А много – можно!
В генетике – это один из возможных генотипов потомка
P (¬X) = 1 – P (X)
0 ≤ P ≤ 1
P (X) = 1 – P (¬X)
Студенты знают ответы на 75% вопросов к зачету. Преподаватель выбирает по два вопроса и задает их студенту.
Вероятность того, что среди полученных студентом вопросов есть хотя бы один, на который он знает ответ – ?
1 – P (не знает ни одного)
в генетике это – содержимое каждой ячейки в решетке Пеннета
генотип по гену А и по гену В – независимые события (закон Менделя), если гены А и В – в разных хромосомах
(пересечение множеств X и Y)
P (X и Y) = P (X) × P (Y)
ди- и поли-гибридные скрещивания
В семье уже есть два мальчика.
Какова вероятность, что третий ребенок будет того же пола ?
Аa Вb Cc Dd × аа bb cc dd
Р ( А_ В_ C_ D_ ) = ? Р ( аа bb cc dd ) = ?
Доминантный фенотип по 4 признакам
Рецессивный фенотип по 4 признакам
X
Y
X
Y
X ∩ Y
(объединение множеств X и Y)
Несовместные события
Не могут произойти одновременно.
Пересечение множеств
X ∩ Y = Ø
Совместные события
Могут произойти одновременно. Пересечение множеств
X ∩ Y ≠ Ø
X
Y
X
Y
X ∩ Y
(объединение множеств X и Y)
Несовместные события
Генотип по одному гену: особь не может быть одновременно гетерозиготой Аа и гомозиготой АА по тому же гену.
Совместные события
Генотип по генам А и В.
Возможны любые сочетания:
АА Bb, aa BB…
P (X или Y) = P (X) + P (Y) – P (X и Y)
X
Y
X ∩ Y
Чтобы не считать дважды
P (X или Y) = P (X) + P (Y) – P (X и Y)
X
Y
X
Y
=
+
–
Задача из 13-ой международной олимпиады
среди 4 детей один будет иметь рецессивный фенотип
Равнозначна задаче:
P (X или Y) = P (X) + P (Y) – P (X и Y)
События совместные!
Событие «Не X или Y» – ни одного попадания из двух выстрелов.
Можно проще: 1 – «НЕ X или Y»
Для правила умножения не имеет значения, совместные события или нет! – поэтому так считать проще.
Р (ХОТЯ БЫ ОДНО ПОПАДАНИЕ) = 1 – Р (НИ ОДНОГО ПОПАДАНИЯ)
Генотип здорового ребенка аа В_
и
¼
События совместные!
½ + ½ – ½ ∙½ = ¾
Вероятность найти тот же ген у
Родитель - ребенок
Коэффициент родства (доля общих генов)
Процент общих генов у родственников
Брат – сестра (сибсы)
Коэффициент родства = ½
Полусибсы (только один родитель общий)
Коэффициент родства полусибсов = ½ ∙ ½ = ¼
а1а2
а3а4
а1а3
Р = ?
а5а6
а1а2
а3а4
а1а3
Р = ?
а5а6
½
½
Рисуем все пути, связывающие этих родственников.
Умножаем вероятности иметь общий ген на каждой веточке
Почему здесь действует правило умножения вероятностей?
Бабушка ⁄ дедушка – внуки
Для второго аллеля бабушки а2 – то же самое.
½ – что его родитель получил этот ген, и ½ – что он получил этот ген от родителя.
Так как должны произойти оба события – правило умножения: Р = ½ ∙ ½ = ¼
Коэффициент родства = ¼
а1а2
Р = ?
½
½
Р (Аа) = ½
Для каждого ребенка
Если известно, что один из них имеет этот ген, то вероятность, что второй имеет тот же ген – ½
Степень родства братьев-сестер (процент общих генов)
Риск выщепления вредных генов при инбридинге
Дедушка – носитель рецессивного гена болезни а.
Р = ?
½
½
½
½
Риск выщепления вредных генов при инбридинге
Дедушка – носитель рецессивного гена болезни а.
Р = ?
½
Аа
АА
½
½
½
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть