ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯГОУ ВПО ОмГМААссистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А. презентация

Содержание

Здоровье населения (общественное здоровье) совокупность медико-демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность общества и его возможности дальнейшего социально-экономического развития

Слайд 1ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА: ДЕФИНИЦИИ, КРИТЕРИИ, МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии,

к.м.н. Михайлова Т.А.

Слайд 2Здоровье населения (общественное здоровье)
совокупность медико-демографических показателей, которые характеризуют жизнеспособность общества и его

возможности дальнейшего социально-экономического развития



Слайд 3Здоровье ребёнка
есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и

социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами.

Слайд 4Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного,

нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка.

Слайд 5 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного

здоровья.
Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.


Слайд 6 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива

Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды.
Индикаторами (критериями здоровья) являются:
распространенность хронических заболеваний;
распространенность функциональных отклонений;
частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года;
процентное распределение детей по группам здоровья;
количество детей (в %) с нарушениями физического развития;
количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

Слайд 7 Рождаемость - число родившихся живыми на 1000 человек

населения в год.
Смертность ( общий коэффициент смертности населения территории) – число умерших от всех причин на 1000 человек населения в год.
Естественный прирост (убыль) (на1000 чел среднегодовой численности населения) –
разность показателей рождаемости и смертности


Слайд 8показатель общественного здоровья, который отражает частоту регистрации болезни среди населения

данной территории за определенный отрезок времени (год).

Указывается в относительных величинах к определенной численности ( на 100, 1000, 10000, 100000 )

Заболеваемость


Слайд 9Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов
необходимо для:
1) оценки

состояния здоровья воспитанников и учащихся;
2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы;
3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.


Слайд 10
Виды заболеваемости,
подлежащие статистическому учету
в образовательных учреждениях:
Общая заболеваемость - это

вся зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся);
Единица учета – диагноз заболевания.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) - острая заболеваемость.
Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания).
Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на профмедосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания.
Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.

Слайд 11Показатели
1. Основные:
1.1. Экстенсивный показатель – структура хронических заболеваний (отклонений) –

удельный вес каждого заболевания (отклонения) среди всех хронических заболеваний (отклонений), принятых за 100%
1.2 Интенсивный показатель -
распространенность, уровень
данного заболевания (отклонения)
на 100 осмотренных
2. Дополнительные:
2.1. Полнота охвата медицинскими осмотрами, %
2.2. Распределение лиц по группам здоровья, % (I, II,III,IV,V гр.)
2.3. Распределение лиц по условным группам физического развития, %
(норма, отклонения – дефицит массы, избыток массы, низкий рост)
2.4. Частота впервые выявленных заболеваний ( на 100 осмотренных)

Слайд 14Здоровье с позиций ВОЗ
По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие

болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертностиПо уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемостиПо уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

Слайд 15Группу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N

621 «О комплексной оценки состояния здоровья детей») определяют исходя из следующих основополагающих критериев:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.


Слайд 16Первая (I) группа здоровья
объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным

для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Слайд 17Вторую (II) группу здоровья
составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования

хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Слайд 18Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья

можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

ребенок от многоплодной беременности,
недоношенность, переношенность, незрелость,
перинатальное поражение ЦНС,
внутриутробное инфицирование,
низкая масса тела при рождении,
избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
гипотрофия 1-й ст.,
дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы);


Слайд 19Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья

можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
тимомегалия,
дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
вираж туберкулиновых проб,
состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
состояние после неотложных хирургических вмешательств.


Слайд 20Четвертая (IV) группа
включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками

развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Слайд 21Третья (III) группа здоровья
объединяет больных детей с наличием хронических болезней или

врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Слайд 22Пятая (V) группа
– дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками

развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Слайд 23Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
Групповое

здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

Слайд 24
Динамика показателей рождаемости и смертности населения

(г.Жуковский, 1985-2004гг.)

Слайд 25Динамика естественной убыли населения ( г.Жуковский, 1985-2004гг.)


Слайд 26 Повозрастные показатели случаев смерти детей (0-14 лет)



Слайд 27 Младенческая смертность (г. Жуковский, 1985

- 2004гг.)

Слайд 28Структура ведущих причин смерти детей от 0 до 14 лет, г.

Жуковский



Слайд 29Структура общей заболеваемости ( %) детей от 0 до 14 лет,

г. Жуковский, 2004 г.




Слайд 30Динамика общей заболеваемости
детского и подросткового

населения
(на 1000 человек), г. Жуковский, 2004 г.



Слайд 31Уровень заболеваний органов дыхания на 1000 детей (0-14лет), г. Жуковский (1991-2004гг.)


Слайд 32Уровень болезней органов пищеварения (на 1000) детей 0-14 лет


Слайд 33Уровень болезней системы кровообращения (на 1000) детей 0-14 лет




Слайд 34Распространенность отдельных классов болезней у детей 0-14 лет


Слайд


Слайд 35Повозрастная динамика распространённости болезней костно-мышечной системы, нарушения осанки и сколиоза


Слайд 36Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения


Слайд 37Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских

осмотрах дошкольников (школьников)

Слайд 38Показатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастных

групп г. Жуковский




Слайд 39Школьные болезни
Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия

неблагоприятных факторов образовательной среды.

К школьным болезням относятся:
1. Болезни костно-мышечной системы.
2. Близорукость (миопия).
3. Психические расстройства и расстройства поведения.

Слайд 40ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
1. Медленно протекающий процесс.
2. Наличие стадий

развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния).
3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма.
4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

Слайд 41Факторы риска, способствующие школьным болезням
1. Стрессовая педагогическая практика.
2. Авторитарный стиль общения

с учениками.
3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам.
4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения.
5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания.
6. Наличие нерационального питания детей в школе.
7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

Слайд 42Основные индикаторы состояния здоровья учащихся:
распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений;
распространенность

школьно обусловленных болезней;
частота острой заболеваемости на протяжении учебного года;
уровень адаптационных возможностей организма

Слайд 43Физическое развитие
Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим

показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки.
Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела.
Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

Слайд 44Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%),

г.Жуковский

Слайд 45Инвалидность населения
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со

стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста.

Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) - численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста.

По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.

Слайд 46Инвалидизация детей в г. Жуковском (2001-2004гг.)


Слайд 47Структура причин инвалидности по классам болезней детей и подростков г. Жуковского


Слайд 48Тенденции к изменению общественного здоровья России на период до 2015 г.
1.

Стабилизация заболеваемости детей на высоком уровне. Дальнейшее изменение структуры заболеваемости за счет увеличения доли психических расстройств, болезней костно-мышечной системы и органов пищеварения.
2. Негативные изменения физического развития. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела и низким ростом, особенно у девочек 14 -15 лет.
3. Дальнейший рост смертности в подростковом возрасте (особенно у юношей) за счет травм, отравлений, самоубийств.
4. Увеличение общей инвалидности детского населения за счет врожденных аномалий, болезней нервной системы и психических расстройств.

Слайд 49 Такая тенденция обусловлена наличием опасного для здоровья

образа жизни детей и подростков.
Создание системы мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ является важнейшей медико-социальной задачей, решение которой позволит на научной основе разработать региональную целевую программу профилактики и отслеживать эффективность её реализации по принципу обратной связи.


Слайд 51


Методика оценки состояния здоровья с позиций теории адаптации


Слайд 52 Переход от здоровья к болезни

можно рассматривать как
процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.

Слайд 53 Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему,

которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем.
Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья.
Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.

Слайд 54Р.М.Баевским и В.П. Казначеевым в 1978 году введен термин «донозологическое состояние»,

который вошел в Большую медицинскую энциклопедию.
В учении о здоровье появился новый раздел, получивший название «донозологической диагностики», который на основе использования положений теории адаптации развивает методы классификации и измерения уровней здоровья.


Слайд 55 Словосочетание

«диагностика донозологическая»
произошло от двух греческих слов:
diagnostikos – способ распознавать и nosos – болезнь.
Под данным словосочетанием понимают возможность распознать состояние организма, находящееся между нормой и патологией (между здоровьем и болезнью).
Это состояние характеризуется нарушением равновесия между организмом и средой.

Слайд 56 Постановка донозологического диагноза заключается в целенаправленном

сборе информации как медицинской, так и физиологической, а также в использовании таких методов её анализа и обработки, которые позволяют установить степень адаптации организма к условиям окружающей среды.

Слайд 57 Объектом исследований при донозологической диагностике всегда является процесс

адаптации организма к условиям среды.
Процесс приспособления к среде может завершиться тремя состояниями.
Во-первых, - полной или частичной адаптацией к среде, при этом гомеостаз (постоянство внутренней среды) не нарушается и деятельность регуляторных систем протекает в обычных пределах или несколько усилена.
Во-вторых, - процесс приспособления может завершиться недостаточной или неудовлетворительной реакцией, при которой активность регуляторных систем существенно увеличивается.
Третий исход – срыв адаптации, истощение регуляторных механизмов, в результате которого нарушается постоянство внутренней среды и развивается патологическое состояние организма.

Слайд 58 Основываясь на представлениях об адаптации и гомеостазе, были выделены

четыре состояния:
- физиологическая норма,
- донозологическое состояние,
- преморбидное состояние,
- патологическое состояние или срыв адаптации.

Классификация функциональных состояний организма


Слайд 59 Физиологическая норма - это класс функциональных состояний с

достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма.
Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.


Слайд 60Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма

обеспечиваются более высоким, чем в норме напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма.
Адаптационные нарушения в состоянии здоровья уже могут быть выявлены в донозологических состояниях.
Характерной особенностью донозологических состояний является повышенное функциональное напряжение механизмов адаптации.

Слайд 61 Преморбидные состояния характеризуются снижением функциональных возможностей организма и

проявляются в виде 2-х стадий:
1) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы;
2) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и иметь компенсаторный характер.
Особенность этого класса функциональных состояний состоит в том, что они развиваются и протекают на фоне перенапряжения регуляторных механизмов.

Слайд 62 Патологическое состояние (срыв адаптации) - состояние с резким

снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации.
В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

Слайд 63
Для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детей должен использоваться

донозологический подход, который имеет своей целью не постановку диагноза заболевания, а определение риска его развития путем оценки адаптационных возможностей организма.

Слайд 64 Математический анализ ритма сердца (анализ вариабельности сердечного

ритма) позволяет вести непрерывный динамический донозологический контроль деятельности механизмов регуляции системы кровообращения и дает информацию об адекватности реакций приспособительных механизмов на разнообразные воздействия изменяющихся условий окружающей среды.
При этом реакция системы кровообращения рассматривается как индикатор адаптационных
возможностей организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды.

Слайд 65
Комплекс «Варикард»


Слайд 67 «Структура здоровья»
(данный

показатель отражает в процентах количество лиц с разной степенью адаптации)

Слайд 68Динамика «структуры здоровья» школьников (в %), г. Жуковский


Слайд 69 Таким образом, существует большой объем информации

о состоянии здоровья детей и подростков. Это результаты профилактических медицинских осмотров, данные государственной медицинской статистики, а также данные обследования непосредственно в Центрах здоровья учреждений здравоохранения. Вся эта информация может быть использована для создания мониторинга здоровья и формирования ЗОЖ.

Слайд 70Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика