Слайд 1Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской
целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Кабинета Министров ЧР от 20.03.2006 № 55);
Цель: Обеспечение функционирования эффективных воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда
Слайд 2Приоритеты воспитания в системе образования
гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей;
ценности коллектива и
личности, природы и социума;
представление ребёнку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования;
создание условий для самореализации каждого обучающегося в различных видах социально и лично значимой деятельности;
подготовка к принятию самостоятельных решений в ситуации нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей
Слайд 3Планирование воспитательной работы в классе
Под планированием воспитательной работы в классе принято
понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков проведения.
Слайд 4Виды планов:
Календарный – охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит
такую информацию как:
- наименование планируемых дел;
- дату и время проведения:
- фамилии организаторов проводимых мероприятий.
Такой план называют рабочим планом педагога-воспитателя.
Слайд 5Перспективный план
Определение педагогом порядка, срока действий по планированию воспитательной работы
.
Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса.
Моделирование педагогом образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем.
Коллективное планирование.
Уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.
Слайд 6Планированию воспитательной работы предшествует
Ознакомление с государственными документами, определяющими современное состояние воспитания;
Определение
цели и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания, личностного потенциала воспитателя;
Ознакомление с программой воспитания, перспективным планом изучения опыта лучших педагогов-воспитателей;
Анализ работы за прошедший год, изучение отдельных детей и классного коллектива в целом;
Привлечение учащихся и родителей к планированию;
изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных дат для воспитания учащихся.
Слайд 7Первый шаг в планирования.
Определение педагогом порядка, срока действий по планированию воспитательной
работы жизнедеятельности класса(планируется совместная деятельность с заинтересованными партнерами)
Слайд 8Второй шаг
Педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса.
Анализ должен
быть информативным и содержательным. Содержание должно соответствовать поставленным целям. Он должен охватывать все компоненты системы воспитания, всех участников педагогического процесса. Анализ должен быть объективным, основываться на достоверных данных, на научных методах исследования. Анализ заканчивается определением целей, задач, основных направлений и содержания воспитательной работы на учебный год. Анализируются те или иные проблемы и находятся пути их решения Можно обозначить некоторые из них:
Слайд 9Некоторые из анализируемых проблем
система организации воспитательной работы;
применение современных технологий воспитания;
диагностика уровня
воспитанности учащихся;
обеспечение единства воспитания, обучения и развития ребёнка;
организация взаимодействия школы и семьи;
этика взаимоотношений в школьном коллективе. Культура общения;
методика работы с «трудными» детьми;
организация охраны здоровья;
организация дополнительного образования;
методика индивидуального воспитания;
духовно-нравственное развитие личности;
экологическое воспитание;
система гражданско-патриотического воспитания…
Слайд 10Третий шаг
Моделирование образа класса и процесса воспитания в нем. Основными составляющими
образа класса являются:
образ учащегося класса;
образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношения;
представление о внешних связях и отношениях класса, его месте и роли в школьной общности.
Слайд 11Четвертый шаг
Коллективное планирование. В нем участвуют не только педагог, но и
весь коллектив учащихся класса, а также родители, друзья класса.
-предварительное планирование на новый период с ученическим и родительским активом;
- организация педагогического сопровождения коллективного планирования;
- осуществление классным сообществом перспективного планирования;
-проектирование совместно с родителями и друзьями действий по обеспечению реализации плана
Слайд 12Проектирование действий по реализации плана (совместно со взрослыми)
определение во взрослом активе
класса основных кураторов направлений совместной деятельности;
назначение из числа взрослых ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;
моделирование информационно-методической, финансовой и материально-технической поддержки;
проектирование действий по оказанию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных отношений.
Слайд 13Заключительный шаг планирования
В заключении уточняется и корректируется педагогический замысел и оформляется
план воспитательной работы. Педагог после коллективного планирования корректирует свой первоначальный замысел, старается максимально учесть предложения учащихся и родителей на основе их пожеланий и предложений.
Слайд 14Примерные разделы плана
воспитательной работы
1 вариант
Анализ воспитательной работы за
прошедший год;
Цели и задачи воспитательной деятельности;
Основные направления и дела классного коллектива;
Индивидуальная работа с учащимися;
Работа с родителями;
Работа с учащимися девиантного поведения
Слайд 15Примерные разделы плана
воспитательной работы
I. Характеристика классного коллектива:
•
состав класса и его общая характеристика (количество учащихся; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
• сплоченность класса (на какой стадии развития находится, есть ли актив класса, действуют ли органы самоуправления, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе), ценностные ориентации;
• связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона.
II. Воспитательные задачи.
III. Жизнедеятельность классного коллектива.
IV. Работа с родителями учащихся.
V. Индивидуальная работа с учащимися.
Слайд 16Программа воспитания
Программа воспитания - это системное представление об условиях достижения воспитательных
целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно-нравственного становления личности в результате его освоения
Слайд 17Программа воспитания
Программы обучения нацелены на формирование у детей знаний, умений, навыков.
Программы
воспитания направлены на создание условий для духовного становления личности, подготовка ребенка к жизненному самоопределению
Слайд 18Принципы программирования
Принцип вариативности выражается в создание пространства для самореализации участников программы,
определение индивидуальной траектории развития каждого из них.
Принцип сотворчества выражается в том, что программа создается, развивается и реализуется всеми её участниками, согласующими свои ценностные ориентации и цели взаимодействия,
Слайд 19Принципы программирования
Принцип динамики - программа рассматривается в динамике социокультурного развития общества,
социума, образовательной среды, развития коллектива её участников и личности каждого субъекта воспитательного процесса;
Принцип самоопределения выражается в направленности программирования не на усредненную «модель личности», а на развитие у субъектов воспитательного процесса способности проектировать собственную деятельность, формирование у них потребности в саморазвитии, готовности к выработке собственной модели, программы деятельности, к самостоятельному принятию решений в пользу общечеловеческих ценностей.
Слайд 20Принципы программирования
Принцип созидательной творческой деятельности. Этот принцип направлен на формирование у
её участников позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, самореализацию в социально и личностно значимой творческой деятельности, содружество детей и взрослых.
Принцип гуманизма выражается в ориентации на идеал гармонично развитой личности, желающей и умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Слайд 21И. В.Вагнер доктор пед.наук, профессор заместитель директора по научной работе Института
семьи и воспитания Российской академии образования
«Стратегической целью Программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития учащихся является обеспечение духовно-нравственного становления личности подростка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике»
Слайд 22Подходы к проектированию программы воспитания
приобщение обучающихся к культурным ценностям
своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечение событийности воспитательного процесса.
целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой Родины;
Слайд 23Подходы к проектированию программы воспитания
субъект-субъектные отношения участников воспитательного
процесса, основанные на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания; совместную коллективную творческую деятельность детей и взрослых, ориентированную на идеалы высоконравственной, гармонично развитой личности рассматривается и решение актуальных проблем современного социума;
· обеспечение для каждого подростка психолого-педагогической поддержки в проектировании личностного роста, индивидуального маршрута, свободы самоопределения, достижения им ситуации успеха, содействие его самовоспитанию; уважение к индивидуальности ребенка, его субъективной картине мира, признание необходимости индивидуально особенного пути развития каждой личности и, следовательно, индивидуально особенных результатов развития каждого ребенка при общности для всех учащихся лишь общих направлений такого развития
Слайд 24Предполагаемые направления содержания деятельности
Спецификой трудового и экономического воспитания учащихся должно быть
создание условий для расширения у подростков личного опыта участия в трудовой деятельности, начальных представлений о сферах профессиональной деятельности, уважения к героям труда, предоставления учащимся образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развитию страны. Социальные инициативы учащихся начальной и основной школы в контексте задач трудового воспитания заключаются в создании школьных музеев героев труда, презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города, проведении трудовых акций ,творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовки к профессиональной деятельности, сотрудничества с коллективами производственных предприятий.
Слайд 25Предполагаемые направления содержания деятельности
формирование у подростков культуры здоровья имеет содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, предоставление им ярких образцов из жизни героев спорта, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование подростков к физической активности, формирование в образовательном учреждении атмосферы культуры здоровья, моды на здоровый образ жизни. Актуальным содержанием социальных инициатив учащихся в сфере воспитания культуры здоровья являются проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания; проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др.
Слайд 26Предполагаемые направления содержания деятельности
В процессе нравственно-этического воспитания необходимо усиление внимания к
формированию у подростков готовности к нравственному выбору, стремления к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений, расширению нравственного опыта, содержания нравственно-этического диалога, формированию нравственных идеалов, подкрепленных яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулированию социальных инициатив подростков, направленных на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности учащегося в социальной практике.
Примерным содержанием социальных инициатив учащихся основной школы в рамках нравственно-этического воспитания являются исследовательские и творческие проекты, посвященные истории и национальным особенностям этических традиций, проведению "Школы этикета" для сверстников и младших; создания галереи литературных портретов, этических календарей; презентации этических традиций своей семьи; проведения психолого-этических тренингов, конкурсов; изучения этических норм различных религий; проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания
Слайд 27Предполагаемые направления содержания деятельности
Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование
у учащихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям,, чувства ответственности за свои поступки.
Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности.
Слайд 28Предполагаемые направления содержания деятельности
Ведущее место в экологическом
воспитании учащихся занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, стимулирование экологических инициатив детей и подростков, участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики. Актуальной сферой экологических инициатив подростков являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, развитие экологической культуры личности. Содержанием экологических проектов учащихся начальной и основной школы является изучение и развитие этнокультурных традиций бережного отношения к природе, экологической этики, создание Красной книги своего региона или "Жалобной книги природы", реализация проектов "Мои четвероногие друзья", "Птичья столовая", изучение и развитие экологического движения, участие в акциях Всемирного фонда охраны дикой природы, акциях в День Земли, творческие проекты "Красота спасет мир", "Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке"; проектов "Экология города", "Природа, опаленная войной", создание экологического пресс-центра, школы экологической безопасности и др.
Слайд 29Предполагаемые направления содержания деятельности
Приоритетную роль в эстетическом воспитании детей и подростков
приобретает создание условий для расширения у них опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного взаимодействия с объектами культуры, сотрудничество профильных объединений подростков с учреждениями культуры, социальные инициативы подростков в сфере культуры, системное участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной школьной жизни. Примерным содержанием социальных инициатив детей и подростков в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни.
Слайд 30Личностные результаты освоения программы
должны отражать
развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Слайд 31Примерная структура программы воспитания
Концептуальные основы программы. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания
в региона, в ОУ (вводная часть)
Цель. Задачи.
Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса.
Содержание воспитания (тематические блоки).
Механизмы реализации содержания воспитания.
Приложение:
- кадровое обеспечение программы;
- источники финансирования;
- календарный план реализации
- методическое обеспечение
- список литературы
Слайд 32Примерная структура программы воспитания
Паспорт программы
Пояснительная записка
Цель, задачи и сроки, этапы реализации
программы
Система подпрограммных мероприятий (содержание деятельности)
Механизм реализации,(план-сетка), организация управления и контроль за выполнением программы
Ресурсное обеспечение программы (материальные, методические, кадровые)
Ожидаемые результаты реализации программы, основные индикаторы ее эффективности
Риски в реализации программы
Методическое обеспечение
Список литературы
Слайд 33Паспорт программы
Наименование программы
Основания для разработки программы
Заказчик программы
Разработчик (и) программы
Участники программы
Цель программы
Задачи
программы
Срок реализации
Перечень приоритетных мероприятий
Объёмы и источники финансирования (если это необходимо)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Система организации контроля за исполнение программы
Слайд 34Блоки вопросов, которые помогут конкретизировать пространство программирования (для пояснительной записки)
Первый блок
вопросов поможет конкретизировать пространство программирования:
Программа рассчитана на временной отрезок
(рассчитана на учебный год, четверть, неделю…)
Предполагается участие детей следующих возрастных групп.
Программа будет реализовываться на базе следующего типа ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…)
Программа будет реализовываться на базе следующих типов детских коллективов одного или нескольких. Программа может быть рассчитана на класс, параллель, конкретного ученика.
Программа рассчитана на категорию детей (школьники, дети-инвалиды, одаренные дети…)
Слайд 35Второй блок вопросов поможет определиться в «качественных» характеристиках программы,
Какие актуальные
проблемы нашего времени призвана решать создаваемая программа?
Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите?
Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ?
Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа?
Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы?
В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?
Слайд 36Творческих успехов и удачи в достижении профессионального мастерства педагога-воспитателя!