Слайд 1Информационные технологии
Преображенский Юрий Петрович,
начальник службы информатизации и менеджмента качества, кандидат технических
наук, доцент
© Воронежский институт высоких технологий, 2017
Слайд 2
Лекция 1
Базовые понятия информационных технологий
Слайд 3Информационные технологии (ИТ, англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин
и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.
© Wikipedia
Слайд 41. Структурированность стандартов цифрового обмена данными и алгоритмов
2. Широкое использование компьютерного
сохранения и предоставление информации в необходимом виде
3. Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния
Основные черты современных ИТ
Слайд 5Классификация современных
информационных систем
Слайд 6Классификация информационных технологий
Слайд 7Архитектура информационной технологии
Слайд 8Классификация информационных технологий в зависимости от вида обрабатываемой информации
Виды обрабатываемой информации
Виды
информационных технологий
Данные
Текст
Графика
Знания
Объекты реального мира
СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры
Текстовые процессоры и гипертекстовые процессоры
Графические процессоры
Экспертные системы
Средства мультимедиа
Слайд 9Классификация информационных технологий
по виду пользовательского интерфейса
1 поколение: командный интерфейс (диалоговый
или пакетный режим)
2 поколение: WIMP-интерфейс (Window / Image / Menu / Pointer)
3 поколение: SILK-интерфейс (Speech / Image / Language / Knowledge)
Слайд 10Традиционные
(Traditional computing)
WEB-ориентированные
(Web-Based Computing)
Встроенные
(Embedded Computing)
Классификация современных вычислительных сред
Слайд 11Формы представления современных ИТ
Слайд 12Базовые понятия современных информационных технологий
1. Стандарт (по определению ISO). Технический стандарт
или другой документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, признанными на национальном, региональном и международном уровнях.
Слайд 13Базовые понятия современных информационных технологий
2. Базовый стандарт (base standard), также иногда
используются термины формальный стандарт или стандарт de-ure. Международный стандарт, принятый ISO (международной организацией по стандартизации), или рекомендация организации ITU-T (до 1993 г. - CCITT) - международного союза по телекоммуникации.
Слайд 14Базовые понятия современных информационных технологий
3. Эталонная модель (Reference Model). Структурированная коллекция
понятий и их взаимосвязей некоторой предметной области, осуществляющая структуризацию данной области на концептуальном уровне и имеющая достаточно обобщенное описание. По существу эталонная модель является формой метазнаний, определяющих принципиальную декомпозицию (архитектурную спецификацию) конкретной предметной области.
Слайд 15Базовые понятия современных информационных технологий
4. Система ИТ или ИТ-система (IT system)
(или по тексту просто система, если это не вызывает двусмысленности). Совокупность ресурсов информационных технологий, предоставляющая сервис (услуги) на одном или большем числе интерфейсов в соответствии с заданными ИТ-спецификациями.
Слайд 16Базовые понятия современных информационных технологий
5. OSE (Open Systems Environment - Окружение
или среда открытых систем). Исчерпывающий набор интерфейсов, сервисов, форматов, а также пользовательских аспектов, которые обеспечивают интероперабельность и/или переносимость приложений (программ), данных, людей в контексте заданных базовых стандартов и профилей ИТ. (Еще одним важным и почти обязательным свойством открытости является свойство масштабируемости ИТ).
Слайд 17Базовые понятия современных информационных технологий
5.1 Переносимость (portability). Свойство ИТ-системы, способствующее уменьшению
накладных расходов, связанных с переносом прикладного программного обеспечения и данных (а также пользователей) с одной системы ИТ на другую.
5.2 Интероперабельность (interoperability). Способность ИТ-систем обмениваться информацией друг с другом и совместно использовать информацию, которой они обмениваются.
5.3 Масштабируемость (scalability). Свойство системы, позволяющее ей эффективно работать в широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики системы и/или поддерживающей среды (примерами таких характеристик могут служить: число процессоров, число узлов сети, максимальное число обслуживаемых пользователей, количество обрабатываемых транзакций).
Слайд 18Базовые понятия современных информационных технологий
6. PAS (Publicly Available Specifications - Общедоступные
спецификации). По существу это хорошо отработанные спецификации, как правило, являющиеся стандартам de-facto, которые принимаются ISO в качестве кандидатов в международные стандарты для проведения соответствующих процедур по их стандартизации. Важным требованиям к PAS является то, что их сопровождение осуществляется известными профессиональными организациями посредством прозрачного публичного процесса, основанного на консенсусе. (Примерами PAS могут служить спецификации организации OSF, известные под наименованием DCE и спецификации Java-технологий фирмы Sun).
Слайд 19Базовые понятия современных информационных технологий
7. RFC (Request For Comments) - документ
из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые во Всемирной сети.
Название «Request for Comments» ещё можно перевести как «заявка (запрос) на отзывы» или «тема для обсуждения». В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается IETF под эгидой открытой организации Общество Интернета (англ. Internet Society, ISOC). Правами на RFC обладает именно Общество Интернета.
Слайд 20Базовые понятия современных информационных технологий
8. Профиль (Profile) - набор, состоящий из
одного или большего числа базовых стандартов и/или стандартизованных на международном уровне профилей (ISPs), содержащий указание области применимости, а также указание выбранных классов сервиса, опций и параметров, тестовых наборов, относящихся к входящим в состав профиля спецификациям. Таким образом, профиль задает некоторую функциональность, необходимую для выполнения конкретной прикладной задачи, агрегируя избирательным образом функциональные возможности стандартизованных спецификаций (стандартов или ISPs).
Слайд 21Базовые понятия современных информационных технологий
8.1 ISP (International Standardized Profile - Международный
стандартизованный профиль). Официально принятый и согласованный на международном уровне документ, описывающий один или несколько профилей.
8.2 OSE-профиль (OSE-profile). Профиль, который специфицирует все поведение ИТ-системы или часть ее поведения на одном или большем числе интерфейсов OSE.
8.3 OSI-профиль (OSI-profile). Профиль, составленный из базовых спецификаций, соответствующих модели RM OSI, возможно дополненных базовыми стандартами и/или профилями для представления обмениваемых данных и их форматов (так называемыми F-профилями).
8.4 API-профиль (API-profile). Профиль, определяющий конкретную комбинацию базовых спецификаций прикладного пользовательского интерфейса в соответствии с моделью RM OSE, возможно дополненных базовыми стандартами и/или профилями для представления данных и их форматов.
Слайд 22Базовые понятия современных информационных технологий
9. Таксономия (Taxonomy). Классификационная схема, применяемая для
однозначной идентификации профилей или наборов профилей.
Слайд 23Развитие мощности и возможностей компьютерной техники
Слайд 24Искусственный интеллект
Погружение в виртуальную
реальность
Дополненная реальность
Мобильная связь (5G)
Беспроводная связь
Машинный перевод
Машинное зрение
Твердотельные
накопители
Стереодисплеи
3D-принтеры
Перспективные информационные технологии
Слайд 25
Лекция 2
Современные технологии и интерфейсы прикладного программирования
Слайд 26Интерфейс программирования приложений (application programming interface, API / иногда переводится как
«интерфейс прикладного программирования», «прикладной программный интерфейс») — набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) для использования во внешних программных продуктах.
© Wikipedia
Слайд 27Пример порядка вызова функций API
Формирование HTML-файла, содержащего ссылку на изображение
Передача файла
или ссылки на файл программе-браузеру
Вызов подпрограммы обработки файловой системы
Вызов процедуры обработки графического формата
Обращение к библиотеке графических примитивов
Вызов программы-драйвера видеокарты
Формирование изображения на экране монитора
Слайд 28Структура предоставления функций API
Слайд 30Проблемы существующих API
1. Сложность портирования (переноса) программного кода с одной системы
API на другую (например, при смене операционной системы).
2. Потеря функциональности при переходе с более низкого уровня на более высокий.
Слайд 31P O S I X
POSIX (Portable Operating System Interface for Unix
— Переносимый интерфейс операционных систем Unix) — набор стандартов, описывающих интерфейсы между операционной системой и прикладной программой. Стандарт создан для обеспечения совместимости различных UNIX-подобных операционных систем и переносимости прикладных программ на уровне исходного кода, но может быть использован и для не-Unix систем.
Серия стандартов POSIX была разработана комитетом 1003 IEEE. Международная организация по стандартизации (ISO) совместно c Международной электротехнической комиссией (IEC) приняли данный стандарт (POSIX) под названием ISO/IEC 9945.
Слайд 32Основные задачи серии стандартов POSIX
1. содействовать облегчению переноса кода прикладных программ
на иные платформы
2. способствовать определению и унификации интерфейсов заранее при проектировании, а не в процессе их реализации
3. сохранить по возможности и учитывать все главные, созданные ранее и используемые прикладные программы
4. определять необходимый минимум интерфейсов прикладных программ, для ускорения создания, одобрения и утверждения документов
5. развивать стандарты в направлении обеспечения коммуникационных сетей, распределенной обработки данных и защиты информации
6. рекомендовать ограничение использования бинарного (объектного) кода для приложений в простых системах
Слайд 33Windows API — общее наименование целого набора базовых функций интерфейсов программирования
приложений операционных систем семейств Microsoft Windows. Является самым прямым способом взаимодействия приложений с Windows. Для создания программ, использующих Windows API, «Майкрософт» выпускает комплект разработчика программного обеспечения, который называется Platform SDK, и содержит документацию, набор библиотек, утилит и других инструментальных средств для разработки.
Windows API
SDK – Software Development Kit
DDK – Driver Development Kit (устарел) → WDK – Windows Driver Kit
Слайд 34Windows API
Windows API
csrss.exe
Графический интерфейс
Client/Server Runtime Subsystem
CSRSS выполняется как системный сервис пользовательского
режима. Когда процесс пользовательского режима вызывает функцию с участием консольных окон, создания процесса или потока, библиотеки Win32 (kernel32.dll, user32.dll, gdi32.dll) вместо запроса системного вызова обращаются к процессу CSRSS
win32k.sys
Функции ядра
Слайд 35Проект ReactOS совместим с Windows API
Слайд 36DLL (dynamic-link library — «библиотека динамической компоновки», «динамически подключаемая библиотека») —
понятие операционной системы Microsoft Windows, динамическая библиотека, позволяющая многократное использование различными программными приложениями. K DLL относятся также элементы управления ActiveX и драйверы. В UNIX аналогичные функции выполняют так называемые общие объекты (англ. shared objects).
DLL
Слайд 37Технология DLL
DLL
COM – Component Object Model
SOM – System Object Model
Microsoft OLE
Automation, ActiveX, DCOM, COM+, DirectX, XPCOM
Проблемы COM-технологии:
- «Хрупкий базовый класс»
- «Ад DLL» (DLL hell)
Слайд 38Управляющие элементы ActiveX могут быть использованы для создания распределённого приложения, работающего
через браузер.
Управляющие элементы ActiveX сравнимы с технологией Java-апплетов: программисты разрабатывают оба механизма, чтобы браузер мог не только скачать, но и обработать их. Однако, Java-апплеты могут работать под любой платформой, тогда как управляющие элементы ActiveX официально обрабатываются только Microsoft Internet Explorer и операционной системой Microsoft Windows.
Вредоносное ПО можно случайно установить с вебсайтов злоумышленников, используя технологию управляющих элементов ActiveX.
Active X
Слайд 39ODBC (Open Database Connectivity) — это программный интерфейс доступа к базам
данных, разработанный фирмой Microsoft, в сотрудничестве с Simba Technologies на основе спецификаций Call Level Interface (CLI), который разрабатывался организациями SQL Access Group, X/Open и Microsoft.
ODBC и производные стандарты
ADOdb — программная библиотека, обеспечивающая прикладной интерфейс доступа к базам данных для языков программирования PHP и Python, основанная на некоторых концепциях Microsoft ActiveX Data Objects. Библиотека обеспечивает разработчика приложений абстрактным инструментарием, позволяющим создавать приложения без необходимости программирования поддержки каждого из конкретных возможных типов источников данных. В частности, у разработчиков появляется возможность изменить СУБД без необходимости вносить исправления в программный код.
Слайд 40JDBC (Java DataBase Connectivity — соединение с базами данных на Java)
— платформенно-независимый промышленный стандарт взаимодействия Java-приложений с различными СУБД, реализованный в виде пакета java.sql, входящего в состав Java.
ODBC и производные стандарты
BDE (Borland Database Engine — «движок баз данных Borland») — 32-битный движок баз данных под Microsoft Windows для доступа к базам данных из Borland Delphi, C++ Builder, IntraBuilder, Paradox for Windows и Visual dBASE for Windows. В настоящее время абсолютно устарел.
dbExpress — это архитектура создания драйверов данных от компании Embarcadero, которая заменяет устаревший BDE. Впервые была реализована в Borland Delphi 6 и C++Builder 6, и потерпев некоторые переработки, в последний раз использовалась в Delphi XE2.
Слайд 41Мультимедийные API
Microsoft DirectX — это набор API, разработанных для решения задач,
связанных с программированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. Иногда обновленные версии DirectX поставляются вместе с игровыми приложениями.
Microsoft XNA — набор инструментов с управляемой средой времени выполнения (.NET), созданный Microsoft, облегчающий разработку и управление компьютерными играми. XNA стремится освободить разработку игр от написания «повторяющегося шаблонного кода» и объединить различные аспекты разработки игр в одной системе
OpenGL (Open Graphics Library — открытая графическая библиотека, графическое API) — спецификация, определяющая независимый от языка программирования платформонезависимый программный интерфейс для написания приложений, использующих двухмерную и трёхмерную компьютерную графику.
Слайд 42OpenGL ориентируется на следующие две задачи:
1. Скрыть сложности адаптации различных 3D-ускорителей,
предоставляя разработчику единый API.
2. Скрыть различия в возможностях аппаратных платформ, требуя реализации недостающей функциональности с помощью программной эмуляции.
Основным принципом работы OpenGL является получение наборов векторных графических примитивов в виде точек, линий и многоугольников с последующей математической обработкой полученных данных и построением растровой картинки на экране и/или в памяти. Векторные трансформации и растеризация выполняются графическим конвейером (graphics pipeline), который по сути представляет собой дискретный автомат.
OpenGL API
Слайд 43OpenGL является низкоуровневым процедурным API, что вынуждает программиста диктовать точную последовательность
шагов, чтобы построить результирующую растровую графику (императивный подход). Это является основным отличием от дескрипторных подходов, когда вся сцена передается в виде структуры данных (чаще всего дерева), которое обрабатывается и строится на экране.
С одной стороны, императивный подход требует от программиста глубокого знания законов трёхмерной графики и математических моделей, с другой стороны — даёт свободу внедрения различных инноваций.
OpenGL API
Слайд 44Шейдер (Shader; схема затенения, программа построения теней) — это программа для
одной из ступеней графического конвейера, используемая в трёхмерной графике для определения окончательных параметров объекта или изображения. Она может включать в себя произвольной сложности описание поглощения и рассеяния света, наложения текстуры, отражение и преломление, затенение, смещение поверхности и эффекты пост-обработки.
До «изобретения» шейдеров разработчик писал всю цепочку рендеринга. Шейдеры же позволили составлять сложные видеоэффекты из атомарных операций.
Два слова о шейдерах
Слайд 45Вершинные шейдеры (Vertex Shader)
Вершинный шейдер оперирует данными, сопоставленными с вершинами многогранников.
Вершинный шейдер может быть использован для видового и перспективного преобразования вершин, генерации текстурных координат, расчета освещения и так далее.
Два слова о шейдерах
Слайд 46Геометрические шейдеры (Geometry Shader)
Геометрический шейдер, в отличие от вершинного, способен обработать
не только одну вершину, но и целый примитив(до шести вершин для треугольного примитива). Кроме того, геометрический шейдер способен генерировать примитивы «на лету», не задействуя при этом центральный процессор.
Два слова о шейдерах
Слайд 47Пиксельные шейдеры (Pixel Shader)
Пиксельный шейдер работает с фрагментами растрового изображения, под
которыми понимается пиксел, которому поставлен в соответствие некоторый набор атрибутов, таких как цвет, глубина, текстурные координаты. Пиксельный шейдер используется на последней стадии графического конвейера для формирования фрагмента изображения.
Два слова о шейдерах
Слайд 48А что на выходе? Интерфейс!
Графический интерфейс пользователя или графический пользовательский интерфейс
(Graphical User Interface, GUI) — разновидность пользовательского интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т. п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений.
В отличие от интерфейса командной строки, в GUI пользователь имеет произвольный доступ (с помощью устройств ввода) ко всем видимым экранным объектам (элементам интерфейса) и осуществляет непосредственное манипулирование ими. Чаще всего элементы интерфейса в GUI реализованы на основе метафор и отображают их назначение и свойства, что облегчает понимание и освоение программ неподготовленными пользователями.
