Слайд 1Обзор литературы
Здоровье не все, но все без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровьесберегающие
технологии
Слайд 2Здоровье ребенка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной
степени определяется условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Предлагаемый вашему вниманию обзор литературы будет интересен для практических работников – школьных администраторов, врачей, классных руководителей – всех, кого волнует состояние здоровья учащихся.
Слайд 3Книга
«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» предназначена для работников
системы общего образования
Слайд 4В книге представлена целостная система организации и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных
учреждений.
Сформулированы закономерности возрастного развития школьников, на основании которых обоснована рациональная организация учебного процесса на разных этапах обучения.
Предложены конкретные методики комплексной (качественной и количественной) оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Даны рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.
Слайд 5Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа совместно с Институтом повышения
квалификации и развития регионального образования г.Ханты-Мансийска издали учебно-методическое пособие «Педагогика здоровья».
В нем представлен опыт практической деятельности, а также технологии и результаты исследований ученых, специалистов органов управления образованием, представителей администрации, педагогов по решению проблемы формирования, сохранения, укрепления здоровья детей, подростков, их развития методами новой области науки – педагогики здоровья.
Слайд 6Материалы, изложенные в пособии рекомендуются для практического использования в деятельности органов
управления образованием, руководителей, педагогов разного типа образовательных учреждений.
Слайд 7Книга «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся» Василия Александровича
Василькова является практико-ориентированной монографией и методическим пособием, раскрывающим переход системы образования региона к здоровьесберегающему принципу ее организации на опыте Ханты-Мансийского автономного округа.
Слайд 8Пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений разных типов,
преподавателей и студентов педагогических ВУЗов, колледжей, учителей, методистов.
Слайд 9Автор следующей книги – Куинджи Наталия Николаевна – доктор медицинских наук,
профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. Она совмещает научную работу с научно-внедренческой деятельностью в Психолого-медико-социальном центре Северного административного округа Москвы. Н.Н.Куинджи имеет более 200 публикаций в научных и популярных журналах, а также монографии и брошюры. Соавтор многих документов санэпидслужбы России по надзору за условиями учебной и трудовой деятельности, отдыха детей и подростков в организованных коллективах.
Слайд 10Методическое пособие «Валеология:
пути формирования здоровья школьников» рассчитано на организацию здоровых
условий обучения во всех видах общеобразовательных учреждений.
Пособие предлагает инструкции и тесты, позволяющие определить готовность детей к школе, методы оценки учебной деятельности, рекомендации по планированию двигательной активности, профилактике «школьных» болезней и вредных привычек и много других ценных материалов.
Слайд 11Попов С.В.
Валеология
в школе и дома:
о физическом благополучии школьников.
Слайд 12Автор книги – кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики
преподавания физической культуры Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена – освещает актуальные вопросы охраны физического здоровья школьников в процессе обучения, рассматривает некоторые направления организации школьной валеологической службы, большое внимание уделяет основным компонентам здорового образа жизни.
Книга будет полезна всем, кого интересуют вопросы сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 13В учебно-методическом пособии «Формирование здорового образа жизни российских подростков» даны рекомендации
для классных руководителей, работающих в 5-9 классах, по формированию здорового образа жизни у подростков. На основе опыта, накопленного авторами, приводятся психолого-педагогические технологии, игры, методические материалы для повседневной работы с учащимися, родителями.
Слайд 14Учебное пособие является совместным трудом специалистов – педагогов образовательной и профессиональной
школы, медиков, психологов, управленцев.
Пособие разработано в рамках международного проекта «Формирование здорового образа жизни российских подростков» при содействии ЮНЕСКО и Фонда народонаселения ООН.
Слайд 15«Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников», - считает
Степанова Ольга Алексеевна, автор методического пособия для учителей начальной школы, воспитателей ГПД «Игра и оздоровительная работа в начальной школе».
Слайд 16В пособии формулируются основные научно-методические подходы к использованию игры в целях
оптимизации двигательной активности младших школьников, излагаются принципы конструирования и реализации игровых программ оздоровительной и коррекционно-профилактической направленности.
Слайд 17Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье,
применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель пособия Обуховой Людмилы Александровны и Лемяскиной Натальи Александровны
«Школа докторов природы,
или 135 уроков здоровья».
Сохранить преемственность в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников помогут предлагаемые уроки здоровья.
Слайд 18Для каждого класса
(с 1-го по 4-й)
в книге предлагается по
35 уроков, каждый из которых посвящен отдельной теме. Большую часть этих уроков авторы предлагают провести в форме бесед, деловых игр, экскурсий. Уроки здоровья могут проводиться как самостоятельным курсом, так и абсолютно автономно.
Слайд 19В 2001 году Министерство образования и Министерство здравоохранения РФ утвердили программу
«Здоровье» для учащихся 1-11 классов. Региональная общественная организация «Образование и здоровье» при поддержке Фонда Сороса подготовила серию методических материалов по внедрению программы «Здоровье» в общеобразовательных учреждениях. Серия стоит из 10 книг. В школьной библиотеке есть 7 из них.
Слайд 20Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью , В.Н.Касаткин, С.М.Чечельницкая,
Е.Л.Рачевский. – М., 2003. – 68 с.
Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе /В.Н.Касаткин и др. – М., 2003. – 136 с.
Здоровье: Деятельность медицинской службы в школе, содействующей здоровью / Под ред. А.Г.Румянцева. – М., 2003. – 48 с.
Здоровье: Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» /Т.П.Симонятова, И.А.Паршутин. – М., 2003. – 128 с.
Здоровье: Предупреждение насилия в школе / В.Н.Касаткин и др. – М., 2003. – 184 с.
Здоровье: Профилактика курения в школе / В.Н.Касаткин и др. – М., 2003. – 132 с.
Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья / Т.М.Алимова. – М., 2003. – 160 с.
Слайд 22Образование и здоровье школьников.
Здоровьесберегающие технологии.
Тематическая папка.
Слайд 23Статьи, опубликованные на страницах Фестиваля «Открытый урок»;
Статьи по теме из журналов
«Начальная школа», «Директор школы», «Здоровье школьников», «Воспитание школьников», «Народное образование»
Рекомендательный список литературы «Здоровьесберегающие технологии»
Приглашаю к сотрудничеству в работе по накоплению материала в тематической папке.
Слайд 24Спасибо
за внимание!
Библиотекарь Т.А.Дзюба