля 1826 года в Петербурге.
«Войнаровский»
Историческая тема в творчестве К.Ф.Рылеева
Общественные и гражданские мотивы в лирике К.Ф.Рылеева
(на примере 2 -3 стихотворений)
К.Ф.Рылеев – поэт- романтик
Сюжет и композиция поэмы «Войнаровский»
Идейно – художественные особенности поэмы «Войнаровский»
В 1826 году прибывает в Москву по приказу императора Николая. В мае 1826 года самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его стихотворениях «Кавказ», «На холмах Грузии...». В 1830 году уехал в своё имение Болдино. Этот период творчества поэта известен как «болдинская осень». Испытывая большой творческий подъём поэт написал «Элегия», «Бесы», сказки и многое другое. В Москве обвенчался с Н.Н.Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1835 году получил разрешение на создание своего журнала «Современник». Зимой 1836 года был смертельно ранен на дуэли с бароном Дантесом. Опасаясь демонстраций царь приказал тайно вывести труп поэта из Петербурга. Похоронен на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
В мае был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». За три года ссылки написаны «Кавказский пленник», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» - образцы романтической лирики. В июле 1823 был переведён в Одессу, откуда в скором времени был выслан в имение матери. Здесь продолжал литературную деятельность.
«Вольность»
Тема свободолюбия в творчестве А.С.Пушкина
Образы прошлого в лирике А.С.Пушкина
Эволюция понятия «свобода» в лирике А.С.Пушкина
Философское мировосприятие лирического героя А.С.Пушкина
«Кавказский пленник»
Тема Кавказа в творчестве А.С.Пушкина
Особенности композиции поэмы «Кавказский пленник»
Черты романтизма в поэме «Кавказский пленник»
Любить или не любить? Вот в чём вопрос. На примере поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник»
«На холмах Грузии»
Образ автора в лирике А.С.Пушкина
Тема любви в лирике А.С.Пушкина
Пейзаж в романтической лирике В.А.Жуковского и А.С.Пушкина
Тема гармонии в лирике А.С.Пушкина
«Во глубине Сибирских руд»
Тема свободы в лирике А.С.Пушкина
Роль образов – символов в раскрытии идеи стихотворения
Образ лирического героя в романтической лирике А.С.Пушкина (на примере 2 – 3 стихотворений
Путь лирического героя А.С.Пушкина к идеалу ( на примере романтических произведений
В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в эти годы также продолжал писать стихи и поэмы. По окончании Школы юнкеров в1834 году произведён в корнеты лейб – гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. В 1837 году арестован за написание стихотворения «Смерть поэта» и отправлен на Кавказ. В 1838 году приезжает в Петербург, а затем был переведён в Гродненский полк. К началу 1839 года сблизился с редакцией «Отечественных записок», посещал поэтические вечера, встречался с Жуковским, Белинским. В 1840 году был отправлен в действующую армию на Кавказ. В начале 1841 года приехал в отпуск, на одном из светских вечеров товарищ Мартынов вызвал его на дуэль. Поэт был убит. Тело погребено в селе Тарханы .
«Парус»
Образ «бури» в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема одиночества в элегии «Парус»
Своеобразие воплощения пушкинских мотивов в лирике М.Ю.Лермонтова
Мотив «стихии» в стихотворении «Парус»
Образы – символы в стихотворении «Парус»
«Мцыри»
Особенности воплощения романтического конфликта в поэме «Мцыри»
Трагическое в образе Мцыри
Фольклорные основы поэмы «Мцыри»
Художественное значение антитез в характеристике образов поэмы «Мцыри»
Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть