Презентация на тему Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды

Презентация на тему Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды, предмет презентации: Красота и здоровье. Этот материал содержит 32 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Культура здоровья как основа здоровьесберегающей образовательной среды

Чепель Т.Л.
Новосибирск
2011


Слайд 2
Текст слайда:

Культура здоровья - это

теория и практика оптимизации жизнедеятельности человека для
адекватной реализации его генетического потенциала и полной личностной самоактуализации;
укрепления и развития резервных возможностей организма;
оздоровления окружающей биосоциальной среды.


Слайд 3
Текст слайда:

Образовательная среда школы

«система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении»
(В.А. Ясвин)


Слайд 4
Текст слайда:

Компоненты образовательной среды

Пространственно-предметный

Социальный (коммуникативный)

Технологический (психодидактический)


Слайд 5
Текст слайда:

Образовательная среда школы - это

такая форма сотрудничества, которая создает особые формы общности между учащимися и педагогами, самими учащимися, обеспечивающие освоение детьми необходимых норм жизнедеятельности (обобщенных способов, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения)
В.В. Рубцов


Слайд 6
Текст слайда:

Учитель – главная фигура в образовательной среде

Детско-взрослая общность является основным условием культурного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, прежде всего - психологического


Слайд 7
Текст слайда:

Учитель - ты судьба для несмышленыша Древняя восточная мудрость


Слайд 8
Текст слайда:

Здоровье педагога – глобальная образовательная проблема

Здоровый педагог -   основа эффективно работающей школы (исследования Мак Кензи)
Здоровый педагог – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, качественное и доступное образование для каждого ребенка


Слайд 9
Текст слайда:

Здоровье педагога

- это способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности


Слайд 10
Текст слайда:

Культура здоровья педагога

Система ценностно-смысловых установок
Непрерывно трансформирующаяся система знаний
Эмоционально-волевой опыт (умения, навыки ЗОЖ и опыт создания здровьесберегающей образовательной среды)
Готовность к практической деятельности, направленной на совершенствование собственного здоровья и сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здоровье-ориентированного поведения


Слайд 11
Текст слайда:

Педагоги – группа риска по здоровью

Риск возникновения невротических расстройств, синдрома эмоционального выгорания
Риск накопления тяжелых форм неврозов
Риск профессиональных деформаций личности


Слайд 12
Текст слайда:

Является ли здоровье личной ценностью для педагогов?

только 8.5 % педагогов считают себя нездоровыми;
всего 4% учителей имеют 1 группу здоровья, у 37 % из обследованных наблюдаются 1 заболевание, у 63% – 2 и более;
75 % опрошенных педагогов сами отмечают у себя нерациональное питание,
36 % признаются в наличие вредных привычек,
78 % имеют низкую стрессоустойчивость,
80% оценивают свой образ жизни как малоподвижный,
78% принимают лекарства без медицинских показаний.


Слайд 13
Текст слайда:

«Проблемные зоны» культуры здоровья педагогов

Дефицит ценностного отношения к здоровью детей
Дефицит ценностного отношения к собственному здоровью
Недостаток практики здорового образа жизни
Дефицит знаний о здоровье, его природе и показателях
Проявления синдрома профессионального выгорания


Слайд 14
Текст слайда:

Светя другим, сгораю сам…



Слайд 15
Текст слайда:

Синдром эмоционального выгорания – профессиональный крест учительства

«Синдром эмоционального выгорания - поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и возможностям»
Фрейденберг, 1974 г.
«Выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях»
Pines, Aronson


Слайд 16
Текст слайда:

Основные симптомы эмоционального выгорания:

усталость, утомление, истощение;
психосоматические проблемы, ухудшение сна и аппетита, головные боли;
сниженный эмоциональный фон;
отстраненность в общении с коллегами и детьми;
негативное, подчас циничное отношение отношение к ученикам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
чувство вины;


Слайд 17
Текст слайда:

Основные симптомы СЭВ

снижение трудовой активности и мотивации
негативное отношение к себе, результатам своего труда, снижение ответственности за них;
немотивированная и неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
тревожные состояния;
пессимизм, депрессия;
снижение качества жизни в целом.


Слайд 18
Текст слайда:

Факторы, вызывающие СЭВ

Внутренние - это психофизиологические особенности («требования») педагогической профессии
Внешние - обусловлены спецификой и организацией труда педагога, а также условиями среды, в которой он работает




Слайд 19
Текст слайда:

Внутренние факторы риска

отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (89% опрошенных педагогов, уходя с работы, анализируют прошедший день и строят планы на завтра, 4% все время думают о работе);
повышенная нагрузка на голосовой аппарат;
сниженная двигательная активность;
своеобразие функционирования мозга: избирательная и повторяющаяся нагрузка на определенные центры коры больших полушарий; резкое перераспределение тока крови;
эмоциональная перенапряженность в процессе работы;
"творчество по необходимости»
«принужденное общение»



Слайд 20
Текст слайда:

Внешние факторы риска в системе образования:

нерациональное расписание, составленное без учета естественных биоритмов и динамики работоспособности педагогов и учащихся;
отсутствие возможности рационального питания;
отсутствие системы доступных рекреационно-оздоровительных мероприятий;
несоблюдение правил гигиены обучения;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
повышенная эпидемиологическая опасность инфекционных заболеваний;




Слайд 21
Текст слайда:

Внешние факторы риска

развитая корпоративность, сложившиеся группы, женский коллектив
несоответствие результатов труда затраченным силам;
ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности;
неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, кабинет, моральное и материальное стимулирование, сложность оценки качества профессиональной деятельности).



