Слайд 1Человек есть тайна.
Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю
жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М.Достоевский.
Слайд 2Некогда считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его
изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. Но такое волшебство существует . Это …
Слайд 4Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити.
В искусстве был создан
новый образ человека; подчеркивались главным образом, милосердие и благость,
мягкая красота, одухотворенность.
Скульптурный
портрет Нефертити работы Тутмеса. Раскрашенный известняк. 1-я четверть 14 в. до н. э. Античное собрание Берлинских национальных музеев.
Слайд 5500 лет назад…
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж
. «Джоконда»
кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.
Слайд 6Рембранд 300 лет назад создал свои портреты.
И среди них – портрет
его матери.
Слайд 7В своих портретах художники удержали этих людей от забвения, от исчезновения,
они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.
Слайд 8Из словаря.
ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей;
в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.
Есть предположение, что слово происходит от латинского глагола, обозначающего – «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять.
Слайд 9Тема урока:
«Подготовка к домашнему сочинению
«Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина, созданных
замечательными русскими художниками России 19 века.»
Слайд 10Цели урока:
Научиться давать сравнительную характеристику на примере двух портретов А.С.Пушкину, используя
художественные средства языка;
Учиться на текстах современных искусствоведов;
Расширить кругозор, обратившись к творчеству великих мастеров прошлого, к шедеврам живописи 19 века;
Воспитывать чувства прекрасного;
Слайд 11Л.Н.Толстой, наблюдая за работой живописца, пишущего портрет, заметил, что он с
каждым штрихом не только добавляет необходимое, сколько «откидывает ненужное, выявляя самое особенное в наружности изображаемого человека и в натуре его»
Слайд 12Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам
познавать самих себя , законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость отечество, мир.
Хороший портрет имеет свою судьбу, свою историю. В нем сходятся , соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил.
Слайд 13Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, получивший особую известность как замечательный
портретист – это О.А.Кипренский.
Незаконный сын помещика
А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 — в Риме и Неаполе.
Слайд 14Орест Адамович Кипренский
(1782-1836)
Сходство с оригиналом подтвердил отец поэта: «Лучший портрет моего
сына есть тот, который написан Кипренским…»
Портрет был написан летом 1827 г. по заказу его друга А.А.Дельвига. Пушкину он очень понравился, это отношение выражено в дружеском послании «Кипренскому»
(июнь 1827г.)
Слайд 15«Кипренскому»(июнь 1827г.)
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник
милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертельных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Слайд 16Задания:
Рассмотрите портрет.
Как удалось художнику реализовать свой замысел?
Муза (на заднем плане)была
нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника?
Прочтите два описания портрета искусствоведов. Что в них общего? Какие используют эпитеты? Попробуйте найти свои слова для описания Пушкина.
Слайд 17Текст №1
«Пушкин изображен в состоянии глубокой сосредоточенности.
Взгляд поэта чист и
серьезен, поза спокойна. Через плечо его перекинут плащ.
Весь облик его лишен черт обыденности. Внутренняя сосредоточенность подчеркивается многозначительным жестом скрещенных на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета.
В изгибе плотно сомкнутых губ Пушкина есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных…»
Слайд 18Текст №2
«На смуглом лице читается вдохновение,
созревающая поэтическая мысль.
Взгляд поэта
глубок, но в то же время слегка рассеян…
Рот напряженно сжат.
И горький изгиб губ, как и некоторая настороженность во взоре показывает невысказанную тревогу».
Слайд 19СоученикомО.А.Кипренского
по академии художеств,
одним из самых значительных портретистов первой половины
19 века
был –В.А.Тропинин, крепостной сначала графа А.С.Миниха, затем И.Моркова.
Учился
в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком.
У Моркова был на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге,
в 1824 поселился в Москве.
Слайд 20Василий Андреевич Тропинин
(1776-1857)
Из оценки современников: «Сходство с подлинником поразительное…хотя…не смог совершенно
схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.»
Пушкин заказал этот портрет для друга – С.А.Соболевского и подарил ему в золоченой раме.
Портрет был создан зимой 1826-1827 гг.(т.е. чуть раньше, чем работ Кипренского). Живя в Москве, поэт позировал художнику. Соболевский хотел видеть друга «неприпомаженным»,а в домашнем халате, растрепанным, с заветным мистическим перстнем на пальце.
Слайд 21Задания:
Сравните два описания портрета Тропинина, сделанные современными искусствоведами.
Какое отражает вашу точку
зрения?
Слайд 22Текст №1
«Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука,
на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой…Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки,- самое интенсивное красочное пятно в картине является и ее композиционным центром. Художник сумел запечатлеть высокую одухотворенность поэта.»
Слайд 23Текст №2
Поэт изображен у стола. Его рука лежит на листах бумаги;
может быть, это - рукопись. Он в халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан небрежно…
Тропинин очень тонко уловил несколько самых существенных и обаятельных черт Пушкина - в этом его замечательное достоинство. В открытом, ясном и умном взгляде поэта, в его живых, чуть улыбающихся губах, спокойной позе и плавной линии плеч чувствуется большая сила духа и какая-то особенная ясность мироощущения…»
Слайд 24План сочинения по теме:
«Два портрета А.С.Пушкина»
Время создания, история создания портрета.
Замысел
художника и его воплощение(выражение лица, взгляд, жесты, поза, одежда; композиция картины, её колорит);
Отношение А.С.Пушкина или его друзей, родственников к портрету;
Вывод(что сближает работы этих двух художников, в чем разнообразие каждого, ваше отношение к ним).
Слайд 25Подведем итоги:
Чтобы живопись и поэзия
тронули чью- то душу,
на автора
и художника должно «сойти вдохновение».
Где вдохновенье неподдельно,
там есть поэзия.
В.Г.Белинский.