Номинация №6 (Первые шаги)
«Ох , уж эти шляпки…»
( Творческий проект)
Авторы: учащиеся 3 класса
Боголепов Максим
Липилин Евгений
Педагог-руководитель:
Учитель начальных классов
Дипломант конкурса МИД
Стеканова Людмила
Валентиновна.
Специализированное структурное образовательное подразделение при Посольстве
Российской Федерации в Республике Никарагуа
Слайд 2 Цель: развивать творческое воображение ,
мышление,
пространственное восприятие , речь , формировать
чувство меры , интерес к созданию изделий и моды.
Умение работать с подручными материалами,
развивать мелкую моторику пальцев.
Предварительная подготовка:
изготовление головных уборов , подбор материалов
и разного рода аксессуаров(ткань , проволока,
украшения из цветов , лент и перьев).
Рассказ об истории головных уборов.
Демонстрация головных уборов.
В любое время года
С очень давних пор
Украшает голову
Головной убор…
В нашей школе ежегодно проходит
Новогодний карнавал , к нему мы
старательно готовимся.
Заранее мастерим костюмы,
а также и головные уборы к ним.
Материалы используем самые
различные : от гофрированной
бумаги и картона до тканей.
Представляем вашему вниманию
некоторые из них.
Слайд 4 Немного истории
Первыми мастерами в изготовлении головных
уборов были
первобытные люди . Они одевали на
голову папахи из шкур животных , шли в ход и
скорлупа кокосового ореха , страусиное яйцо,
тыква и даже панцирь черепахи .У финикийских
племен в 8-12 в до н.э. головным убором служил
чепец в виде волосяного мешка с лентами.
Времена менялись . Головной убор в Древнем
Египте служил символом власти и могущества.
Только фараон мог носить большой плат из
полосатой ткани , на который одевалась корона.
Все остальные , кроме рабов , носили большие
парики из растительных волокон.
В Средневековье мужчинам и женщинам
нравились накидки-плащи с капюшоном , носили
береты.Шляпа была самой важной частью
костюма .Дамы носили остроконечные колпаки-
генины , достигающие длины до 1 метра.
Простолюдины обычно ходили с непокрытой
головой , иногда надевали разного рода
шапки . типа чепца.
В Европе чепец использовали для купания и сна как
женщины так и мужчины.
В 14-15 веках французская мода
представлялась шляпами, украшенными
перьями павлина и страуса .
Слайд 6 По Сеньке- шапка,
По Фоме – колпак…
П
На Руси обязательно носили
головной убор . Он был самой
важной частью костюма . По шапке
можно было узнать , знатный
человек или нет .Парадными
боярскими шапками были шапки
горлатные . Их шили из дорогого меха .Были они высокими-
почти в полметра . Под такую шапку надевали еще две
маленькую круглую тафью и колпак . Девушки украшали
голову красивыми венцами или девичьими повязками с жемчугом ,
бисером и бусами.
« Парчовая на маковке кичка…»
Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под
головным убором , показаться с непокрытой головой было
неприлично , отсюда и пошло выражение « опростоволоситься .»
Старинный русский головной убор замужних женщин назывался
«кика».Помните в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин дает
описание старухи , ставшей дворянкой:»Парчовая на маковке
кичка…»Носили также различной формы коруны и кокошники.
Слайд 8
«Если хочешь быть красивым-
запишись в гусары.»
На Руси существовала такая поговорка . Этот головной убор
называется кивер . Именно его носил легендарный герой войны
1812 года Денис Давыдов , о котором в своих стихах А.С.Пушкин
сказал так:
« Столбом усы, виски горою,
Жестокий ментик за спиной,
И кивер-чудо набекрень…»
Слайд 10 Во всём и всегда буду радость дарить, и царя рассмешить
я готов каждый миг.
Даже колпак шута по-своему
интересен . Скоморохи ,
клоуны и шуты были очень
любимы народом.
Русский воин носил шлем , предохраняющий голову от ударов
копья , меча или стрелы , да ещё с пластинкой над переносицей.
Русский шлем стал прообразом будёновки ,
когда-то первоначальное название её было-
богатырка.
Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём богатырей.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша ,
Чтоб не просто грел , как прежде ,
Был к лицу и украшал…
Эпоха сменяла одна другую . А.С .Пушкин и другие важные
господа носили цилиндры – боливар . Это высокая блестящая
шляпа с маленькими полями . Дамы носили шляпы- кибитки .
Но и им на смену приходили другие шляпы. Но неизменно
остаётся то , что шляпа – это не только предмет гардероба
но ещё и украшение .
Слайд 12
.
Многие народы имеют красивые
национальные костюмы , но надо
отметить , что головной убор к
костюму не менее красив.
Так , например , самбреро –
мексиканский головной убор .
изготавливается из соломы или
фетра . Хорош , как в жару , так и
при похолодании в Мексике.
Если солнце ярко светит
Без панамы не гуляй ,
Если снег закружит , ветер ,
Ты ушанку надевай.
Панама – национальный головной убор
Эквадора . Приобрёл известность во
время строительства Панамского
канала .А теперь распространённый
головной убор от солнца .
Ушанка – традиционная зимняя шапка.
Получила своё название , благодаря отложных наушников.
Шляпа нон – вьетнамский головной убор . Был частью
мужского головного убора . Сегодня его носят также и
женщины.
Чалма – головной убор Востока .
У меня из огня чалма
И одежда моя из злата ,
Я спускаюсь в чалме с холма ,
Потому что холмы покаты…
Индейский головной убор воина.
Украшен перьями . Перья орла
надо было добыть самому.
Дух , отвага орла , по преданию ,
Вселялся в дух воина .
Современность внесла изменения в облик молодёжи ,
в 20 веке были очень популярны шапки- бейсболки .
Мода изменялась , изменялись головные уборы , но
неизменным оставались красота и изящество .
Создавая свои работы , ребята старались показать
своё мастерство , много перечитали исторического
материала , работали над ним , мы думаем , что наш
проект будет интересен и кто-то узнает для себя
новое и познавательное.
Предлагаем Вашему вниманию
Новогодний конкурс модельеров.
Цель : развивать воображение, чувство цвета , формы , речь ,
мелкую моторику пальцев. Формировать эстетический вкус.
Результат : учащиеся должны знать название шляп , их предназначение , материалы , из которых шляпа изготовлена ,
уметь различать их и украшать.
Ход работы :
1 этап - Замысел автора и модельера(что будем конструировать),
подбор материала(что нужно для головного убора)
2 этап - Работа с подручным материалом(бумага , ленты ,клей ,
ножницы , цветы и различные украшения )
3 этап - Учащимся даётся задание :украсить шляпки различными
аксессуарами(цветами ,лентами ,бантами ,перьями ,
аппликацией ,значками )
4 этап - Оценивается красота изделия и умение детей подобрать
шляпу к соответствующему костюму или пояснить ,
к какому костюму она подобрана.Можно использовать
журналы мод , картинки с изображением различных стилей
одежды . Итогом работ может стать викторина.
Слайд 17 Пожелания на последок.
Желаем нашим модницам в жизни иметь много разнообразных
шляп и шапочек .
Самые красивые – это шляпки женские ,
Любят городские их модницы и сельские.
Шляпка хороша в жару , чтоб от солнца скрыться ,
И в прохладу защитит , чтоб не простудиться.
Друг на друга шляпки вовсе не похожи.
Делают из фетра их , из соломки ,кожи .
Шьют из меха теплого ,кружева и ситца.
Невозможно в шляпки просто не влюбиться!
Украшает мастер их бисером и кантом ,
Шёлком ,вышивкой ,цветком и ,конечно ,бантом.
Можно каждый день менять шляпки по погоде ,
Как картинку , украшать , чтоб всегда быть модным.
Кончаловская « Дело в шляпе»
Издательство Москва 1990 год.
И. Агапова « Соломенная шляпка»
Издательство Москва 2001 год.
Н. Поникарова « Здравствуй , Москва!»
Издательство Москва 1998 год.