Слайд 22
Текст слайда:

Фазы эмоционального выгорания

Предупреждающая фаза
Снижение уровня собственного участия
Эмоциональные реакции
Фаза деструктивного поведения


Слайд 23
Текст слайда:

Роль самого педагога в преодолении СЭВ

Может предотвратить возникновение СЭВ

Может достичь снижения степени его выраженности


Слайд 24
Текст слайда:

Особенности «невыгорающей личности»

Уравновешенность психических процессов
Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний в делах
Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней
Ироничность
Философское отношение к жизни и удовлетворенность ею
Душевная теплота, эмпатийность
«Невыгорающий» человек всегда любим зависимыми от него людьми (детьми, стариками, подчиненными)


Слайд 25
Текст слайда:

Как может педагогический коллектив заботиться о здоровье педагогов?

Внутренние факторы - комната психологической разгрузки, организация досуга педагогов, психологические тренинги, семинары-практикумы по ЗОЖ, консультирование, формирование позитивного образа профессии, организация профосмотров, лечения, оздоровления, спортивно-оздоровительной деятельности, поощрение ЗОЖ педагогов и т.д.)

Внешние факторы – могут контролироваться, минимизироваться, должны соблюдаться оптимальные условия организации труда учителя


Слайд 26
Текст слайда:

Психологическое здоровье


«Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность»
А. Маслоу


Слайд 27
Текст слайда:

Современный ребенок – каков он? (дошкольник)

С 2005 по 2009 г. резко снизился уровень когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста
Снизился уровень энергичности детей,, но возрос эмоциональный дисконфорт
Снижается уровень развития игры, а вслед за этим – уровень произвольной регуляции
Наблюдается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы детей
Фиксируется неразвитость внутреннего плана действий, умения удерживать правило и действовать с ним в плане образов.
Резко снижается уровень детской любознательности и воображения
Статистической нормой стала неразвитость тонкой моторики руки, слабость графомоторных навыков
Фиксируется низкий уровень социальной компетентности детей
Нормой стала детская агрессивность, аффективная напряженность
Материалы всероссийских конференций «Ребенок в современном мире» (М., 2007); «Другое детство(М., 2009); статьи Д.И. Фельдштейна (ВП №3, 2010), Л.Ф. Обуховой (Психологическая наука и образование – №№2, 2010г )


Слайд 28
Текст слайда:

Современный ребенок – каков он? (подростки)

Ухудшаются показатели избирательности внимания, объем оперативной памяти
Выявлена тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию распространенности астенического телосложения, к отставанию в развитии мышечной силы
Усиливается чувство брошенности, опустошенности, растерянности, неверия в себя (тревожность выше, чем чувство одиночества)
Значительно увеличивается контингент подростков с экранной зависимостью: рассеянность, гиперактивность, потребность в постоянной внешней стимуляции, трудности восприятия информации на слух, трудности с освоением навыка чтения и культуры чтения, трудности понимания текста, включающего сложные предложения; коммуникативные трудности
Резко возрастает критичность подростков к взрослым, ориентация не на поиск развлечений, а на поиск смысла жизни
Всплеск индивидуализма, ярко выраженное стремление к индивидуализации
Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностей в системе ЦО подростков


Слайд 29
Текст слайда:

Изменения в глобальной социальной ситуации развития современных детей (пять «М» по данным американских ученых)

Маркетизация (этика рынка – отрыв ребенка от культурных традиций)
Маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисах ведет к росту девиаций – родители в страхе ограничивают контакты ребенка со сверстниками и резко снижают активность и самостоятельность детей)
Медикализация (детям ставят диагнозы взрослых и применяют средства и методы взрослого лечения: терапия преобладает над нормальным воспитанием и ЗОЖ)
Милитаризация (рост агрессивности и увеличение опыта агрессивного поведения – СМИ, компьютерные игры, конкурентная борьба)
Мобилизация- подростки открыто и смело предъявляют свой особенный взгляд на мир, свою позицию, объединяясь в неформальные группировки – Эмо, Готы


Слайд 30
Текст слайда:

Основные признаки психологического здоровья

Переживание радости и самоценности жизни
Развитый самоконтроль поведения
Нравственное отношение к людям
Ориентация на высшие образцы человеческой культуры
Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству
Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути


Слайд 31
Текст слайда:

Проблемные зоны культуры здоровья педагогов

Отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью – необходима актуализация восприятия педагогами собственного здоровья как важнейшей личностной ценности
Отсутствие ценностного отношения к здоровью детей – необходимо рассматривать здоровье как важнейшую педагогическую категорию и образовательную ценность
Отсутствие практики ЗОЖ – необходимо изменение отношения к своему нездоровью и активная позиция в отношении к собственному здоровью
Недостаточная готовность к построению здоровьесберегающей среды школы (знания, компетентность, опыт, мотивация) – возможно и необходимо повышение компетентности в области культуры здоровья


Слайд 32
Текст слайда:

Что необходимо?

Осознание проблемы негативного воздействия образовательной среды школы на здоровье учащихся
Признание ответственности за здоровье детей
Утверждение здоровья педагога и ребенка как важнейшей образовательной ценности
Реальное повышение психолого-педагогической компетентности учителей в области культуры здоровья
Стимулирование ЗОЖ педагогов и детей




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика