Слайд 1Лугачёва
Галина Васильевна
Учитель русского языка
и литературы
(высшая
квалификационная категория)
Слайд 2Общие сведения
Дата рождения:27.12.1955 г.
Образование: высшее, Томский государственный педагогический институт факультет РЯ
и Л
Диплом: Б-1№428861, выдан 1.07.1977 г.
Специальность: учитель средней школы русский язык и литература
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Приказ о зачислении на работу 28.08.1977 г.
Основной предмет – учитель русского языка и литературы
Стаж педагогической работы: 31 год
Стаж работы в занимаемой должности: 33 года
Учебная нагрузка: 21 час
Слайд 3
Повышение квалификации: Удостоверение №723, 2.10.2006 –
28.02.2007г. 72 часа ТОИПКРО
Тема: «Система подготовки учителя- словесника»
Аттестация: декабрь 2005 г. Высшая квалификационная категория.
Награждения:
Почётная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 18.01.2007 г. Л.В. Фридлянов,
Благодарность администрации Томской области. Губернатор В.М. Кресс,
Почётная грамота Кожевниковского отдела народного образования. Зав. РОНО Данилова.
Почётная грамота Кожевниковского отдела народного образования. Зав. РОНО Вересова,
Грамота отдела образования Кожевниковского района .начальник РОНО Н.А. Крайсман,
Грамота МОУ КСОШ №2. Директор школы Н.К. Колмакова.
Слайд 4САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель обязательно должен чувствовать,
что без овладения родным
языком
человек не способен постигать красоты
литературы, а без литературы он не может вполне овладеть родным языком.
А.Т. Твардовский
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Слайд 5Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем
включения его в различные виды деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение я рассматриваю как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило мои цели обучения русскому языку и литературе:
- Воспитание сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
- Развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком.
- Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Слайд 6- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. С этих позиций обучения родному языку в школе рассматриваю не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Главный смысл педагогической деятельности, по моему мнению,- создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом уроке, с этой целью я формирую интерес к русскому языку и литературе через воздействие на эмоциональную сферу школьника, учу его мыслить логически, творчески.
Я стремлюсь, чтобы знания многих учеников были прочными, учу применять их на практике. Сотворчество, соучастие, соавторство, сотрудничество, содружество- все это, по-моему , способствует воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Слайд 7Для описания учебных достижений учащихся я рассматриваю период с 2006г. до
2010г.,т.к. за этот период мой класс 27 чел. подвергался внешней экспертизе ЕГЭ. (приложение 2). Из этого класса 14 ребят поступили в ВУЗы, - остальные 13 в колледжи и техникумы. Качественная успеваемость по предмету представлена (в приложении 1). Также качественную успеваемость отслеживаю по результатам областного мониторинга (приложение 4).
В-2008г. 9 «Б» подвергался внешней экспертизе (ГИА), 2009г.- два класса 9 «А» и 9 «Б» ( ГИА) (приложение №3).
Из анализа данных приложений следует, что результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по годам обучения выше районных и областных.
Мои ученики принимают участие в районных и областных олимпиадах по русскому языку и литературе ( приложение №5).
Наиболее значимые результаты 2006г.- 5 место (область) литература, 2008г.- 3 место (область) русский язык, 2009г.- 3 место (район) русский язык.
С 2005 г. школьники, в классах, где я работаю, принимают участие во Всероссийской международной игре-конкурсе « Русский медвежонок».
Слайд 8Из года в год количество участников увеличивается ( приложение №6).
Самый значимый
результат – место в регионе 20-21.
С целью повышения интереса к своему предмету с 2002 года занимаюсь с обучающимися исследовательской и проектной деятельностью. В течение 3х последних лет увеличивается количество участников 2002г.-1, 2010г.- 5, растет интерес к творческим работам. Школьники занимают призовые места в районе и в области. Все выше названные достижения не случайны, а результат большой работы с конкретными детьми.
За годы работы в школе приходилось обращаться и изучать многие учебники и программы, но моя педагогическая практика показала, что наиболее высокие результаты можно получать работая по русскому языку по программе и учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Шанского и авторской программе по русскому языку для 10-11 х классов А.И. Власенкова, соотнося содержание учебного материала с Госстандартом и Примерной программой, включая дидактические единицы, не предусмотренные для изучения авторской программой, сохраняя избранную авторами концепцию преподавания русского языка.
Данные образовательные программы доступны обучающимся, созданы с учетом «Требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» по русскому языку, формируют языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции школьников. В своей работе я использую разные учебники.
Слайд 9Так в учебнике М.М.Разумовской и П.А. Лекарта больше материала по стилям
речи и развитию речи, упражнений творческого характера, разнообразнее материал для наблюдения; в учебнике Т.А. Ладыженской больше внимания уделено повторению, закреплению нового материала, поэтому использую в работе оба этих учебника.
