Слайд 1OHSAS 18001-2007
Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
ООО «ВиД-Воронеж» тел.89202121052
e-mail:iso-9000@nxt.ru www.iso-9000.nxt.ru
Слайд 2Предисловие
Настоящий стандарт был разработан в ответ на требования потребителей о признаваемом
стандарте на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Слайд 3Предисловие
OHSAS 18001 был разработан так, чтобы быть совместимым со стандартами ИСО
9001 и ИСО 14001, в целях облегчения организациям интегрирования систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Слайд 4Предисловие
Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента ОЗиОБТ, чтобы дать возможность организации
разработать и реализовывать политику и достичь целей, которые учитывают законодательные и нормативные требования, а также информацию о рисках в области ОЗиОБТ.
Слайд 5Модель системы менеджмента ОЗиОБТ
Слайд 6Методология PDCA
Планирование
Действие
Мониторинг
и контроль
Анализ и корректировка
Слайд 7Методология PDCA
Планируйте : установите цели и создайте процессы, необходимые для получения
результатов в соответствии с политикой организации в области ОЗиОБТ.
Делайте: реализуйте процессы
Проверяйте: проводите мониторинг и измерение процессов по отношению к политике в области ОЗиОБТ, целям, законодательным, нормативным и другим требованиям и сообщайте о результатах
Действуйте: предпринимайте действия для постоянного улучшения показателей деятельности в области ОЗиОБТ
Слайд 8Термины и определения
Приемлемый риск – риск, сниженный до уровня, который может
поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области ОЗиОБТ
Опасность – источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетание
Идентификация опасности – процесс признания того, что опасность существует, и определение ее характеристик
Ухудшение состояния здоровья – идентифицируемое (подтверждаемое) неблагополучное физическое или психическое состояние, вызванное и/или сделавшееся таковым вследствие выполняемой работы и/или вследствие ситуации, связанной с этой работой
Инцидент – связанное с работой событие(я), в ходе которого возникает или может возникнуть травма или ухудшение состояния здоровья (вне зависимости от их тяжести) или смерть.
Слайд 9Термины и определения
Обстоятельства, влияющие на охрану здоровья и обеспечение безопасности труда
– условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал, работающий по контракту), посетителей или иных лиц в зоне выполнения работ
Показатели деятельности в области ОЗиОБТ – измеримые результаты осуществления организацией менеджмента ее рисков в области ОЗиОБТ
Риск – комбинация вероятности возникновения опасного события или воздействия(й) и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны данным событием или воздействием(и)
Оценка риска – процесс оценивания риска(ов), связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск(и) приемлемым или нет.
Зона выполнения работ – все физическое пространство, в котором деятельность, относящаяся к данной работе, осуществляется под управлением организации.
Слайд 10Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.1 Общие
требования Организация должна разработать, документировать, внедрить и постоянно улучшать систему менеджмента ОЗиОБТ в соответствии с требованиями стандарта OHSAS, а также определить каким образом она будет обеспечивать соответствие этим требованиям.
Организация должна установить и документально зафиксировать
область, на которую распространяется действие ее системы менеджмента ОЗиОБТ
Слайд 11Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.2 Политика
в области ОЗиОБТ
Высшее руководство должно разработать и ввести в действие политику организации в области ОЗиОБТ и обеспечить, чтобы в рамках установленной области распространения ее системы менеджмента ОЗиОБТ эта политика:
- соответствовала характеру и масштабам рисков организации
- включала обязательство по предотвращению травм и ухудшению состояния здоровья
- включала обязательство обеспечить соответствие законодательным и нормативным требованиям
- создавала основу для установления и анализа целей
- была документированной, внедренной и поддерживаемой в актуальном состоянии
- доведена до сведенья всего персонала организации
- была доступна заинтересованным сторонам
- периодически анализировалась
Слайд 12Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.3 Планирование
4.3.1
Идентификация опасностей, оценка рисков и определение способов контроля
4.3.2 Законодательные и общие требования
4.3.3 Цели и программы
Слайд 13Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Законодательные и
прочие требования
Процедура идентификации и доступа
Информация должна быть актуальной
Сотрудники и заинтересованные стороны должны быть проинформированы
Требуется только доступ к информации (нет необходимости иметь копии документов)
Слайд 14Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Требования законодательства
Международные
стандарты, лучшие практики, отраслевые требования
Национальные стандарты
Результаты оценки рисков
Детальное описание процессов производства или оказания услуг
Определение и анализ требований
Слайд 15Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Важнейшие законы
в области охраны труда и промышленной безопасности
Слайд 16Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Нормативные и
правовые акты в области ОТ и ПБ
Постановление о проведении государственный экспертизы
Положение о проведении государственной экспертизы условий труда РФ
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте
Постановления, Приказы Минздравсоцразвития РФ
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
Порядок обучения по охране труда работников организаций
Слайд 17Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.3 Планирование
4.3.1
Идентификация опасностей, оценка рисков и определение способов контроля
4.3.2 Законодательные и общие требования
4.3.3 Цели и программы
Слайд 18Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Цели: определение
Это
цели относительно показателей результативности, которые организация устанавливает и намерена достигнуть
Примечание: Везде где это целесообразно, цели должны быть количественными
Слайд 19Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Цели.
Документированные цели
Установлены
в организации для каждых:
- соответствующая функция
- соответствующий уровень
Соответствуют политике, включая обязательства:
- по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний
- соответствия законодательным и прочим требованиям
- непрерывного улучшения
Слайд 20Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Разработка/изменение целей.
Входные данные.
Общие политика и цели
организации
Политика в области здоровья и
безопасности, включая обязательства
непрерывного улучшения (4.2)
Результаты оценки рисков (4.3.1)
Законодательные и другие
требования(4.3.2)
Технологические возможности
Финансовые, коммерческие
требования
Мнения заинтересованных сторон (4.4.3)
Несоответствия, аварии, инциденты
Результаты анализа со стороны
руководства (4.6)
Разработка
целей
Слайд 21Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Разработка/изменение целей.
Выходные данные.
Документированные
цели
(например в Программе)
для каждой
соответствующей
части в организации
Документация о том,
каким образом
были выбраны цели
Разработка
целей
Слайд 22Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Цели: пример
Политика:
«…Уменьшить травматизм и заболевания среди сотрудников…»
Цель:
«… Уменьшить количество травм (для всей организации)»
Задача:
«С 1 апреля все сотрудники складского хозяйства используют индивидуальные средства защиты»
Слайд 23Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Программа менеджмента
Описание
деятельности и способов достижения целей в области здоровья и безопасности
Программа должна включать:
- ответственность и полномочия на каждом соответствующем уровне организации
- способы достижения целей и временные рамки
Программа должна анализироваться:
- через запланированные интервалы
- при необходимости должны вноситься изменения
Слайд 24Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Входные
данные
Составление
программы
Выходные
данные
Цели
Детали процесса
Деятельность по
непрерывному улучшению
Результаты оценки рисков
Потребность в обучении
Определенная,
документированная
программа менеджмента
здоровья и безопасности
Слайд 25Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 26Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4.1Ресурсы, роли,
ответственность, подотчетность и полномочия
Роли, ответственность и полномочия персонала, влияющего на здоровье и безопасность должны быть …
… Определены
… Документально оформлены
… Доведены до сведенья персонала
Слайд 27Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Обязательства руководства.
Руководство
должно предоставить необходимые ресурсы
Высшее руководство должно демонстрировать обязательства посредством определения ролей, распределением ответственности и подотчетности.
Должен быть назначен представитель высшего руководства, отвечающий за внедрение и поддержку системы менеджмента здоровья и безопасности
Слайд 28Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Представитель руководства.
Представитель
руководства отчитывается перед высшим руководством по вопросам:
Результаты аудитов
Достижение целей
Непрерывного соответствия системы менеджмента
Мнения заинтересованных сторон
Слайд 29Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Структура.
Должно быть
ясное взаимодействие между функциями:
Высшее руководство
Представитель высшего руководства
Руководитель подразделений
Операторы
Лица, управляющие подрядчиками
Лица, ответственные за обучение
Лица, ответственные за критически важное с точки зрения здоровья и безопасности оборудования
Специалисты в области здоровья и безопасности
Представители сотрудников на собраниях, посвященных вопросам здоровья и безопасности
Слайд 30Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Полномочия и
ответственность.
Должны быть определены для всех:
Для всех, кто участвует во внедрении и поддержке системы менеджмента
Обычно на функциональном уровне
Должны быть документированы:
Для обеспечения точного распределения ролей, ответственности и полномочий
Должны быть доведены до персонала
Понимание ответственности и полномочий продемонстрировано (может потребовать совещаний, обучения, инструктажа)
Включая временный персонал
Слайд 31Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 32Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Компетентность.
Персонал выполняющий
работ, влияющую на здоровье и безопасность должен быть компетентен
Руководство должно определить критерии компетентности персонала
Если используются подрядчики, то до выполнения работ следует убедиться в достаточной компетентности персонала подрядчика.
Квалификация
Образование
Опыт работы
Обучение
Личные качества
Слайд 33Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Осведомленность.
Должны быть
процедуры обеспечивающие информационность сотрудников о:
Последствия своей работы для здоровья и
безопасности поведения
и преимущество улучшений
Потенциальные последствия отклонений от рабочих
инструкций и процедур
Их роль и ответственность, включая действия
в аварийных ситуациях
Слайд 34Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Организация
Временный
персонал
Подрядчики
Посетители
Инструктаж
при
поступлении
на работу
Инструктаж
на рабочем месте
Лекции о рисках
в области здоровья
и безопасности
Занятия в группах
Инспекции
Личные контакты
с сотрудниками
Первоначальная
осведомленность
Поддержка
осведомленности
Осведомленность
Слайд 35Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Обучение.
Организация должна:
Идентифицировать
потребность в обучении
Определить программу обучения
Поддерживать записи о компетентности, результативности обучения
Слайд 36Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Измерение результативности.
Результативность обучения и текущий уровень осведомленности и компетентности должны быть определены и документированы:
Тестирование
Анализ
Интервью
Инспекции
Экспертиза
Слайд 37Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 38Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Коммуникации.
Процедура получения,
регистрации и ответа.
Информация для
Информация от
Профсоюзы
Представители
сотрудников
Сотрудники
Государство
Подрядчики
Посетители
сотрудники
Заинтересованные
стороны
организация
Слайд 39Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Коммуникации.
Требуется обеспечить
получение, документирование и реагирование на соответствующие коммуникационные события от внешних заинтересованных сторон.
Слайд 40Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Соучастие и
Консультации.
Процесс идентификации опасностей, оценку рисков и разработку средств управления ими
Процесс расследования происшествий
Процесс разработки и анализа политики и целей
Консультации по вопросам, которые могут привести к изменениям в системе менеджмента здоровья и безопасности
Представительство (комиссию) по вопросам здоровья и безопасности
Рабочие должны быть проинформированы об их возможности участия в обсуждении вопросов здоровья и безопасности через представителя(ей)
Слайд 41Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Соучастие и
Консультации.
Сотрудники организации должны быть:
- проинформированы об изменениях
- представлены при обсуждении вопросов здоровья и безопасности
- проинформированы о том, что является их представителем и представителем руководства
Консультации с подрядчиками и другими заинтересованными сторонами по вопросам произошедших изменений
Слайд 42Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Консультации.
Методы консультаций
Форумы/комитеты
по безопасности
Представители профсоюзов
Участие в разработке и поддержке
- процессов идентификации опасностей
- систем безопасности
- процедур
- инспекций
Слайд 43Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 44Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Документация.
Документация должна
включать:
Политику и цели
Описание области действия системы
Описание основных элементов системы менеджмента и их взаимодействие
Содержит ссылки на соответствующую документацию
Записи в соответствии с требованиями Стандарта
Записи, доказывающие эффективность системы менеджмента здоровья и безопасности
В удобной форме
Слайд 45Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Документация: типичная
структура.
Политика
Описание системы
Процедуры
Рабочие инструкции
Записи
«Руководство
системы
менеджмента»
Что? Когда?
Где? Как?
Результаты
Слайд 46Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Документация –
какой объем необходим?
Документированная процедура появляется…
Если она добавляет стоимость (например, улучшает показатели результативности)
Если уровень риска от отсутствия процедуры неприемлем для организации
Если невозможно результативно провести аудит (недокументированные процедуры также должны подвергаться аудиту)
Слайд 47Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типичная документация.
Документы.
Методики
Политика
Процедуры, инструкции
Нормативно-правовые документы
Программа менеджмента
Планы (например планы аудитов)
Учебные программы
Описание организации
Карты процессов
Руководство
Регистры/списки документов
Таблички/знаки и т. д.
Слайд 48Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типичная документация.
Записи.
Отчеты
Протоколы
Записи по результатам оценки рисков
Результаты калибровки
Отчеты об инспекциях
Записи об обучении
Отчеты по аудитам
Отчеты по анализу со стороны руководства
Слайд 49Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 50Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Управление документацией
и данными.
Процедура управления
документами
Документы и
данные можно
найти
Утверждение на
адекватность
до выпуска
Документы читаемы и
идентифицируемы
Документы внешнего
происхождения
контролируются
Статус архивных
документов
идентифицирован
Текущие версии
документов
идентифицированы и
рабочие версии
доступны
Документы
анализируются,
обновляются и
утверждаются
Слайд 51Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 52Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Управление производственной
деятельностью.
В соответствии с видами деятельности, которые связаны с идентифицированными рисками, где должны применяться меры по управлению, организация должна:
Интегрировать в систему менеджмента здоровья и безопасности средства и методы контроля, применение которых оказывает влияние на здоровье и безопасность
Контролировать закупленные товары, оборудование, услуги и процессы, связанные с ними
Периодически оценивать компетентность подрядчиков
Слайд 53Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Управление производственной
деятельностью.
методы контроля подрядчиков и посетителей
Задокументировать процедуры, где их отсутствие может привести к отклонениям от политики и целей
Предусмотреть меры, обеспечивающие безопасную работу производства и оборудования
Слайд 54Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Управление производственной
деятельностью.
Закупки и перемещение
товаров
и услуг и использование
внешних ресурсов
Опасные работы
Опасные материалы
Поддержка безопасной
работы производства
и оборудования
Политика
и цели
Результаты
Идентификации
Опасностей,
оценки и
контроля рисков
Законодательные
и другие
требования
процедуры
Рабочие
инструкции
Слайд 55Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.4 Внедрение
и функционирование
4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия
4.4.2 Обучение, осведомленность и компетентность
4.4.3 Коммуникации, соучастие и консультации
4.4.4 Документация
4.4.5 Управление документацией
4.4.6 Управление производственной деятельностью
4.4.7 Готовность к аварийным ситуациям
Слайд 56Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям.
Будь
готов!
пожар
ранение
эвакуация
терроризм
Серьезная
травма
Автокатастрофа
Слайд 57Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям.
Планы и процедуры для:
Идентификации потенциальных аварий
Действия при аварии
Предотвращение и сокращение возможных заболеваний и травм
Слайд 58Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям.
Необходимость планов действий в аварийных ситуациях должна быть установлена через процесс оценки рисков
Должны быть определены необходимые ресурсы для аварийных служб
Слайд 59Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям. Планы и процедуры.
Идентификация потенциальных аварий и чрезвычайных случаев
Идентификация лиц, принимающих на себя управление при аварии
Описание действий персонала
Ответственность, полномочия и обязанности персонала
Процедуры эвакуации
Идентификация и местоположение опасных материалов
Слайд 60Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям. Планы и процедуры.
Способы связи с аварийными
службами
Информирование органов власти
Информирование соседей
и общественности
Слайд 61Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям. Планы и процедуры.
Защита критически важного оборудования и записей
Доступность необходимой информации при аварии
- Чертежи/планы
- Данные об опасных материалах
- Рабочие инструкции
- Номера телефонов
Слайд 62Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям. Аварийное оборудование.
Идентифицировано
Достаточно/адекватно
Проверяться через определенные интервалы
Примеры оборудования:
Системы сигнализации
Средства эвакуации
Убежища
Предохранительные клапаны, переключатели и рубильники
Противопожарное оборудование
Оборудование для первой помощи
Средства коммуникации
Слайд 63Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям.
Анализ
Готовности
Адекватность планов
Периодические тренировки/учения (там, где это практически осуществимо)
В частности анализ после аварии.
Слайд 64Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Готовность к
аварийным ситуациям. Периодические тренировки/учения.
Необходимость определяется на основе
Рисков
Требований законодательства
Исторических данных
Результаты тренировок должны быть доступны
Результативность процедур должна быть определена
Слайд 65Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5 Проверка
и корректирующие действия.
4.5.1 Мониторинг и измерение результативности
4.5.2 Несчастные случаи, аварии, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.3 Записи и управление записями
4.5.4 Аудит
Слайд 66Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Мониторинг и
измерения.
Процедура для мониторинга и измерения
Количественные и качественные методы измерения
Мониторинг по всему спектру поставленных целей
Предупреждающие (профилактические) измерения
Последующие (реактивные) измерения
Слайд 67Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Мониторинг и
измерения. Предупреждающие, (профилактические) измерения.
Используются для проверки соответствия деятельности
Проверка соответствия… … процедурам
… законодательным
требованиям
Средства:
Инспекции/обходы … программам
Отборы проб/испытания
Сравнение с аналогичными производствами
Слайд 68Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Мониторинг и
измерения. Последующие (реактивные) измерения.
Используются для расследования, анализа и записи системных ошибок
Мониторинг … … аварий
… болезней
Средства: … инцидентов
- Статистические методы
Слайд 69Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Измерительное оборудование.
Если
используется измерительное оборудование …
Должны быть процедуры для
Калибровки
Обслуживания
Должны храниться записи по поверке (калибровке) и обслуживанию
Слайд 70Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Измерительное оборудование.
Рекомендации.
Измерительное
оборудование, используемое подрядчиками, должно управляться так же, как собственное. Подрядчики должны…
Обеспечить соответствие требованиям
Предоставить записи калибровки (если это является требованием)
Представить соответствующие записи об обучении для анализа
Слайд 71Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Мониторинг и
измерения.
Необходимо предусмотреть:
Регистрация данных и результатов мониторинга и измерений, необходимых для последующего анализа корректирующих и предупреждающих действий
Ведение записей о поверке или калибровке оборудования
Слайд 72Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5 Проверка
и корректирующие действия.
4.5.1 Мониторинг и измерение результативности
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.3 Несчастные случаи, аварии, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.4 Записи и управление записями
4.5.5 Аудит
Слайд 73Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Оценка соответствия.
4.5.2.1
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру для периодической оценки соответствия законодательным требованиям
Организация должна определить, какие требования применимы, где они применимы (ISO 18002-200)
Организация должна вести учет результатов соответствия
Частота периодических оценок может изменяться для различных категорий требований
Слайд 74Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Оценка соответствия.
4.5.2.2
Организация должна оценить соответствие другим требованиям, которые организация на себя приняла
Можно объединить оценку соответствия этим требованиям в рамках одной процедуры или внедрить раздельные процедуры
Организация должна вести учет результатов соответствия
Частота периодических оценок может изменяться для различных категорий требований.
Слайд 75Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5 Проверка
и корректирующие действия.
4.5.1 Мониторинг и измерение результативности
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.3 Несчастные случаи, аварии, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.4 Записи и управление записями
4.5.5 Аудит
Слайд 76Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5.3.1 Расследование
происшествий.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) для регистрации, расследования и анализа происшествий чтобы:
Определить недостатки системы
Необходимость применения, корректирующих действий
Определить возможность применения предупреждающих действий
Определить возможность применения принципа непрерывного улучшения
Сообщить результаты расследования
Результаты должны быть
задокументированы и зафиксированы.
Слайд 77Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий.
Под термином «происшествие» понимают:
Инцидент – происшествие без явных травм или повреждений
Несчастный случай – происшествие, повлекшее смерть, тяжелую или легкую травму
Аварию – происшествие с повреждением имущества
Слайд 78Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Основные принципы расследования.
Своевременность и оперативность
Компетентность и правомочность лиц, проводящих расследование
Полнота, последовательность и объективность расследования
Распространение полученного опыта и проведение улучшений в системе менеджмента как наиболее эффективный способ предотвращения подобных происшествий в будущем
Слайд 79Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Последовательность расследования.
Сбор факторов
Осмотр места происшествия
Опрос пострадавших и свидетелей
Опрос руководителей
Изучение документов и записей
Упорядочивание фактов
Составление временной шкалы происшествий
Определение причин происшествия
Прямые причины
Основные причины
Разработка корректирующих действий
Слайд 80Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Сбор фактов.
Осмотр места происшествия
рабочие места, оборудование, транспортные средства
СИЗ
материалы, инструменты, приспособления
чем была нанесена травма
оградительные устройства, предохранительные приспособления
Слайд 81Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Сбор фактов.
Фиксация расположения объектов в момент происшествия
Рисунки
Чертежи
Фотографии
Опрос пострадавших и свидетелей
Опрос непосредственных руководителей работ и других ответственных лиц.
Результаты документируются в виде протоколов опросов.
Слайд 82Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Сбор фактов. Документы и записи.
Первая группа документов (нормативные)
Техническая, технологическая и организационная документация(паспорта на оборудование, инструкции по эксплуатации оборудования, технике безопасности и т.п.
Приказы, указания, распоряжения
правила и нормы безопасности, ГОСТы, РД
Предписания органов государственного надзора
Слайд 83Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Сбор фактов. Документы и записи.
Вторая группа документов (отражающие фактическую ситуацию):
Разрешения (наряды) на проведение работ
Вахтовый журнал
Квалификационные удостоверения
Журнал регистрации инструктажей на рабочем месте
Протоколы аттестационных комиссий
Журналы проверки состояний условий труда
Акты об испытаниях, освидетельствованиях оборудования
Акты проверки технического состояния машин, механизмов
Данные о пострадавших
Слайд 84Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Типовая процедура
расследования происшествий. Определение причин происшествия.
Недостатки
Управления
Надежная
Система
Управления
Неадекватные
Стандарты
Плохое
Выполнение
стандарта
Основные
Причины
Персональные
Факторы
Рабочие
факторы
Прямые
Причины
Несоответ-
ствующие
Действия
Несоответ-
ствующие
условия
Инциденты
Нежела-
тельные
события
Потери
Ущерб
Причиненный
Людям
оборудованию
материалам
окружающей
среде
репутации
мотивации
работников
Предельный
уровень
Слайд 85Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5.3.2 Несоответствия,
корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы) работы с фактическими и потенциальными несоответствиями и принимать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия чтобы:
Смягчить или уменьшить последствия
Расследовать и определить причины возникновения несоответствий
Оценить достаточность принимаемых действий
Документально оформить и проанализировать
Слайд 86Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5.3.2 Несоответствия,
корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна:
Провести оценку риска до внедрения новых средств контроля или изменения существующих
Соответствовать значимости и масштабу риска
Гарантировать, что в документах системы менеджмента здоровья и безопасности сделаны необходимые изменения
Слайд 87Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Корректирующие и
предупреждающие действия.
Анализируются через процесс оценки рисков, там где изменяются меры управления или добавляются новые
Должны быть адекватны значимости проблемы и соответствовать величине рисков
Корректирующие и предупреждающие действия направлены на устранение причин несоответствий
Коррекция направлена на устранение только самого факта несоответствия
Слайд 88Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Несоответствия. Примеры.
Повторное отклонение в процесс е непрерывного улучшения (на достижение целей)
Невыполнение требования OHSAS
Невыполнение требований законодательства
Невыполнение запланированных мероприятий
Невыполнение политики
Слайд 89Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Аварии, инциденты
и несоответствия.
Процедура, определяющая ответственность и полномочия для…
… расследования причин
… аварий, инцидентов, несоответствий
… принятия действий по уменьшению любых последствий
Слайд 90Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5 Проверка
и корректирующие действия.
4.5.1 Мониторинг и измерение результативности
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.3 Несчастные случаи, аварии, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.4 Записи и управление записями
4.5.5 Аудит
Слайд 91Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Записи и
управление записями.
Должна быть установлена процедура:
Идентификации записей
Поддержки и хранения записей
Слайд 92Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Записи. Основные
требования.
Должны…
… быть разборчивыми
… идентифицироваться
… давать возможность определения, к каким видам деятельности они относятся
Слайд 93Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Хранение записей.
Основные требования.
Легко доступны
Защищены от повреждений, порчи или утери
Срок хранения: установлен и документально зафиксирован
Электронные записи:
сохранять старые информационные системы или эквивалентные методы для чтения старых записей
Слайд 94Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.5 Проверка
и корректирующие действия.
4.5.1 Мониторинг и измерение результативности
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.3 Несчастные случаи, аварии, инциденты, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
4.5.4 Записи и управление записями
4.5.5 Аудит
Слайд 95Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Аудит. Определение.
Систематический,
независимый и документированный процесс получения и объективной оценки свидетельств аудита для определения в какой степени выполняются критерии аудита.
Слайд 96Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Аудит.
Должна быть
установлена программа и процедура аудита.
Проверка …
… соответствие запланированным мероприятиям
… правильного внедрения и поддержания системы
… результативности системы
Анализ…
… результатов предыдущих аудитов
Предоставление …
… информации для руководства
Слайд 97Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Методика аудита.
Должна
включать:
Область
Частота
Методология
Компетентность
Ответственность и полномочия для…
…проведения аудита
…отчетности
Слайд 98Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Аудиторы.
Метод выбора
аудиторов и метод проведения аудитов должен гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
Аудиторы должны быть в компетентны в следующих областях:
Техника аудита
Процессы, подвергающиеся аудиту
Опасности и риски
Законодательные и прочие требования
Требования OHSAS
Слайд 99Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Программа аудита.
Основные требования.
Программа аудита базируется на…
… результатах оценки рисков
… результатах предыдущих аудитов
Слайд 100Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Аудит. Отчетность.
Отчет
должен содержать:
Соответствия и несоответствия системы
Результативность внедрения
Результативность корректирующих действий по предыдущим аудитам
Выводы и рекомендации.
Слайд 101Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Выборка аудита:
опасности.
Работа на
высоте
Записи
Политика
Организация
Обучение и
осведомленность
Идентификация
рисков
Требования
законодательства
Цели и задачи
Управление
производством
Слайд 102Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Выборка аудита:
опасности.
Столярная
мастерская
Ограждения
оборудования
Защита от
возгорания
Процедуры и
инструкции
Уборка помещения
Обслуживание
оборудования
пыль
шум
Использование
средств защиты
Слайд 103Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
4.6 Анализ
руководства
Слайд 104Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Анализ со
стороны руководства.
Периодичность должна быть установлена
Проанализировать систему менеджмента по следующим критериям:
непрерывная пригодность
адекватность
результативность
Необходимая информация должна быть обеспечена
Результаты должны быть документально оформлены
Слайд 105Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Анализ со
стороны руководства. Требования к входным данным.
Несоответствия, аварии,
инциденты
Результаты аудитов
Изменения в организации
Показатели результативности
системы
Изменения в законодательстве
+ оценка соответствия требований
Степень достижения целей
Опасности и риски
Мнение заинтересованных
сторон
Решение предыдущего анализа
со стороны руководства
Анализ со
стороны
руководства
Слайд 106Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Анализ со
стороны руководства. Требования к содержанию.
Анализ должен быть направлен на возможные изменения
в политике
в целях
в ресурсах и в других элементах системы
в свете текущих показателей результативности и обязательств непрерывного улучшения
Слайд 107Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Анализ со
стороны руководства. Примерная повестка дня.
Политика
Результаты аудита
Продвижение в достижении целей
Результативность системы
- опасности/риски/инциденты/аварии
- статус несоответствий и корректирующих действий
- требования законодательства
Другие результаты измерений и мониторинга (например статистические данные)
Информация внутри организации
- от сотрудников
- от руководителей подразделений
Информация извне
- корпоративная
- органы государственного регулирования
- другими заинтересованными сторонами
Слайд 108Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
Анализ со
стороны руководства. Частота проведения.
Частота должна быть такой, чтобы было возможно предпринять адекватные и результативные действия…
Особенно в случае любых отклонений от
- в показателях результативности
- требований законодательства
При разработке и внедрении системы частота должна быть большой
ООО «ВиД-Воронеж» тел.89202121052
e-mail:iso-9000@nxt.ru www.iso-9000.nxt.ru