Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Слайд 2Цель данной лекции
Создание научно обоснованного представления эффективности использования здорового образа
жизни
Слайд 3Сегодня России нужны здоровые образованные люди.
противоречие
1. С одной стороны, детям
нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжить образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
2. С другой стороны, нужно сохранить их здоровье.
Слайд 4Главная задача
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения
к здоровью и здоровому образу жизни
Слайд 5Рис. 1. Структура заболеваемости учащихся 1-х и 10-х классов разных регионов
РФ
Слайд 6Рис. 2. Структура заболеваемости учащихся 9-11 классов Амурской области
Слайд 7Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985), состояние здоровья населения на 10% определяется
уровнем развития медицины, на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и
на 50% - образом жизни.
Слайд 8Таким образом,
ведение здорового образа жизни является
генеральной линией формирования и
укрепления здоровья
Слайд 9Составляющие характеристики здорового образа жизни
1. Рациональный режим труда и отдыха.
2. Организация
рационального питания.
3. Организация сна.
4. Организация двигательной активности:
- УГГ, физкультминутки (дыхательная гимнастика, познотонические упражнения и др.) оздоровительные прогулки,
- занятия в секциях,
- средства активного отдыха (спортивные игры, бег, занятия на тренажерах, катание на роликах и др.).
5. Личная гигиена и закаливание.
6. Профилактика вредных привычек.
Слайд 10Рациональный режим труда и отдыха
1. Правильное чередование труда и отдыха
2. Регулярный
прием пищи
3. Сон определенной продолжительности
4. Определенное время для УГ и гигиенических процедур
5. Определенное время для домашних заданий
6. Прогулки на свежем воздухе
Слайд 11
Питание должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным.
Распределение калорийности дневного
рациона: завтрак – 25%; обед – 35-40%; полдник – 10-15%; ужин – 25%.
Необходимо включить в меню рыбу, мясо, молочные продукты, овощи, фрукты, шоколад.
Продукты, улучшающие память, повышающие работоспособность мозга: ананас, морковь, креветки, лук репчатый, орехи, инжир, тмин.
Слайд 12Особенности питания при занятиях физической культурой и спортом
Повышается потребность
в минеральных
веществах: кальций, фосфор, магний, железо, цинк, йод;
в витаминах: А, С, Е, Д, группы В
Завтрак, обед – основная часть белковых и жирных продуктов (мясо, рыба, яйца, сметана, масло и т.п.)
Ужин – преимущественно углеводный (винегреты, каши) и легкоусвояемые белки (творог, сыр, кефир, молоко)
Слайд 13Сон обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для школьника 11-13
лет необходимо спать 9-9,5 часов, 14-17 лет необходимо спать 8-8,5 часов.
Перед сном необходимо:
- прекращать напряженную умственную работу за 1,5 ч до отхода ко сну,
- проветривать комнату или еще лучше спать при открытой форточке;
- совершать оздоровительные прогулки (10-20 минут).
Слайд 14Организация двигательной активности:
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГ)
УГ проводится после сна и
ускоряет процесс врабатывания в предстоящую учебную деятельность.
Физкультминутки (дыхательные упражнения, познотонические, на осанку и др.) – проводятся во время учебной деятельности для поддержания работоспособности, снятия напряжения с мышц, обеспечения отдыха центральной нервной системе, улучшения кровообращения.
Оздоровительные прогулки насыщают кровь кислородом, снимают умственное напряжение, их рекомендуется совершать по пути в школу, и после школы, днем или вечером перед сном, пешком, на лыжах, велосипеде и т.д.
Спортивные игры, упражнения на тренажерах, катание на роликах, оздоровительный бег и др. способствуют повышению эмоциональности, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности, оказывают всестороннее воздействие на все функции организма.
Слайд 15Рис. 14. Пять циклов познотонических упражнений в положении сидя.
0 –
исходное положение до начала упражнений (рабочая поза при умственном труде).
Слайд 16
Личная гигиена и закаливание
гигиена кожных покровов;
гигиена спортивной одежды;
гигиена умственного
труда;
применение разнообразных процедур закаливания способствует профилактики простудных заболеваний, повышению функциональных возможностей организма (ССС, дыхательной системы и др.) – укреплению здоровья.
Учащимся рекомендуется систематически выполнять следующие процедуры:
- воздушные ванны при комнатной температуре,
- обтирание водой, контрастный душ.
Слайд 17Профилактика вредных привычек
1. Работа с детьми – организация досуга школьников, развитие
сети кружков и факультативов, спортивных секций, приглашение медицинского персонала, психолога.
2. Работа с педагогическим составом – педсоветы, обучающие семинары, круглые столы.
3. Работа с родителями – приглашать и проводить беседы с психологом, медиком, соц. педагогом.
Слайд 18Критерии эффективности использования здорового образа жизни
в поведении:
- собранность, коммуникабельность, ощущение физической
и психоэмоциональной привлекательности;
- в психологическом аспекте:
психологическое здоровье, хорошее самочувствие, нервно-психическая устойчивость;
в функциональном проявлении:
- высокое качество здоровья, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваемости