Слайд 2План работы:
Лука Лейденский ( 1489-1533)
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Антон Ван Дейк (1599-1641)
Давид
Тенирс Младший (1610-1690)
Франс Хальс (1580-1666)
Франс Снейдерс (1579-1657)
Якоб Иорданс (1593-1678)
Виллем Кальф (1622-1693)
Якоб Фан Рейсдаль (1628-1682)
Герард Терборх (1617-1681)
Рембрандт Харменс Фан Рейн (1606-1669)
Слайд 3Лука Лейденский (1489-1533)
Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas
van Leyden) (Лейден, 1494 — Лейден,1533) — нидерландский живописец и гравёр.
Слайд 4Картина Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца», написанная им незадолго до смерти,—
своеобразный итог его творческой деятельности. Но главное, что составляет прелесть картин Луки Лейденского,— острый интерес к миру, внимательное изучение действительности..
Исцеление иерихонского слепца (триптих)
Слайд 5Исцеление иерихонского слепца (боковые створки триптиха)
На боковых створках триптиха —
гербы заказчиков: лейденского бюргера Якоба Флорисзона фан Монфорта и его жены, дочери амстердамского бюргера Дирка Боденса. Эти гербы держат в руках воин и изящная девушка. Костюм воина, его головной убор с перьями, так же как и платье девушки, соответствуют моде XVI века. Фигуры воина и девушки находились на внешних сторонах створок .
Слайд 6Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Peter Paul Rubens; 29
июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Слайд 7Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Рубенс. Голова ребенка
Водружение креста
Слайд 9«Персей и Андромеда» — один из шедевров мастера. Картина написана на
сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.
Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны.
Слайд 11Пейзаж «Возчики камней» — гимн величию и могуществу титанических сил природы.
Здесь все в движении: громоздятся скалы, покрытые буйной растительностью и обвитые цепкими корнями великанов-деревьев, чьи извивающиеся стволы и купы листьев кажутся живыми и трепетными; мчатся по небу темные облака. Динамику усиливает контрастное сопоставление розоватого света последних лучей солнца, заливающего скалы справа, и холодного лунного освещения в левой части картины; это сочетание как бы символизирует вечную смену дня и ночи. Стремясь подчеркнуть общий драматизм пейзажа, художник помещает на переднем плане возчиков камней, занятых своим нелегким трудом. Изображение крепких и сильных людей в момент огромного напряжения органически входит в общую картину природы.
Слайд 12Портрет камеристки инфанты Изабеллы.
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Художник следует строгой традиционной
форме погрудного портрета, но образ девушки возвышенно-лиричен, овеян поэзией. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер
Слайд 13Антон Ван Дейк (1499-1541)
Антон ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck,
английский вариант написания имени — Anthony, Антони; 1599—1641) — фламандский живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко
Слайд 14 Портрет Томаса Чалонера.
Портрет сэра Томаса Чалонера (1595—1661), выполненный в самом
конце 30-х годов, является превосходным образцом заказных работ. С холста на нас смотрит сорокапятилетний мужчина с волевым, нервным, болезненным лицом, обрамленным копной растрепанных волос и тонким кружевным воротником. На его плечи небрежно наброшен черный шелковый плащ. Энергичным жестом правой руки он указывает на эфес своей шпаги. Обстоятельность и меткость психологической характеристики изображенного персонажа явились важным завоеванием искусства ван Дейка.
Слайд 15Давид Тенирс Младший.
Давид Тенирс Младший (David Teniers; крещён 15 декабря 1610,
Антверпен — 25 апреля 1690, Брюссель) — один из наиболее плодовитых художников фламандской школы, который в своё время не уступал по популярности своим соотечественникам Рубенсу и ван Дейку. Специализировался на сценах из крестьянской жизни и изображениях брюссельской картинной галереи эрцгерцога Леопольда, где он служил директором. Стоял у истоков Антверпенской академии художеств (1665).
Сын и ученик Тенирса Старшего,
Слайд 17Картина «Караульня», созданная в расцвете творческих сил, дает зрителю возможность оценить
Тенирса как жанриста-рассказчика и тонкого мастера натюрморта и пейзажа.
В просторном высоком зале расположились отдыхающие солдаты. Они болтают у зажженного камина, играют в карты, пьют и курят. Не менее беззаботен и вид их товарищей, стоящих на улице, у входа.
Война длится уже несколько десятков лет и, по-видимому, мало кого волнует осада очередного голландского форта, виднеющегося вдали. Не волнует она и художника, который едва ли не самое большое внимание в картине уделил великолепному натюрморту из предметов вооружения. Натюрморт написан не только с блестящим мастерством, но и с удивительной точностью деталей: в этом художнику помогло знакомство с обширной коллекцией оружия во дворце эрцгерцога Леопольда Вильгельма в Брюсселе.
Слайд 18Франс Хальс (1580-1666)
Франс Халс (нем. Frans Hals) (1580/1585, Антверпен — 1666,
Харлем) — один из наиболее известных голландских живописцев так называемого Золотого века голландского искусства. Точная дата рождения одного из величайших живописцев Нидерландов не установлена. Он родился между 1580 и 1585 г. (предположительно в 1582) в Антверпене, в семье фламандского ткача. В 1585 г. после Восьмидесятилетней войны Антверпен перешел под власть Испании, и семья Халса перебралась в Северные Нидерланды, в Харлем.
В начале 1600-х молодой художник учился у Карела ван Мандера
Слайд 19Мужской портрет.
Одно из лучших произведений Хальса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к
позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ. Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены. Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.
Слайд 20Франс Снейдерс (1579-1657)
Франс Снейдерс (Franz Snyders, встречается вариант Frans Snijders; 1579
— 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 г. (крещён 11 ноября). В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос.
Слайд 21Натюрморт с битой дичью и омаром.
Слайд 22«Натюрморт с битой дичью и омаром» написан Снейдерсом в пору творческого
расцвета и в нем великолепное мастерство художника проявилось в полную силу. К произведениям Снейдерса удивительно не подходит французское название «натюрморт», что значит мертвая природа. Они исполнены жизненной силы, движения. Изображенная снедь как бы распирает рамки картины, не умещаясь на плоскости огромного стола, свешивается с него или, скатившись, грудой лежит на полу. Художник стремится усилить впечатление динамики и тем, что вводит в полотно изображение живых существ: из-под стола выглядывает собака, готовая броситься на ощетинившуюся кошку. Динамичны и красочные сочетания в картине — ослепительно-белая скатерть положена на ярко-красную, на синем блюде выделяется красный омар, блещет сине-зелено-золотистое оперение павлина. Но безудержная вакханалия красок и форм всегда подчинена у Снейдерса единому композиционному замыслу. В картине «Битая дичь и омар» яркое красочное пятно скатерти и омар заключены в овал, очерченный раскинувшимся павлином, овощами на полу и лесенкой с поставленной на нее снедью.
Картина поступила в Эрмитаж в конце XVIII века.
Слайд 23Якоб Иорданс (1593-1678)
Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен
— 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник. С 1607 года учился у Адама ван Ноорта. В 1616 женился на его дочери. Всю свою жизнь прожил во Фландрии, только в 1641 году работал недолго в Англии. Его картины можно найти в любой церкви Антверпена. Даже после его обращения к кальвинизму в 1645 году католическая церковь продолжала заказывать ему работы. Йорданс считается, особенно после смерти Рубенса, оказавшего на него большое влияние, одним из выдающихся представителей фламандского барокко.
Йорданс Якоб - Семейный портрет.
Слайд 25По народному нидерландскому обычаю, 6 января, в день «трех королей», в
праздничный пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок пирога с ним, становился «королем» праздника. На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Все повиновались «королю» и пили по его приказу. В XVII веке, во времена Иорданса, подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.
Крупные, почти в натуральную величину, фигуры людей придвинуты к переднему краю картины, взгляды и жесты некоторых персонажей обращены к зрителю, как бы привлекая его к участию в происходящем. Кажется, мы слышим громкое пение и смех и как будто ощущаем близость этих грузных, мощных тел. Сцена обычной пирушки воспринимается зрителем как утверждение художником-реалистом красоты и значимости земного бытия.
Слайд 26Виллем Кальф (1622-1693)
Кальф Виллем
(Kalt, 1621 или 1622—1693) — голландский живописец предметов
неодушевленной природы, ученик Гендрика Пота; работал в Амстердаме. Изображал плоды, цветы, рыб, раковины и посуду, отличаясь чрезвычайно точной передачей натуры, красивой группировкой, свежестью красок и ловкостью законченного исполнения. Особенно хорошо воспроизводил он блеск металла, отражение света в стекле и его на перламутре. Картины К. очень ценятся любителями живописи и встречаются во многих музеях. Одна из них, "Десерт", имеется в Имп. Эрмитаже
Слайд 28С приездом Кальфа Амстердам получил художника редкого дарования, способного отразить в
натюрморте изобилие и богатство крупнейшего торгового центра Европы. Кальф выбирал для своих картин самые изысканные предметы амстердамских рынков — восточные ковры, китайский фарфор, венецианское стекло и экзотические фрукты. Прибавляя к ним великолепные голландские изделия из серебра, он создавал редкие по роскоши и утонченности предметов натюрморты. Эрмитажное полотно «Десерт» — один из лучших образцов подобных картин. Кальф, обладающий безупречным вкусом, избегает помпезности. Богатство его натюрмортов — это прежде всего богатство игры светотени и пламенеющего изнутри цвета. В жарком горении красок предметы как бы вырастают из темного фона картины. Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.
Слайд 29Якоб Фан Рейсдаль (1628-1682)
Морской берег.
Слайд 30В творчестве одного из крупнейших пейзажистов истории мирового искусства — Якоба
фан Рейсдаля — голландская пейзажная живопись достигает вершин реалистического мастерства. в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одетые люди на побережье.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Слайд 31Герард Терборх (1617-1681)
ТЕРБОРХ Герард (1617-1681) – голландский живописец, жанрист, портретист. Терборх
учился у харлемского живописца Питера де Молейна, с 1633 по 1635 писал пейзажи. В 1640 занимался жанровой живописью. После 1660 занимался в основном портретной живописью, сохранив при этом стиль своих жанровых картин. Произведения Терборха после 1650 знаменуют собой начало «золотого века» голландской жанровой живописи
Слайд 33Бокал лимонада»—не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и
произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена какого-либо драматического действия, в ней отсутствует внешнее движение и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс. Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.
Слайд 34Над презентацией работала:
Балакина Екатерина 7»Б»
Центра образования №109
Рук.- Жигалова Т.А.