Слайд 1Характеристика нарушений развития
Слайд 2Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды
Это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик не только в группе в целом, но и в каждой входящей в нее категории.
Слайд 3Понятие здоровья включает разные проявления неблагополучия: биологическое, психологическое (когнитивное и аффективное),
социальное.
Социально-психологическое здоровье состояние душевного благополучия (когнитивного и аффективного), обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Слайд 4Группы показателей социально-психологического здоровья ребенка:
1.Когнитивные (проявления познавательной активности, мотивация к учебной
деятельности, осведомленность, обучаемость, операционный компонент мыслительной деятельности и др.)
2.Аффективные (неадекватная регуляция, тревожность, страхи, аффекты, сензитивность и др.)
3.Поведенческие (поведение несоответствующее возрасту, ситуации и др.)
Слайд 5По проявлению трудностей развития выделяются:
Нормально развивающиеся дети;
Дети с отдельными (парциальными) трудностями;
Дети
с системными трудностями развития;
Дети с психическим дизонтогенезом.
Слайд 6Виды психического дизонтогенеза:
Общее психическое недоразвитие (врожденная умственная отсталость);
Поврежденное психическое развитие (приобретенная
умственная отсталость – деменция);
Задержанное психическое развитие;
Дисгармоническое психическое развитие;
Искаженное психическое развитие;
Дефицитарное психическое развитие.
Слайд 7Общее психическое недоразвитие (умственная отсталость)
Многочисленные и разнообразные формы патологии, (групповой диагноз,
обобщенный, а не нозологический);
Общий признак – преимущественное недоразвитие познавательной сферы и высших психических функций;
Тотальность нарушения психического развития (эмоционально-волевой сферы, моторики, речи и всей личности в целом);
Необратимость нарушения;
Отсутствие прогредиентности;
Трудности социально-психологической адаптации, социализации;
Проявление грубой органической недостаточности ЦНС.
Слайд 8Понятие умственной отсталости в соответствии
с МКБ-10
Снижение интеллекта;
Недостаточная социализация;
Время возникновения до
18 лет;
Выделение степеней умственной отсталости.
Слайд 9Степени умственной отсталости
Легкая умственная отсталость (IQ по психометрическим методикам соответствует от
50-55 до 70 баллов), невозможность усвоения общеобразовательных программ;
Умеренная умственная отсталость (IQ от 35-40 до 50-55 баллов), трудности обучения по программе СКШ VIII вида, инвалиды, могут быть частично адаптированы у обществу при создании специальных условий;
Выраженная умственная отсталость (IQ от 20-25 до 35-40 баллов), усвоение навыков самообслуживания.
Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 25-20 баллов), неспособность к усвоению элементарных навыков самообслуживания.
IQ- соотношение умственного возраста и биологического возраста.
Слайд 10Клиническая классификация умственно отсталых учащихся:
Неосложненная форма умственной отсталости (отсутствие дополнительных психопатологических
расстройств);
Осложненная форма расстройствами поведения;
Осложненная расстройствами эмоционально-волевой сферы;
Осложненная церебрастеническим и гипертензионным синдромами;
Осложненная локальными церебральными расстройствами (расстройством речи, пространственными и лобными нарушениями, двигательными расстройствами);
Атипичные формы умственной отсталости (с эпилептическим припадками, с прогрессирующей гидроцефалией, с эндокринными расстройствами, с нарушениями слуха и зрения)
Слайд 11Психическое развитие умственно отсталого ребенка определяется:
Биологическими факторами (тяжесть дефекта, качественное своеобразие
его структуры, время возникновения);
Социальными факторами (ближайшее окружение ребенка, стимульная среда, взаимодействие со взрослыми);
Особая значимость организации воспитания, обучения и трудовой подготовки адекватной возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития;
Роль социальной ситуации развития.
Слайд 12Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная
пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
Нарушение критичности мышления;
Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Непреднамеренность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
Слайд 13Компоненты познавательной деятельности:
Информационно-содержательный ;
Операциональный;
Формально-языковой;
Регулятивный;
Мотивационно-энергетический.
Слайд 14Уровни развития познавательной деятельности:
Уровень – «по подражанию»;
Уровень – «проб и ошибок»;
Уровень
– «правил и алгоритмов»;
Уровень – «поисковый» (эвристический);
Уровень – конструктивно-творческий.