Мониторинги здоровья в образовании презентация

Содержание

По материалам исследования PISA: “Without data, you are just another person with an opinion” (Без информации Вы просто еще один человек со своим мнением) Плакат в

Слайд 1Мониторинги здоровья
в образовании


Слайд 2По материалам исследования PISA: “Without data, you are just another person with

an opinion” (Без информации Вы просто еще один человек со своим мнением) Плакат в кабинете А.Эйнштейна: «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » (Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется)

Актуальность паспортизации
здоровья в образовании


Слайд 3 Российской Федерации
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральные государственные образовательные

стандарты нового поколения

Стратегические документы, определяющие
развитие системы образования


Санкт-Петербурга
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2.09.2009 №994 «Об утверждении плана мероприятий «Региональная целевая программа по формированию ЗОЖ у жителей СПб на 2009-2012 гг.»
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» (направление «Здоровье в школе»)
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7.04.2011 г. №431 «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.»
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2011 г. №1470 «О программе профилактической направленности по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни детей, оказания психологической помощи обучающимся и воспитанникам ОУ, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении, на 2011-2015 гг.»


Слайд 4создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся

(воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни


Разработка в каждом учебном заведении профилактических программ нового поколения.
Введение в практику жизни петербургских школьников электронных паспортов здоровья, способствующих повышению культуры здоровья.
Разработка и реализация городской межведомственной программы «Здоровье в школе»
Развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий




Стратегическая цель направления

Мероприятия по ее реализации

Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020», направление «Здоровье в школе»


Слайд 5Группы методов мониторинга здоровья в образовании (по данным ИОВ РАО, 2007)
медицинские:

динамический контроль показателей здоровья и оценки заболеваемости
гигиенические: оценка санитарного состояния учебных и вспомогательных помещений школы, учебного режима и режима учебной нагрузки учащихся
физиологические: оценка функционального состояния различных систем организма ребенка, напряжения механизмов адаптации в процессе обучения, работоспособности
психологические: оценка личностных качеств учащихся (тревожность, мотивация, психоэмоциональное напряжение и т.п.)
социологические: самооценка здоровья, готовности к здоровому образу жизни, образа жизни
оценка двигательной подготовленности

Слайд 6
Паспорт здоровья учащегося


Слайд 7ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ
Такой взгляд на процесс перехода «здоровье- болезнь» показывает, что отделяет

человека от болезни высокий уровень адаптированности организма к воздействию внешней среды - функциональный резерв (ФР), как некий «запас здоровья». Состояние адаптированности по отношению к возможности заболевания (срыва адаптации) можно определить выражением*:
ФР= ; где: УФ – уровень функционирования систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательного аппарата); ФН – функциональное напряжение систем регуляции - ЦНС и вегетатики - как цена достижения и поддержания УФ

Функционирование организма в процессе оздоровительной двигательной активности суть расходование резервов с последующей фазой суперкомпенсации. Поэтому контроль (аутоконтроль) значений УФ и ФН, как факторов адаптированности, следует рассматривать в качестве важной составляющей системы витального самосовершенствования. 

Слайд 11Мониторинг состояния здоровья школьника
Для мониторинга состояния здоровья школьника

ОАО Тулиновским приборостроительным заводом «ТВЕС» разработан комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок»

Слайд 12Состав КМД «Здоровый ребенок» (РУ № ФСР 2008/02588)
Ростомер электронный (РУ № ФС.0201.2006/3704-06,

серт.соот. № РОСС.RU.ИМ02.В15370)
Весы медицинские электронные напольные (РУ № ФС 02012005/2377-06, серт.соот. № РОСС.RU.ИМ02.В14004, серт.об утв.типа изм. RU.С.39.004.А № 20001)
Динамометр медицинский электронный ручной (РУ № ФСР 2008/02492, серт.соот. № РОСС RU.ИМ15.В01542)
Калипер электронный цифровой (РУ № ФСР 2008/02491, серт.соот. №РОСС RU.ИМ15.В01541 )
Термопечатающий принтер (серт.соот. № РОСС RU.АЯ46.В24103)
ПО КМД «Здоровый ребенок»

Слайд 13Программа представляет собой информационный центр, с помощью которого связаны статистические данные

обследований, задачи обработки таблиц и формирования аналитических отчётов.

Список обследуемых
Развёрнутые упорядоченные данные
Расчётные графики
Аналитические обобщённые выводы
Антропометрические, медицинские отчёты


Слайд 14Отслеживание и накопление данных о патологиях школьников, возможность выбора впервые выявленной

патологии. Группа здоровья и физкультурная группа школьника.

Слайд 15Заключение


Слайд 16Привет! На протяжении всего твоего обучения в школе тебя будет сопровождать

паспорт здоровья. Этот документ будут заполнять твои родители, учителя, медицинская сестра, психолог и ты сам. Паспорт здоровья поможет тебе правильно оценить свое здоровье, определить работоспособность и физическую подготовленность. Заполняя предложенные таблицы, ты увидишь, что и как тебе нужно изменить в своем образе жизни, чтобы это не наносило вреда здоровью, сумеешь проследить в динамике множество показателей. Не ленись и помни: здоровье – самая большая твоя ценность, и оно в твоих руках. Будь здоров!

Анкетные данные
Группа здоровья перенесенные заболевания аллергия
Показатели, характеризующие рост и развитие
Симптомы недомогания
ПРЕПАРАТЫ (витамины/биодобавки)
Мониторинг зрения
Мониторинг слуха
Мониторинг осанки
Оценка уровня физической подготовленности
Индивидуальные психологические особенности школьника
Суточный рацион
Контроль питания
Полезные привычки
Мой досуг
Сведения о посещении дополнительных занятий……………………..
Сведения об участии в школьных мероприятиях
Сведения о личных достижениях
Сведения о предпочтении учебных предметов
Сведения об успеваемости
Календарь здоровья
Полезная информация

Паспорт здоровья школьника


Слайд 17Приказом Департамента образования города Москвы от 26.02.2010 года №_622 «О создании

межведомственной рабочей группы по разработке электронного «Паспорта здоровья школьника» создана межведомственная группа по разработке модели электронного паспорта.

Сбор и хранение указанной в Паспорте информации без письменного добровольного согласия родителей ребёнка нарушают закрепленные в действующих на территории РФ международных актах и Конституции РФ права и свободы граждан, а именно:
- право ребёнка на защиту неприкосновенности его личной и семейной жизни (ст. 16 «Конвенции о правах ребёнка»);
- право каждого на неприкосновенность личной и семейной жизни (ст. 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека»);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.


Паспорт здоровья школьника

Письмо Минобрнауки от 29 июля 2009 г. N 17-110 «Об обеспечении защиты персональных данных», предписывает в обязательном порядке получение письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку, включая сбор, систематизацию и хранение


Слайд 19Проблемы применения мониторинга здоровья в системе образования
большинство вариантов мониторинга направлены на

исследование здоровья и развития учащихся, в них не учитывается собственно деятельность ОУ;
отсутствуют ситуативные нормы;
значительные кадровые и временные затраты ОУ;
недостаточная квалификация специалистов ОУ;
значительные материальные затраты ОУ при приобретении аппаратурных комплексов.


Слайд 20
Паспорт здоровья образовательного учреждения


Слайд 21
Стратегия развития системы образования СПб 2011-2020 гг. «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020»,

направление «Здоровье в школе»

Слайд 22 Цели конкурса
совершенствование работы ОУ Санкт-Петербурга по сохранению и укреплению здоровья школьников;
содействие

реализации государственной политики в области решения проблемы здоровья участников образовательного процесса;
привлечение внимания специалистов системы образования к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Задачи конкурса
обобщение опыта ОУ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
выявление наиболее перспективных моделей работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников), методик и технологий здоровьесозидающего обучения и воспитания, построения здоровьесозидающей образовательной среды;
создание регионального информационного банка ОУ, решающих проблемы здоровья участников образовательного процесса;
создание единой системы оценки здоровьесозидающего потенциала ОУ как компонента региональной системы оценки качества образования.



Положение о конкурсе «Школа здоровья Санкт-Петербурга» (в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 22.05.2012 №1436-р)


Слайд 23Конкурсные материалы

Анализ деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, формированию

здорового образа жизни обучающихся, воспитанников:
наличие системы деятельности ОУ
характер образовательного процесса и образовательного пространства;
деятельность по повышению уровня культуры здоровья;
деятельность по сопровождению обучающихся, воспитанников;
деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания;
организация рационального питания;
физическое воспитание и двигательная активность обучающихся, воспитанников;
результативность деятельности ОУ
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников

Слайд 24
Факторы внутренней
среды ОУ:
1) инфраструктура
2) учебный процесс
3) кадровый потенциал
4) готовность педколлектива

к здоровьесозидающей деятельности
5) здоровьесозидающие мероприятия



Факторы внешней к ОУ среды:
1) характеристика семьи
2) условия жизни
3) питание
4) режим дня
5) физическая активность
6) наркогенное заражение окружения
7) готовность к здоровому образу жизни


Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся:
1) группы здоровья
2) хронические болезни
3) острая заболеваемость
4) физическое развитие
5) физическая подготовленность
6) психоэмоциональное напряжение
7) школьная мотивация

Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды школы (АИС)

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4.12.2007 № 1535 Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг.