Слайд 49Программы с классической (полноэкранной) организацией экрана могут использовать элементы оконного интерфейса
(субокна) для организации меню, окон сообщений и диалогов.
Программы с полной реализацией оконного интерфейса раздельно работают с отдельными подзадачами в разных окнах. Такая программа может одновременно открывать/работать с несколькими документами, помещая их в отдельные субокна (например, многооконный редактор с документом в каждом окне). Организацию этих субокон в подобных программах реализуют несколькими способами:
- однооконный режим (SDI - single document interface)
- многооконный режим (MDI, TDI - multiple/tabbed document interface)
- псевдомногооконный режим (PMDI - pseudoMDI)
Разновидности интерфейсов
Слайд 50Принципы организации интерфейсов пользователя
Одним из требований к хорошему графическому интерфейсу программной
системы является концепция «делай то, что я имею в виду» или DWIM (Do What I Mean). DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо, чтобы пользователь заранее интуитивно понимал, какое действие выполнит программа после получения его команды.
WYSIWYG (What You See Is What You Get, «что видишь, то и получишь») — свойство прикладных программ или веб-интерфейсов, в которых содержание отображается в процессе редактирования и выглядит макcимально близко похожим на конечную продукцию, которая может быть печатным документом, веб-страницей или презентацией.
Слайд 51История развития интерфейсов
1973 | Xerox Alto
1981 | Xerox Star
Слайд 52История развития интерфейсов
1983 | IBM Visi On
Слайд 53История развития интерфейсов
1984 | Apple II GEOS
Слайд 54История развития интерфейсов
1985 | Microsoft Windows 1.0
Слайд 55История развития интерфейсов
1985 | Commodore Amiga Workbench
Слайд 56История развития интерфейсов
1987 | Microsoft Windows 2.0
Слайд 57История развития интерфейсов
1990 | Amiga Workbench 2
Слайд 58История развития интерфейсов
1990 | Microsoft Windows 3.0
Слайд 59История развития интерфейсов
1992 | IBM OS/2 2.0
Слайд 60История развития интерфейсов
1995 | BeOS
Слайд 61
Лекция 3
Технологии автоматизации и компьютеризации проектирования
Слайд 62Система автоматизированного проектирования (САПР) — автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения
функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности
© Wikipedia
Слайд 63В англоязычной литературе равновероятно под отечественным термином САПР могут пониматься:
- CAE-системы
(Computer-Aided Engineering)
- CAD-системы (Computer-automated Design)
- CAM-системы (Computer-aided Manufacturing)
По своей сути термин CAE включает в себя CAD и CAM. Иногда можно встретить общее обозначение такого класса систем – CAx (Computer-Aided technologies), однако в большинстве случаев продолжают существовать раздельные терминологии.
Слайд 64Основная цель создания САПР — повышение эффективности труда инженеров, включая:
- сокращения
трудоёмкости проектирования и планирования
- сокращения сроков проектирования
- сокращения себестоимости проектирования и изготовления, уменьшение затрат на эксплуатацию
- повышения качества и технико-экономического уровня результатов проектирования
- сокращения затрат на натурное моделирование и испытания
Слайд 65Задачи создания САПР
автоматизация оформления документации
информационная поддержка и автоматизация процесса принятия решений
использование
технологий параллельного проектирования
унификация проектных решений и процессов проектирования
повторное использование проектных решений, данных и наработок
стратегическое проектирование
замена натурных испытаний и макетирования математическим моделированием
повышение качества управления проектированием
применение методов вариантного проектирования и оптимизации
Слайд 67CAE (Computer-Aided Engineering) — общее название для программ и программных пакетов,
предназначенных для решения различных инженерных задач: расчётов, анализа и симуляции физических процессов. Расчётная часть пакетов чаще всего основана на численных методах решения дифференциальных уравнений (метод конечных элементов, метод конечных объёмов, метод конечных разностей и др.).
Слайд 68CASE (Computer-Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии
для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов.
Слайд 69Интегрированная среда разработки (IDE, Integrated Development Environment) — система программных средств,
используемая программистами для разработки программного обеспечения.
Обычно среда разработки включает в себя:
- текстовый редактор
- компилятор и/или интерпретатор
- средства автоматизации сборки
- отладчик
Иногда содержит также средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке ПО.
Слайд 70RAD (Rapid Application Development — быстрая разработка приложений) — концепция создания
средств разработки программных продуктов, уделяющая особое внимание быстроте и удобству программирования, созданию технологического процесса, позволяющего программисту максимально быстро создавать компьютерные программы.
Слайд 71RAD противопоставляет себя устаревшей классической «водопадной» модели разработки.
RAD предполагает, что разработка
ПО осуществляется небольшой командой разработчиков за срок порядка трех-четырех месяцев путем использования инкрементного прототипирования с применением инструментальных средств визуального моделирования и разработки.
Слайд 72Принципы RAD технологии направлены на обеспечение трех основных её преимуществ —
высокой скорости разработки, низкой стоимости и высокого качества.
1. Инструментарий должен быть нацелен на минимизацию времени разработки.
2. Создание прототипа для уточнения требований заказчика.
3. Цикличность разработки: каждая новая версия продукта основывается на оценке результата работы предыдущей версии заказчиком.
4. Минимизация времени разработки версии, за счёт переноса уже готовых модулей и добавления функциональности в новую версию.
5. Команда разработчиков должна тесно сотрудничать, каждый участник должен быть готов выполнять несколько обязанностей.
6. Управление проектом должно минимизировать длительность цикла разработки.
Слайд 73Условия успешного применения RAD
Необходимо выполнение проекта в сжатые сроки
Нечетко определены требования
к ПО
Проект выполняется в условиях ограниченности бюджета
Интерфейс пользователя – главный фактор
Возможно разбиение проекта на функциональные компоненты
Низкая вычислительная сложность ПО
Слайд 74Интегрированные среды разработки также часто поддерживают пометки в комментариях в исходном
тексте программ, отмечающий места, требующие дальнейшего внимания или предполагающие внесение изменений, такие как TODO. В дальнейшем эти пометки могут выделяться редакторами или использоваться для организации совместной работы с построением тегов и задач.
// TODO: однострочное_описание
Microsoft в руководстве по Visual Studio рекомендует использовать тег TODO (наравне с HACK, UNDONE) для следующих пометок:
- добавление новых функций
- известных проблем, которые нужно устранить
- предполагаемых к реализации классов
- мест размещения кода обработчиков ошибок
- напоминаний о необходимости переработки участка кода
Слайд 75Визуальное программирование — способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами
вместо написания её текста.
Классификация языков визуального программирования
- языки на основе объектов (визуальная среда программирования предоставляет графические или символьные элементы, которыми можно манипулировать интерактивным образом в соответствии с некоторыми правилами)
- языки, в интегрированной среде разработки которых на этапе проектирования интерфейса применяются формы, с возможностью настройкой их свойств.
- языки схем, основанные на идее «фигур и линий», где фигуры рассматриваются как субъекты и соединяются линиями, которые представляют собой отношения.
Слайд 76Генерация кода - это автоматическое создание программного кода специальным приложением, при
котором по заданным условиям полностью или частично формируется исходный код программы.
Для того, чтобы программный код мог быть создан генератором, необходимо наличие следующих трех ключевых компонентов:
- шаблоны программного кода (образцы по которым будет создан код)
- метаданные предметной области (структура, которую мы пытаемся смоделировать в программе)
- правила предметной области (правила, которые определяют структуру и поведение метаданных предметной области, обычно они внедряются в самой программе генератора)
Слайд 77Недостатки применения генераторов кода
1. Если в проекте мало повторяющегося кода, объем
проекта недостаточно большой, если код сложно поддается генерации, может оказаться, что легче написать приложение вручную.
2. Практически всегда присутствует часть кода, которую нужно создать вручную. Объем такого кода может быть различным на разных проектах. В основном это уникальные, единожды встречающиеся в приложении шаблоны кода, которые нет смысла генерировать. Их проще написать один раз вручную.
3. Возникает необходимость сопровождения генератора.
4. Необходимо обучать применению генераторов. При внедрении генератора, надо обучать всех имеющих непосредственное отношение к генератору особенностям его применения.
Слайд 79Примеры CAD/CAE/CAM-систем,
CASE и RAD-средств разработки
Слайд 80AllFusion ERwin Data Modeler (раньше приложение было общеизвестно как ERwin) —
CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет визуализировать процессы создания, документирования и сопровождения баз данных, хранилищ и витрин данных.
Слайд 81NetBeans IDE — свободная интегрированная среда разработки приложений на языках программирования
Java, JavaFX, Python, PHP, JavaScript, C++, Ада и ряде других.
Проект NetBeans IDE поддерживается и спонсируется компанией Oracle, однако разработка NetBeans ведется независимым сообществом разработчиков-энтузиастов (NetBeans Community) и компанией NetBeans Org.
Слайд 82Delphi (ранее Borland Delphi — интегрированная среда разработки ПО для Microsoft
Windows на языке Delphi (ранее носившем название Object Pascal), созданная первоначально фирмой Borland и на данный момент принадлежащая и разрабатываемая Embarcadero Technologies.
Embarcadero RAD Studio позволяет быстро и визуальными методами буквально ставить на поток создание приложений для Windows 8, Mac, .NET, Web и мобильных платформ. Разработчики могут существенно сократить время выпуска на рынок новых продуктов, получив значительные конкурентные преимущества и перспективные направления развития бизнеса за счет мультиплатформенных визуальных средств разработки на компонентной основе и с возможностью эффективного взаимодействия с различными базами данных и облачными сервисами.
Слайд 83Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Microsoft, включающих интегрированную среду
разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств.
Данные продукты позволяют разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом, в том числе с поддержкой технологии Windows Forms, а также веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах для всех платформ, поддерживаемых Microsoft Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, .NET Compact Framework и Microsoft Silverlight.
Слайд 84Lazarus — свободная среда разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal
(часто используется сокращение FPC— свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal) на языке Object Pascal.
Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении. На данный момент является единственным инструментом быстрой разработки приложений (RAD), позволяющим Delphi-программистам создавать приложения с графическим интерфейсом для Linux (и других не-Windows) систем.
Слайд 85AutoCAD — двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная
компанией Autodesk. AutoCAD и специализированные приложения на его основе нашли широкое применение в машиностроении, строительстве, архитектуре и других отраслях промышленности. В области двумерного проектирования AutoCAD позволяет использовать элементарные графические примитивы для получения более сложных объектов. Использование механизма внешних ссылок позволяет разбивать чертеж на составные файлы, за которые ответственны различные разработчики, а динамические блоки расширяют возможности автоматизации 2D-проектирования обычным пользователем без использования программирования.
Текущая версия программы (2015) включает в себя полный набор инструментов для комплексного трёхмерного моделирования. Также в программе реализовано управление трёхмерной печатью (результат моделирования можно отправить на 3D-принтер) и поддержка облаков точек (позволяет работать с результатами 3D-сканирования).
Слайд 86SolidWorks — программный комплекс САПР для автоматизации работ промышленного предприятия на
этапах конструкторской и технологической подготовки производства. Обеспечивает разработку изделий любой степени сложности и назначения.
Слайд 87Autodesk 3ds Max (ранее называлась 3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная
программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk.
Система содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. 3ds Max располагает обширными средствами для создания разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей, реальных или фантастических объектов окружающего мира, с использованием разнообразных техник и механизмов.
Слайд 88Altium Designer — комплексная система автоматизированного проектирования (САПР) радиоэлектронных средств (ранее
называлась P-CAD).
Система позволяет реализовывать проекты электронных средств на уровне схемы или программного кода с последующей передачей информации проектировщику ПЛИС или печатной платы. В качестве приоритетного направления разработчиков данной программы стоит отметить интеграцию E(lectronic)CAD и M(echanical)CAD систем. Теперь разработка печатной платы возможна в трёхмерном виде с двунаправленной передачей информации в механические САПР (например, Solid Works)
Редактор печатных плат Altium Designer содержит мощные средства интерактивного размещения компонентов и трассировки проводников.
Слайд 89Electronics Workbench — программа для моделирования электрических схем, имеет бесплатный открытый
аналог KTechLab.
Слайд 90LabVIEW (Laboratory Virtual Instrumentation Engineering Workbench) — это среда разработки и
платформа для выполнения программ, созданных на графическом языке программирования «G» фирмы National Instruments (США). LabVIEW используется в системах сбора и обработки данных, а также для управления техническими объектами и технологическими процессами.
Слайд 91SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition, диспетчерское управление и сбор данных)
— программные системы, предназначенные для разработки или обеспечения работы в реальном времени систем сбора, обработки, отображения и архивирования информации об объекте мониторинга или управления. SCADA может являться частью автоматизированных систем управления технологическим процессами, систем экологического мониторинга, научного эксперимента, автоматизации здания и т. д.
SCADA-системы используются во всех отраслях хозяйства, где требуется обеспечивать операторский контроль за технологическими процессами в реальном времени. Данное программное обеспечение устанавливается на компьютеры и, для связи с объектом, использует драйверы ввода-вывода или OPC/DDE серверы. Программный код может быть как написан на языке программирования (например на C++), так и сгенерирован в среде проектирования.
Лирическое отступление…
Слайд 92ArcGIS — семейство программных продуктов американской компании ESRI, одного из лидеров
мирового рынка геоинформационных систем.
ArcGIS позволяет визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. В среде создаются и редактируются карты всех масштабов: от планов земельных участков до карты мира. Также в ArcGIS встроен широкий инструментарий анализа пространственной информации.
Слайд 93MapInfo Proffesional — настольное приложение для сбора, хранения, отображения, редактирования и
анализа пространственных данных. В России MapInfo Proffesional одна из самых распространенных геоинформационных систем. Кроме того MapInfo Proffesional содержит свой язык программирования MapBasic позволяющий создавать приложения самого различного профиля.
Слайд 94Mathcad — система компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования, ориентированная
на подготовку интерактивных документов с вычислениями и визуальным сопровождением, отличается легкостью использования и применения для коллективной работы.
Mathcad имеет интуитивный и простой для использования интерфейс пользователя. Для ввода формул и данных можно использовать как клавиатуру, так и специальные панели инструментов.
Работа осуществляется в пределах рабочего листа, на котором уравнения и выражения отображаются графически, в противовес текстовой записи в языках программирования. При создании документов-приложений используется принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get — «что видишь, то и получаешь»).
Mathcad достаточно удобно использовать для обучения, вычислений и инженерных расчетов.
Слайд 95Maple — программный пакет, система компьютерной алгебры. Система Maple предназначена для
символьных вычислений, хотя имеет ряд средств и для численного решения дифференциальных уравнений и нахождения интегралов. Обладает развитыми графическими средствами. Имеет собственный язык программирования, напоминающий Паскаль.
Следующий код вычисляет решение линейного дифференциального уравнения
с начальными условиями
dsolve({diff(y(x), x, x) - 3*y(x) = x, y(0)=0, D(y)(0)=2}, y(x)
Слайд 96Mathematica — система компьютерной алгебры компании Wolfram Research. Содержит множество функций
как для аналитических преобразований, так и для численных расчётов. Кроме того, программа поддерживает работу с графикой и звуком, включая построение двух- и трёхмерных графиков функций, рисование произвольных геометрических фигур, импорт и экспорт изображений и звука.
Слайд 97MATLAB (сокращение от «Matrix Laboratory») — пакет прикладных программ для решения
задач технических вычислений и одноимённый язык программирования, используемый в этом пакете.
Язык MATLAB является высокоуровневым интерпретируемым языком программирования, включающим основанные на матрицах структуры данных, широкий спектр функций, интегрированную среду разработки, объектно-ориентированные возможности и интерфейсы к программам, написанным на других языках программирования.
MATLAB предоставляет пользователю большое количество (несколько сотен) функций для анализа данных, покрывающие практически все области математики, а также возможности доступа к периферийным устройствам и ресурсам.
Слайд 98Statistica — программный пакет для статистического анализа, разработанный компанией StatSoft, реализующий
функции анализа данных, управления данных, добычи данных, визуализации данных с привлечением статистических методов.
Пакет обладает широкими графическими возможностями, позволяет выводить информацию в виде различных типов графиков (включая научные, деловые, трёхмерные и двухмерные графики в различных системах координат, специализированные статистические графики — гистограммы, матричные, категорированные графики и др.), все компоненты графиков настраиваются.
Слайд 99Быстрое прототипирование— технология быстрого «макетирования», быстрого создания опытных образцов или работающей
модели системы для демонстрации заказчику или проверки возможности реализации. Прототип позже уточняется для получения конечного продукта.
Термин используется как в информационных технологиях для обозначения процесса быстрой разработки программного обеспечения, так и в технологиях, связанных с изготовлением физических прототипов деталей.
Ну и напоследок…
Назначение быстрого прототипирования
- Для оценки эргономики, визуализации, дизайна изделия
- Для функциональной оценки изделия (проверка качества сборочных изделий, аэродинамических характеристик…)
- Использование в качестве модели для дальнейшего применения в производстве (в качестве литейной формы и др)
Слайд 100Преимущества технологий быстрого прототипирования
- Сокращение длительности технической подготовки производства новой продукции
в 2-4 раза.
- Снижение себестоимости продукции, особенно в мелкосерийном или единичном производстве в 2-3 раза.
- Значительное повышение гибкости производства.
- Повышение конкурентоспособности производства.
- Сквозное использование компьютерных технологий, интеграция с системами САПР.
Недостатки технологий быстрого прототипирования
- Относительно высокая цена установок и расходных материалов.
- Невысокая точность
- Относительно низкая прочность моделей
Слайд 1013D-принтер — устройство, использующее метод послойного создания физического объекта на основе виртуальной
3D-модели
3D прототипирование
Слайд 102Технологии
Лазерная
Лазерная печать
Лазерное спекание
Ламинирование
Струйная
Застывание материала при охлаждении
Полимеризация фотополимерного пластика под
действием ультрафиолетовой лампы
Склеивание или спекание порошкообразного материала
Густые керамические смеси также применяются в качестве самоотверждаемого материала для 3D-печати крупных архитектурных моделей
Слайд 103Быстрое прототипирование
Быстрое производство
Производство различных мелочей в домашних условиях
Производство сложных, массивных, прочных
и главное недорогих систем
Разработки, позволяющие наносить на специальный био-гель сгустки клеток заданного типа
В медицине при зубном протезировании
Для строительства зданий и сооружений
Применение
Слайд 104Классификация 3D-принтеров: потребительский
Ценовой диапазон: 500$ — 3500$
Слайд 105Классификация 3D-принтеров:
персональный
Ценовой диапазон: 7000$ — 40 000$
Слайд 106Классификация 3D-принтеров:
профессиональный
Ценовой диапазон: 30 000$ — 750 000$
Слайд 107Классификация 3D-принтеров:
производственный
Ценовой диапазон: 300 000$ — 1 000 000$
Слайд 108
Лекция 4
Искусственный интеллект в информационных технологиях
Слайд 109Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence - AI) — наука и технология
создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами.
© Wikipedia
Слайд 110Интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи,
традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс.
Задачей науки «Искусственный интеллект» является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий.
Иногда искусственным интеллектом называют и простейшую электронику, чтобы обозначить наличие датчиков и автоматический выбор режима работы. Слово искусственный в этом случае означает, что не стоит ждать от системы умения найти новый режим работы в не предусмотренной разработчиками ситуации.
Особенности определений и подходов к ИИ
Слайд 111Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов
на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор.
Прямой тест Тьюринга
Слайд 112Теперь задачей компьютера будет определить с кем он беседовал: с человеком
или же с другим компьютером.
CAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различия компьютеров и людей)— это разновидность обратного теста Тьюринга.
Обратный тест Тьюринга. Captcha
Слайд 113Нисходящий (Top-Down AI), семиотический — создание экспертных систем, баз знаний и
систем логического вывода, имитирующих высокоуровне-вые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д.
Подходы к разработке ИИ
Восходящий (Bottom-Up AI), биологический — изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллек-туальное поведение на основе биологических элементов, а также создание соответствую-щих вычислительных систем, таких как нейро-компьютер или биокомпьютер
Слайд 114Интеллектуальные информационные системы
Интеллектуальная информационная система (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и
логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.
Классификация задач, решаемых ИИС
1. Интерпретация данных
2. Диагностика
3. Мониторинг
4. Проектирование
5. Прогнозирование
6. Планирование
7. Обучение
8. Управление
9. Поддержка принятия решений
Слайд 115Онтология
Онтология (onthology) — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области
знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области. Этот термин в информатике является производным от древнего философского понятия «онтология».
Онтологии используются в процессе программирования как форма представления знаний о реальном мире или его части
Элементы онтологий
Современные онтологии строятся по большей части одинаково, независимо от языка написания. Обычно они состоят из экземпляров, понятий, атрибутов и отношений.
Слайд 116База знаний
База знаний (БЗ, knowledge base, KB) в информатике и исследованиях
искусственного интеллекта — это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными). База знаний содержит структурированную информацию, покрывающую некоторую область знаний, для использования кибернетическим устройством (или человеком) с конкретной целью. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска информации, имеют классификационную структуру и формат представления знаний.
Полноценные базы знаний содержат в себе не только фактическую информацию, но и правила вывода, допускающие автоматические умозаключения о вновь вводимых фактах и, как следствие, осмысленную обработку информации. Область наук об искусственном интеллекте, изучающая базы знаний и методы работы со знаниями, называется инженерией знаний.
Слайд 117База знаний
Иерархический способ представления в базе знаний набора понятий и их
отношений называется онтологией. Онтологию некоторой области знаний вместе со сведениями о свойствах конкретных объектов также можно назвать базой знаний.
База знаний — важный компонент интеллектуальной системы. Наиболее известный класс таких программ — это экспертные системы. Они предназначены для поиска способов решения проблем из некоторой предметной области, основываясь на записях БЗ и на пользовательском описании ситуации.
Простые базы знаний могут использоваться для создания экспертных систем хранения данных в организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти уже существующее описание способа решения какой-либо проблемы.
Слайд 118База знаний
Двумя наиболее важными требованиями к информации, хранящейся в базе знаний,
являются:
1. достоверность конкретных и обобщённых сведений, имеющихся в базе данных, и
2. релевантность информации, получаемой с помощью правил вывода базы знаний.
Также перечислим некоторые из особенностей, которые могут быть у системы, оперирующей базами знаний.
1. Автоматическое доказательство (вывод).
2. Доказательство заключения.
3. Интроспекция. Нахождение противоречий, нестыковок в БЗ, контроль правильной организации БЗ.
4. Машинное обучение (аналогично способности человека «набирать опыт»).
Слайд 119Экспертная система (ЭС, expert system) — компьютерная система, способная частично заменить
специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. В ИТ экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
Экспертные системы
Слайд 120Экспертная система обычно имеет следующую структуру ЭС:
- Интерфейс пользователя
- Пользователь
- Интеллектуальный
редактор базы знаний
- Эксперт
- Инженер по знаниям
- Рабочая (оперативная) память
- База знаний
- Решатель (механизм вывода)
- Подсистема объяснений
Экспертные системы
Слайд 121База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной
проблеме. ЭС анализирует ситуацию и, в зависимости от направленности ЭС, дает рекомендации по разрешению проблемы.
Как правило, база знаний экспертной системы содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила — набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.
База знаний ЭС создается при помощи трех групп людей:
1. Эксперты той проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые ЭС;
2. Инженеры по знаниям, являющиеся специалистами по разработке ИИС;
3. Программисты, осуществляющие реализацию ЭС.
Экспертные системы
Слайд 122В рамках логической модели баз данных и базы знаний очень часто
записываются на языке Пролог с помощью языка предикатов для описания фактов и правил логического вывода, выражающих правила определения понятий, для описания обобщенных и конкретных сведений, а также конкретных и обобщенных запросов к базам данных и базам знаний.
Обычно факты в базе знаний описывают те явления, которые являются постоянными для данной предметной области. Характеристики, значения которых зависят от условий конкретной задачи, ЭС получает от пользователя в процессе работы, и сохраняет их в рабочей памяти.
Экспертные системы
Слайд 123База знаний ЭС создается при помощи трех групп людей:
1. Эксперты той
проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые ЭС
2. Инженеры по знаниям, являющиеся специалистами по разработке ИИС
3. Программисты, осуществляющие реализацию ЭС
Экспертные системы
Слайд 1241. Этап идентификации проблем — определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются
цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.
2. Этап извлечения знаний — проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.
3. Этап структурирования знаний — выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.
Этапы разработки экспертных систем
Слайд 1254. Этап формализации — осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи
с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач.
5. Этап реализации ЭС — создается один или несколько прототипов ЭС, решающие требуемые задачи.
6. Этап тестирования — производится оценка выбранного способа представления знаний в ЭС в целом.
Этапы разработки экспертных систем
Слайд 126Вопросно-ответная система (QA-система; QA —Question-answering system) — информационная система, способная принимать
вопросы и отвечать на них на естественном языке, другими словами, это система с естественно-языковым интерфейсом
Родственница ЭС – QA-система
Слайд 127MYCIN была ранней экспертной системой, разработанной в начале 1970х годов в
Стэнфордском университете. MYCIN была спроектирован для диагностирования бактерий, вызывающих тяжелые инфекции, такие как бактериемия и менингит, а также для рекомендации необходимого количества антибиотиков в зависимости от массы тела пациента.
MYCIN оперировала с помощью довольно простой машины вывода, и базы знаний из ~600 правил. После запуска, программа задавала пользователю (врачу) длинный ряд простых «да/нет» или текстовых вопросов. В результате, система предоставляла список подозреваемых бактерий, отсортированный по вероятности, указывала доверительный интервал для вероятностей диагнозов и их обоснование (то есть MYCIN предоставляла список вопросов и правил, которые привели её к именно такому ранжированию диагнозов), а также рекомендовала курс лечения.
Классическая прабабушка ЭС – MYCIN
Слайд 128База знаний системы MYCIN организована в виде множества правил в форме
если условие1 и... и условиеm удовлетворяются то прийти к заключению1 и... и к заключениюn
Эти правила преобразованы в операторы языка LISP.
Вот как выглядит перевод на обычный язык типичного правила MYCIN:
ЕСЛИ 1) организм обладает грамотрицательной окраской, и
2) организм имеет форму палочки, и
3) организм аэробный,
ТО есть основания предполагать (0,8), что этот микроорганизм относится к классу enterobacteriaceae.
Классическая прабабушка ЭС – MYCIN
Слайд 129Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP, не надо путать с
нейролингвистическим программированием) — общее направление искусственного интеллекта и математической лингвистики. Оно изучает проблемы компьютерного анализа и синтеза естественных языков. Применительно к искусственному интеллекту анализ означает понимание языка, а синтез — генерацию грамотного текста. Решение этих проблем будет означать создание более удобной формы взаимодействия компьютера и человека.
Сложность автоматизации обработки естественного языка
«Мы отдали бананы обезьянам, потому что они были голодные»
«Мы отдали бананы обезьянам, потому что они были перезрелыми»
«Бытие определяет сознание» — кто кого определяет?
глагол «Пятидесятирублируй»
«Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису»
«Серый волк в рыжем лесу встретил глухую лису»
Слайд 130Семантическая сеть (Semantic Network) — информационная модель предметной области, имеющая вид
ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы. Таким образом, семантическая сеть является одним из способов представления знаний. В названии соединены термины из двух наук: семантика в языкознании изучает смысл единиц языка, а сеть в математике представляет собой разновидность графа — набора вершин, соединённых дугами (рёбрами), которым присвоено некоторое число. В семантической сети роль вершин выполняют понятия базы знаний, а дуги (причем направленные) задают отношения между ними. Таким образом, семантическая сеть отражает семантику предметной области в виде понятий и отношений.
Семантическая сеть
Слайд 131Фрейм — (frame — «каркас» или «рамка») — способ представле-ния знаний
в искусственном интеллекте, представляющий собой схему действий в реальной ситуации. Фрейм — это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.
Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация. В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, слово "комната" вызывает у многих образ комнаты: "жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2 ". Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть "дырки", или "слоты", — это незаполненные значения некоторых атрибутов — количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др.
Фреймы
Слайд 132Нечёткая логика (fuzzy logic) и теория нечётких множеств — раздел математики,
являющийся обобщением классической логики и теории множеств.
В трудах профессора Лотфи Заде понятие множества было расширено допущением, что функция принадлежности элемента к множеству может принимать любые значения в интервале [0...1], а не только 0 или 1. Такие множества были названы нечёткими. Также автором были предложены различные логические операции над нечёткими множествами и предложено понятие лингвистической переменной, в качестве значений которой выступают нечёткие множества.
Нечеткая логика
Слайд 133Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, не имеющий строгого обоснования,
но, тем не менее, дающий приемлемое решение задачи в большинстве практически значимых случаев.
Эвристический алгоритм — это алгоритм решения задачи, правильность которого для всех возможных случаев не доказана, но про который известно, что он даёт достаточно хорошее решение в большинстве случаев. В действительности может быть даже известно (то есть доказано) то, что эвристический алгоритм формально неверен. Его всё равно можно применять, если при этом он даёт неверный результат только в отдельных, достаточно редких и хорошо выделяемых случаях, или же даёт неточный, но всё же приемлемый результат.
Проще говоря, эвристика — это не полностью математически обоснованный (или даже «не совсем корректный»), но при этом практически полезный алгоритм.
Эвристические алгоритмы
Слайд 134Эвристика, в отличие от корректного алгоритма решения задачи, обладает следующими особенностями:
1.
Она не гарантирует нахождение лучшего решения.
2. Она не гарантирует нахождение решения, даже если оно заведомо существует (возможен «пропуск цели»).
3. Она может дать неверное решение в некоторых случаях.
Эвристические алгоритмы широко применяются для решения задач высокой вычислительной сложности, то есть вместо полного перебора вариантов, занимающего существенное время, а иногда технически невозможного, применяется значительно более быстрый, но недостаточно обоснованный теоретически, алгоритм. Возможность использования эвристик для решения каждой конкретной задачи определяется соотношением затраты на решение задачи точным и эвристическим методом, ценой ошибки и статистическими параметрами эвристики. Важным является наличие или отсутствие на выходе «фильтра здравого смысла» — оценки результата человеком.
Эвристические алгоритмы
Слайд 135Генетический алгоритм (genetic algorithm) — это эвристический алгоритм поиска, используемый для
решения задач оптимизации и моделирования путём случайного подбора, комбинирования и вариации искомых параметров с использованием механизмов, напоминающих биологическую эволюцию. Является разновидностью эволюционных вычислений, с помощью которых решаются оптимизационные задачи с использованием методов естественной эволюции, таких как наследование, мутации, отбор и кроссинговер. Отличительной особенностью генетического алгоритма является акцент на использование оператора «скрещивания», который производит операцию рекомбинации решений-кандидатов, роль которой аналогична роли скрещивания в живой природе.
Генетические алгоритмы
Слайд 136Задача формализуется таким образом, чтобы её решение могло быть закодировано в
виде вектора («генотипа») генов, где каждый ген может быть битом, числом или неким другим объектом. В классических реализациях ГА предполагается, что генотип имеет фиксированную длину. Однако существуют вариации ГА, свободные от этого ограничения.
Случайным образом создаётся множество генотипов начальной популяции. Они оцениваются с использованием «функции приспособленности», в результате чего с каждым генотипом ассоциируется определённое значение («приспособленность»), которое определяет насколько хорошо фенотип решает его задачу.
Из полученного множества решений («поколения») с учётом значения «приспособленности» выбираются решения, к которым применяются «генетические операторы», результатом чего является получение новых решений. Для них также вычисляется значение приспособленности, и затем производится отбор («селекция») лучших решений в следующее поколение.
Генетические алгоритмы
Слайд 137Кластерный анализ (cluster analysis) — задача разбиения заданной выборки объектов (ситуаций)
на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Задача кластеризации относится к статистической обработке, а также к широкому классу задач обучения без учителя.
Кластерный анализ — это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы. Кластер — группа элементов, характеризуемых общим свойством, главная цель кластерного анализа — нахождение групп схожих объектов в выборке.
Кластерный анализ
Слайд 138Дискриминантный анализ — раздел вычислительной математики, представляющий набор методов статистического анализа
для решения задач распознавания образов, который используется для принятия решения о том, какие переменные разделяют (т.е. «дискриминируют») возникающие наборы данных (так называемые «группы»).
Дискриминантный анализ
Слайд 139Нейронные сети (neural networks) — математические модели, а также их программные
или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма.
НС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Такие процессоры обычно довольно просты. Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам.
Нейронные сети
Слайд 140Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются.
Возможность обучения — одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами.
В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что в случае успешного обучения сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке, а также неполных и/или «зашумленных», частично искаженных данных.
Нейронные сети
Слайд 141Мультиагентные интеллектуальные системы
Слайд 142
Лекция 5
Информационные технологии в управленческой деятельности
Слайд 143Система автоматизации документооборота, система электронного документооборота (СЭДО) — автоматизированная многопользовательская система,
сопровождающая процесс управления работой иерархической организации с целью обеспечения выполнения этой организацией своих функций. При этом предполагается, что процесс управления опирается на человеко-читаемые документы, содержащие инструкции для сотрудников организации, необходимые к исполнению
© Wikipedia
Электронный документооборот
Слайд 144Электронный документооборот
Цели создания и внедрения системы электронного документооборота
•Введение в оборот организации
электронных документов, обладающих юридической силой, с постепенным вытеснением традиционных бумажных документов
•Повышение качества и оперативности управленческой деятельности и работы с документами в организации с сокращением операционных затрат на делопроизводство
•Усиление контроля и повышение уровня исполнительской дисциплины в организации
•Повышение надежности информационных ресурсов и уровня защиты сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну
Слайд 145Электронный документооборот
Основные задачи проекта создания и внедрения системы электронного документооборота
•Автоматизация всех
этапов работы с документами
•Введение в практику работы организации системного использования электронных документов
•Автоматизация контроля исполнения поручений
•Обеспечение разграничения прав доступа пользователей к документам и функциям системы
Слайд 146Электронный документооборот
Работа с исходящими документами в системе электронного документооборота представляет собой
последовательность, обратную существующей:
(1) вначале формируется электронный оригинал документа, (2) проходит процесс его согласования, (3) затем он подписывается, регистрируется и только после завершения этого процесса (4) появляется в бумажном виде, получает печати, подписи и прочие атрибуты, необходимые для вступления его в силу.
Слайд 147Методы внедрения
системы электронного документооборота
Слайд 148Электронный документооборот
документ на бумажном носителе (с учетом дополнительных офисов) – более
5 часов
электронный документ – около 3-4 минут (разбор пакета документа, регистрация, сканирование и направление адресату)
Слайд 149Электронный документооборот
документ на бумажном носителе (с учетом дополнительных офисов) – 13-17
часов
электронный документ – около 4 часов
Слайд 154Электронный документооборот
Сравнение затрачиваемого времени
Слайд 158Виды электронных документов, использующихся в документообороте
Слайд 159OpenOffice
LibreOffice
Microsoft Office
2003, 2007, 2010, 2013…
Слайд 161Компоненты необходимые для работы с электронной цифровой подписью
Ключевая пара - связанные между собой
открытый и закрытый ключ. С помощью закрытого ключа производится подписание документов этот ключ является секретным, доступ к нему должен быть только у владельца ключа. Открытый ключ доступен для всех, с помощью открытого ключа происходит идентификация владельца ЭЦП, т.е. подтверждается владелец электронной цифровой подписи, которой подписан документ. Также открытый ключ используется для шифрования документов.
Ключевой носитель для хранения ключевой пары электронной цифровой подписи – закрытого ключа и открытого ключа. Как правило, это похожий внешне на флэш-диск носитель
Слайд 162Компоненты необходимые для работы с электронной цифровой подписью
Сертификат открытого ключа подписи.
Сертификаты
выпускает уполномоченный удостоверяющий центр (УЦ).
Сертификат подтверждает данные о владельце ЭЦП и его полномочия
Криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP - программа, предназначенная для формирования и проверки электронной цифровой подписи в соответствии с отечественными стандартами; а также для обеспечения конфиденциальности и контроля целостности информации посредством ее шифрования
Слайд 167Электронная цифровая подпись
Доказательность электронных документов имеет два важных следствия:
возникает возможность
полностью отказаться от бумажных документов при условии, что это не противоречит действующему законодательству (некоторые типы документов требуется иметь в бумажном виде). Это позволяет избежать дублирования информации на различных носителях, обеспечивает надежное хранение данных и предотвращает утечку конфиденциальной информации;
отпадает надобность в физической передаче сотрудникам бумажных документов, что многократно ускоряет процессы принятия решений по документам и доведения решений руководства до сотрудников
Слайд 168
Логистика, планирование и иные технологии автоматизации и компьютеризации современных предприятий и
организаций
Слайд 169Логистика (Logistics)
Логистика — технология организации рационального процесса продвижения товаров и услуг
от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Слайд 170Логистика (Logistics)
Понятие логистики включает в себя также управление соответствующими потоками информации,
а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий
Слайд 171Information logistics
Информационная логистика
Информационная логистика — совокупность действий по эффективному распределению информационных
потоков между цифровыми и традиционными носителям.
Этапы информационной логистики
1. Печать данных
Монохромная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя)
Цветная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя).
Персонализированная печать или персонализация листа
2. Распространение материалов
Упаковка листов в конверты (ручная или автоматическая упаковка)
Франкировка отправлений
3. Отправка почтовой корреспонденции
4. Оцифровка материалов
5. Распознавание материалов
6. Верификация данных
7. Хранение данных
Слайд 172MRP - Material Requirement Planning
Планирование потребности в материалах
MRP - технология
(система) планирования потребностей в материалах для предприятий, одно из направлений логистических систем. В настоящее время практически вымерла.
Основные задачи MRP-технологий:
- удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям
- поддержка низких уровней запасов
- планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций
Слайд 173MRP - Material Requirement Planning
Планирование потребности в материалах
MRP - технология
(система) планирования потребностей в материалах для предприятий, одно из направлений логистических систем. В настоящее время практически вымерла.
Основные ошибки и заблуждения планирования:
Возможности производства безграничны
Срок производства постоянен
Точность оценки запасов и состояние заказов
Спрос постоянен
Слайд 174MRP II - Manufacturing Resource Planning
Планирование производственных ресурсов
MRP II (manufacturing
resource planning) — стратегия производственного планирования, обеспечивающая как операционное, так и финансовое планирование производства, обеспечивающая более широкий охват ресурсов предприятия, нежели MRP. В отличие от MRP, в системе MRP II производится планирование не только в материальном, но и в денежном выражении.
Слайд 175MRP II - Manufacturing Resource Planning
Планирование производственных ресурсов
MRP II задаёт
принципы детального планирования производства предприятия, включающая учёт заказов, планирование загрузки производственных мощностей, планирование потребности во всех ресурсах производства (материалы, сырьё, комплектующие, оборудование, персонал), планирование производственных затрат, моделирование хода производства, его учёт, планирование выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана и производственных заданий
Слайд 176ERP - Enterprise Resource Planning
Планирование ресурсов предприятия
ERP — организационная стратегия
интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.
Слайд 177ERP - Enterprise Resource Planning
Планирование ресурсов предприятия
Ключевые игроки рынка ERP-систем
Слайд 178PLM - Product Lifecycle Management
Жизненный цикл изделия
PLM — технология управления
жизненным циклом изделий. Организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.). Информация об объекте, содержащаяся в PLM-системе является цифровым макетом этого объекта.
Слайд 179MES - Manufacturing Execution System
Система управления производственными процессами
MES-система — специализированное
прикладное программное обеспечение, предназначенное для решения задач синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции в рамках какого-либо производства. MES-системы относятся к классу систем управления уровня цеха
Слайд 180WMS — система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской
работы профильного предприятия
Цели WMS-систем
- активное управление складом
- увеличение скорости набора товара
- получение точной информации о месте
нахождения товара на складе
- эффективное управление товаром, имеющим
ограниченные сроки годности
- получение инструмента для повышения
эффективности и развития процессов по обработке
товара на складе
- оптимизация использования складских площадей
WMS - Warehouse Management System
Система Управления Складом
Слайд 181 WMS - Warehouse Management System
Система Управления Складом
Слайд 182CRM – Customer Relationship Management
Система управления взаимоотношениями с клиентом
Система управления взаимоотношениями
с клиентами — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
Слайд 183CRM – Customer Relationship Management
Система управления взаимоотношениями с клиентом
CRM — модель
взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.
Слайд 184CRM – Customer Relationship Management
Система управления взаимоотношениями с клиентом
Основные принципы CRM-систем
Единое хранилище информации, всех сведений о клиентах
Использование всех каналов взаимодействия с клиентом (телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные веб-формы, рекламные ссылки, группы в социальных сетях)
Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия решений
Слайд 185CRM – Customer Relationship Management
Система управления взаимоотношениями с клиентом
Слайд 187Управление проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются
четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях.
Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от него
Project Management
Управление проектами
Слайд 188КАЧЕСТВО
Классическая форма
Тройственной Ограниченности
СОДЕРЖАНИЕ
ВРЕМЯ
СТОИМОСТЬ
Слайд 189План управления является основным документом, с которого должен начинаться любой проект.
План корректируется в течение всего проекта.
В Плане управления проектом должны быть отражены:
Содержание и границы проекта
Ключевые вехи проекта
Плановый бюджет проекта
Предположения и ограничения
Требования и стандарты
План управления проектом
Слайд 190Программное обеспечение управления проектами
Microsoft Project. Стандарт де-факто. Ориентировочная стоимость лицензии –
800$
OpenProj. Русский интерфейс. Совместимость с MS Project. Бесплатное
Gantt Project. Русский интерфейс. Совместимость с MS Project. Бесплатное
Openpoint Project. Русский интерфейс. Совместимость с MS Project. Бесплатное
eGroupWare. Бесплатное
Слайд 191Диаграмма Ганта (Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта или Гантта)
— это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов.
Слайд 196Microsoft Outlook – персональный информационный менеджер с функциями почтового клиента и
Groupware компании Майкрософт, входящий в пакет офисных программ Microsoft Office.
Помимо функций почтового клиента для работы с электронной почтой, Microsoft Outlook является полноценным органайзером, предоставляющим функции календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Кроме того, Outlook позволяет отслеживать работу с документами пакета Microsoft Office для автоматического составления дневника работы
Слайд 197Календарное планирование в Microsoft Outlook
Слайд 198Управление задачами в Microsoft Outlook
Слайд 199Управление почтовой корреспонденцией в Microsoft Outlook
Слайд 200Автоматизация деятельности организации
Слайд 201Система управления первична, а уже создание информационной системы на ее основе
(ее реализация в компьютерном виде) – вторична!
Основа работы большинства современных предприятий - современные компьютерные информационные технологии, профессионально разработанная компьютерная информационная система может существенно облегчить жизнь бухгалтерии и руководителям, позволяет вести оперативный учет на предприятии быстро и точно, предоставлять широкие возможности анализа, автоматизировать учетные операции, избавляя от огромного количества лишней бумаги.
Слайд 202Для начала нужно упорядочить схему бизнес-процессов и систему управления организации в
целом:
1. определиться с организационной штатной структурой;
2. разработать механизм финансово-экономического управления компанией (в том числе определить центры ответственности);
3. произвести выделение основных технологических потоков (процессов);
4. разработать механизмы организационного управления технологическими потоками;
5. на основании созданных механизмов управления сформировать технологию финансового анализа и управления деятельностью технологических потоков.
Изменение бизнес-процессов называют реинжинирингом (business processes re-engineering).
Слайд 203Организация - это набор правил и процедур. Информационная система – это
тоже набор правил и процедур, поэтому следует понимать какие инструкции и процедуры какими заменить.
Слайд 204Основными этапами работы над проектом по автоматизации являются:
1. Проведение обследования с
целью описания бизнес-процессов организации.
2. Разработка технического задания на систему автоматизации.
3. Разработка технического проекта системы.
4. Разработка системы (иногда называемая настройкой).
5. Различные стадии и этапы внедрения, опытной и промышленной эксплуатации.
6. Выполнение доработок в соответствии с изменившимися потребностями организации.
Слайд 205Методы автоматизации бизнес-процессов
Слайд 206Методы автоматизации бизнес-процессов
Первый подход к автоматизации – применение функциональных пакетов (редакторов
текста и электронных таблиц) и интегрированных пакетов программ Microsoft Office, OpenOffice (LibreOffice), Lotus Smart Suite и т.д.
Иногда в функциональные пакеты включают системы управления базами данных.
Слайд 207Основные фазы жизни неструктурированной информации в организации :
- ввод информации в
систему
- хранение, навигация, поиск и фильтрация документов
- коллективная работа с документами
- вывод информации из системы
Слайд 208Существуют различные способы ввода информации в систему. Это, прежде всего, сканирование
документов и сохранение их в виде графических образов.
Иногда графические образы введенных документов идентифицируются с помощью ключевых слов для последующего поиска необходимой информации.
Гораздо чаще применяется технология оптического распознавания символов OCR (Optical Character Recognition). После сканирования и ввода документа в систему его графический образ преобразуется в текст, затем следует исправление ошибок распознавания.
Слайд 209При массовом ручном вводе однотипных документов используются электронные формы, которые обеспечивают
структуризацию документа путем выделения частей текста и добавления полей (атрибутов), что позволяет упростить заполнение документов и выполнить необходимые вычисления.
Информация в офис может поступать и путем импорта файлов с различных носителей или по телекоммуникациям (факсы, сообщения электронной почты и так далее)
Слайд 210Ввод информации сопровождается классификацией документов путем задания атрибутов и ключевых слов,
аннотированием их содержания. Для ускорения последующего контекстного поиска производится полнотекстовое индексирование документов.
Слайд 211Важное значение для организации эффективного управления неструктури-рованными документами имеют методы хранения
информации, навигации, поиска и фильтрации документов.
Документы могут храниться просто в файловой системе, и при этом система каталогов служит средством группирования и навигации в хранилище документов. В современных ОС есть возможность задания длинных имен каталогов и файлов в качестве названий папок и документов, а также имеются соответствующие средства поиска файлов по их параметрам.
Слайд 212Ряд систем, основанных на электронной почте, хранят документы в почтовых ящиках
в виде почтовых сообщений с присоединенными файлами. В таких системах поиск и фильтрация ограничены лишь отбором и сортировкой документов по атрибутам и тексту почтового сообщения.
Специфический метод хранения реализован в пакете Lotus Notes в виде так называемой базы документов. Навигацию в базе документов упрощает наличие страниц баз документов и категорий документов. Почтовые сообщения также хранятся в виде базы документов.
Слайд 213Многие современные системы электронных документов используют в дополнение к файловой системе
так называемые библиотеки документов, содержащие в БД карточки документов с атрибутами и ключевыми словами.
Поиск и фильтрация документов производится по запросам на основе контекстного поиска: по атрибутам, по ключевым словам и по полному содержанию текста на основе индекса. При использовании механизма четкого поиска (например, DOCS OPEN) в запросе не должно быть орфографических ошибок, а в тексте документа - ошибок распознавания.
Слайд 214На основе нейронных сетей и искусственного интеллекта реализована технология нечеткого поиска
по полному содержанию документа (например, технология адаптивного распознавания образов APRP). Нечеткий поиск не требует полного соответствия искомых фраз с содержимым документов, кроме того, исключает потребность в исправлении ошибок после распознавания текста. Система поиска всегда выдает пользователю ответ, наилучшим образом согласованный с терминами или фразами запроса.
Слайд 215 Фирмы-производители реляционных СУБД проповедуют другие схемы хранения - текстовые и универсальные
БД. Тексты документов хранятся в символьных полях переменной длины, расширенные средства SQL-поиска позволяют формировать смешанные запросы для поиска по атрибутам и контекстного поиска, а дополнительные функции обеспечивают обработку текста.
Другой способ хранения документов произвольного содержания реализуют объектно-ориентированные БД (например, Informix Illustra).
Слайд 216Организация и автоматизация в офисе коллективной работы с документами строятся на
технологиях groupware и workflow.
Технологии groupware ориентированы на небольшие рабочие группы, характеризуются поддержкой выполнения одной коллективной задачи и отсутствием структуризации в организации работ. Поддержка ограничивается обеспечением коллективного доступа к информации с помощью различных методов доступа:
- сетевой доступ к файлам и базе данных
- электронная почта
- пересылка файлов
- просмотр гипертекста
Слайд 217Организация и автоматизация в офисе коллективной работы с документами строятся на
технологиях groupware и workflow.
При коллективной работе важно наличие блокировок для разрешения конфликтов при совместном использовании ресурсов, санкционирование доступа по идентификаторам и паролям, защита информации с помощью прав доступа. Дополнительный уровень безопасности обеспечивается методами и средствами шифрации и электронной подписи.
Слайд 218Технологии класса workflow служат для автоматизации документооборота в средних и крупных
офисах и для них характерно:
- поддержка многопользовательской работы с несколькими задачами одновременно;
- четкая структуризация выполнения работ по ролям и документам с контролем исполнения.
Деловой процесс формализуется как совокупность состояний и переходов, необходимых для описания взаимодействия, как минимум двух субъектов для достижения выполнения заранее заданного условия.
Слайд 219Обработка информации базируется на методах и средствах автоматизации организации:
- обработка
текста
- электронные таблицы
- деловая и презентационная графика
- планирование работ и совещаний
- генерация отчетов из базы данных
- мультимедиа
Вывод информации осуществляют путем печати документов, публикации их на Web-серверах, в общих почтовых папках и электронных досках объявлений или рассылки по телекоммуникациям.