Слайд 1РАЗМЫШЛЕНИЯ
О РОМАНЕ
ДЖОНА ФАУЛЗА
"БАШНЯ ИЗ ЧЕРНОГО ДЕРЕВА"
Слайд 2Об авторе:
Джон Ро́берт Фа́улз (1926-2005) — английский писатель, романист и эссеист.
Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.
Слайд 3Произведения
"Коллекционер»
"Волхв»
"Женщина французского лейтенанта»
"Червь»
"Башня из черного дерева" - сборник рассказов (1974).
Сборник открывается одноименной повестью, которая является одним из ярких образцов литературы постмодернизма.
Слайд 4Аннотация
Главный герой молодой известный художник Дэвид Уильямс живет жизнью, полной условностями
и серыми красками. Это отражается и в его творчестве: картины Дэвида лишены подлинной глубины и очарования.
Но его жизнь (и отношение к ней) кардинально меняется после его приезда к старому и именитому художнику Генри Бресли. Для Генри же напротив, не существует никаких авторитетов и правил. На первый план он выносит собственные чувства и интересы, что не может не сказаться на его работах. «Башня из черного дерева» -так метафорично Генри описывает сложившуюся в обществе ситуацию: люди подчинили себя условностям, излишнему следованию моды и, как следствие, навсегда утратили самих себя, свою индивидуальность.
Слайд 5Образ The Ebony Tower
Аллюзия на метафору Флобера искусства как "башни из
слоновой кости".
"Башня из черного дерева" — в определении Фаулза, искусство ХХ века.
Судьбы живописи ХХ столетия, основные эстетические проблемы искусства века воплощены в судьбах героев повести, профессиональных художников.
Слайд 6Башня из слоновой кости
Метафора, впервые использованная в библейской Песне, обозначала красоту
и непорочность : «Шея твоя — как столп из слоновой кости» (Песн.7:4).
В Средние века в католическом богослужении это выражение стало использоваться иносказательно по отношению к Деве Марии.
В эпоху романтизма - обозначала уход в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях.
Слайд 7Современное употребление
Французский критик и поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв в одном из
стихотворений сборника «Августовские мысли», сравнивая современных ему поэтов, описывал творчество Альфреда де Виньи следующими словами: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Де Виньи отличался показным безразличием к политическим проблемам, настаивал на абсолютной независимости творческой личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь)[2].
Слайд 8Современное употребление
Флобер употреблял эту фразу для подчёркивания своего «аристократизма духа».
В
частных письмах он постоянно использовал образ башни из слоновой кости: «...Надобно отдаться своему призванию — взойти на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы» [2]
Слайд 9Главная идея
Каждая личность (в том числе и творческая) должна иметь собственную
точку зрения, собственное мироощущение, не нужно следовать всему, что модно в обществе, а нужно иметь ко всему своё личное отношение.
«Сколько ни читай, каких умозаключений не выстраивай, ничто не заменит собственного опыта...»
«По-моему, когда отношения надежны, люди прямолинейны друг с другом. Они знают, что это безопасно, что они не ступают по тонкому льду»
Несомненно, в таком случае нужно быть готовым к непониманию, непризнанию вашей жизненной позиции большинством. Но зато вы сохраните своё собственное «Я».
«Ныне художник творит для интеллектуалов и теоретиков - не для людей вообще и, что хуже всего, не для себя самого. Конечно, это приносит дивиденды в материальном смысле и в смысле популярности, но пренебрежение телом человека, его естественным, чувственным восприятием привело к порочному кругу, к водовороту, к уходу в небытие; ныне живописец и критик согласны лишь в том, что существуют и имеют какое-то значение они одни. Хорошее надгробие для разного отребья, которому на всех наплевать»
Слайд 10Образ наблюдателя
Автор вводит образ наблюдателя, который описывает происходящее, не выражая собственного
отношения, не давая оценку героям, их поступкам, мировоззрению, позволяя читателю размышлять и приходить к умозаключениям самостоятельно.
«В голове у него возник новый «горовосходительный» образ: стремясь к вершине, человек приобретает самое лучшее снаряжение, какое ему по средствам, и всегда смотрит вверх. Но там, на самой вершине, стоит сатир в мягких домашних туфлях, с наслаждением посылающий ко всем чертям здравый смысл и разумный расчет»
Слайд 11Выводы
Таким образом, название произведения - это не просто метафора, но противопоставление:
Фаулз противопоставляет искусство XX в. искусству XVIII в. Автор намекает, что его современники следуют моде, теряя себя, их работы лишены индивидуальности и лишь являются «общественным заказом». Такова собственная оценка автора современному искусству.
Слайд 12Выводы
«Башня из слоновой кости» - термин, который в эпоху романтизма обозначал,
что творческие личности следуют своей собственной, индивидуальной, особой морали, вкладывают в работу часть своей души; готовые к тому, что их произведения будут неприняты обществом, они часто «уходили в себя». Что касается современников Фаулза, они пытались производить то, что было актуально в обществе, их произведения были сделаны будто «под копирку», неиндивидуально, неново, скучно. Весь этот процесс нельзя назвать ни иначе как «Башня их черного дерева»: ничего ценного, светлого, интересного.
Слайд 13Использованная литература
Фаулз Д. Башня из черного дерева, пер. с англ. –
АСТ Москва, 2008. – 448с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F_%D0%B8%D0%B7_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
Слайд 14Работу выполнили
Полиенко Виктория
Жигулина Ирина
401а группа
2012 год