Слайд 1ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Симферополь - 2013
Мустафаева У. С.
кандидат наук государственного управления
Слайд 2Активизация взаимодействия организаций гражданского общества с органами государственной власти, омс осложняется
из-за:
Использования ИГО в политическом процессе.
Создания имитационных общественных движений и инициатив.
Систематическое игнорирование со стороны органов государственной власти - как общественной мысли в целом, так и позиций ИГО.
Дискредитацию потенциально эффективных процедур консультаций с общественностью.
Предоставление формализованных ответов на информационные запросы.
Наполнение сайтов органов государственной власти преимущественно информацией по фиксации создания общественных советов.
Слайд 3
Назначение общественных организаций видится, прежде всего в:
контроле за действиями власти;
выполнении правозащитной и социальной функций;
участия в выработке политических (государственных) решений, в совещательных органах, предоставлении предложений;
защите природной среды, организации акции протеста;
проведении независимых аналитических исследований и т.п..
Слайд 4
Планирование, организация и проведение консультаций с общественностью
Основные механизмы,
благодаря которым происходят публичные консультации:
опрос;
фокус-группы, круглые столы и др. формы групповых дискуссий;
письменное консультирование – объявления периодов предоставления замечаний и комментариев;
совещательные общественные и экспертные советы и т.д..
Слайд 5Для органов публичной власти:
повышение качества управленческих решений;
возможность донести до граждан позицию
органа власти;
поддержка принимаемых решений общественностью;
успешность реализации принятых решений;
избежание акций протеста;
повышение уровня доверия к органам власти.
Цель проведения консультаций с общественностью
Слайд 6Цель проведения консультаций с общественностью
Для социальных групп населения, субъектов хозяйствования, институтов
гражданского общества, граждан:
возможность быть услышанными;
возможность влиять на решения;
возможность осуществления контроля за деятельностью органов власти
Слайд 7Вопросы, которые должны быть вынесены на общественное обсуждение
проекты нормативно-правовых актов, имеющих
важное общественное значение и касающиеся конституционных прав, свобод, интересов и обязанностей граждан, а также актов, которыми предусматривается предоставление льгот или установление ограничений для субъектов хозяйствования и ИГО, осуществление полномочий местного самоуправления, делегированных органам исполнительной власти соответствующими советами;
проектов регуляторных актов;
проектов государственных и региональных программ экономического, социального и культурного развития, решений относительно состояния их выполнения;
отчетов главных распорядителей бюджетных средств об их расходовании за прошлый год.
Слайд 8Планирование консультаций
Годовой ориентировочный план проведения консультаций с общественностью:
составляется с учетом Программы
деятельности Правительства, Программы социально-экономического развития, плана законопроектных работ, региональных программ, плана работы органа власти;
утверждается в начале года, публикуется на официальном веб-сайте органа власти и др. приемлемым способом;
должен быть обсужден с общественностью, общественным советом.
Слайд 9Годовой ориентировочный план проведения консультаций с общественностью должен содержать:
проекты нормативно-правовых актов
(актуальные вопросы государственной политики), вопросы, которые планируется вынести на обсуждение;
предлагаемые способы проведения консультаций по определенным вопросам;
ориентировочные сроки проведения консультаций для каждого вопроса;
контактные данные подразделения органа власти, ответственного за проведение консультаций с общественностью, и подразделения который может предоставить профессиональные консультации.
Слайд 10В информационном сообщении о проведении публичного обсуждения указываются:
Наименование органа власти, которое
проводит обсуждение;
Содержание вопроса (или название проекта документа, вынесенного на обсуждение)
Альтернативные варианты решения;
Оценку возможных последствий принятия решения для каждой из заинтересованных сторон;
Регламент участия общественности;
Сведения о сроках, месте и времени проведения мероприятий;
Адрес, срок и форму представления предложений;
Контактные данные для связи, срок и способ обнародования результатов.
Слайд 11Для электронных консультаций с общественностью используется правительственный сайт "Гражданское общество и
власть", официальные сайты органов власти.
Орган власти размещает на правительственном веб-сайте "Гражданское общество и власть" и на своем официальном сайте:
информационное сообщение о проведении публичного обсуждения;
текст проекта акта, вынесенного на обсуждение;
адрес для отправки предложений и замечаний и номер телефона, по которому предоставляются консультации по вопросу, вынесенному на публичное общественное обсуждение.
Слайд 12В отчете о результатах изучения общественного мнения отмечается:
наименование органа власти, который
организовал изучение общественного мнения (изучал общественное мнение);
наименование административно-территориальной единицы в случае изучения общественного мнения на отдельной территории;
социальные группы населения и заинтересованные стороны, изучение мнения которых проводилось;
тема и вопросы, по которым проводилось изучение общественного мнения;
методы, применявшиеся для изучения общественного мнения;
степень допустимого отклонения от выбранной модели исследования;
информация о лицах, проводивших изучение общественного мнения;
обоснование принятого решения в случае не учета общественного мнения.
Слайд 13Общественные советы
как механизм участия в формировании и реализации государственной политики
Общественный
совет - является постоянно действующим коллегиальным выборным консультативно-совещательным органом, образованным для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами, осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти, налаживания эффективного взаимодействия указанных органов с общественностью, учета общественного мнения при формировании и реализации государственной политики.
Слайд 14Основными задачами общественного совета являются:
создание условий для реализации гражданами конституционного права
на участие в управлении государственными делами;
осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти;
содействие учету органом власти общественного мнения при формировании и реализации государственной политики.
Слайд 15Формирование инициативной группы по подготовке и проведению учредительного собрания
Инициативная группа формируется:
органом
публичной власти, если при нем не было образовано общественного совета;
общественным советом, образованным при органе исполнительной власти, не менее чем за 60 дней до окончания срока его полномочий.
Слайд 16Формирование инициативной группы по подготовке и проведению учредительного собрания
Состав инициативной группы:
орган
власти (общественный совет) может объявить аккредитацию институтов гражданского общества в состав инициативной группы, обнародовав соответствующую информацию на веб-сайте органа власти или др. приемлемым способом;
от органа власти в состав инициативной группы желательно включить представителей подразделения, отвечающего за налаживание связей с общественностью, и юридического подразделения.
Слайд 17Работа инициативной группы по подготовке и проведению учредительного собрания
Инициативная группа:
определяет дату,
время, место, порядок проведения учредительного собрания и готовит соответствующее информационное сообщение;
разрабатывает порядок подачи заявлений для участия в учредительном собрании, формы заявления и др. документов, имеющих к ней прилагаться;
определяет ответственного за сбор и регистрацию документов.
Слайд 18Работа инициативной группы по подготовке и проведению учредительного собрания
проводит анализ документов,
полученных от ИГО, на предмет соответствия требованиям, определенным Типовым положением об общественных советах;
определяет ИГО, документы которых не соответствуют требованиям Типового положения, и заблаговременно информирует их о недопущении к собранию с обоснованием причин;
составляет список участников учредительного собрания и готовит бюллетень для рейтингового голосования;
готовит порядок проведения учредительного собрания.
Слайд 19Обнародование информации о подготовке учредительного собрания
Орган власти обязан обнародовать на своем
веб-сайте и другим приемлемым способом:
сведения о составе инициативной группы, фамилию, имя, электронный адрес, номер телефона ответственного лица;
дату, время и место проведения учредительного собрания;
список участников учредительного собрания (желательно с информацией о деятельности ИГО и биографической справкой делегированного представителя);
порядок проведения учредительного собрания;
протокол учредительного собрания, сведения о составе общественного совета.
Слайд 20Основные направления взаимодействия структурных подразделений по вопросам взаимодействия с общественностью с
общественными советами
информирование общественного совета о деятельности соответствующего органа власти;
привлечение к выработке решений;
реагирования на замечания и предложения относительно деятельности органа власти;
консультирование по проблемным вопросам в деятельности общественного совета;
методическая помощь.
Слайд 21Механизмы участия общественных советов при органах власти в формировании и реализации
государственной политики
участие в организации и проведении органом власти консультаций с общественностью;
рассмотрение вопросов, касающихся деятельности органа власти;
проведение общественной экспертизы деятельности органа власти;
проведение антикоррупционной общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов;
организация и проведение публичных мероприятий для обсуждения актуальных вопросов развития административно-территориальной единицы;
осуществление общественного контроля за учетом органом власти предложений общественности.
Слайд 22Общественный совет в соответствии с возложенными задачами:
готовит и представляет предложения в
ориентировочный план проведения консультаций с общественностью;
готовит и представляет органу предложения по организации консультаций с общественностью;
представляет органу обязательные для рассмотрения предложения по подготовке проектов нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной политики в соответствующей сфере, совершенствования работы органа;
проводит общественную экспертизу и общественную антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов;
осуществляет общественный контроль за учетом органом предложений и замечаний общественности
информирует в обязательном порядке общественность о своей деятельности, принятых решениях и их выполнении;
собирает, обобщает и представляет органу информацию о предложениях общественных организаций по решению вопросов, имеющих важное общественное значение;
организует публичные мероприятия для обсуждения актуальных вопросов развития отрасли или административно-территориальной единицы;
готовит и публикует ежегодный отчет о своей деятельности.
Слайд 23Общие положения по обеспечению органом власти взаимодействия с общественным советом
председатель ОС
включается органом власти в состав ее коллегии;
с ОС взаимодействуют все подразделения органа власти.
структурное подразделение, ответственное за налаживание взаимодействия с общественностью, координирует эту работу;
определяется конкретный работник подразделения, ответственного за взаимодействие с общественностью, осуществляющего коммуникацию с ОС;
орган власти обеспечивает ОС помещением для проведения ее заседаний и средствами связи, предоставляет членам совета право доступа в установленном порядке к помещениям администрации;
два раза в год целесообразно проводить встречу председателя с общественным советом.
Слайд 24Участие общественного совета в организации консультаций с общественностью
Орган публичной власти:
предоставляет ОС
проекты нормативно-правовых актов, которые нуждаются в обсуждении, и информационно-аналитические материалы к ним (п. 8 Порядка проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики);
приглашает представителей ОС принять участие в рамках консультаций с общественностью;
обеспечивает рассмотрение предложений общественного совета.
Слайд 25Кроме того, орган власти может привлечь общественный совет для:
распространения информации о
начале обсуждения среди ИГО, заинтересованных сторон;
подготовки предложений по уточнению перечня социальных групп населения и заинтересованных сторон, которых следует привлечь к проведению консультаций с общественностью;
приглашения участников публичного мероприятия;
подготовки информационно-аналитических материалов;
сбора и обобщения предложений общественности, их анализа и подготовки предложений относительно путей учета.
Слайд 26Информационное сопровождение органом власти работы общественного совета
создает и постоянно сопровождает на
своем официальном веб-сайте отдельную рубрику "Общественный совет", в которой обязательно размещается информация о:
учредительных документах общественного совета;
составе общественного совета;
руководящий состав общественного совета;
планы работы общественного совета;
отчеты о работе общественного совета;
протоколы заседаний общественного совета;
принятые общественным советом решения;
новости общественного совета;
контактные данные общественного совета.
Слайд 27Содействие проведению общественной экспертизы деятельности органов власти
Общественная экспертиза деятельности органов исполнительной
власти - является составной частью механизма демократического управления государством, который предусматривает проведения ИГО оценки деятельности органов исполнительной власти, эффективности принятия и выполнения такими органами решений, подготовку предложений по решению общественно значимых проблем для их учета органами исполнительной власти в своей работе.
Слайд 28Основные нормативно-правовые акты
Постановление Кабинета Министров Украины от 5 ноября 2008 г.
№ 976 «Об утверждении Порядка содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти ».
Внутриведомственные распорядительные документы: приказы, поручения, распоряжения.
Слайд 29Обратиться с запросом на проведение общественной экспертизы могут
Институты гражданского общества:
1) общественные
организации;
2) профессиональные и творческие союзы;
3) организации работодателей;
4) благотворительные и религиозные организации;
5) органы самоорганизации населения;
6) негосударственные средства массовой информации;
8) и другие непредпринимательские общества и учреждения, легализованные в соответствии с законодательством.
2.Общественные советы.
Слайд 30Орган исполнительной власти способствует ИГО в проведении общественной экспертизы в случае
поступления от него письменного
запроса с указанием:
наименования ИГО, сведения о легализации, местонахождения и электронного адреса (при наличии);
предмета и цели общественной экспертизы;
перечень документов и других материалов, необходимых для проведения общественной экспертизы;
адреса, по которому направляется ответ на запрос, или фамилии, имя и отчество лица, уполномоченного получить такой ответ, ее контактного телефона и электронного адреса (при наличии).
Слайд 31Составляющие приказа (распоряжения) о проведении общественной экспертизы
Фамилия, имя, отчество и должность
лица (лиц), ответственного (ответственных) за обеспечение взаимодействия с ИГО во время проведения общественной экспертизы.
Решение о создании рабочей группы для подготовки материалов с привлечением представителей ИГО, которые инициировали проведение общественной экспертизы.
Перечень мероприятий, которые будут осуществляться с целью подготовки материалов, которые будут предоставляться ИГО.
Задания относительно размещения на официальном веб-сайте органа власти информации о поступлении запроса относительно проведения общественной экспертизы и мероприятиях, осуществленных с целью содействия ее проведению.
Слайд 32Содержание приказа (распоряжение) о проведении общественной экспертизы доводится до сведения института
гражданского общества, которое инициировало проведение общественной экспертизы, в течение трех дней с момента его издания.
Информация о поступлении запроса относительно проведения общественной экспертизы и мероприятиях, осуществленных органом власти с целью содействия ее проведению, в недельный срок размещается на официальном веб-сайте органа власти.
Слайд 33Орган власти подает ИГО необходимые материалы или заверенные в установленном порядке
их копии с учетом требований и срока, определенных Законом Украины «Об информации» (см. также Закон Украины «О доступе до публичной информации»).
Должностные лица органа власти не должны препятствовать проведению общественной экспертизы и вмешиваться в деятельность ИГО, в частности связанную с проведением общественной экспертизы.
Слайд 34Орган власти после поступления экспертных предложений по результатам общественной экспертизы:
размещает
их в недельный срок на официальном веб-сайте;
рассматривает их на ближайшем заседании коллегии с участием представителей ИГО, проводивших общественную экспертизу.
В случае если коллегию не образовано, экспертные предложения рассматривает руководитель органа власти в двухнедельный срок при участии представителей ИГО, проводившего общественную экспертизу;
Слайд 35Орган власти после поступления экспертных предложений по результатам общественной экспертизы:
3) по
результатам рассмотрения экспертных предложений орган власти разрабатывает и утверждает приказом (распоряжением) мероприятия, направленные на их реализацию.
Предложения, предоставленные ИГО по результатам проведенной общественной экспертизы, учитываются органом власти во время подготовки программ социально-экономического развития, государственных целевых и региональных программ, формирования бюджетов соответствующего уровня, решения вопросов текущей деятельности.
Мероприятия, направленные на реализацию экспертных предложений, должны быть конкретизированными, содержать ответственных исполнителей и сроки выполнения.
Слайд 364) в десятидневный срок подает институту гражданского общества, который проводил общественную
экспертизу, письменный ответ о результатах рассмотрения экспертных предложений и мероприятиях, направленных на их реализацию;
5) одновременно размещает соответствующую информацию в СМИ и на собственном официальном веб-сайте;
Орган власти после поступления экспертных предложений по результатам общественной экспертизы:
Слайд 37Орган власти после поступления экспертных предложений по результатам общественной экспертизы:
6) направляет
в письменной и электронной форме Секретариату Кабинета Министров Украины для размещения на правительственном веб-сайте "Гражданское общество и власть«следующие материалы:
информацию о наименовании, фамилию, имя, отчество руководителя, почтовый адрес, контактные данные ИГО, проводившего общественную экспертизу, предмет и сроки ее проведения;
экспертные предложения, представленные ИГО по результатам проведенной общественной экспертизы;
утвержденный органом власти меры по реализации экспертных предложений;
ответ институту гражданского общества о результатах рассмотрения экспертных предложений и меры по их реализации.