Работая в 10-11 классах, использую учебники в зависимости от темы урока: авторы В.Ф.Греков, Л.А.Чешко в пособии значительное место отводят работе с текстами из художественных произведений, орфографическим и пунктуационным правилам; сведения по лексике, орфоэпии, грамматике предназначены не для заучивания, а для справок и самостоятельной работы обучающихся. Упражнения в пособии расположены от очень простых до сравнительно сложных.
В учебнике А.И.Власенкова основное внимание уделяется важнейшей единице речи-тексту: его структуре, стилистическим особенностям, изобразительно-выразительным средствам.
Упражнения и задания содержат различные высказывания на литературные, общественно-политические, философские, нравственно-этические темы, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ.
В учебнике Д.Э.Розенталя приводятся трудные случаи правописания, дано большое количество упражнений по сложным разделам орфографии. Учебник предназначен для поступающих в ВУЗы. Также в своей работе использую учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина.
Слайд 10Государственная стандартная программа В.Я.Коровиной- это возможность ознакомления обучающихся с основами литературных
знаний всего за 2 часа в неделю, что явно недостаточно, дать в соответствии с программой литературного образования обзорное представление о ведущих направлениях и литературных произведениях в 9 классе. В 10 классе использую учебник В.И. Сахарова, С.А. Зимина, а в 11 классе- Зимина, Сахарова.
Поурочные разработки по литературе И.В.Золотаревой в 9,10,11 классе рассчитаны на преподавателей, работающих по разным учебникам. В 10-11 классе использую монографические работы разных авторов по творчеству писателей Х1Х-ХХ века.
Учебный процесс представляет собой систему органического единства учителя и обучаемого. Главная задача учителя- учить размышлять, создав такую обстановку, когда не размышлять нельзя. Я поняла, что для решения поставленных задач надо пересмотреть весь свой прошлый опыт преподавания и освоить современные образовательные технологии.
Слайд 11С этой целью в 2007 году я прошла курсы повышения квалификации
по теме: «Система подготовки учителя-словесника», а также изучила новые современные педагогические и информационные технологии; в апреле 2010 г. приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический поиск; творчество, мастерство, качество» и выступила на секции «Информационные технологии как средство познавательных процессов» с докладом «Исследовательские работы в сельской школе, а также с докладом «Воспитание интереса к родному языку и литературе через исследовательскую и проектную деятельность», который опубликован в сборнике материалов в конференции. В течение нескольких лет неоднократно принимала участие в работе на семинарах, посвященных подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
В своей педагогической деятельности стараюсь сочетать элементы нескольких общепризнанных образовательных технологий: Е.Н.Ильина, рассматривающего литературу как предмет, формирующий личность, человека, работаю с опорными конспектами Ю.Меженко.
Использую метод проектов и информационно-коммуникационные технологии, познакомилась с методическим пособием ТОИПКРО «Использование технологии» развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе.
Слайд 12Это связано с тем, что перед нами совсем другое поколение, рожденное
в век компьютера, сотовых телефонов. Поэтому у современных ребят другое мышление, другие интересы, следовательно, и форма работы с такими детьми должны быть особенные.
Особенно меня привлекают приемы работы с текстом, способствующие развитию читательской культуры учащихся, повышению их читательского интереса.
В последнее время в школьную методику преподавания литературы входит понятие «интерактивное обучение». Это обучение, основанное на взаимодействии учащегося и учителя, в котором наиболее активная роль отводится учащимся. Данные технологии повышают мотивацию обучения, развивают творческие способности обучающихся.
При планировании внеурочной деятельности по предмету я ориентируюсь на возрастные и личностные особенности детей. Главное для меня - вызвать интерес к предмету, помочь лучше освоить его, способствовать воспитанию свободной, талантливой личности, готовой к созиданию, творческой деятельности. С этой целью мои ребята принимают участие в Неделе русского языка, Литературном ринге, КВН, «Умники и умницы», Брейн-ринге, конкурсе чтецов, участвуют в викторинах и пишут творческие работы.
В заключение скажу, что профессию учителя русского языка и литературы считаю одной из самых важных.
Слайд 13РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
По предмету ( за три года)
Учитель: Лугачева Г.В.__________________________
Приложение №1
Русский язык
Слайд 15 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНЕЙ( ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ
Слайд 16ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Слайд 17ИТОГИ ОБЛАСТНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Слайд 18ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 21Количество участников по годам:
2002 – 1
2003 – 2
2004 –
2
2005 – 1
2006 – 1
2007 – 2
2008 – 3
2009 – 4
2010 – 5