Слайд 25Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей

Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг.

Приложение 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга
от 4.12.2007 № 1535

11. Содержание Программы и условия реализации основных направлений Программы 11.5. Мониторинг здоровьесозидающей деятельности ОУ

Приложение 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга
от 4.12.2007 № 1535

План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг.


Слайд 26В основе мониторинга - модель ИВФ РАО:
Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного

процесса в учреждениях общего образования: Методические рекомендации / Сост. Под рук. М.М. Безруких. – М.: ИВФ РАО, 2002.

Санкт-петербургская модель мониторинга:
система организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся (воспитанников), а также распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесберегающей среды ОУ и прогнозирование ее развития

Полученные результаты: определена методология, разработана система индикаторов мониторинга и методика его проведения


Слайд 27Цель: сбор и анализ первичной информации для выявления результативности деятельности ОУ

по сохранению и укреплению здоровья, повышению культуры здоровья участников образовательного процесса

Условия организации и проведения:
ежегодный сбор и аналитическая обработка данных (лонгитудинальная модель)

Субъекты:
учащиеся (воспитанники) всех возрастных групп,
класс (группа),
педагогический коллектив образовательного учреждения ,
образовательное учреждение

Методология мониторинга: цели, субъекты, организация


Слайд 28Методология мониторинга: индикаторы





Слайд 29Методы мониторинга: анкетирование, психологическое и моторное тестирование, анализ деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

МОНИТОРИНГА:
«Паспорт школы» (заполняется руководителем ОУ);
«Паспорт класса – 1» (анкета классного руководителя, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
«Паспорт класса – 2» (анкета медицинского работника, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
«Паспорт класса – 3» (анкета учителя физкультуры, заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
«Паспорт класса – 4» (анкета специалистов – психолога, валеолога, социального педагога, коррекционного педагога и т.п., заполняется в одном экземпляре для каждого класса);
«Анкета школьника 1-4 класса» (заполняется родителями учащихся в одном экземпляре для каждого учащегося);
Анкеты X - XII – «Анкета школьника» (заполняется учащимися 5-х – 11-х классов в одном экземпляре для каждого);
Анкета XII – «Социологическая анкета педагога» (заполняется всеми членами педагогического коллектива в одном экземпляре для каждого).

Слайд 30
Размещение АИС мониторинга web-сайт «Служба здоровья ОУ» http: szou.webmerit.ru
Полученные результаты: проведены

тестовые испытания АИС мониторинга

Слайд 31Возможности АИС мониторинга

1) Варианты сбора данных:
заполнение электронных форм в Интернет-браузере с

одновременной передачей данных в общую базу;
заполнение электронных форм в формате Exel-таблицы;
бланковый опрос в формате ЕГЭ.
2) Одновременное получение обработанных данных на основе ограниченного доступа в сопоставлении с произвольно заданной выборкой:
образовательных учреждений;
возрастной группы учащихся (воспитанников).
3) Одновременное получение обработанных данных в графической (диаграммы) и количественной форме (солидаризация с ситуативными нормами)

Слайд 32АИС мониторинга: электронные формы ввода данных


Слайд 33АИС мониторинга: выбор ОУ


Слайд 34АИС мониторинга: выбор индикаторов


Слайд 35АИС мониторинга: предъявление результатов


Слайд 36Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных пяти ежегодных срезов (2008-2012

гг.)

В мониторинге участвуют 104 ОУ из 17 районов СПб разных типов и видов:

общеобразовательные (45);
гимназии и лицеи (12);
коррекционные и оздоровительные (12);
инновационные (34);
УДОД (2)


Слайд 37

Критерии анализа:
возрастная динамика данных по ступеням обучения
типы и виды ОУ –

участников мониторинга
наличие инновационного статуса ОУ в области здоровьесберегающей деятельности
районные системы образования


Результаты анализа:
Выявлены общие тенденции, свидетельствующие об актуальности проблемы
Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ разных типов и видов
Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ, имеющих инновационный статус
Определена возможность применения мониторинга как инструмента оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ СПб

Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных трех ежегодных срезов (2008-2011 гг.)


Слайд 38
Подготовка администрации, специалистов, педагогов ОУ
Проведение констатирующего среза мониторинга,
выявление проблем и

ресурсов ОУ

Реализация целевой программы

Построение целевой программы деятельности ОУ
по решению проблемы здоровья участников образовательного процесса



Выявление результативности деятельности ОУ
по реализации целевой программы


Полученные результаты: разработана методика оптимизации образовательной среды школы на основании результатов мониторинга


Слайд 3937 публикаций, ежегодная региональная конференция «Служба здоровья в ОУ СПб», доклады

на всероссийских конференциях, подготовка кандидатской диссертации

Полученные результаты: разработана методика сопровождения проведения мониторинга в ОУ Санкт-Петербурга


Слайд 40Опыт Лицея по созданию условий для решения проблемы здоровья участников образовательного

процесса

Директор Лицея №554
Безбородая
Ирина Николаевна


Слайд 41Количественный состав участников мониторинга, 2010-2011 гг.


Слайд 42Данные состояния здоровья учащихся Лицея
меньше учащихся имеет 3-ю и 4-ю

группы здоровья, инвалидность, поставлено на диспансерный учет; в 10-х классах больше выпускников имеют 1-ю группу здоровья;
с возрастом адаптивные возможности учащихся увеличиваются – снижается количество учащихся, поставленных на диспансерный учет; уменьшается количество школьников с нарушениями физического развития;
уровень психоэмоционального напряжения младших школьников совпадает, а школьная мотивация второклассников лучше общих данных.


Слайд 43Распределение учащихся по группам здоровья, %


Слайд 44Распределение по наиболее часто встречающимся группам нозологий, %


Слайд 45динамика по возрастным группам учащихся


Слайд 46Функциональное состояние младших школьников
Психоэмоциональное напряжение учащихся в начальной школе, %



Слайд 47Школьная мотивация учащихся начальной школы, %


Слайд 48Образовательная среда Лицея
Школа обладает достаточной общей и оздоровительной инфраструктурой и

оборудованием, превышающей общие данные;
общий объем учебной нагрузки в школе соответствует нормативам и общим данным;
кадровый состав ОУ сохраняется, текучесть кадров и количество пропусков работы по болезни выгодно отличается от других ОУ.


Слайд 49Характеристика педколлектива школ


Слайд 50Проблемы педагогического коллектива Лицея:
Относительно меньшая обеспеченность специалистами здоровьесозидающей направленности. Инновационность учебного

процесса в старших классах Лицея выше общих данных, что требует лучшей кадровой обеспеченности;
педагоги проявляют относительно низкий уровень личностной готовности к здоровьесберегающей деятельности, недостаточную активность по обеспечению своего здоровья.


Слайд 51Кадровая обеспеченность школы (количество учащихся на одного специалиста)


Слайд 52Самооценка здоровья педагогов, %


Слайд 53  Удовлетворенность педагогов компонентами своего образа жизни, балльная оценка


Слайд 54Контингент учащиеся Лицея и их образ жизни
лучше социальные характеристики учащихся

(образовательный ценз родителей, жилищные условия);
структура питания по основным группам продуктов относительно благополучна и нарушений режима питания меньше;
в структуре досуга доминирующими предпочтениями являются прогулки, чтение и занятия спортом, оптимальность выбора досуга с возрастом увеличивается;
риск наркотизма значимо ниже общих данных.

Слайд 55Контингент учащиеся Лицея и их образ жизни
Социальные характеристики контингента учащихся


Слайд 56Структура питания учащихся (группы продуктов, которые употребляются каждый день)


Слайд 57Структура питания учащихся разных типов и видов ОУ (продукты, которые употребляются каждый

день), %

Слайд 58Нарушения регулярности питания школьников, %


Слайд 59Режим дня школьников по будням, средние значения (час)


Слайд 60Риск наркотизма (уровень наркогенного заражения окружения)


Слайд 61проблемы образа жизни лицеистов:
Анализ режима питания школьников показывает негативные изменения с

переходом в основную и среднюю школу (увеличивается количество учащихся, питающихся менее трех раз в день, без режима),
шестиклассники Лицея меньше спят, десятиклассники меньше гуляют, все учащиеся больше времени тратят на выполнение домашнего задания и больше времени проводят за компьютером,
наблюдается значительный рост риска наркотизма от основной ступени обучения к старшим классам.

Слайд 62Результаты системной здоровьесозидающей деятельности ОУ (по данным мониторинга)
Снижение острой заболеваемости

учащихся; в структуре острой заболеваемости ниже доля инфекционных и хронических болезней;
снижение психоэмоциональной напряженности учащихся;
более высокий уровень готовности педколлектива к здоровьесозидающей деятельности;
значительно выше воспитательный эффект школы по формированию готовности учащихся к здоровому образу жизни

Слайд 63Спасибо !
к.п.н., доцент Маргарита Георгиевна Колесникова

e-mail: mgkolesnikova@gmail.com
раб.тел.: 8(812) 710-68-49

моб.тел.: +7-952-238-56-65


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика